Почему Соловья называют разбойником

- Деда, а почему соловья называют разбойником? – задал свой вопрос внук, как раз в тот момент, когда я уселся перед телевизором. Мне хотелось узнать о последних событиях в мире. Но мировые новости можно посмотреть и в вечернем выпуске, а ответ нужно было давать немедленно. Иначе, если не дедушка разъяснит внуку исторические факты, то они найдут трактовку совсем иную, чем дам я. Поэтому выключив телевизор, я усадил внука рядом и стал посвящать его в историю Соловья-разбойника.

   - Ответ на этот вопрос, дорогой внучёк, мне в своё время дал дедушка Леший. Ты помнишь, что я тебе рассказывал уже несколько историй, поведанных мне хозяином леса?
   - Это истории о грибах и змеях, - подтвердил внук, о том, что помнит мои рассказы.
   - А ещё о том, как правильно вести себя в лесу, - подсказал я забытую тема.
   - Да, деда, я помню, как определить стороны света в лесу. Нужно посмотреть на деревья, муравейники и мох… - начал перечислять он о том, как ориентироваться в лесу.
   - Вот и молодец! – похвалил я внука. – А сейчас я отвечу на твой очередной вопрос, почему соловья называют разбойником. Причин этому существует несколько. Давай договоримся так. Я рассказываю тебе историю, поведанную мне Лешим, а ты после завершения рассказа, сделаешь свои выводы. Договорились?
   Внук на несколько секунд задумался, взвешивая моё предложение. Затем, в знак согласия, кивнул головой.
  - Договорились. Рассказывай.
  -  Слушай внимательно.

   Как рассказывал Леший, история эта началась давно, много столетий тому назад. К нам в лес, из-за дальних морей, однажды прилетели соловей и соловушка, чтобы поселиться в наших краях навсегда.
   - А что, разве соловьи не у нас родились? – недоверчиво переспросил внук.
   - Все соловьи родятся у нас. Но на зиму они улетают в тёплые края на юг. Весной возвращаются к нам. И так длится уже много веков.
   - А века это что? – новый вопрос внука отвлёк меня от основного вопроса повествования.
   - Век – это тысяча лет.
   - Ого! – удивлённо воскликнул внук, и погрузился в раздумья. – А тысяча - это много?
   - Это десять раз по сто лет.
  Внук внимательно рассматривал свои ладошки, шевеля маленькими пальчиками. Он пытался представить, насколько велико это число.

   - Так ты будешь слушать о Соловье-разбойнике? – привлёк я внимание внука к сказочной теме.
   - Но ты же молчишь. Что мне слушать? – сделал удивлённое лицо внук.
   - Ты прав. Поэтому буду рассказывать. Итак. Соловьиная пара прилетела в наш лес весной в марте. А через месяц у них уже появились маленькие птенцы.
   - Деда, а как они появились? – новый вопрос внука поставил передо мной очередную задачу.
   - У всех птиц птенцы появляются из яиц. Ты же знаешь, как появляются куры и петухи?
   - Да, их покупают на птицефабрике! – довольный своими познаниями объяснил мне внук.
   - А как они появляются на птицефабрике, тебе известно?
   - Об этом ты мне ещё не рассказывал! – заявил малыш.
   - На птицефабрике птицы появляются из яиц. Яйца помещают в инкубаторы, в которых стоит высокая температура. Под воздействием высокой температуры в яйцах появляются зародыши птенцов. Зародышам становится тесно в скорлупе. Поэтому они через некоторое время разбивают скорлупу и выходят наружу. Вот и у соловьиной пары появились птенцы.
   - А что они тоже имели у себя птицефабрику? – удивился внук.
   - Нет, птицефабрики появились значительно позже. Тепло для яиц создавала Соловушка. Она сидела на яйцах и согревала их своим телом. Понимаешь?
   Внук кивнул головой. Но у меня создалось впечатление, что маленькой головушке не всё было понятно. Ничего, со временем поймёт!
   
- После того, как маленькие птенцы появились на свет, их нужно было кормить и поить. Поэтому соловьиная пара постоянно летала, то за мошкарой, то за водой. И всё это питание приносилось маленьким птенцам в клювах.
   - Это тебе всё рассказал дедушка Леший? – сощурив глаза, спросил внук.
   - Нет, об этом мне рассказали на уроках, когда я учился в школе.
   - А дедушка Леший, что тебе рассказывал?
   - Если ты мне будешь задавать много дополнительных вопросов, то о том, что рассказал мне дедушка Леший, ты так никогда и не узнаешь.
   - Хорошо. Я буду молча слушать, - преданно глядя мне в глаза, заявил внук.
  Я улыбнулся и продолжил.
   - Среди всех птенцов был один не похожий на других…
  Я прервал рассказ и посмотрел на внука. Но он, твёрдо стиснув губы, держал своё обещание и ничего не спрашивал.

