Урок информатики в советской школе

     Кто-то может возразить, что раньше такого предмета в школах не было. Не знаю, как у вас, у нас он был. По крайней мере – один раз точно. Мы тогда заканчивали третий класс. В один из ясных весенних дней, завершая урок, наша учительница Сталия Булатовна объявила примерно следующее:
     - Дети, принесите завтра в школу счеты, будем учиться считать по- новому.

     Мы все тридцать два человека – шестнадцать мальчиков и шестнадцать девочек дружно прокричали: «Ура!» Нам не надо было объяснять, что такое «счеты» - один такой экземпляр, ростом почти с каждого из нас, всегда стоял рядом с классной доской. Во время перемен мы часто тренировались на нем: щелкали костяшками туда – сюда, раскручивали их ладонями на скорость, соревнуясь сразу втроем или вчетвером между собой. Благо костяшек на счетах было полно и хватило бы на весь класс. Лишь спустя годы я понял, что счеты были прекрасным тренажером для снятия негатива и выплескивания излишней энергии.
 
     В тот раз мы засыпали учительницу вопросами:
     - А можно принести железные счеты?
     - А можно принести деревянные счеты, которые папа сделал сам?
     - А можно принести совсем маленькие счеты? И т.д.

     Сталия Булатовна ответила, что подойдут всякие счеты. Выяснилось, что у всех моих одноклассников дома есть счеты, у некоторых даже по двое. А Ямаев Энгель - любитель прихвастнуть иногда - заявил, что у них дома целых трое счетов: железные, деревянные и плат… плам… пластмассовые. Вот!

     Следующим утром наш класс напоминал колхозный зерноток, где одновременно запустили десяток зерноочистительных агрегатов. Колхозники называли эти агрегаты «Грохотом» из-за их характерного шума при работе. Оказывается, такой же шум и грохот могут исходить от тридцати ученических счетов в руках обычных третьеклассников. При этом кто-то просто щелкал костяшками счетов, кто-то раскручивал костяшки, проводя счетами по парте, а близнецы Лутфуллины катали друг друга по полу между партами, используя как тележку большие деревянные счеты*, привязав к ним веревку.

     Шум прекратился лишь тогда, когда в класс вошла учительница.
     - Все принесли счеты?- спросила она, поздоровавшись с нами.

     Двое из класса не выполнили задание. Сталия Булатовна начала с них.
     - Ямаев, ты почему не принес счеты?
     - Дома забыл…- ответил провинившийся, медленно поднявшись из-за парты и низко склонив голову.
     - А голову ты не забыл дома?- спросила его учительница опять.
     Ямаев еще ниже склонил голову, и не ответил. Следующим был поднят его сосед по парте Сайфиев.

     - Где твои счеты?- задала вопрос ему тоже учительница.
     - Их сломал мой младший братишка…
     - Кхм… Я ведь говорила вам, что учебные принадлежности – не игрушки для маленьких детей... Садись Сайфиев. Ты тоже садись, Ямаев. Девочки, поделитесь кто-нибудь, дайте им счеты, хотя бы одни на двоих,- пусть не сидят на уроке как почетные гости.

     Затем Сталия Булатовна прошлась между партами, проверяя, как остальные справились с ее заданием. Многих она похвалила. Отдельная похвала досталась близнецам Лутфуллиным за то, что они принесли самые большие счеты, которыми было удобно пользоваться. Именно эти счеты учительница выбрала, чтобы показать нам, как с их помощью совершать разные математические действия.

     - Вот это – единицы, это – десятки, это – сотни, - объясняла Сталия Булатовна, стоя у доски со счетами и щелкая их костяшками, начав с самого нижнего ряда,- это – тыся…

     Вдруг неожиданно раздался стук в дверь и в класс вошли два очень серьезных дядьки – сам председатель колхоза Гареев и главный бухгалтер Валеев.
     - Здравствуйте, товарищи! – поздоровался с нами председатель и кивнул своему спутнику. Тот пошел между партами, словно что-то проверяя, как делала до него наша учительница.

     - У нашего бухгалтера пропали счеты,- вполголоса объяснял председатель учительнице,- а мне после обеда надо ехать в райком с квартальным отчетом. Товарищ Валеев – отличный счетовод, мы могли бы ему купить в счет будущего урожая и новый инвентарь, но он привык к своим счетам. На них он может считать даже с завязанными глазами и определять итоговую сумму по звуку костяшек. Мы ничего против вас не имеем, не подумайте. Просто, техничка Рая видела, что ученики из вашего класса вчера играли возле правления колхоза, а окно в кабинете бухгалтерии было открыто, потому как вчера стояла жара. Документы, печать, деньги – все на месте, пропали только старые деревянные счеты. Вот мы и пришли к вам. Надеюсь, пожилая техничка обозналась,- знаете ли, с возрастом зрение у всех ухудшается.

     Между тем бухгалтер Валеев закончил обход класса и с грустным выражением лица приблизился к собеседникам, отрицательно качая головой. Тут его взгляд упал на счеты в руках учительницы и его лицо моментально просветлело.
     - Наше-е-ел!- радостно воскликнул бухгалтер, и тут же устремился к предмету своего обожания.

     Сталия Булатовна густо покраснела и инстинктивно отступила. Но, поняв, что бухгалтер тянется за счетами, быстро отдала их. Заполучив искомое, посетители покинули класс, даже не попрощавшись.

     Подводя итоги того урока, учительница выставила в классном журнале две жирные «двойки» напротив фамилий близнецов. Я твердо убежден, что это были самые первые оценки по информатике во всей бывшей стране Советов.


     *На снимке должны быть те самые деревянные счёты, на которых мог вслепую производить расчёты колхозный бухгалтер Акрам Валиев, и которые помогла сберечь до наших дней его заместительница Зияия Мухаметова.


Рецензии