Параграф 99 3. Биохимия счастья

Автор текста – Анисимова Елена Сергеевна.
Авторские права защищены. Продавать текст нельзя.

Курсив НЕ НУЖНО зубрить.

Замечания и отзывы можно прислать по почте: exam_bch@mail.ru
https://vk.com/bch_5

Здесь приложение к параграфу 99.
Это не нужно зубрить и рассказывать на экзамене.
Этот текст для тех, кому он интересен.
Для тех, кого интересует психология, психиатрия, депрессии, суициды и их профилактика.
Для тех, кому интересно, почему люди бывают несчастливы при благополучении и счастливы при неблагополучии.
Как помочь людям обрести душевное равновесие.

Биохимия счастья и несчастья.
Механизм радости. (Основы).

Один из эффектов эндогенных опиоидов (эндорфинов и т.д.)
– это возникновение ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ
в ответ на полезные для организма действия (еда, сон, секс и т.д.).
Этот эффект назвали «положительным поощрением»,
то есть поощрением за что-то положительное. При этом поощрение – в форме хорошего настроения, а что-то положительное – это, как уже сказано, всё, что способствует выживанию организма (в норме).

В положительном поощрении участвуют не только опиоиды, но и ряд других гормонов,
которые условно называются гормонами счастья. Примеры – серотонин (п.63), дофамин (п.63, 105).

Совокупность гормонов счастья и белков, которые обеспечивают их работу (ферменты синтеза, рецепторы, белки СТС п. 92 и т.д.), называется СИСТЕМОЙ ПООЩРЕНИЯ (СП).

Считается, что для того, чтобы человек мог чувствовать радость, счастье и даже просто иметь ровное терпимое настроение, ему необходима нормальная работа системы поощрения.

А если работа системы поощрения нарушена, то никакие внешние поводы не могут человека обрадовать, вызвать у него улыбку, чувство счастья. Ни деньги, ни еда, ни богатство, ни друзья, ничто.
(Возможно, что именно такая ситуация была у Царевны-Несмеяны, которую ничто не могло обрадовать.)

Депрессии, причиной которых являются не проблемы и неприятности в жизни человека, а снижение активности СП, называют ЭНДОГЕННЫМИ ДЕПРЕССИЯМИ.

Более того, человеку при эндогенных депрессиях (из-за снижения активности СП) не просто нерадостно, а может стать настолько неуютно и тоскливо,
что он может захотеть совершить самоубийство (суицид), чтобы прекратить своё невыносимое состояние. Это возможно даже в ситуации полного внешнего благополучия.

Человек при эндогенной депрессии может не совершать суицид из-за того, что он находится в состоянии, когда он не способен на какие-либо действия и может только часами, днями лежать неподвижно – не есть, не разговаривать ни с кем.
Если его вывести медикаментами (или как-то ещё) из этого состояния апатии,
то нужно внимательно за ним наблюдать, потому что
при появлении способности хоть что-то делать он может совершить самоубийство.

И, напротив, высокая активность системы поощрения способствует тому, что человек способен радоваться любому пустяку, сохранять приподнятое настроение и чувствовать себя счастливым при любых неприятностях.

Как сделать так, чтобы активность системы поощрения была высокой и делала человека счастливым?
В естественном варианте для нормальной активности СП нужны:
1 – гормоны счастья,
2 – рецепторы гормонов счастья, которые способны связывать гормоны и передавать сигнал в нейроны,
3 – белки СТС (п.92), которые обеспечивают ответ нейронов на действие гормонов счастья.

Наличие нужного количества белков (опиоидов, рецепторов и т.д.) поддерживается за счёт их синтеза (п.82).
Для синтеза белков нужны качественные гены, то есть гены без негативных мутаций, гены, которые позволяют синтезировать активные белки (в данном случае – белки, которые способны обеспечить появление эмоций счастья и радости, хорошего настроения).
Кроме качественных генов, нужны «активаторы» этих генов – то есть те белки и небелковые вещества, которые разрешают и/или усиливают транскрипцию (использование) этих генов.
Человек может помочь работе своей СП и своему счастью, употребляя продукты, необходимые для синтеза собственных белков организма, в том числе синтезу опиоидов, их рецепторов и т.д.

Наличие нужного количества гормонов счастья обеспечивается:
высокой скоростью их синтеза и низкой скоростью их разрушения.

Что нужно для синтеза гормонов счастья? – есть В6 и РР.
Если это опиоиды, то – то же самое, что для синтеза других белков – см. выше (белки в пище и гены в клетках).
А ещё не «накручивать» себя при стрессах, так как ГКС снижают синтез ПОМК.

Если эти гормоны счастья – дофамин, серотонин и другие производные аминокислот, то для их синтеза нужны ферменты и ВИТАМИНЫ. Конкретные – в п.63.
Наличие ферментов обеспечивается их синтезом, как и любых белков (пища, гены).

