Числа и идентичность. Глава 30

1. В прошлой главе (глава 29) мы обсудили правостороннюю парадигму проксимономики BCH (от латинского proximus ближайший) внутри морфономной контекстной группы BDC смысловых парадигм идентичности в качестве отображения традиционного местного и домашнего патриархального уклада старого рабовладельческого Юга, который подвергся разрушению в последние два десятилетия существования южного рабства в результате взлета мировых цен на хлопок (в связи с промышленной революцией и развитием текстильной индустрии в Европе и США)и роста цен на рабов.

2. Конечно царившие до этого на Юге патриархальные нравы не стоит идеализировать. В них тоже хватало жестокости, предрассудков и несправедливости. И тем не менее они нередко давали рабам защиту от абсолютного произвола рабовладельцев в той мере в какой эти рабовладельцы были готовы позаботиться о собственной репутации в глазах местного общественного мнения и придерживаться неписаных правил этики взаимной лояльности, осуждавших необоснованную жестокость и пренебрежение к здоровью, благополучию и чувствам рабов ради страсти к наживе.

3. Ухудшение положения рабов в результате распространения неограниченной власти денег и "короля хлопка" отмечал и сам Джон Браун. В интересных воспоминаниях о встречах с Джоном Брауном во время событий в Канзасе, опубликованных в журнале Atlantic Monthly (декабрь 1879) мемуарист Уильям Филлипс передает размышления старого аболициониста на эту тему.

2 июля 1856 г. капитан Джон Браун навестил меня в Восточном доме в Лоуренсе, штат Канзас. Он оставил свой отряд из 22 человек в лагере на Вакерузе в нескольких милях от города..В мае Лоуренс (оплот противников рабства ЛБ) был разгромлен и отель Свободный штат и типографии подверглись обстрелу и были сожжены.Начиная с этого времени почти каждый день происходили стычки или бои.Отряды вооруженных людей, принадлежащих к обеим сторонам, разъезжали по всей окрестности. Сначала сторонники рабства имели перевес, но потом капитан Браун захватил Пейт после ожесточенной борьбы и враг потерял часть своей артиллерии во Франклине и когда дело приняло иной оборот, армия США появилась на сцене под предлогом необходимости поддержания мира (в этот период власть в Вашингтоне принадлежала сторонникам Юга ЛБ)...

Я видел его в его лагере, видел его в полевых условиях и он всегда оставался для меня загадкой, странным сочетанием энтузиазма и холодной, методической непоколебимости, как вулкан под снежной шапкой. Он рассказывал мне о своем опыте занятий торговлей шерстью и производством товаров в Огайо и о своих путешествиях в Европе. Я вскоре обнаружил, что его интересы были направлены скорее в военную, чем в коммерческую сторону...Он смотрел на происходящие политические перемены, как на простые предвестия или дополнения к более важным событиям в будущем. Для него принципы значили все, а люди ничего (характерное полемическое заострение рассказчиком тенденции левосторонней этики солидарности придавать особое значение контекстному полю общих принципов А, хотя портрет Брауна в этих воспоминаниях остается в целом положительным ЛБ).

В тот день я собирался поехать с другом из Лоуренса в Топеку, но он предложил мне подождать до вечера и отправиться с ним и он настолько интересовал меня, что я согласился...Отряд поднялся на холм...мы молча заняли место во главе маленькой колонны, он дал команду к маршу...люди поели из тех запасов, которые у них были и я получил от капитана свою порцию...мы поместили наши седла близко друг от друга, так что наши головы были на расстоянии всего нескольких футов...Он был также мало расположен спать как и я и мы говорили или вернее говорил он, ибо я говорил достаточно, чтобы поддерживать разговор. Я скоро обнаружил, что он имел основательные познания в астрономии и он объяснил мне многие детали в звездном небосводе над нами. Он указал на разные созвездия и их движения.... В своем обычном настроении этот человек казался таким суровым, закостеневшим и мало впечатлительным, когда я впервые познакомился с ним, что я никогда не мог бы подумать, что за холодной внешностью скрывается такая поэтическая и импульсивная натура.