   - Этот птенец был настоящим хулиганом. Он постоянно расталкивал своих братьев и сестёр, чтобы первым схватить мошку, червячка или капельку воды. Такое поведение не нравилось родителям и другим птенцам. Родители разъясняли хулигану, что своих братьев и сестёр надо любить и относиться к ним с уважением. Соловей слушал, но как только родители улетали, вновь обижал своих родственников. Маленькие птенчики, молчаливо выносили безобразия брата, так как ещё не умели говорить. Они сидели в гнезде и, открыв свои клювики, ждали, когда родители принесут им еду и воду. Брат хулиган топтал их своими лапками и ударял едва окрепшими крылышками.
 И вот однажды, когда птенцы ожидали прилёта родителей, этот шустрый птенец сильно увлёкся. Он так расталкивал своих братьев и сестёр, что, не удержавшись, свалился из гнезда в траву.

   А в это время, под деревом, где было гнездо, проходил косолапый Медведь. И он, не заметив в траве птенца, наступил на него.
  - Мишка  раздавил птенца? – испуганно спросил внук.
      - Ты же мне обещал, что не будешь задавать вопросов, - насупив брови, поинтересовался я.
   - Обещаю, что это в последний раз, - тихо произнёс внук.
   - Нет, к счастью, птенец остался живым. Медведь только помял соловья и его ухо.
  Я видел по лицу внука, что ему было очень жаль соловьиного птенца. Даже не смотря на то, что он был такой не похожий своим поведением на братьев и сестёр. Я обнял внука за плечи и прижал к себе. Другой рукой погладил его по голове, чтобы успокоить.
   - Не расстраивайся, мой дорогой. Птенец не погиб. В это время мимо пролетала кукушка. Она приняла птенчика за своего кукушонка и, подхватив его своими лапками, понесла по воздуху. Полёт был недолгим. Спустя минуту, соловьиный птенец уже сидел в новом гнезде. Его окружали маленькие птенчики совершенно не похожие на него. Это было гнездо Сороки белобоки. Вместе с малышами Сороки, вырос и Соловей.

  В гнезде он подружился с одним из птенцов Сороки-мамы. Эта птичка постоянно старалась что-то утащить у Соловья. Потому, что он был помятый, кособокий и неуклюжий. Но Соловей не обижался. Ему было интересна эта игра. Он вспоминал, как хулиганил в родном гнезде и то же самое вытворял в гнезде Сороки.
И вот, как только Соловей почувствовал силу в крыльях, и понял, что не похож на окружающих его птенцов, он тут же решил улететь из сорочьего гнезда.  Стоя на краю гнезда, он оттолкнулся своими тонкими лапками и взмыл в небо.
 
 Соловей впервые ощутил счастье полёта и кружился в небе над лесом до тех пор, пока не выбился из сил. Уставший, он приземлился на ветку дуба, на которой сидела большая чёрная птица.
   - Ка-а-а-р-р-р! – громко произнесла она. – Здравствуй птенец! Ты прилетел поступать в мою школу ор-р-р-атор-р-рского искусства? – спросила она уставшего Соловья. – Добр-р-ро пожаловать, Соловей! Буду р-р-рада обучить тебя мастер-р-рству светской беседы.
   - А соловей это кто? – спросил птенец.
   - Ка-а-а-р-р-р! Как, ты даже не знаешь, кто ты? – удивилась большая чёрная птица. – Может быть, ты не знаешь и меня? – грозно спросила птица, и, расправив крылья, нависла над птенцом.
   - Не-е-е знаю… - от страха, еле слышно проговорил птенец.
   - Я, Мудр-р-рая Вор-р-рона! Ка-а-а-р-р-р! – задрав кверху свой клюв, гордо произнесла большая птица. – Вот уже двести лет я пр-р-ровожу занятия в лесной школе ор-р-р-атор-р-рского искусства. И сейчас набир-р-раю новую гр-р-руппу. Ка-а-а-р-р-р!
 
