Credo quia absurdum Верую, ибо абсурдно

Автор:"Галилеянка".

Credo quia absurdum ("Верую, ибо абсурдно").
вера в сердце?

Знаменитое латинское высказывание, приписываемое Тертуллиану, отражает, по сути, ключевую идею христианства касательно сущности веры: вера выше знания. Этот фидеистический* аспект Церкви, проповедующий примат веры над разумом, способен отпугнуть любого здраво и логически мыслящего человека, не говоря уже об Иудеях, которые понимают подлинную сущность вещей, их духовный корень и взаимодействие в человеческом разуме и душе.

* Фидеизм (от лат. fid;s — вера) — философское учение, утверждающее главенство веры над разумом и основывающееся на простом убеждении в истинах откровения. Существенной частью фидеизма является алогизм.

Христианскую веру можно охарактеризовать скорее как религиозное самовнушение, на что христиане оппонируют: "самовнушение идет от разума, а вера - еще и от сердца". Но что такое: вера в сердце?! Каковы ее характеристики и где критерий ее истинности с точки зрения Всевышнего?

Б-г предупреждает: Иер. 17:9,10 "Сердце (человеческое) лукавее всего и оно неисцелимо; кто может познать его? Я, Г-сподь, проникаю сердце, испытую почки, чтобы воздать каждому по поступкам его, по плодам деяний его".

Становится ясно, что нельзя полагаться на свое сердце, особенно в том, что касается духовных вопросов и взаимоотношений со Всевышним. Христиане, и особенно женщины, склонны руководствоваться скорее своими эмоциями, нежели оперировать конкретными фактами. На самом деле, это очень опасная тактика. Должен быть баланс между знанием и верой.

Р. Акива Татц: "Абсолютно слепая вера без всякого намека на доказательство, знание - лишена смысла. В Торе концепция веры предполагает верность тому, что истинно, а не чему-то воображаемому. ... Истина, правда, не обязательно ведет к вере, верности этой правде. Для такой тесной связи нужен труд души. Даже при самой кристально чистой ясности и самых глубоких знаниях нет гарантии, что эта ясность и эти знания будут выражены в вытекающих из них действиях. Такой гарантии попросту не бывает. Нужен труд. Человек должен усердно тренировать свои качества характера, развивать его, приучать себя подчиняться правде, а не своим страстям и эмоциям. ... Вера живет в знании. Вера должна быть познана; ее надо прожить; она должна потеснить саму жизнь. Лишь тогда она станет источником рождения; она должна знать, что избавление придет. ... Если правда Б-жественного обещания действительно существует, вера может говорить о выполнении этого обещания в настоящем времени. Только вера, произрастающая в среде знания, может довести нас до цели. "А праведник будет жить своей верой". Действительно, будет жить, и только верой" (читать полностью).

Знаменитую фразу К. Маркса (хотя, до него эту идею высказывали и другие философы) - "религия опиум народа" - можно отнести в первую очередь именно к христианству, которое утверждает, что вера необходима для "спасения". Христианская религия действительно является опиумом, болеутоляющим средством для людей, которые используют свою веру исключительно для того, чтобы получить "билет в рай". Чарльз Кингсли, один из основоположников христианского социализма, заявил: "Мы используем Библию просто как справочник констебля или как дозу опиума, успокаивающего перегруженное вьючное животное – чтобы поддерживать порядок среди бедных". Страдая на земле, христиане надеются на вечные наслаждения в раю. Спасение от ада и вечное блаженство после смерти - цель христианской веры, в то время как цель иудаизма - исправление людей и всего мира, инициирующее общее конечное избавление человечества.

На самом деле, любая вера произрастает из знания. Христианская вера основывается на знании о триедином боге и его влиянии на жизнь христианина. Без этого знания, без знания об Иисусе и духе святом, который, якобы, взаимодействует с христианином, никакой веры бы не было. Проблема в том, что источник подобного знания весьма сомнителен, и поэтому такая вера является скорее самовнушением. Когда человек узнал и принял определенного бога, он автоматически будет приписывать все духовные переживания и процессы, происходящие в его душе, именно влиянию этого конкретного божества, основываясь на полученных (от других людей) знаниях о нем. Христианин безосновательно уверен, что все свои "откровения" он получает от Б-га, даже если они противоречат объективной Истине Торы. На самом же деле, эти "откровения" являются плодом его собственного разума, руководствующегося уже заложенными в него знаниями о христианском боге, а также они являются переработкой этих знаний с учетом его личного духовного опыта и личностных характеристик.

Иов 21:22,23; 27,28 "Сблизься же с Ним — и будешь спокоен; чрез это придет к тебе добро. Прими из уст Его Закон и положи слова Его в сердце твое. Если ты обратишься к Вседержителю, то вновь устроишься, удалишь беззаконие от шатра твоего. ... Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои. Положишь намерение, и оно состоится у тебя, и над путями твоими будет сиять свет".

Итак, в чем суть? Сближение с Творцом происходит исключительно на основе принятия Его Торы, заповедей, которые отпечатываются в сердце и исполняются искренне. Знание воли Всевышнего является основой истинной веры в Него. Без этого знания, христианская вера, утверждающая, что верит в Истинного Б-га, но не готовая соблюдать заповеди Его - лишь самообман. Даже в НЗ написано: Иак. 2:17,18 "Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих." О каких делах речь? О соблюдении заповедей Б-жьих, конечно же.

