Дикая розга. Путь к покаянию. Молитва и пост

                МОЛИТВА

            Для меня продолжаются физические испытания, тело бунтует: «То меня ублажали, а теперь не дают мне покоя ни утром, ни вечером» и никак не хочет отдавать захваченную власть. А ожившая душа, с Божией помощью, восстанавливает свое потерянное право на первенство.  Душа молится, позвоночник и ноги просят о помощи,и душа им в ответ: «А Господу легко было на Кресте испить чашу грехов твоих и всего человечества? Придется вам смириться и терпеть, я всю жизнь терпела у вас в плену».
           Надо читать вечером молитвы на сон грядущий, а враг не даёт: то сил нет, то голова болит, то спина, то ноги не стоят, то начинает меня оправдывать: «пожалей себя, сегодня пропусти, не читай», а в другой раз посоветует: «можешь и заболеть, или почитай короткое правило». Либо ум мой начинает водить по лабиринтам: то напоминает о прошлом, то события прошедшего дня, то о еде, то за тысячу километров перенесут, то помысел говорит, что не на месте стоит икона,  что-то лежит не так, и так до конца молитвы, что потом и не помнишь, что читала. Но и на этом враг не останавливается: в другой раз начинает еще и усыплять: глаза слипаются до такой степени, что, стоя готова уснуть. А как только подходишь к концу чтения, сонное состояние тут же исчезает. То же самое происходит и в храме. В итоге ум сделался праздным и бесплодным, а молитва не внимательная и рассеянная.  Рассеянность же – это грех. Она есть потеря внимания, о ней и Спаситель упоминал, когда говорил о семени, падшем при пути, и когда сказал апостолу Петру: "Симоне, Симоне, се сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу" (Лк.22,31) (сеял, т.е. рассеивал). Понимаю, что это труднейший путь и долгий, а кому-то и жизни не хватит. На все воля Божия. Только терпеливым и смиренным Господь дает чистую молитву. К сожалению, у меня нет этих добродетелей.   
         
            А вот что говорят  духовные отцы: «Прожить без молитвы почти всю свою жизнь - дело особенно трудное, потому что это как бы учиться ходить, чувствуя себя взрослым. Как может младенец в вере, едва начавший жить духовной жизнью, сразу пойти, как взрослый, по пути молитвенного делания? Молитва  – это то, что в жизни твоей «не от мира сего».
            Молитва и все в душе твоей, что связано с ней, это будет одно. А мир со всеми мирскими делами – это другое. Ты почувствуешь такую перемену в твоей жизни, что ты и представить себе не можешь. Человек, молящийся и не молящийся – это люди двух разных миров. В начале молитва даст тебе прежде всего это основное чувство, что ты по «эту сторону», где Церковь, на узкой дороге, в ином Царстве, а не с ними, там, по другую сторону, в царстве во зле лежащего мира. Понемногу войдешь в слова молитвы. Ведь они не от головы созданы, а от жизни. За ними стоит подвиг, сокрушение о грехах, борьба со страстями, вера, надежда, любовь, благодатное озарение, жизнь о Духе Святом. Молитва сердечная есть дар Божий, приобретаемый трудом терпения и очищения сердца. Нужно молиться просто; Господь видит и знает все, ценит намерения и подает нужное, когда Ему угодно. Не верь плоти своей, угрожающей тебе несостоятельностью во время молитвы: лжет. Станешь молиться – увидишь, что плоть сделается покорною твоею рабой. Молитва и её оживит. Помни всегда, что плоть лжива».
           В первые годы тяжело было прочитывать правила, каноны, Последование ко Святому Причащению, акафисты: слова непонятные, да еще ударение надо правильно ставить. Например, в воскресной школе я узнала о том, что когда читаешь молитву Святому Духу, в ней есть слова «Душе истины» - здесь в слове «Душе» ударение надо ставить на «у», если же поставишь на другую гласную, то этим совершаешь страшный грех, произносишь хулу на Святую Троицу и молишься диаволу. До чего же надо быть внимательной, следить за каждым произнесенным словом.               
            Господи! согрешила рассеянной и невнимательной молитвой. Когда нахожусь телом в доме или в храме, душою же пребываю в другом месте, то оглядываюсь по сторонам и назад, то рассматриваю людей и тут же осуждаешь зрением - бесы одолевают. Господи Иисусе Христе, прости меня грешную. Милостивый, научи меня молиться, Сам во мне молись, не дай ворам подкапывать мой дом, да будет воля Твоя.            
            
