Человек с постамента
Но рассказать то я собирался не про этих почтенных патриархов. Не совсем о них. Скорее о том, как бывает больно шмякнуться. С возвышенности, где по прихоти обстоятельств оказался.
«Лёд тронулся» немножко раньше, но весной 1986 это стало заметно уже невооружённым глазом. То, что Советскому Союзу оставалось жить пять лет – никто представить конечно не мог. Но старый мир начинал сыпаться в нарастающем темпе и предел обвала пока не просматривался. Наступили новые времена и в художественной жизни Омска. Выразилось это в том что на стены выставочных залов наконец то было нахлобучено то, что годами и десятилетиями лабалось по подвалам и мастерским. Под трёхтопорный Портвейн777 и Агдам. Для своих. А в Омске было на что взглянуть – как не крути, город обладал крепкими традициями и нехилым потенциалом. И тем, кто всё это штукатурил, не было нужды оглядываться на мнение будущего выставкома. Только на Вечность. И вот случилось так, что все эти художества поднялись со дна уже этой весной 86-го года. «На мутной волне горбачёвской перестройки»(гы-гы…). Незамеченным это не прошло. Никогда ещё в истории Омска народ не пёр на художественные выставки толпами. Открытия и закрытия экспозиций доселе проходили лишь в присутствии функционеров СХ, заинтересованных лиц и их родственников. Если автор обладал чинами и понтами – приходила мадам(товарищ) Генова, Начальница Отдела культуры. Не более того. Но столь внушительную толпу народу в зале на обсуждении итогов выставки местного андеграунда я наблюдал только весной 86-го. В узком месте сошлась и официозная номенклатура и вся имеющаяся в наличии околохудожественная богема.
Речи мэтров сводились примерно к следующему – А хрена вы тут вылупились ваще?? Мол, всего этого модернизма и аналитического кубофутуризма мы насмотрелись ещё во времена нашей незабвенной молодости. Сразу после отступления Колчака в направлении Иркутска. И вплоть до того дня, когда партия не придавила его к ногтю и не наступил социалистический реализЬм. Алексей Николаевич Либеров толкнул свою обкатанную речь про Высокую Правду Искусства и про каких то белых гусей на залитой утренним солнцем зелёной деревенской лужайке. Которые хоть и гуси, но не фуё-моё….. А именно эту Духовную правду русского реализма в себе и заключают. Чувствовалось, что большинству присутствующих основные тезисы были много раз знакомы. Но слушали из вежливости. Чем там закончилось с гусями – так и осталось до конца невыясненным. В центр неожиданно вылетел какой то всклокоченный белобрысый юнош, комсомольского вида и возраста. Рявкнул он внезапно и резко:
- Слушайте, Алексей Николаевич!... Шли бы Вы на херрр вместе со своими гусями!!! Вы туго соображаете… Иначе бы поняли, что место Ваше – вон там у стеночки. ВАШЕ ВРЕМЯ КОНЧИЛОСЬ! Отползайте в уголок и наблюдайте за процессом. Только молча.
Закидон приключился диковатый. Благообразному мэтру отвесили звонкую звездюлину. Лично я слегка охренел от произошедшего. Как и большая часть публики. Но раздались аплодисменты… Ошарашенный и бледный Алексей Николаевич проковылял не в уголок, как было предписано… А на выход.
Сценка эта зацепилась занозой и долго не выходила из головы. Отрезок времени протяжённостью в пару месяцев прошёл, прежде чем изложил её одному приятелю. Я в то время исполнял функции художника-оформителя на большом промышленном предприятии. Изображал наглядную агитацию и пособия по ТБ. Из цикла «Не разевай ибало – не лезь куда попало!». А человечек этот был конторским клерком. Вёл социологические исследования и оформлял пролетариат на уборку картошки. Нередко заваливался ко мне в мастерскую потрепаться об отвлечённых абстракциях. У него было высшее филологическое образование и получил он его в том же вузе, откуда вышло почти всё поголовье омских художников. Только их ФилФак находился ниже этажом. С некоторым недоумением он вспоминал, как у них на Факе боролись с пьянством. Заподозрив кого в намерении раскатать бутылку портвешка, администрация тут же принималась гнать подлецов на четвёртый этаж. На Худграф Фак.
- Идите к художникам и там кочегарьте!
- Чё за хрень?! Почему это им можно а нам, филологам, нельзя? Дискриминация!!
- Ну дык они же – художники…
Короче, чувак привык быть в курсе бытия художественной общественности. И сценка с обсуждением кубофутуризма вызвала у него живейший отклик. Только малость не тот, что я ожидал.
- Есть!!! Хоть одному вмазали как подобает… Ты наивно думаешь, что он этого не заработал? Ха! Смишной… Если бы ты знал – скольким людям эти благообразные седые дедушки жизнь переломали… За попытку гнуть свою линию. За нежелание слушать херню про гусей. За абстрактный экспрессионизм. Отсутствие партийности, идейности энд народности. Я многих помню. Кого они с Фака отчалили. В Красную Армию. И в солнечный Афганистан. Исполнять интернациональную задолжность. Сам то я никому ничего не задолжал по интернациональной части. Служил год после филфака. В стройбате на БАМе. Можешь не верить, но прошёл через ад и чудом остался жив. Хоть и с отбитыми внутренностями и язвой желудка. Но до дембеля дотянул… Мне там с порога сержант обозначил: «Высшее образование, бля? Филологическое, нах?! Гыррр!! Год до дембеля? Щазззз! Сдохнешь, мразь, тут у меня. Я позабочусь об том. Восьмикилограммовым карандашом будешь бетон всю зиму ковырять, чтоб не замёрзнуть. И мешочки с цементом из вагона тягать. Но до Омска не доедешь». Но я доехал до Омска, хоть и инвалидом. И вот хрен его знает – чё это мне не жаль… Академика живописи А.Н. Либерова.
И глядя на этого щуплого чувачка в филологических очёчках, типа пенсне, я вынужден был согласиться… Надо было быть упёртым садистом-извращенцем, чтобы целенаправленно швырнуть его туда, где он побывал. Позже, когда рулил несколько лет командой профессиональных грузчиков-стропалей, думал о том, что хрен бы его взял в бригаду, даже если бы он попросился. За полной профнепригодностью. Парнишку этого потерял из виду уже лет 20 тому назад. Но в домашней библиотеке остался его презент – последний том академического собрания Пушкина, с эпистолярным наследием поэта.
Свидетельство о публикации №217060700040
Жалко очкастого филолога.
Гаянэ Добровольская 01.09.2017 21:03 Заявить о нарушении