Салют, Пионерия! Как это было

       Пионерское движение являлось важной частью жизни советского молодого поколения. Основной целью пионерии было воспитание детей в качестве граждан, полностью преданных коммунистической партии и советскому государству. 21 января 1924 года, в день смерти Ленина, решением ЦК РКСМ пионерской организации было присвоено имя Ленина, а в марте 1926 года установлено официальное название — Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина. Это название сохранилось до конца её существования. Бывшие члены пионерской организации вспоминают о ней по-разному. Чьи-то воспоминания более яркие, кому-то запомнилось лишь само принятие в пионеры, а кто-то и вовсе ничего интересного не припоминает.
         Валентина Александровна, 68 лет:
          - Из пионерских мероприятий хорошо помню, как мы собирали макулатуру и металлолом. Макулатуру собирали  по домам: просили у людей старые газеты, журналы. Раньше много периодики выписывали. Металлолом находили дома по подвалам, огородам, собирали на улицах.
Частым событием были однодневные походы. Брали с собой что-нибудь перекусить, мячи для игры и отправлялись в лес недалеко от города. Играли в разные игры, природу изучали, дышали свежим воздухом, а вот в речку очень редко пускали – с нами только одна учительница была или пионервожатая, да и нам было-то лет 10-11.
Неотъемлемой частью пионерии для меня стали пионерские лагеря! В них я провела почти всё своё детство! Путёвки в лагеря покупали родители, но они были очень дешёвые. Самое яркое, потрясающие воспоминание - это, конечно, пионерские костры: романтичная атмосфера, песни под гитару. Да, вот это было действительно здорово!
       Татьяна Яковлевна, 65 лет:
       - Для меня самым волнительным событием за всё время, что я была пионером, стало само принятие в пионеры. Помню, как задолго до мероприятия, мы учили клятву, решали на советах отряда, кого брать в пионеры, а кого не брать. Когда приходило время, а именно 22 апреля (День рождения В.И.Ленина), нас собирали в актовом зале, строили, и после произнесения клятвы, старшеклассники поздравляли нас и надевали нам новые, отглаженные красные галстуки. В пионеры, кстати, в нашем классе приняли не всех, отбор осуществлялся в основном по качеству учёбы.
        А вот какими воспоминаниями поделился Валентин Давыдович Динабургский  (Почетный гражданин г.Брянска), 94 года: «Ничего в магазинах не было. Мать моего школьного товарища купила четыре пионерских галстука. Они стоили по двадцать копеек штука. И сшила нам роскошные, как мы считали, плавки. Мы гордо пошли на Десну купаться, и это был единственный поход. На нас, конечно, донесли, и на следующий день  выперли из пионеров. И в комсомол меня, понятно, не взяли. Ну, а в партию меня, красного командира уже на войне записали».
        Пионерское движение в советское время было сильно политизировано. Именно из-за этой особенности случались такие ситуации:
       Сергей Михайлович, 55 лет:
        - В пионеры меня не приняли вообще. Получилось так потому, что я однажды отрицательно выразился по поводу Великой Октябрьской Социалистической Революции. Я сказал, что, так как я из старого дворянского рода (бабушка под старость разоткровенничалась), революция моей семье была не нужна, напротив, из-за неё мы потеряли всё, что у нас было. Мне официально отказали в приёме в пионеры на линейке.Следующим летом я поехал в лагерь, где за активное участие в лагерной жизни и различных мероприятиях, я был принят в пионеры. На этом история не закончилась. Когда на следующий год я гордо пришёл в школу в пионерском галстуке, была собрана линейка, на которой с меня при всей школе сорвали галстук и объявили, что я самовольно пытаюсь примазаться к пионерской организации. Позже, когда пришли документы из лагеря о том, что я уже полгода пионер, никто извиняться передо мной не стал, да и линейку тоже не собрали, просто тихо в кабинет директора вызвали и надели галстук без всяких объяснений.
Я считаю, что пионерию, как некое патриотическое движение молодёжи, нужно возродить в наше время, если только сделать его не таким политизированным, принимать в подобные организации всех, кто хочет. Патриотическое воспитание нашим детям необходимо.
        Николай Георгиевич, 43 года:
        -Учился я тогда очень хорошо. Наверное, именно поэтому в пионеры меня принимали торжественно на площади Ленина. Всё было очень красиво и официально, детей немного было, видно только отличников собрали. Особенно активно в пионерской жизни я не участвовал. Хотя сначала даже какое-то время был председателем совета отряда. Помню, важно было научиться правильно завязывать галстук, как мы говорили, «подушечкой». Я думаю, что сегодня детские и молодёжные организации нужны. Но  пионерское движение в наше время было во многом формальностью, и такого повторять не нужно.
        Так или иначе, пионерия оставила след в жизни каждого гражданина бывшего СССР, и для большинства из них остаётся одним из светлых символов детства!


Рецензии