            Господь учит нас молитву совершать перед зажженной лампадой и свечой, а женщине с покрытой головой. "Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытой головой? –говорит апостол Павел" (1Кор.11,13). Перед святыми иконами с  поклонами душа с молитвой оживает. Молитва питает ее, если человек постоянно будет обращать свой ум к Богу. «Без смирения, - говорит святитель Феофан Затворник, - нет истинной молитвы. Молитва покаянная мытаря: «Боже, милостив, буди мне грешнику!» прошла небеса и оправдала его. Смиритесь перед Господом, и вознесет вас (Иак.4,10), сеявшие со слезами будут пожинать с радостью (Пс.125,5)».
            Иисус Христос сказал: "Просите, и дано будет вам" (Мф.7,7,8).   
            «Какое сокровище – молитва! - говорил праведный Иоанн Кронштадтский. - Ею все можно выпросить от Господа, все получить, всякое благо, победить всякое искушение, всякую беду, всякое горе». "Все возможно верующим!"(Мк.9,23).               
            И я видела, что сотворила молитва Екатерины, с которой познакомилась в самой первой моей поездке в Дивеево. Она вымолила в слезах мужа у святых в паломнических поездках. Екатерина была безработная, и когда она подошла к отцу Анатолию за благословением, чтобы найти работу, он тут же предложил ей свободное место повара в трапезной. Она приняла волю Божию, стала работать в храме, и мама помогала ей. Готовили они от души и очень вкусно. И в этом храме Екатерина нашла свою вторую половину, священника Александра. Но их счастье было омрачено приговором врачей: "У вас не будет детей". Но Господь решил по Своему - вопреки медицинскому диагнозу у них растут два сына. Огромная радость за них переполняет наши души.
           Слава Тебе, Господи! Что человеку невозможно, Богу все возможно.               
           Среди верующих, мы часто обращаемся друг к другу за помощью: помолиться не только за своих родных и близких, но и за тех, которые нуждаются в молитвенной поддержке. И какую силу имеет молитва - эта безценная помощница, особенно, когда за человека молятся несколько человек не только дома, но и в храме.               
               
                П О С Т

           Адам и Ева через вкус и вкушение были изгнаны из рая. Поэтому всеми святыми отцами и предписывается начинающим благочестие прежде всего воздержание вкушения. Пост, - учит Церковь, - не только содействует особому самочувствию, он не только одно из могущественных средств в борьбе со страстями, он, подобно молитве, воздвигает новую разделяющую преграду между твоей духовной жизнью и жизнью мирской.
          Он уже поставляет тебя вне мирской жизни, где пост нелеп и почти смешон. Они – едят всё. И в Великий Четверг, когда совершается Тайная вечеря и предается Сын Человеческий. И в Великую Пятницу, когда слышите плач Богоматери у Гроба распятого Сына. И в день погребения. Для них не существует ни Христа, ни Богоматери, ни Тайной вечери, ни Голгофы. Какой же у них может быть пост?
          Верующие почти не вкушают пищи в эти дни, потому что духовная жизнь поглощена памятью о страстях Христовых.               
          Святые учат, что пост и молитва в единении есть сильное оружие на диавола. Ибо пост без молитвы может превратиться в изнурительную «диету», а молитва без поста дается очень трудно: плотское начало в насыщенном тяжелой пищей теле подчиняет себе душу. Чревоугодие, это – лакомство, объедения и пьянство. О таких людях, которые выше всего ставят чувственные удовольствия от еды и пития апостол Павел говорит, что "их бог – чрево" (Флп.3,19). Не соблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние, особенно от роскошной и сытой еды.
          Сам Господь в Евангелии говорит о действенности этого оружия: "Сей же род (то есть бесовский) изгоняется только молитвой и постом" (Мф.17,21). Как Господь сорокадневным постом в пустыне победил врага-искусителя, так и мы, подражая Ему, можем научиться побеждать свои дурные наклонности, свои вредные страсти.
          Покаяние без поста немыслимо. Хотя пост по наружности кажется законом для чрева, но, в сущности, он есть закон для ума и сердца. Это доказывается жизненным опытом человека, на котором основана и притча Христа Спасителя о блудном сыне. Пока блудный сын не стал лишать себя роскошной пищи, за неимением средств не начал питаться пищей животных, сердце его было непреклонно, ум мечтателен и весь он нецеломудренен, ленив, уныл, тщеславен и горд. Только пост образумил его… Как говорит святитель Василий Великий: «Истинный пост есть устранение от злых дел. Сколько отнимаете от плоти, столько придаете душе, чтобы сиять ей в духовном здравии, потому что не телесными силами, но постоянством души и терпением в скорбях одерживается победа…
          Пресыщение – начало всякого вреда. Ибо вместе с роскошью, пьянством и всякого рода лакомствами тотчас возникают все виды скотской невоздержанности. Впрочем, пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей, - потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Разрешай всяк союз неправды. Прости ближнему оскорбление, прости долги. Не в "судех и сварех" поститься. Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечером, но тратишь день в судебных местах».
          Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются дьяволу, который, хотя ничего не ест, однако же не перестает грешить. Душа уготовляет, а тело исполняет.
         