Чтобы были нужные для синтеза гормонов счастья витамины – их нужно есть с пищей.
Подробнее в п.9, 14, 15.
В основном нужны витамины В6 и РР (никотинамин – это не никотин).
Эти витамины содержатся в тех же продуктах, что и полноценные белки – рыба, яйца, мясо, орехи и т.д.
Дефицит в пище В6 и РР (обычно из-за отсутствия названных продуктов) приводит к тому, что у человека менее хорошее настроение, чем могло в быть в тех же обстоятельствах, если бы он употреблял В6 и РР. Включение в питание В6 и РР помогает улучшить настроение человека, даже улучшить его «характер».

Как снизить скорость разрушения гормонов счастья? – есть В1.
Разрушение серотонина и дофамина осуществляется ферментом МАО – МоноАминОксидазой. Витамин В1 считается ингибитором МАО. При дефиците В1 активность МАО выше нормы. Поэтому для предотвращения ускоренного разрушения гормонов счастья нужно употреблять В1 – есть отруби злаков, орехи и т.д.

Но правильное питание – это необходимое, но недостаточное условия для нормализации системы поощрения.
Нужно выполнить ещё ряд условий. Каких именно – в настоящее время выясняется.
Например, уже известно, что выработка эндорфинов стимулируется занятиями физкультурой.
Ведь организм поощряет за те действия, которые полезны для него.
Даже при тяжёлом марафонском беге вырабатываются эндорфины.
Кроме этого, выработка эндорфинов стимулируется тем, что человек делает со вкусом, что ему нравится.
Даже есть надо не отвлечённо и в спешке, а сосредоточенно, смакуя каждое ощущение.

Говорят (найдёте это по ссылкам в интернете), что очень помогают нормализации СП человека занятия йогой и практика МЕДИТАЦИИ.

Возможно (это предположение), что со временем обнаружат, что для нормализации СП человеку нужно:
1 – найти своё призвание и следовать ему,
2 – не идти против своей совести, не обижать людей, не делать подлости,
3 – найти свой индивидуальный режим жизни и придерживаться его (свой режим сна, свой рацион питания, свой график работы и т.д.),
4 – развиваться как личность и т.д.

Обобщая: для нормализации СП:
1 – нужно делать те вещи, делание которых способствует выработке гормонов счастья,
2 – не делать те вещи, которые снижают выработку гормонов счастья – например, не идти против своей совести.

Зачем развивать и оптимизировать СП – чтобы человек был счастлив, ярко проживал каждый день, не теряя ни одного дня впустую.
_____________________

В природе существуют вещества, которые при попадании в организм влияют на некоторые рецепторы эндорфинов так же, как и эндогенные опиоиды и другие гормоны счастья, то есть
1 – обезболивают,
2 - приводят к хорошему настроению, эйфории.
Это обстоятельство привело к наркоманиям, когда люди попробовали эти вещества.
Вещества эти называются экзогенными опиоидами.

Ради обезболивающего эффекта людям назначают экзогенные опиоиды, но из-за вызываемой ими эйфории у человека возникает зависимость от обезболивающих.
Зависимость заключается в том, что человек хочет вновь и вновь испытывать те приятные ощущения, которые испытал после приёма обезболивающих.
Причина зависимости от экзогенных опиоидов – в желании человека испытывать приятные ощущения.

Зависимость осложняется тем, что без приёма экзогенных опиоидов человек не  только не имеет приятных ощущений, которые они вызывали и к которым человека тянет,
но и в том, что при отмене экзогенных опиоидов у человека возникает очень ильный эмоциональный и физический дискомфорт.
Это синдром отмены опиоидов, «ломка». Тяжесть зависит от особенностей организма, дозы и продолжительности курса опиоидов.
Причина синдрома отмены в п.92 – в том, при попадании в организм экзогенных опиоидов происходит снижение выработки собственных опиоидов во избежание избыточного действия избытка опиоидов (по механизму отрицательной обратной связи).
Поэтому при прекращении приёма экзогенных опиоидов возникает ситуация, когда в организме мало опиоидов (потому что экзогенные не приняты, а эндогенных мало вырабатывается).
А дефицит опиоидов приводит к ощущению физического недомогания, болезненности, а также к плохому настроению.
Ещё одна причина синдрома отмены в том, что при попадании экзогенных опиоидов снижается количество рецепторов к ним.
Со временем организм пытается восстановить и число рецепторов (за счёт синтеза новых), и выработку собственных опиоидов. Конечно, при условии, что в это время в организм не поступят большие дозы экзогенных опиоидов.

Не все люди приобретали зависимость в результате обезболивания. Некоторые пробовали случайно или соглашались на предложения попробовать ради эффекта хорошего настроения, эйфории, или сами искали препараты, услышав об эффектах.