Практически каждый человек во что-то или в кого-то верит, и испытывает определенные религиозные переживания, однако, эти переживания ни в коей мере не могут являться мерилом истины или доказательством того, что тот, в кого этот человек верит - Истинный Б-г. Человеческое сердце никак не может являться достоверным критерием, и никакие душевно-эмоциональные и даже экстатические переживания не будут свидетельствовать о том, что человек, переживающий их, служит Всевышнему, а не очередному идолу. Любой язычник, прыгающий у костра, приносящий человеческие жертвы своему богу и крепко верящий в него, может заявить: "я имею веру в сердце". И он действительно чистосердечен в своем исповедании. Так же и христианин вполне искренне заявляет, что в его сердце "живет Иисус" и "дух святой руководит им". Но с точки зрения всеобъемлющей Истины Всевышнего, подобная вера, в основе которой не лежит знание об Истинном Творце и Его Откровении - бессмысленна. С таким же успехом любой может заявить, что "в его сердце живет бог Мумба-юмба и его дух действует в нем", однако, для Иудея, или другого Б-гобоязненного человека такая вера лишена всяческого смысла, а потому абсолютно бесполезна.

Послушного Б-гу человека не назовешь "перегруженным вьючным животным", которому необходим опиум, затуманивающий разум, для поддержания слепой "веры в сердце", не основанной на Истине. Нет. Вера такого человека, которая зиждется на подлинном знании, которое Творец миров открыл о Себе на Синае, является основанием его жизни и праведности, и тем, чем в конечном итоге он будет жив. Р. Акива Татц: "Синай был Истиной, не подлежащим сомнению откровением. И в ходе этого откровения евреи получили первую заповедь Торы — заповедь веры: "Я — Б-г, и вы обязаны всегда быть верными Мне". Рамбан говорил: "Глаза наши и сердца наши должны быть там (на Синае) всегда". Истина, правда — это начало; вера — последующий труд души".

Рав Ефим Свирский

"Третья заповедь. Вот ее полная формулировка: «Не произноси Имя Всевышнего, твоего Б-га, впустую, ибо не простит Всевышний того, кто произносит Имя Его впустую». Обратите внимание, до сих пор порядок заповедей выглядел логично с философской точки зрения. В первой («Я — Б-г») Всевышний представился нам, повелев при этом, чтобы мы знали, что Он в принципе существует. Со второй заповедью тоже все ясно. Она вытекает из первой: Всевышний не только существует, Он — Един, и нет на свете иной силы, кроме той, которая исходит из Единого Б-жественного Источника. Отсюда следует, что нам нельзя обожествлять, т.е. возводить в абсолют, иные силы, поклоняясь им как идолам. Иначе даже самые великие идеи (демократия, свобода) могут превратиться из блага в проклятие. Короче говоря, до сих пор цепочка заповедей выглядела логично. Но третья заповедь очевидным образом выпадает из общего строя. В самом деле, если спросить несведущего человека, какое наставление должно следовать после двух первых по степени важности, то он наверняка назовет что-нибудь вроде «не убивай». Так почему же третье место среди Десяти заповедей выделено для такой «частности», как «не произноси Имя Всевышнего напрасно»?

Прежде чем искать ответ на этот вопрос, отметим, что в формуле Третьей заповеди приведены два Имени Всевышнего: Ашем (четырехбуквенное обозначение) и Элоким. «Ашем» означает меру бесконечной доброты, милости Всевышнего; «Элоким» — меру суда и справедливости. Третья заповедь призывает нас не произносить напрасно эти два Имени. Она обращена как к религиозным, так и к светским людям. В самом деле, если ты религиозный еврей, надеваешь тфилин и ежедневно молишься, обращаясь к Всевышнему по Имени, но при этом плохо обращаешься с людьми, т.е. не проявляешь ни справедливости, ни милосердия, присущих Его Именам, то грош цена твоей религиозности, и ты произносишь Имя Всевышнего попусту, всуе. Но эта же заповедь не «щадит» и светских. Многие из них говорят сегодня, что верят в Создателя. Последние социологические опросы показывают, что среди нашей алии (евреев, репатриировавшихся в Израиль) очень мало убежденных атеистов, отрицающих существование Единого Творца. Как мы уже говорили, Б-г нынче в моде.

Но многие из тех, кто верит во Всевышнего «в душе» и «носит Его в сердце», не считают нужным исполнять Его указания. Они сами для себя решают, «что такое хорошо и что такое плохо», когда и каким образом следует проявлять доброту и справедливость и т.д. Даже если предположить, что эти светские люди не нарушают Второй заповеди, т.е. не возводят себя в ранг Всевышнего, то с исполнением Третьей заповеди у них явно не все в порядке. Ведь заявление «Я верую в Творца» накладывает огромную моральную ответственность. Впрочем, эти слова надо объяснить. Дело в том, что иудаизм дал миру то, что называется этическим монотеизмом. И если первые две заповеди непосредственно связаны с категорией монотеизма, то Третья заповедь относится именно к этике; по крайней мере, из нее вытекают все дальнейшие моральные заповеди: «не убивай», «не укради», «не возжелай» и пр. Поэтому одной «веры» мало. К ней нужно добавить конкретные действия, исполнение указаний, полученных от Того, в Кого веришь. Иначе все разговоры о том, что «вера в сердце и душе», лишаются всякого смысла".


Рецензии