          А сколько искушений возникает в период постов? То неотложные дела появляются, то в день причастия с раннего утра или накануне вражья сила просто сбивает с ног, выпуская свои стрелы по больным местам, то всякие препятствия чинит в делах, то не дает молиться.
          Господи, согрешила, чревоугодием, не соблюдала ни постов, ни постные дни - среду и пятницу, проводя эти дни по-скотски: в праздности за столом со спиртным, с музыкой, песнями и танцами, и даже ела продукты из крови животных.
          Спаситель, прости великую грешницу, спаси Свое погибшее создание от чревоугодия, дай мне силы любить Тебя, чтобы могла сказать Тебе: «Господи, Ты дал мне пищу, я Тебя благодарю, но я готова от нее отказаться ради Тебя, потому что люблю Тебя больше этой еды, люблю Тебя Самого. Если завтра Ты не дашь мне еды, все равно буду Тебя любить. Если мне придется умереть с голоду, если на это будет воля, то приму эту волю Твою Святую с покаянием, с раскаянием за грехи мои, со смирением и с любовью к Тебе, потому что знаю, что Ты любишь нас и уготовал нам лучшую участь, чем та, в которой так хотела наесться и напраздноваться.         
      
           Лукавый ненавидит человека за то, что тот занял его место возле Бога . Находясь в непрестанной ненависти к Богу, он желает перетянуть на свою сторону как можно больше людей, чтобы в очередной раз похвалиться перед Богом о своей мощи и хитрости, о противоборству Его Промыслу. Поэтому, когда человек, идя к Богу, начинает молиться и соблюдать посты, он становится врагом лукавого. В результате лукавый усиливает брань и искушения, пытаясь довести человека до того состояния, когда человек скажет: «Почему это сосед живет припеваючи, ни разу не придя в Церковь, а я стал причащаться – и у меня все пошло кувырком. Раз Бог мне не помогает, значит Его нет!» Тем самым человек признает свое поражение от сил зла. В результате человек начинает жить жизнью, где нет ни Бога, ни Церкви, этому бесы очень радуются и даже покровительствуют таким людям.
           Пример из Ветхого Завета – житие Иова Многострадального, в день памяти которого родился наш святой многострадальный Царь, при правлении которого искушению подвергся весь народ. Там яркий пример искушения человека бесом – с попустительства Бога. Жена Иова говорит ему: «Ну, видишь, как ты Бога прогневал, похули Его и умри спокойно».
           Святые отцы нам говорят, что на правом плече у нас всегда находится Ангел-Хранитель, а на левом – тоже постоянно – лукавый искуситель.
           Господь сотворил нас свободными, по образу и подобию Своему, потому Он никогда не скажет: «не делай того-то и того-то…».
           А вот дьявол свободен нашептывать нам любые мысли и они, эти мысли, воспринимаются как свои.
           И вот у человека зарождается греховная мысль (особенно в пост, когда много запретов). И если он не отгоняет эту мысль молитвой и смирением, то лукавый начинает ему нашептывать: «Ну что же ты, ничего страшного, такой маленький грешок. Не согрешишь – не покаешься… Посмотри, вон другие люди еще больше грешат и в почете ходят. А у тебя это разве грех? - Это и грехом назвать нельзя! Давай быстрее делай, а то потом будет поздно».
           Когда мы соглашаемся с лукавым и совершаем этот грех, то он сразу меняет тактику. Он тут же начинает внушать тебе: «Что ты наделал, что ты натворил! Как ты теперь пойдешь на исповедь! Какими глазами на тебя посмотрит священник! Нечего в Церковь ходить, дома молись – и так спасешься!»
           И горе нам, когда мы с этим соглашаемся.   


Рецензии
Галина, добрый день. Прочитала три главы. Вроде и знакомо все, но так хлестко, открывая всю суть, до меня не доходило. Читаю и понимаю свою ужасающую греховность. Прости меня, Господи. Галина, благодарю Вас. Всех благ Вам. С добром,

Людмила Алексеева 3   27.03.2019 11:28     Заявить о нарушении
Спаси Господи, дорогая Людмила, что Вы находите время, читаете и откликаетесь. И Вам всех благ и здоровья.

Галина Николаевна Николаева   27.03.2019 14:39   Заявить о нарушении