Подставление второй щеки, или христианская утопия

Автор:"Галилеянка".

Иосиф Телушкин пишет:

"Поскольку Иисус в общем исповедовал фарисейский (раввинский) иудаизм, большая часть его учения совпадает с еврейскими библейскими и фарисейскими верованиями. Есть, однако, ряд оригинальных учений, приписываемых Иисусу в Новом Завете, которые отличаются от иудаизма. Конечно, трудно установить, являются ли эти заявления его собственными или лишь приписываются ему.

1. Иисус прощает все грехи. "Сын человеческий обладает властью прощать грехи" (Матфея 9:6). Даже если приравнивать Иисуса к Б-гу (что само по себе является ересью для иудаизма), уже одно это заявление является радикальным отходом от принципов иудаизма. Как уже отмечалось, даже сам Б-г не прощает все грехи. Он ограничивает свою власть и прощает лишь те грехи, которые совершены против Него, Б-га. Как указано в Мишне : "День искупления предназначен для искупления грехов против Б-га, а не грехов, совершенных против людей, за исключением тех случаев, когда пострадавший от грехов твоих был ублаготворен тобою" (Иома 8:9).

2. Отношение Иисуса к плохим людям. "Не оказывай сопротивления злому человеку. Напротив, если кто ударит тебя по правой щеке, подставь ему и левую" (Матфея 5'38-9). И далее: "Возлюби врагов твоих и молись за твоих притеснителей" (Матфея 5:44). Иудаизм, напротив, призывает оказывать сопротивление пороку и злу. Ярким примером тому в Библии является поведение Моисея, убившего египетского рабовладельца за то, что тот издевался над рабом-евреем (Исход 2:12). Вторым часто повторяемым примером из пятой книги Моисеевой является заповедь: "!Рука свидетелей должна быть на нем (злом человеке, творящем зло перед очами Господа Б-га) прежде всех, чтоб убить его, потом рука всего народа; и так истреби зло из среды своей (Второзаконие 7:17). Иудаизм также никогда не призывает возлюбить врагов людей. Это, однако, не означает, вопреки утверждению новозаветного Матфея, что иудаизм призывает ненавидеть врагов (Матфея 5:43). Это означает лишь призыв к справедливости по отношению к врагам. Еврей, например, не обязан возлюбить нациста, как того требовала бы заповедь Матфея. Иисус сам во многих случаях отступал от своих собственных заповедей и принципов (например, в главах Матфея 10'32, 25:41)и, практически, ни одна христианская община за всю историю христианства не смогла полностью следовать принципу "непротивления злу" в повседневном поведении. Принцип непротивления злу не является нравственным идеалом. Лишь одна из христианских групп - свидетели Иеговы - проводит этот принцип в жизнь более или менее успешно. Возможно, поэтому члены общины свидетелей Иеговы, будучи узниками в фашистских концлагерях, были назначены эсэсовцами в качестве парикмахеров. Нацисты верили в то, что свидетели Иеговы не причинят им зла (не прибегнут к насилию), когда будут брить усы и бороды фашистским охранникам и прочим убийцам (см. в книге Эвелин ле Шен Маутхаузен, изд-во Факенхам, Норфолк, Великобритания,1971, стр. 130).

3. Иисус утверждал, что люди могут прийти к Б-гу только через него - Иисуса."Все передано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыт" (Матфея 11:27). Это в корне отличается от иудаизма, где каждый человек имеет прямой доступ к Б-гу, ибо "Б-г с теми, кто взывает к Нему" (Псалом 145:18). В христианстве только верующий в Иисуса может прийти к Б-гу. В иудаизме любой человек может приблизиться к Б-гу, для этого не обязательно быть евреем".

Лично мне хотелось бы особо отметить абсурдность идеи "подставления второй щеки". К подобному мог призывать лишь тот, кто абсолютно не разбирается в человеческой психологии и духовных законах мироздания.

По сути, в основе данного принципа лежит идея... нет, не всеобщей любви, а всеобщей безнаказанности, которая, как известно, приводит к умножению преступлений. Непротивление злу насилием порождает еще большее насилие и беспредел!

Когда человек, применяющий физическое или моральное насилие над ближним, не получает соответствующий отпор, он полностью уверяется в собственной правоте и вседозволенности. Как говорится, распоясывается всё больше и больше. Таким образом, грешат уже два человека - тот, кто проявляет непосредственное насилие, а также тот, кто не препятствует этому насилию всеми возможными способами, т.е. вместо того, чтобы "подставлять вторую щеку", не ставит противника на место (в рамках допустимого Торой, безусловно).

В этой связи, Петер Аппел пишет: "В чем же основная причина сложившегося в мире катастрофического положения? Причин много, но, с моей точки зрения, основная и главная сформулирована еще в Торе: «Милосердный к жестоким - жесток к милосердным». Евреи это усвоили давно. Думаю, сегодня основная причина деградации и начавшейся гибели цивилизации в том, что вытекает из этого положения — в ложном понимании людьми понятия гуманизма, ложном понимании либерализма, ложном понимании политкорректности, ложном понимании, что такое сама цивилизация, ее подмены пустословной глупой образовальщиной, противоречащей природе человека и всего живого. С грязной водой выплеснули и ребенка. Жизнь - это борьба за существование. Такова природа человека - почитайте социобиологию. Добро само по себе с неба не падает. Добро - это борьба со злом. Тот кто хочет избежать этой борьбы, пытаясь добиться добра трусостью, одним увещеванием, уступками, закрыванием глаз, подставлением щек — занимается самообманом, витает в розовых воображаемых облаках мечтаний, а на деле преступник, поскольку только способствует распространению зла на земле и его победе. Учение, согласно которому если тебя ударили по одной щеке, подставь другую - утопия, не соответствующая природе человека, очень вредная утопия. Оно порождено в значительной степени осознанием, что жизнь одна, неповторима, и поэтому ради нее человек может идти на все. Ради ее сохранения, улучшения, личного удовлетворения (что прагматично), ему все средства хороши, всё допустимо: и подставлять другую щеку, и нарушать 10 заповедей, и быть подлецом..."

Человек, подставляющий "вторую щеку" - не умножает добро, а культивирует зло! Он практически такой же преступник, как и тот, кто бьет его по щеке. Возможно, сегодня злодей только бьет, а завтра, если его не остановить - начнет убивать.

Лично я уверилась в абсурдности этого принципа именно в результате как личного общения с христианами, так и стороннего наблюдения за их поведением. Даже светский, нерелигиозный сегмент человечества давно пришел к осознанию того, что попустительство никогда до добра не доводило.

Главный же парадокс, и главная беда в том, что именно поведение христиан, носителей принципа "поставления щеки", абсолютно не вписывается в этот концепт ни с какого боку. С одной стороны, их скудные попытки "подставить щеку" приводят лишь к беспределу и умножению зла (человек, позволяющий относиться к себе как к груше для битья будет считаться "лохом", а его противники будут распоясываться еще сильнее). А с другой стороны, многовековая тактика агрессивного поведения христиан по отношению к оппонентам (даже из числа собратьев) просто не позволяет им "подставлять вторую щеку" своим, раньше физическим, а ныне - идеологическим противникам. Но это тоже не выход, поскольку "отпор" должен производиться исключительно в рамках заповедей Торы, которыми христиане не руководствуются, проявляя чрезмерную и недопустимую агрессию и унижение оппонентов.

"Мораль сей басни": принцип "подставления второй щеки" увеличивает число преступлений и преступников.


Рецензии