Числа и идентичность. Глава 31

1. В предшествующих главах мы обсудили динамику развития южного общества накануне гражданской войны и прежде всего разрушение парадигмы домашнего рабства, проксимономики СBH в результате хлопкового бума, сопровождавшегося ростом цен на рабов и связанной с с этим бумом частичной интеграции южного общества в мировой рынок. Благодаря многочисленным свидетельствам очевидцев и прежде всего репортажам Фредерика Олмстеда мы можем наглядно представить себе этот процесс.

2. В истории американской культуры Фредерик Олмстед (1822-1903)занимает выдающееся положение прежде всего как архитектор, специализировавшийся на планировании парков и знаковых  элементов городской застройки включая и столицу страны Вашингтон. В его архивах в Бостоне хранится около миллиона планов, зарисовок и т. д. Фактически именно Олмстед создал в Штатах профессию ландшафтного архитектора.

3.. Но до того как вплотную заняться ландшафтной архитектурой Олмстед успел сменить несколько профессий. С детства он привык к путешествиям, в 1843/44 гг. после нескольких лет изучения инженерного дела он совершает поездку в Китай, где правительство после поражения в опиумной войне с Британией, стало понемногу открывать страну для западных миссий и торговли. В 1850 г. он отправляется в Англию, где изучает английское искусство ландшафтной архитектуры. Но Олмстеда в 1850е гг. особенно занимает вопрос южного рабства.

4. Олмстед в эти годы был умеренным критиком рабства и надеялся на его постепенное исчезновение. Однако углубленное изучение Юга убедило его в необходимости более решительного подхода к этой проблеме. Если Хижина дяди Тома действовала на массы и взывала к чувствам, спокойные, вдумчивые репортажи  Олмстеда внимательно читались политиками и образованной элитой Севера. Они повлияли на выработку республиканской программы, с которой Линкольн в 1860 г. пошел на выборы и стал президентом.

5. Историки признают первостепенное значение книг Олмстеда как источника по истории развития и настроений предвоенного южного общества. Во время гражданской войны Олмстед возглавил санитарную службу северной армии, где проявил себя как способный, добросовестный организатор, много сделавший для помощи раненым солдатам и для победы севера. К середине войны он был на грани нервного истощения от огромного напряжения связанного с этой работой.

6. В последние годы войны он отвечал за крупнейшее в стране месторождение золота в Калифорнии, недавно пережившей золотую лихорадку и оставил немало материалов о развитии западных штатов, эмиграции туда из Китая, межрасовых отношениях и т.д. И только после войны он получил возможность полностью сосредоточиться на любимой ландшафтной архитектуре, создал свою фирму и занимался этим делом почти 40 лет.

7.Во втором томе моей книги Время смыслов, посвященном в основном истории США накануне Гражданской войны, читатели могут найти гораздо более подробный матричный анализ и обсуждение текстов Олмстеда и их социально исторического контекста. Здесь я ограничусь лишь несколькими наиболее характерными выдержками и примерами из его книги (1856) о поездках в южные штаты на восточном побережье США (и прежде всего в Виргинию).

8. Первое, что поразило Олмстеда, уже на поезде из Вашингтона в столицу Виргинии Ричмонд это близкие и неформальные отношения между двумя расами.

Из окна можно было видеть много основательно построенных старых плантаторских домов, в основном стоящих в роще белых дубов на каком нибудь холме (поезд того времени двигался очень медленно, так что Олмстед мог близко наблюдать местность и людей ЛБ)...более общим типом жилья белых были хижины из бревен или плохо подогнанных досок с кирпичным дымоходом, все в очень запущенном и грязном состоянии. Свиньи, собаки и черные и белые ребятишки, все вместе копошатся перед дверьми на земле. Я был поражен близким сожительством и общением белых и черных, негритянки держали на руках вместе черных и белых младенцев; белые и черные дети играли вместе,(но не ходили вместе в школу так как законы рабовладельческих штатов запрещали учить рабов грамоте ЛБ), черные и белые лица вместе высовывались из дверей, чтобы посмотреть на проходящий поезд. Хорошо выглядевший, хорошо одетый и вежливый цветной молодой человек сидел в вагоне вместе с белым человеком на одном сиденье. Я полагаю,что белый человек был его господином, но из них двух был гораздо менее похож на джентльмена....Сегодня,увидев даму с семьей,вошедшую в вагон на станции и заметив, что она ищет места, где все они могли бы сидеть вместе,я встал и предложил ей свое место, вокруг которого было несколько других не занятых мест. Не поблагодарив меня она приняла приглашение и немедленно посадила на предложенное ей место здоровую негритянку,а сама уселась рядом и посадила остальных членов ее  компании перед собой. Эта компания состояла из белой девочки, вероятно ее дочери и умной и очень хорошенькой девочки мулатки. Они все вместе разговаривали и смеялись и девочки ели конфеты из одной обертки с фамильярной близостью и интимностью, которая вызвала бы удивление,если не явное неудовольствие в почти любой случайной компании на Севере. Хотя негры здесь несомненно рабы,создается впечатление, что предполагаемая естественная антипатия белой расы к общению с ними здесь утрачена. (Olmsted 1856,18).