 - Деда, а почему Ворона называет себя мудрой? – прервав повествование, задал вопрос внук.
   - Вопрос интересный. В таком случае, приведу тебе несколько примеров из жизни ворон, а ты уж сам сделай вывод мудрые они или нет.
   Учёные давно заметили, что вороны не лишены некоторого интеллекта и в процессе жизни могут многому научиться. Пожалуй, это один из самых «умных» видов птиц. Вспоминается случай, который рассказал мне мой школьный товарищ.  Однажды он взял на воспитание выпавшего из гнезда совсем ещё крошечного, чуть начавшего оперяться вороненка. Очень быстро он привык к окружающей обстановке, стал абсолютно ручным, но был вечно голодным. Растущий молодой организм требовал много пищи. Товарищу вместе с женой приходилось вставать с рассветом и кормить широко раскрывающего клюв, машущего крылышками и противно орущего птенца.
   Увидев хозяев, пришедших с работы, он бежал по полу навстречу, а когда стал летать, перелетал из комнаты в комнату, сметая все на своем пути, и пока его хорошо не накормят, не отставал. Наевшись, мгновенно засыпал на спинке дивана, но через пару часов снова требовал пищи. Когда вороненок стал совсем взрослым, мой товарищ, выпустил его на волю. Взлетев на высокие тополя к диким собратьям, он быстро адаптировался к вольной жизни и через два-три дня уже не слетал на зов хозяев.

   - А товарищ твой жил в городе?
   - Конечно. А почему ты об этом спрашиваешь?
   - Интересно, чем они в городе кормили птенца? – задумчиво глядя в окно, за которым раскинули свои голые кроны плодовые деревья, спросил малыш.
   - Вороны всеядны, но предпочитают животную пищу. Мой товарищ кормил его куриными желудками, сердечками и шейками, которые покупал на рынке.
А в природе вороны после сенокошения или вспашки, собирают насекомых, разоряют гнезда, поедая птенцов, чем, несомненно, наносят большой вред.
Как-то на весенней охоте в Вологодской области нам с друзьями удалось наловить много рыбы. Сразу употребить ее в пищу всю мы не смогли, поэтому, выбрав довольно глубокую весеннюю лужу, оставили часть живой добычи в ней. Через пару-тройку дней заметили, что рыбы стало меньше, а отдельные плотвицы кем-то поранены. Из окошка дома в давно заброшенном поселке лесозаготовителей, где мы жили, стали наблюдать за лужей и увидели ворону, которая регулярно воровала нашу добычу.
   - Значит, вороны любят рыбу?
   - Получается, что и рыба им по вкусу.
   - Они, как наш кот Мурзик. Его хоть каждый день рыбой корми, он будет всю съедать, - внук вспомнил домашнего любимца и обожаемую им рыбу плотву и краснопёрку.
   - А однажды, на рыбалке, я наблюдал очень интересную картину, как ворона добывала себе еду, - я решил поведать внуку случай, что мне пришлось увидеть на нашей речке.
   - Схватив клювом речную раковину, ворона поднималась высоко вверх и кидала ее на камни, после чего из разбитой раковины выклевывала содержимое.
 В поисках пищи, рано утром вороны, постоянно пролетают вдоль шоссейных и железных дорог, зорко осматривая полотно и обочины в поисках сбитых животных. Кстати, сами вороны попадают под транспортные средства крайне редко.
 
 - А мы с бабушкой недавно видели, как ворона, что-то клевала у нас в огороде.
   - Наверно поймала полевую мышь, - сделал предположение я.
 - Удивляет наблюдательность и сметливость ворон в добывании еды. Во время моей учёбы в Москве, у одного из кафе, я увидел смешную картину. На улице стояло несколько столиков для посетителей. Героиней сюжета была ущербная взрослая ворона-инвалид, с обтрепанным коротким хвостом и скрюченными лапами. Она, совершенно не боясь людей, садилась на столики и, громко каркая, требовала подношений.
  Некоторые посетители брезгливо прогоняли ее, при этом она оборонялась клювом, а иногда даже нападала.
   Другие не отказывали в угощениях. Вороне особенно нравились пирожки с мясом. Быстро выклевав начинку, она принималась за остальное. Не приспособься она добывать еду подобным образом, дни ее были бы сочтены.
   - Мне тоже нравятся бабушкины пирожки с мясом, - мечтательно произнёс внук.
   - Здесь, мой дорогой внучок, и твои, и мои вкусы совпадают со вкусом вороны.
 
 Говоря о мудрости ворон, нужно рассказать об играх, которые они затевают друг с другом. Подобное я как-то наблюдал зимой. Одна из птиц с трудом усаживалась на самый верх заостренного толстого стержня громоотвода. Четыре других вороны, летая по кругу, сгоняли ее с места. Но она, вертясь на стержне, оборонялась. Следующая ворона, тут же занимала её место. Птичья карусель возобновлялась снова, и очередной «царь горы» не выдержав натиска, покидал штырь.
 
