Как относиться... эссе

      
         Категории, на которые принято делить посвятивших себя творчеству людей, весьма условны. Начиная от характеристики, человек не лишенный таланта, человек талантливый, очень  талантливый, выдающийся,  и, наконец, гений – все они не имеют четких границ. Нет критериев и все рассуждения об имярек субъективны и большей частью пристрасны. О природе гениальности написано великое множество работ. В том числе профессиональных врачей, психологов, социологов, как правило, выводы их не утешительны. Чаще всего гениальность определяют, как некое психо-генетическую аномалию, своего рода уродство.
 
       Пристальный интерес к людям гениальным при жизни и после смерти позволил составить их подробнейшие биографии, проследить буквально каждый их шаг. Сохранить любую малозначащую бумажку, почеркушку, записку, письмо. С пристрастием покопаться в их грязном белье. В результате почти все известные гении предстают перед нами, этакими малосимпатичными людьми, конфликтными, никак не вписывающимися в среду среднестатистического обывателя.

И они платили обывателем презрением, вызывая еще большее их негодование, а иногда и ненависть. Остановимся только на некоторых поэтах. Ибо если писать о всех (прозаиков, композиторов, ученых, актерах и др.)- трактат будет слишком большим.

        Как пример, большинство гениальных поэтов были бунтарями. Омар Хайям писал крамольные с точки зрения ислама рубаи. Франсуа Вийон был вообще деклассированным элементом Его называют и бродягой и вором и убийцей, хотя биографические сведения о нем (пожалуй единственном из гениев) крайне скупы.

         Джордж Гордон Байрон, совершил инцест с родной сестрой, бесконечно менял любовниц. В конце концов, фактически порвал с высшим светом Англии всякие отношения и как герой сваей поэмы Чайл Гарольд вынужден был уехать в добровольное изгнание.

        Крестьянин по происхождению, шотландский поэт Роберт Бернс писал язвительные эпиграммы о знати. Хотя его печатали и продвигали именно они (знатные).

        Гениальные русские поэты Пушкин и Лермонтов постоянно конфликтовали с царским двором, а порой и всеми окружающими. Были завзятыми дуэлянтами и бунтарями. Мне кажется, Александр Сергеевич не случайно изучал все материалы Пугачевского восстания. Друзья декабристы с трудом «отмазали» его от обвинений в подготовке восстания. А в момент самого восстания у Пушкина было четкое алиби, тоже предусмотренное друзьями.

       В одесской ссылке даже по современным понятиям вел себя безобразно. Солнце русской поэзии соблазнил жену генерал-губернатора графа Михаила Семеновича Воронцова (она родила от него дочь) и на него же написал убийственно презрительную эпиграмму («Полумилорд, полуневежда…»). Гениальные поэты умели и оскорблять наиболее обидно т.е. гениально. Намеренно провалил единственное поручение губернатора, прислав ему издевательский отчет в одной строчке «Саранча летела, летела, все съела и улетела». Не лучше вел себя и Михаил Юрьевич. Не зря его убийцу (Мартынова) многие поддерживали и приветствовали. Да и не понес он никакого серьезного наказания, как и Дантес.

        Более поздние русские поэты в обычной жизни тоже были не подарок. Так Сергей Есенин, признавая это, писал: « Мне осталось одна забава, пальцы в рот – и веселый свист. / Прокатилась дурная слава / Что похабник я и скандадист». А, выходка в доме Асеева (В. Катаев «Алмазный мой венец»)? Очень советую, тем, кто не читал прочесть эту книгу Валентина Катаева.

        А, постоянный эпатаж публики и в быту и в стихах Владимиром Маяковским?
Мне представляется, что к гениям такого масштаба надо относится не как к обычным людям, с бОльшей снисходительностью, чем к людям не столь одаренным. Скажем так, как мы относимся к душевно не уравновешенным, импульсивным, обидчивым.

        Мне могут возразить. Все так, пока это не коснулось тебя лично (не оскорбили или не наступили на ногу). Да, не коснулось. У меня не тот уровень. Опять же, с гениями общаться не приходилось. Но ведь во все времена были  умные люди, которые не обижались на гениев. Без зависти и резких выпадов, ибо этого "добра" они и так хлебают полной ложкой.

        Тот же граф Воронцов не преследовал Пушкина, не вызвал его на дуэль не писал доносов. Он взял, да и признал дочь Пушкина своим ребенком и вырастил и воспитал, как и всех своих родных детей. Он был умный человек, не чета Дантесу, смазливому и недалекому офицерику - карьеристу. Между тем граф (с 1845 князь) не был трусом. Не сомневаюсь, что имел представление об офицерской чести, чувство собственного достоинства. Он участник многочисленных сражений с турками. Георгиевский кавалер. Далее, герой войны 1812 года. Участник Бородинского сражения. При Бородино он отличился защищая Багратионовы флеши, Почти вся его дивизия не дрогнув полегла, а граф был серьезно ранен. Награжден Георгиевским крестом второй степени. Воинское звание генерал-фельдмаршал, придворное – генерал адьютант.
 
        Что в итоге? Да просто все: «Не стреляйте в белых лебедей!» или «Не стреляйте в гениев!».


Рецензии