9. Перед нами явно не Юг конца 19/середины 20 века с его жесткой расовой сегрегацией, а совсем другая бытовая культура в которой неформальное семейное межрасовое общение в рамках домашней проксимономики BHC является центральным фактом повседневной действительности.

10. Действительно в первой половине и середине 19 века расовая сегрегация была широко распространена именно в северных штатах, где время от времени случались и погромы или массовое изгнание местного свободного цветного населения. Во время одного из таких погромов в Филадельфии в 1834 г. "толпа, по свидетельству одного из очевидцев, демонстрировала более чем дьявольскую жестокость, избивая и калеча некоторых из старых,заслуживающих доверия и ничем не провинившихся черных с дикостью,превосходящей все,на что, как мы полагали, способны люди" (цит по Nash 1998, 347).

11. А в некоторых штатах  (Иллинойс, тот самый штат, где проходили первые этапы политической карьеры Линкольна, Огайо) даже проживание свободного цветного населения было запрещено местными законами.Накал расистских настроений во многих городах среднего Запада и Северо Востока США был очень высок, даже в период Гражданской войны.Вот как описывается эта ситуация в одном из современных американских курсов по истории США: "В пяти северных штатах черные не могли свидетельствовать против белых или быть присяжными. В большинстве штатов обе расы были полностью разделены. Черное население во все возрастающей степени должно было довольствоваться отдельными, худшего качества местами в вагонах, на пароходах в больницах, тюрьмах и других заведениях.В некоторых штатах они могли посещать общественные здания только как слуги белых людей. Они сидели на "негритянских скамьях" в церкви и принимали причастие только после того, как белые покинули церковь…большая часть северных церквей не была настроена к приему черных в качестве полноправных членов" (там же 350).

12. В 1833 г. в Коннектикуте (один из штатов относительно прогрессивной Новой Англии)женщина квакер Крэндол открыла школу, в которую пригласила и цветных девочек. Что тут началось!"Враждебно настроенные местные жители приставали и оскорбляли учащихся и учителей, отказывались продавать им еду и не давали доступа к медицинской помощи и к церковным службам. Проповедники нападали на усилия Крэндол, а местные жители залили навоз в колодец, принадлежащий школе, подожгли школу, и тараном разрушили ее стены. Крэндол арестовали и после двух судебных процессов, на которых провозгласили,что свободное черное население не имеет гражданских прав,она бросила свое дело и переселилась в Иллинойс" (там же 351).

13. На среднем Западе в том же Иллинойсе, Огайо или в недавно созданном штате Индиана ситуация была ничем не лучше, если не хуже, чем на Востоке. Вот как оценивал положение свободного черного населения в Индиане один из местных журналистов в 1854 г.: Они (афроамериканцы) "постоянно подвергаются оскорблениям и издевательствам при путешествиях и повседневных занятиях и практически исключены из всех социальных предпочтений и христианского общения" (цит. там же).

14. Разделение на "своих" (G) и "чужих" (Е)внутри переживающего интенсивные социальные сдвиги общества и культуры (а именно таким было американское общество на Севере и на Западе в этот период массовой иммиграции и переселения на новые только что отнятые у индейцев территории) не только не уменьшается, но даже усиливается из за ослабления традиционных надличностных регуляторов поведения (таких как существующие местные обычаи и нормы, религиозные заповеди и др.) и очень ограниченного характера и влияния властных политических структур (на государственном и местном административном уровне)на общественную динамику.

Мы продолжим обсуждение свидетельств Олмстеда в следующей главе. 


Рецензии