 Или — вот оригинальный случай! Ворона нашла где-то небольшой шарик и, схватив его клювом, перенесла на покатую крышу нашего дома. Разжав клюв, и забавно наклонив голову, внимательно наблюдала, как он, подпрыгивая, со стуком катится вниз.
Затем взлетала и смотрела, куда тот упадёт, чтобы снова поднять его и всё повторить сначала. Так повторялось много раз. Мы, с бабушкой, с огромным интересом наблюдали за этой игрой, сидя на лавочке в саду.
  Ну, что, тебе достаточно примеров, которые я тебе привёл?
   - Да, теперь понятно, почему вороны мудрые, - оттопырив нижнюю губу, подытожил внук. – А что было дальше?
   - А дальше Соловей решил узнать у Мудрой Вороны, зачем ему поступать в её школу.
   - А, правда, зачем? – задумчиво спросил мой внук.
   - Я научу тебя кр-р-расиво и убедительно говор-р-рить! Ка-а-а-р-р-р! - ответила Мудрая Ворона.
   - Но я уже умею говорить, - воспротивился предложению птенец.
   - Ка-а-а-р-р-р! Ты умеешь говор-р-рить? Тогда скажи быстр-р-ро: «Кар-р-рл у Клар-р-ры укр-р-рал кор-р-ра-алы!»
    Соловей попытался повторить непонятную скороговорку, но только исковеркал все слова.
   - Ка-а-а-р-р-р! – улыбаясь, произнесла Ворона. - А скажи быстро: «Во двор-р-ре тр-р-рава на тр-р-раве др-р-рова!», - задала она новую задачу птенцу.
  И вновь у Соловья ничего не получилось.
   - Вот тепер-р-рь, ты понимаешь, что не умеешь говор-р-рить? Ка-а-а-р-р-р! – упрекнула его Ворона.
   - Нет, не пойду я в твою школу. В ней только язык сломаешь. – возмутился Соловей.
  Ворона ненадолго задумалась, а потом ответила:
- Ты пр-р-рав! Ка-а-а-р-р-р! Зачем соловью моя школа? Ведь пр-р-ризвание соловья – р-р-радовать  окр-р-ружающих своим пением. Лети-ка ты лучше в музыкальную школу. Все соловьи учатся пению именно там.
   Ворона шлёпнула птенца крылом и он, не удержавшись, слетел с ветки.
   - А где находиться эта школа пения? – уже на лету спросил Соловей.
   - Лети на юг, - Ворона махнула крылом, указывая направление полёта. - Там на опушке леса и увидишь свою школу. Ка-а-а-р-р-р! Они как р-р-раз проводят новый набор-р-р!

  - А Соловей уже знал, как нужно в лесу найти юг? – спросил внук, пытливо глядя мне в глаза. – Он же ещё не знал сказку дедушки Лешего? Как же он нашёл юг?
   - Школу пения он нашёл без труда. Громкое и разноголосое пение множества лесных птиц привело его прямо на лесную опушку. На ветвях деревьев можно было увидеть множество молодых птенцов, которые желали овладеть мастерством пения. Как ты думаешь, кого из птиц увидел там Соловей?
   - Воробья? Кукушку? – стал угадывать внук.
   - Ошибаешься, мой дорогой. Среди желающих поступить в лесную школу пения были ласточки, щеглы, канарейки, синицы, чижи, зяблики… И много других пернатых представителей леса. И самое главное, Соловей увидел среди будущих учеников птиц очень похожих на него самого. Но он даже не мог подумать, что среди них есть его родные братья и сёстры.

