Параграф 75. Наследуется ли интеллект

Автор текста – Анисимова Е.С.
Авторские права защищены. Продавать текст нельзя. Курсив не зубрить.
Замечания можно присылать по почте: exam_bch@mail.ru
https://vk.com/bch_5

ПАРАГРАФ 75.
«Наследуется ли интеллект».

Содержание параграфа:
75. 1. Наследуется ли интеллект.
Почему гены влияют на интеллект.
75. 2. Зачем человечеству генетическое разнообразие.
Что следует из генетического разнообразия человечества:
Как появляются изменения в генах и генетическое разнообразие?
75. 3. Значение наследственности и среды в возникновении болезней.

75. 1. Наследуется ли интеллект

То, что интеллект (его уровень) наследуется, доказывается тем фактом, что –
чем больше сходство генотипа – тем более похожие результаты люди показывают в тестах на IQ.
(Это не значит что люди с одинаковым IQ – родственники.)

У однояйцевых близнецов одинаковость IQ
(между одним близнецом в паре и другим)
обнаружена в 85% случаев.
Другими словами, коэффициент корреляции интеллекта и родства (сходства генотипа) – 0,85.
Это очень высокий показатель.
И, как известно, именно у однояйцевых близнецов генотип одинаков или почти одинаков,
так как они развиваются из одной и той же зиготы с одним и тем же геномом (набором генов).

При развитии (онтогенезе) организмов их геномы могут в некоторой мере меняться
под влиянием факторов окружающей среды, а так же по «внутренним причинам».
Кроме того, даже при абсолютно одинаковых геномах
фенотипы носителей одинаковых генотипов могут отличаться
из-за различности условий – всей совокупности факторов, которые влияют на организм.
А уровень интеллекта – это один из фенотипических признаков.

У родных братьев и сестёр IQ одинаков в 50% случаев.
Другими словами, коэффициент корреляции интеллект и родства (сходства генотипа) – 0,50.

У приёмных детей сходство с IQ родных детей в семьях обнаружена в 25% случаев.
Это может указывать на то, что воспитание (в широком смысле, то есть условия развития ребёнка) тоже играет существенную роль в развитии IQ.

Нужно отметить, что
генотип определяет не уровень интеллекта взрослого человека,
а только изначальный ПОТЕНЦИАЛ интеллекта –
то есть то, насколько высоким может оказаться уровень интеллекта.

Реализация этого изначально потенциала, определённого генотипом,
зависит от условий развития организма и личности,
начиная с момента образования зиготы.

Уровень интеллекта взрослого человека – это ФЕНОТИПИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК,
и, как любой фенотипический признак, он зависит:
и от генотипа, и от условий развития.

Поэтому уровень интеллекта человека с обычным генотипом
может оказаться выше, чем уровень интеллекта человека с генотипом гения,
если генотип гения не смог реализоваться в фенотипе
из-за вредных условий
из-за плохого питания матери и стрессов при беременности,
грубого или невнимательного обращения с маленьким ребёнком,
дефицита общения со старшими,
дефицита грамотных развивающих действий родителей и учителей,
а также собственной пассивности и лени потенциально гения.

Яркий пример недореализованности –
это дети-маугли, которые при обычном здоровье и скорее всего при нормальном изначальном потенциале и генотипе:
не только не умеют разговаривать, но не могут и научиться этому,
поскольку «момент упущен» –
то есть тот период в развитии, когда они могли бы научиться говорить, как обычные дети.
Ведь детьми-маугли становятся не те дети, которые изначально расположены к олигофрении,
а обычные дети, у которых просто нарушены УСЛОВИЯ развития.

В случае с детьми-маугли нарушение заключается в том, что
в нужный период развития они не общались с людьми,
не слышали человеческую речь и т.д.,
не имели тех социальных контактов со старшими, которые нужны для нормального развития ребёнка и его превращения в обычного человека, а не маугли.