Если бы у людей с раннего детства целенаправленно развивали работу их СП, то люди были бы не только счастливее и здоровее, не только не совершали бы самоубийства, но и были бы добрее.
Кроме того, не интересовались бы пробой экзогенных опиоидов и их эффектами – людям и так было бы хорошо, благодаря наличию в организме собственных опиоидов.
И приём экзогенных опиоидов просто ничего нового и интересного людям не дал бы. Ничего такого, ради чего им захотелось бы рисковать.

Как развивать работу СП у детей?
Выше уже говорилось, что может сделать взрослый для своей СП.
Если стоит задача помочь СП ребёнка, то нужно следующее:
1 – питание с полноценными белками, В1, В6, РР и другими витаминами и жирными кислотами,
2 – ребёнок должен быть желанным – во время его вынашивания его уже пора любить и не сомневаться в необходимости его доносить и родить,
3 – новорожденного нужно часто брать на руки, особенно если плачет (иначе с детства усвоит – как ни зови и не проси – никто не придёт ему на помощь, никто его не пожалеет, что никому он не нужен, никто его не любит),
4 – ребёнка нельзя не только бить, но и шлёпать по рукам и губам (он ощущает это как унижение, как агрессию и неприязнь, переживает, повышается давление и т.д. – это стресс),
5 – на ребёнка нельзя кричать,
6 – его нельзя обзывать,
7 – его нельзя называть глупым, неуклюжим и т.д., можно говорить «подумай ещё», «попробуй ещё раз»,
8 – с ним нельзя играть в игры по Берну (см. «Игры, в которые играют люди» и т.д.),
9 – нельзя ехидничать, сарказм,
10 – нельзя проявлять несправедливость, жестокость, агрессию, нельзя унижать,
11 – желательно кормить ребёнка грудным молоком до года и далее,
12 – желателен массаж, солнечные ванны (в меру, витамин Д), воздушные ванны, ванночки с чередой, ромашкой (аромат, если нет аллергии), массаж – всё, что дарит ребёнку приятные ОЩУЩЕНИЯ.

Надо помогать найти занятия, от которых ребёнок получает удовольствие.
Дети обычно получают радость от знакомства со свойствами предметов: с их поверхностью, звуками и т.д. Если в восторге от воды – пусть трогает воду, разольёт ложку воды на полу и т.д.

В воспитании должен быт пряник, а не кнут,
то есть воспитание должно быть построено на положительном поощрении.
______________________________

Широко известны опыты со самостимуляцией гипоталамуса:
когда электроды вживили в те участки мозга крысы, стимуляция которых электрическим током приводит к появлению ощущения эйфории.
Причём крысе дали возможность самой нажимать на педаль, нажатие на которую посылает электрический импульс и вызывает эйфорию.
В обычных условиях эйфория появляется при выделении эндорфинов в этих участках.
А тут появилась возможность стимулировать выделение эндорфинов нажатием на педаль.
Крысы нажимали на педаль непрерывно, ежесекундно, не отвлекаясь ни на еду, ни на других крыс, ни на сон. Пока не падали от истощения. Заканчивалось это гибелью.
___________________

Употребление алкоголя, курение сходны с нажатием на такую педаль.
Употребление алкоголя и курение тоже приводят в приятное для многих состояние за счёт того, что стимулируют выброс гормонов системы поощрения. Тоже вызывают зависимость.
Люди с развитой СП реже пробуют алкоголь и курить. Поэтому важно с детства к подростковому возрасту сделать так, чтобы ребёнок был счастлив. Это способно предотвратить развитие к него зависимости от вредных привычек. И, наоборот, неразвитость эмоциональной сферы, сниженный эмоциональный фон, депрессия и тоска чувство несчастности и ненужности у подростка повышают риск, что он попробуют алкоголь и курение и пристрастится к ним.
Для избавление от зависимости от курения и алкоголя важно наладить работу СП у человека. Если не удастся добиться нормальной выработки собственных эндорфинов у человека, то маловероятно, что он не вернётся к вредным привычкам, поскольку мало кто соглашается жить в состоянии эмоционального и физического дискомфорта и недомогания. И работать в этих состояниях труднее.
О способах налаживания СП говорилось выше: физические упражнения, йога, музыка, любимое дело и т.д.

Лучше, когда «педалью» для выброса эндорфинов становятся не алкоголь и курение,
а занятие любимым делом, прослушивание или исполнении музыки, йога, чтение, прогулки, общение с детьми, разговоры с единомышленниками, общение в Интернете и т.д.
Потомку что эти педали не приводят к болезням и не сокращают жизнь.
И зависимость от таких привычек не опасна и не вредна. Это не вредные привычки.


Рецензии