  - Бедный маленький Соловей, - сочувственно произнёс внук. – Но он же поступил в школу пения?
   - Не спеши впереди деда! – придержал я прыть внука. – Слушай, что было дальше.
 На самой высокой сосне, в тени развесистой ветки, расположились члены приёмной комиссии. Угадай, кто это были.
   - Деда, но я ещё не знаю всех птиц. Как я могу угадать?
   - Молодец! – похвалил я внука. - Зачем сочинять, если точно не знаешь?
Возглавлял комиссию директор школы, профессор пения Соловей. Рядом с ним, по левое крыло, на ветке расположились члены приёмной комиссии. Это были примадонна лесной оперы Канарейка и популярный шансонье маэстро  Щегол.
С другого крыла сидел мастер полевой песни Жаворонок. Возле него умостилась солистка лесной оперетты Малиновка
   - Что будем петь, молодой человек? – улыбаясь своему сородичу, спросил профессор Соловей. Его очень удивил неказистый и помятый кандидат в ученики школы пения. – Может быть «Соловья» композитора Алябьева?
   - Но о «Соловье» Алябьева наш юный абитуриент ничего не слышал. Поэтому он скромно потупил свой взор.
   - Хорошо, пойте, что знаете, -  сказал профессор, и вместе с членами комиссии, приготовился слушать соловьиные трели.
  Но, лишь только прозвучали первые звуки песни абитуриента, все члены приёмной комиссии прикрыли крыльями свои уши.
   - Стоп, стоп, стоп, молодой человек! – остановил нашего птенца профессор Соловей.
   – И это вы называете пением? – недоумённо, глядя на птенца, спросил профессор.
   - Да это просто какой-то разбойничий свист! – возмутилась примадонна лесной оперы Канарейка.
   - Да он же настоящий Соловей–разбойник! - воскликнул маэстро шансона Щегол. - Ему что Медведь на ухо наступил?
   - Соловей-разбойник! Соловей-разбойник! Медведь на ухо наступил! – дружно поддержали Щегла другие члены приёмной комиссии.
   - А как вы узнали, что мне Медведь наступил на ухо? – удивлённо спросил наш Соловей.
   - Да ведь у вас нет никакого слуха! – воскликнул директор школы пения.
   - Как это нет? – не понял испытуемый. – Слух у меня есть, вот только голоса нет. Я ещё никогда не пробовал петь.
   - Пусть он повторит за мной мелодию, - предложил Дятел, сидевший на соседней ветке, и тут же выбил своим клювом дробь по сосне.
  Дятел работал в школе пения, печатая на машинке различные документы. В своё время он был барабанщиком в популярном лесном ансамбле «Дятлы» и считал себя выдающимся музыкантом.
   - Нет, нет, нет! И ещё раз нет! Вот, что я могу вам ответить, молодой человек! – грозно произнёс директор лесной школы пения.
   - Мы не можем вас принять в нашу школу! – вынес своё решение профессор, и посмотрел на членов приёмной комиссии, ища у них поддержки.
   - Нет, конечно же, нет! – поддержал директора мастер полевой песни Жаворонок. - С таким пением только грибников в лесу пугать!
   - Вам, молодой человек, нужно поступать не к нам, а в школу художественного свиста! – высказала своё мнение солистка оперетты Малиновка.
   - Так что вы пролетаете, молодой человек! – подвёл итог прослушиванию профессор Соловей. - Кто у нас там следующий?
  - Следующий – Зяблик! – ответил Дятел, глядя в список абитуриентов.
   - Приглашайте! Будем слушать, - ответил председатель приёмной комиссии.

  Что было дальше, наш неудачник Соловей не слышал. Он сидел на ветке берёзы вдали от приёмной комиссии и горевал.
   В этот момент рядом с ним присела старая знакомая Сорока, с которой он так забавно играл в гнезде.
   - Что и тебя не приняли? – поинтересовалась она. – Не отчаивайся, мне тоже отказали в приёме. Сказали, что пение – это не мой профиль. Ты случайно не знаешь, что такое профиль?
   - Не знаю, - признался Соловей.
   - А я в отместку им, незаметно стянула у профессора вот что! – радостно объявила Сорока, и вытащила клювом из-под крыла блестящую авторучку. – Ему теперь нечем будет писать!
   Сорока радостно затрещала от восторга.
   - А что тебе очень хочется научиться петь? – спросила она у своего друга.
   - Да… Мудрая Ворона, которой уже двести лет, сказала, что все соловьи должны радовать окружающих своим пением.
   - Не расстраивайся! – бодро стрекотала Сорока. - Тогда тебе надо найти частного учителя и брать у него уроки пения.
   - А где же я найду такого учителя? Я ведь ещё никого не знаю в лесу.
   - Тоже мне, проблема! – удивилась Сорока. – Сейчас я мигом узнаю у кого-нибудь. Жди меня здесь! – приказала она Соловью и вмиг упорхнула.

  Не прошло и минуты, как она вернулась безостановочно треща.
 - Я всё разузнала! Слушай меня. Частные уроки пения в лесу дают Кукушка и Воробей. Кукушка живёт недалеко отсюда, на берегу речки. А Воробей обосновался под крышей дома лесника. Летим вначале к Кукушке. Я уже слышала, как она поёт. Мне понравилось. Ты тоже научишься так громко петь!
   И друзья полетели к реке искать Кукушку. Но в своём гнезде её не оказалось. Соседи Ласточки сказали, что она улетела давать частные уроки на ближнее болото. Соловью и Сороке стало интересно, кто нуждался в её уроках на болоте. И они устремились в сторону болота. Но и здесь Кукушки не оказалось. Речная Чайка посоветовала друзьям лететь в Сосновый бор. Там должен был проходить смотр лесных талантов. Кукушка считала себя очень талантливой и планировала получить звание лауреата смотра. Об этом и рассказала Чайка Соловью с Сорокой. Выбора у друзей не было. Не раздумывая, они полетели в Сосновый бор.
 
