Переписка с бывшей учительницей-1. 07. 03. 2001 г

                Пятнадцатого июля 2017 года исполнится ровно год, как ушла от нас  моя бывшая сельская украинская учительница русского языка и литературы, а по совместительству,  классный руководитель Плетень Ольга Ульяновна. Всего несколько дней не дожила она до своего 89-летия. Теперь, за полтора месяца  до несостоявшегося 90-летнего юбилея, мне захотелось перечитать её письма ко мне ещё раз. Их, в количестве пятьдесят одного, я бережно храню, как дорогую  реликвию. Написаны они в период с 07 марта 2001 года по 10 июля 2007 года, написаны, когда она проживала в нашем с ней родном селе Малиновка, Гуляйпольского района, Запорожской области. В июле 2007 года её забрала к себе дочь Нила в областной город Запорожье. Увы! Информацию с села, в котором родился и вырос,  я перестал получать. Правда, всего  восемь лет. В августе 2015 года новости с родного села ко мне вновь стали поступать от учительницы той самой школы Северин Надежды Андреевны,  она же моя одноклассница Надя Ткачун, с которой я учился с первого по седьмой классы. Но это уже тема других мемуаров.

            По письмам можно изучать историю обычного украинского села «нулевых» годов двадцать первого века. Сейчас многие гадают на тему:  «Почему в феврале 2014 года на Украине, в самой её столице, случился Майдан?». Из писем очевидца тех предшествующих лет становится ясно, что случился он не просто так. Народ, как говорится, «довели до ручки». Вот и поддержал он Майдан.

             Письмо это ко мне написано было  накануне  8 Марта. Но, читая его, не чувствуешь радости у автора по случаю предстоящего праздника. Радость с её стороны я увидел только в начальных строках: «Прежде всего я очень признательна тебе, что ты при всей своей занятости не забыл, что где-то далеко существует (подчеркнуто) одинокая женщина, которая была когда-то твоей учительницей».

            Нашим классом она руководила при мне только один учебный 1970/71 учебный год.  Выпускала своих  «питомцев» (школа в то время была восьмилетней) Плетень уже без меня. Я находился в это время в российском городе Тольятти и никуда «не выпускался», окончив восьмой класс,  спокойно перешёл в девятый. Потом – в десятый. В Малиновской школе мы "пережили" трёх классных руководителей: одного - с четвертого по пятый класс,  другого – в шестом, третьего в седьмом и восьмом (без меня) классах.

           О первом вообще не хочу вспоминать, ибо воспоминание не очень приятное, о втором, Пелипенко Фёдоре Васильевиче, могу сказать только добрые слова благодарности, как и о третьем – Плетень О.У. Они оказались настоящими Педагогами с большой буквы,  я и сегодня преклоняюсь перед их памятью. Однако Ольга Ульяновна мне  стала самой дорогой  сельской учительницей не только как классный руководитель. В первую очередь, разумеется, как учительница русского языка, ставшего вскоре для меня в жизни родным. Не будь её, не знаю, как бы я «потянул» учёбу в настоящей русской школе после семи лет обучения в украинской? Некоторых моих сверстников родители увозили обратно на Украину. Благодаря  же её замечательному преподаванию своего предмета, я не только «потянул» три последних класса средней школы, но после службы в армии поступил и успешно окончил университет. Российский.

             Пролетели к тому времени три десятилетия, как я в 1971 году расстался со своим классом, со своей любимой учительницей. В 2001 году, когда началась моя регулярная переписка с ней, многое изменилось в жизни и её, и моей, но главное, уже десять лет ( с 1991 года), как между Украиной и Россией пролегла граница. Жизнь  украинцев шла своей дорогой, россиян – своей. Если с приходом в Кремль Владимира Путина Россия стала возрождаться на глазах, то про мою бывшую родину можно сказать словами её второго президента Кучмы: «Украина – это не Россия».  Я же могу добавить: «И слава Богу!», учитывая то, в какой тупик она сегодня зашла. Но началось это не в феврале 2014 года. Гораздо раньше.

              «Молодость хороша тем, что не знаешь, какие испытания готовит тебе жизнь, - пишет 64-летняя бывшая учительница. – Я была молода, счастлива, возле меня были дети, муж, мама, зарплата была приличная, окружена заботой, вниманием. И вдруг всё это валится. И ты один. Есть дети, но жизнь  пронеслась и по ним: суровый закон капитализма (или всех грызи, или в грязи лежи) затоптал многих.»

                Далее она приводит цены, по которым сельчане и она покупали в магазине продукты, сравнивая это с получаемой пенсией. У неё она, как учительницы с большим педагогическим стажем, составляла  115 гривен, но остальные сельские пенсионеры получали значительно меньше (50-60). А цены, действительно, "кусались": «За килограмм сахара – 3 гр., муки – 1 гр. 90 коп., мясо – 20 гр., буханка хлеба – 1 гр.30 коп.». Выяснить стоимость колбасы не удалось, так как пенсионеры вообще забыли её вкус. Но ведь кроме продуктов питания (к счастью, спасал ещё огород) необходимо на зиму, чтобы не замёрзнуть в доме, купить уголь, а он стоил …  200 гривен за тонну. Одной тонны не хватало. И что делать? Спать в шубе? Но и она вряд ли поможет, когда "зуб на зуб не попадает".

            «Думали ли мы, Петя, раньше? – спрашивает меня автор письма, - что  доживём до нищеты, безработицы. … Ну что поделаешь? Нам осталось уже немного». Эти строки читать без слёз нельзя. Потому, что дальше идёт перечисление фамилий учителей, которых уже небыло на то время: её мужа Александра Григорьевича, нашего директора школы, Ивана Фёдоровича Тарасенко, учителя физкультуры,  его жены Марии Павловны, нашего глубокоуважаемого завуча,  Татьяны Андреевны Дахно, первой учительницы моего брата Феди, Ивана Павловича, учителя физики.

            Читал я в письме эти дорогие мне фамилии  учителей, а сам вспоминал последнюю встречу с некоторыми из них в мае 1991 года, во время моей поездки в родное село. Мне повезло тогда встретиться и поговорить с бывшим директором, учителем физкультуры, с Татьяной Андреевной. Как и с самой Ольгой Ульяновной. А вот с бывшим завучем поговорить не пришлось, если не считать мой благодарный монолог у её могилы на сельском кладбище.

         В конце письма Ольга Ульяновна написала пророческие слова: «Неспокойно у нас в стране, страшно, что ждёт нас впереди?». Впереди, как оказалось, ждал Майдан и последующие страшные события, продолжающиеся до сих пор. Я имею ввиду в первую очередь трёхлетнюю войну на Донбассе. И как результат её, блокады, санкции, блокировка сайтов Интернета и так далее. В последующих ко мне письмах тревога бывшей учительницы только нарастала. Но что она могла сделать, являясь живым свидетелей тех событий февраля 2014 года? Она хоть и проживала в Запорожье, но всё, что происходило в Киеве, видела по телевизору. Через два с половиной года её не стало.

07.06.2017 г.

На фото: О.У.Плетень. 1971 год


Рецензии
Сейчас мы видим что и как. Не сладко людям живётся. Спасибо большое!
С уважением -

Ирина Одарчук Паули   12.04.2024 10:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.