Если на развивающийся организм действуют какие-то вредные факторы,
то уровень интеллекта может быть ниже, чем мог бы быть при данном генотипе.
Это трагедия, когда уровень развития сильно отстаёт от того, каким мог бы быть при данном генотипе.
И тем более при генотипе, мог бы привести к появлению гения в благоприятных условиях.

Поэтому задача людей – создать оптимальные условия для развития интеллекта детей,
чтобы добиться максимальной реализации потенциала, определённого генами.

Точно неизвестно, у кого из детей генотип гения,
даже если известен интеллект их родителей,
поэтому воспитывать всех детей можно так, словно у всех у них потенциал гениев – хуже не будет.
Лучше так, чем пропустить какого-то гения.
Конечно, при этом нельзя переутомлять детей и подвергать их физическое здоровье риску из-за перегрузок.

Некоторые распространённые факторы, которые препятствуют реализации потенциала, определённого генами см. в приложении к параграфу 75.

Почему гены влияют на интеллект.

Потому что интеллект зависит от работы нервных клеток,
от числа отростков нервных клеток,
от свойств нервной ткани, от её химического состава,
от концентрации нейромедиаторов,
от числа и свойств рецепторов нейромедиаторов.

Всё это зависит от свойств белков организма,
а свойства белков конкретного организма зависят от генов, кодирующих эти белки.
75. 2. Зачем человечеству генетическое разнообразие.

В чём заключается генетическое разнообразие человечева?
У всех людей гены человеческие.
Гены, кодирующие у разных особей конкретный белок, похожи
(то есть имеют похожие последовательности нуклеотидов в ДНК).

Но у разных людей эти гены (кодирующие один и тот же белок)
могут отличаться на один или несколько нуклеотидов –
это называется одиночным и олигонуклеотидным полиморфизмом.
(Полиморфизм – это множество и разнообразие «форм»).

Две разные формы одного и того же гена, отличающиеся одним или несколькими нуклеотидами, называются АЛЛЕЛЯМИ.

Генетическое разнообразие человечества заключается в том, что
один и тот же ген у разных людей
может иметь отличия в последовательности нуклеотидов,
то есть в том, что в популяции
есть множество аллелей одного и того же гена,
то есть в том, что существует нуклеотидный полиморфизм.

Что следует из генетического разнообразия человечества:

то, что из-за разнообразия генов у разных людей в организме разные наборы белков,
а из-за этого есть различия в процессах,
физиологии,
скорости реакций,
типе нервной системы,
группах крови,
строении тела и т.д. То есть отличия в фенотипе.

Таким образом,
генетическое разнообразие человечества –
причина разнообразия фенотипического.

Кроме того,
чем разнообразнее гены в популяции – тем больше вероятность,
что среди генов найдутся такие,
которые дадут возможность выжить хотя бы некоторым особям
при изменении условий существования.

В этом значение генетического разнообразия человечества.
Поэтому биологически неверно считать, что есть лишние, не ненужные, вредные гены,
а также неверно считать, что есть нации, чьи гены хуже.
Или что есть высшие расы и низшие расы.

Неизвестно, какие гены помогут человечеству выжить при изменений условия существования.
Такими спасительными генами могут оказаться даже «вредные» гены, которые способны приводить к заболеваниям. –

Например, есть гены, при мутации которых гомозиготы страдают от серповидно-клеточной анемии.
Но гетерозиготы (то есть люди с обычным геном и с мутантным геном)
с точно такой же мутацией
имеют преимущество перед обычными людьми
(гомозиготами, у которых нет этой мутации ни в одном гене, ни в обоих) –
у гетерозигот с такой мутацией выше шансы выжить при малярии.

Другой пример.
Есть гены, при мутации которых у гомозигот
(то есть людей, у которых есть мутация в обоих экземплярах гена)
возникает заболевание тяжёлое заболевание КИСТОФИБРОЗ (муковисцидоз) – п.110.
Но гетерозиготы с точно такой же мутацией (у которых мутация в одном из двух экземпляров генов) чаще обычных людей выживают при холере.