 Смотр лесных талантов подходил к завершению. Все желающие проявить себя уже выступили и с нетерпением ожидали результатов от членов жюри.                Шум в Сосновом бору стоял неописуемый. Конкурсанты волновались, обсуждая услышанные выступления.
Среди них друзья отыскали и Кукушку. Она величаво сидела на ветке. Её шею украшали красивые бусы. Соловью она показалась очень знакомой, словно он её уже видел ранее. И невдомёк было птенцу, что это та самая Кукушка, которая подбросила его в семейное гнездо родителей Сороки.
   - Здравствуйте, тётушка! – приветствовали её пернатые друзья.
   - И вам не болеть! Ку-ку! Ку-ку!– отозвалась птица. - Но, с чего вы взяли, что я вам тётушка? Разве мы похожи? Ку-ку! Ку-ку! Я Кукушка! Не морочьте мне голову! – Кукушка обхватила крыльями свою головушку. Затем поправила бусы на шее. – Говорите скорее, что надобно вам? Ку-ку! Ку-ку!
  Соловей объяснил Кукушке причину своего визита к ней.
   - Значит, хочешь брать уроки пения? Ку-ку! Ку-ку! А сам-то ты кто? Ку-ку! Ку-ку!
   - Я Соловей.
   - Ты соловей? – удивилась Кукушка. - Ку-ку! Ку-ку! Так и пой себе по-соловьиному. Зачем тебе мои уроки? Ку-ку! Ку-ку!
   - Мне Медведь на ухо наступил, - объяснил птенец. – Поэтому нет слуха.
   - И ты хочешь, чтобы я тебя, не имеющего слуха, научила петь? Ты, что совсем ку-ку! – Кукушка повертела крылом у своей головы, показывая, что Соловей ненормальный.
   - Коль у тебя нет слуха, то из тебя не будет толка! Ку-ку! Ку-ку! Не хватало ещё, чтобы я, лауреат конкурса лесных талантов, тратила на тебя время! Лети себе мимо! Ку-ку! – гордо произнесла Кукушка и отвернулась от друзей.
   - Ах, так? - Рассерженная Сорока, подлетела к Кукушке. Сорвав с неё красивые бусы, она стремглав понеслась прочь.
   - Караул! Ку-ку! Ку-ку! Ограбили! Ку-ку! Ку-ку! – что есть силы, куковала Кукушка. Но догонять воровку не стала. Она надеялась, что вот-вот жюри смотра лесных талантов объявит победителей. А среди них он уже давно видела себя.
   Соловью ничего не оставалось, как лететь за подружкой в свой лес. Вдогонку друзьям ещё долго доносилось причитание ограбленной Кукушки: - Ку-ку! Ку-ку!
 
 - Не отчаивайся дружище! У нас ещё есть в запасе один учитель - Воробей. Летим к нему! – успокоила его Сорока, как только он догнал её.
Воробья друзья отыскали у небольшой полянки. Распрямив свои перья, он купался в придорожной пыли и весело чирикал.
   - Здравствуй, Воробей! – поприветствовали его друзья.
   - Привет, малявки! Чик- чирик!  Что, тоже хотите искупаться в пыли? Чик- чирик! 
   - Нет уж, спасибо! – ответила Сорока обиженно. Ей не понравилось, что Воробей назвал их с Соловьём малявками. – Мы вовсе не малыши. Нам уже целых два месяца! – гордо заявила она.
   - А, ну тогда извините, ребята! Чик- чирик!  Ошибочка вышла. Чик- чирик!  Ты и впрямь уже большая. Чик- чирик!  А вот дружок твой, что-то ростом не вышел. Да и помятый он какой-то. Чик- чирик!  Как его зовут? Чик- чирик! 
   - Его зовут Соловей. Ему Медведь на ухо наступил, поэтому он не может петь. Он ищет учителя, который научил бы его красивому пению. Нам посоветовали тебя, Воробей, - объяснила Сорока.
   - Так это всё очень просто. Чик- чирик!  Я мигом обучу его пению. Чик- чирик! Только почему он молчит? Чик- чирик!  Что у него не только голоса нет, но и слуха? Чик- чирик!  Ладно, всё это поправимо. Чик- чирик!  За десяток пшеничных зёрен я кого угодно научу чирикать без остановки, хоть целый час! Чик- чирик!  - хвастался Воробей. 
   Но Соловей молчал совсем по другой причине. Очень ему не понравился этот Чик- чирик!  Так он мысленно назвал Воробья. А от его чириканья начинала болеть голова.