Шелест ветра в прериях был для него полон голосов и звезды, сиявшие в Божьем небе, казалось вдохновляли его. "Как замечательна симметрия небес, как она величественна и прекрасна. Все движется согласно высшей гармонии в Божьем управлении. А у нас бедных все не так..."

Он обсуждал обе стороны противостояния в Канзасе. Он с горечью говорил о сторонниках рабства. Он говорил, что рабство пачкает все и делает людей жестокими и грубыми. Но и сторонники свободного штата были предметом его строгого порицания. Он говорил что у нас много благородных и настоящих людей, но что на нашей стороне также много изворотливых политиков из старых штатов. Эти люди, сказал он, скорее готовы принимать резолюции, чем действовать, и критикуют тех, кто занимается реальной работой. Доверять профессиональному политику, продолжал он, нельзя никогда, потому что даже если у него есть принципы, он всегда готов пожертвовать ими ради собственной выгоды.

Одной из наиболее интересных вещей из того, что он говорил этой ночью...было его восприятие наших форм социальной и политической жизни. Он полагал, что общество должно быть организовано менее эгоистическим образом, ибо, когда материальные интересы получают преобладание за счет обожествления чистой эгоистичности, мужчины и женщины от этого много теряют (это свидетельство дает интересное подтверждение факта критики Брауном характерного для рыночных обществ уклона личности С в сторону отдельного, личных проектов и интересов на линии АВ в ущерб общим принципам СА и альтерономным взаимным обязательствам на трансцендентной левой вертикали AD ЛБ)Он говорил, что все великие реформы подобно христианской религии основаны на широких, благородных, самоотверженных принципах...но в нашей стране рабство было "суммой всех мерзостей" и его отмена первым и наиболее существенным делом. Если американский народ не соберется с духом и не покончит с ним быстро, человеческая свобода и республиканская вольность скоро будут пустым звуком в этих Соединенных Штатах...Самая важная беседа из тех которые я вел с ним, которая имеет историческое значение, была последней. Она состоялась в том же году когда произошло дело в Харперс Ферри (1859 г. ЛБ), но за несколько месяцев до этого... Он очертил историю американского рабства с его истоков в английских колониях...Затем рабство стало более выгодным и в связи с этим выросло желание распространять и усилить его. Положение порабощенных негров постоянно ухудшалось и деспотическая необходимость более жестокой системы постоянно давила на угнетенных рабов. Те права, которые у них были у них постепенно отняли. Небольшое домашнее счастье и независимость у них забрали...Постепенно основанные на рабстве денежные интересы взяли государственную власть. Общественное мнение противное рабству было запрещено (на Юге ЛБ). Южные политики стали пропагандистами рабства, а северные политики взялись им подыгрывать и укорачивать свои требования."и теперь,-продолжал он-мы достигли той точки, где только война может решить этот вопрос".

4. Таким образом выдвинутая Брауном вперед этика солидарности, которую мы проанализировали в 27й главе была не столько альтернативой этике лояльности, сколько ее заменой, в особенности для той значительной части подневольного черного населения которую охватившая южных рабовладельцев в этот период горячка спекуляции и необузданной жажды обогащения лишила даже той скромной и ограниченной защиты, которая была доступна в рамках этики лояльности. Теперь раб воспринимался многими хозяевами просто как вещь, которую при необходимости можно было продать, при этом хорошо заработав и избавившись от лишних хлопот.

В следующей 31й главе мы посмотрим на эту ситуацию глазами современника, северного архитектора и журналиста Фредерика Олмстеда, в 1852-1856 гг. совершившего ряд поездок по южным штатам и рассказавшего о своих впечатлениях в опубликованных накануне Гражданской войны книгах, написанных на основании его путевых дневников и репортажей.


Рецензии