Напоминание.
Многие гены в организме представлены всего двумя «экземплярами» -
один от матери из яйцеклетки, а второй от отца из сперматозоида.

Эти два экземпляра гена могут быть оба обычными (среднестатистическими),
могут быть оба мутантными (то есть существенно отличающимися от обычных),
а бывает, что один экземпляр – обычный, а второй – мутантный.

Если оба экземпляры (материнский и отцовский) нормальные,
то человек – гомозигота по обычному гену
(по отдельному конкретному гену: по другим генам генома человек может быть гетерозиготой).

Если оба экземпляра данного гена – мутантные, то
человек – гомозигота, у которого оба экземпляра гена мутантные.
Если один экземпляр – обычный, а второй – мутантный,
то человек – гетерозигота по данному гену.

Мутантные гены обычно хуже, чем «нормальные»
(в том смысле, что приводят к развитию заболеваний,
особенно у людей, у которых оба экземпляра гена мутантные, то есть у гомозигот с мутацией).
Но изредка бывает и иначе – что мутантный ген лучше среднестатистических. Благодаря этим редким полезным мутациям происходит улучшение вида (в том смысле, что повышается жизнеспособность), то есть эволюция.

Как появляются изменения в генах и генетическое разнообразие?

Под влиянием ряда факторов:
радиации,
ряда химических веществ,
из-за рекомбинации в мейозе,
из-за встраивания в ДНК вирусных ДНК и копий собственных генов и т.д.– см. п.79.
Затем определённые изменения передаются потомкам,
если особь с этими изменениями жизнеспособна,
сохраняются или не сохраняются при естественном отборе.
 
75. 3. Значение наследственности и среды в возникновении болезней.

Вклад наследственности (генов) и среды
в развитие заболеваний (патологии) бывает разным,
это зависит от конкретного заболевания.

1. Есть заболевания, которые не возникают, если на организм не действует определённый внешний фактор.
Например, лучевая болезнь не возникает, если человек не получил большую дозу радиации.

Такие болезни можно считать стопроцентно обусловленными влиянием среды.

Но и тут есть нюанс. Лучевая болезни не возникает без облучения,
но и не все облучённые одинаково реагируют на одинаковую дозу облучения –
кто-то погибнет раньше, а кто-то позже или намного позже. –

Это зависит от особенностей организмов людей, обусловленных их генетическими отличиями.
Например, от качества генов, кодирующих антиокислительные ферменты (п.27):
чем активнее эти ферменты, тем дольше проживёт человек после облучения.

2. Есть болезни, которые, наоборот, развиваются,
какими бы ни были условия среды,
потому что эти болезни обусловлены грубыми дефектами генов.
Эти заболевания можно считать стопроцентно наследственными заболеваниями.
Пример такого заболевания – гемофилия. Пока нет никакого средства избежать этого заболевания.

Но при некоторых наследственных заболеваниях
есть возможность избежать их развития, если принимать специальные меры –
например, избегать фенилаланина при фенилкетонурии (п.68).
Или принимать повышенные дозы витаминов при сниженной активности ферментов. См. п.8 и 57.

3. Остальные заболевания находятся между этими крайними группами заболеваний
(наследственными и не-наследственными).

В патогенезе одних болезней большее значение имеют условия жизни и развития,
а в патогенезе других большее значение имеет наследственность.

Часто имеется наследственная предрасположенность к определённым заболеваниям,
а разовьётся заболевание или нет – зависит от условий жизни, от среды.

Обычно в таких случаях говорят, что
имеется наследственная предрасположенность,
которая реализуется только при неблагоприятных условиях.

Примеры патологий, которые развиваются при наличии предрасположенности в неблагоприятных условиях:
сахарный диабет второго типа (п.103), атеросклероз (п.50), гипертоническая болезнь и т.д.


Рецензии