   - Слушай, Сорока. Чему он меня может научить этот Воробей? Чирикать по всякому поводу. Разве же это похоже на пение? – недоумевал Соловей. – Летим отсюда! Он мне уже изрядно надоел. От него голова болит.
   - Ты прав, дружок. Сейчас только клюну его в голову, чтобы не очень зазнавался. Жаль, что у него даже стащить нечего.
   - Да не связывайся ты с ним, а то, как расчирикается, - удержал подругу Соловей.
   - Ну, ладно. Я ещё с ним встречусь! – пригрозила Сорока.
  И друзья улетели от Воробья.

По пути в свой лес, они присели отдохнуть на ветку старого раскидистого дуба. Сорока стала любоваться Кукушкиными бусами, а Соловей грустил.
   «Нет у меня ни слуха, ни голоса. Что мне теперь делать?» - мучил себя раздумьями птенец.
   В это время мимо пролетала Мудрая Ворона. Увидев Соловья, она присела рядом на ветку.
   - Что Соловушка невесел? Почему свой клюв повесил? Ка-а-а-р-р-р!
   Соловей рассказал мудрой птице о своих неудачных попытках взять частные уроки у Кукушки и Воробья.
   - И кто же тебе посоветовал таких учителей пения? Ка-а-а-р-р-р!- возмутилась Мудрая Ворона. – Да они только семь шкур-р-р, с тебя бы содр-р-рали, но ничему не научили! Ка-а-а-р-р-р! Послушай, что я тебе р-р-расскажу. Единственное, что тебе остаётся - это научиться, гр-р-розно свистеть! Ка-а-а-р-р-р!
   - А как это грозно? – поинтересовался Соловей.
   - Об этом тебе р-р-расскажет мой бр-р-рат, Вор-р-рон-Свистун. Ка-а-а-р-р-р! Если понр-р-равишься ему – научит тебя гр-р-розгому свисту. Ка-а-а-р-р-р!
   - Полетели скорей к Ворону-Свистуну! Полетели! Он научит тебя свистеть, и будешь ты Соловей-свистун! – тараторила подружка Сорока.
   Узнав у мудрой птицы, где живёт её брат, друзья устремились к Ворону-Свистуну.
 
 Ворон в это время проводил занятия со своими птенцами. Рассадив их на ветке, а сам устроившись напротив, давал каждому индивидуальные задания.
Один должен был засвистеть, как старинный паровоз. Другой, как гудок парохода, а третий – словно судейский свисток на футбольном поле.
  Малыши воронята старательно выполняли задачи папы Ворона. Ведь все они должны стать настоящими свистунами.
  Как только Ворон узнал о цели визита Соловья и Сороки, сразу предложил продемонстрировать, что умеет исполнять Соловей.
   От Соловьиного свиста закачались стоящие рядом деревья. А маленькие воронята осыпались с ветвей вместе с листьями. Невероятный голос Соловья поразил Ворона-Свистуна.
   - Батенька, да вы просто прирождённый разбойник! Кого угодно напугаете в нашем лесу! – подивился Ворон.
   - Вот и в приёмной комиссии лесной школы пения мне так сказали, - грустно произнёс Соловей. – Что же мне теперь делать? Вы будете меня учить?
   - Как это, что делать? – удивился Ворон-Свистун. – Вы ещё спрашиваете? Да такого устрашающего свиста я не слышал ни у одной птицы в нашем лесу. Вы прирождённый Соловей-разбойник, батенька! Свистите себе на здоровье! Но только в самой глухой чаще нашего леса. И желательно, в хвойном лесу. А не то, все деревья будут стоять без листвы, словно голые.

  С тех пор Соловей забрался жить в самую глухую чащу хвойного леса. И, как только наступает тёмная безлунная ночь, он оглушает округу своим разбойничьим свистом.

   - Грустная сказка, - подвёл итог моему рассказу внук. – Жалко Соловья. Ведь он мог бы петь, как его братья и сёстры, да деда? - Внук грустно смотрел на меня, размышляя над услышанной сказкой.
   - Деда, а Леший слышал, как свистит Соловей-разбойник?
   - Конечно, мой славный. Ведь Леший, как и Соловей, живёт в самой глухой части леса. Именно поэтому, он самый первый слушатель произведений Соловья-разбойника.
   - А ты спросил у Лешего, почему Соловей стал разбойником?
   - Нет, мой дорогой. Не спрашивал, потому, что сам знаю ответ.
   - А скажи мне. Я никому не расскажу! – заверил внук.
   - Нет, мой родненький. Мы с тобой договорились, что ты сам поведаешь мне о причинах, по которым Соловей стал разбойником. И мы не станет делать из этого тайну. Наоборот, пусть все дети знают об этом. Так что высказывай своё мнение. Я слушаю тебя.
  Внучек скривился, словно съел ломтик лимона. Затем почесал затылок и опустил голову.
  - Ну, что же ты молчишь? Что ты думаешь по этому поводу?
  - Я думаю, всё случилось потому, что Соловей не слушал своих родителей.
  - Молодец! Правильно мыслишь! – похвалил я.
  - Ещё он постоянно обижал своих братьев и сестёр. А это неправильно. Надо было дружить с ними, - уже более уверенно произнёс внук.
  - Если бы он не хулиганил, то не выпал бы из гнезда!
  - А если бы Соловей не выпал из гнезда то… - пытался я направить мысли внука в нужное русло.
   Он нахмурил лоб, стараясь найти правильный ответ.
  - Думай, дорогой, думай! Почему он не смог петь, как настоящий Соловей?
  - Наверное, потому… А-а-а! – радостно воскликнул малыш. – Потому, что ему на ухо наступил Медведь! И Соловей потерял слух! – улыбаясь, подвёл итог внук.
  - Молодец! И вот теперь, вместо того, чтобы радовать нас своими соловьиными трелями, он вынужден пугать всех своим разбойничьим свистом.
  Наступила долгая пауза. Малыш о чём-то серьёзно размышлял.
 
 - Деда, а я послушный? – пристально глядя мне в глаза, спросил внук.
   - Конечно! Ещё, какой послушный! Ты всегда внимательно слушаешь всё, что я тебе рассказываю. Вот и сейчас, всю сказку послушал, - улыбаясь, ответил я, прижимая внука к себе.
   Похвала сыграла свою роль в принятии дальнейшего решения и внук спросил: - А хочешь, я тебе спою?
   - Как соловей?
   - Не а. Как солдат. Я песню солдатскую знаю! – гордо оповестил меня малыш. – Мама сказала, чтобы я её выучил на твой праздник.
   - А что это за праздник?
   - Твой солдатский! – гордо оповестил меня внук.
   - Ну, что же, коли выучил, то спой, пожалуйста!
  Внук встал с дивана и приняв стойку «смирно», произнёс:
- Песня солдатская! – Затем немного подумав, добавил: - Походная! «Солдаты в путь».
   Через небольшую паузу, словно заправский командир, скомандовал: - За-пе-вай! Раз! Два!
  И затянул тонким детским голоском:
   - Путь далёк у нас с тобою -
   веселей солдат гляди! Тру-ту-ту-ту! – подражая звуку горна, протрубил малыш.
   - Вьётся, вьётся Знамя полковое –
   Командиры впереди!
   Солдаты в путь…
  И только сейчас, до меня, старого седого вояки дошло, что мой внук, таким образом, поздравляет меня с наступающим праздником – Днём защитника Отечества.
   Спасибо тебе, мой славный малыш, за такое великолепное поздравление! Расти здоровым и счастливым, под чистым голубым небом. А эти песни, пусть останутся в памяти только нашего поколения.
 
 Обняв малыша, я растроганно произнёс: - Давай, мой, славный внучек, выучим новую песню, детскую.
  - А, какую новую песню? – оживился ребёнок.
  - Песню о друзьях. Вот послушай. – И я затянул басом:
- Вместе весело шагать
По просторам, по просторам, по просторам,
И конечно припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором!
  - Я знаю эту песню! – радостно объявил внук. И уже вдвоём, мы продолжили пение, шагая по комнате:
  - Спой-ка с нами перепёлка, перепёлочка,
Раз иголка, два иголка - будет ёлочка.
Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка,
Раз словечко, два словечко - будет песенка…

 Заглянувшая с кухни бабушка, наблюдала, как ловко дед и внук маршируют вокруг стола. На её лице светилась мягкая добрая улыбка.   


Рецензии
Макар! я поздравляю себя с удачей- я открыл для себя нового таланливого писателя.Первый раз был так счастлив ,когда открыл поэта лирика, в ком бы Вы думали? В БАСНОПИСЦЕ! Иване Андреевиче КЯ и Вас,Макар, поздравлярылове. " Тут соловей являть своё искусство стал: защёлкал, засвистал, на тысяч ладов тянул,переливался;то нежно, вдруг,ослабевал, то томной в далеке свирелью раздавался, то дробью вдруг по чащще рассыпался" Восхитительно!
А Вас, Макар, поздравляю я с очередной удачей!
С уважением к Вам Василий.

Василий Петренко   08.06.2017 20:07     Заявить о нарушении