начало...

 … знойным летним вечером, 72 года прошлого века, по коридору четвёртого этажа Горьковского строительного техникума, стены которого были сплошь украшены произведениями искусства,-- изящными карандашными рисунками, акварельными натюрмортами, гуашевыми изображениями изысканных сооружений, -- нетвёрдой шаркающей походкой шёл человек...
  Одет он был в чёрную, забрызганную разноцветной краской хламиду,  на голое по пояс тело и рваные, синие штаны из грубой ткани. Сальные волосы тёмно-рыжими водорослями струились по плечам, лицо же было покрыто редкой порослью.
 «Человек сей, не от мира сего», -- слегка напоминал главного персонажа знаменитой картины А. Иванова, правда в отличие от Спасителя -- был обут, в видавшие виды стоптанные домашние тапочки, на красного цвета носки…

  В уголочке холла, рядом с комнатой, к двери которой была привинчена маленькая чёрная табличка с золотой литерой «М», открыв рты, стояли два очкастых отрока, лет четырнадцати. Один долговязый, в модных вельветовых брюках. Другой пониже, с серой папочкой подмышкой.

Окинув подростков взором бесцветных немигающих глаз, инопланетянин остановился, закурил папироску и вошёл в комнату «М». …
  -- … почему на «техасах» никогда не утюжат «стрелки» ?... – шёпотом, вдруг,  пролепетал тот, что пониже,
  --… сам ты – «чухасы», балбес, это джинсы – «фирмА».   Дипломник, наверное, -- богема…

  …лёгкий порыв сквознячка из приоткрытой двери разнёс по коридору сладкий, еле заметный запах свободы…

                *    *    *

… по окончанию восьмилетки, перед Серсанычем вставал вопрос, -- чем дальше заполнять свой остаток жизни. Вариантов было несколько.

   Первый :  закончить десять классов в другой школе, – армия, – дальше видно будет…
   Второй : ПТУ, – армия, – автозавод…
   Третий : техникум, – какая-то профессия, – армия, – работа по профессии…

  … третий вариант, в свою очередь, разделялся на подварианты.

   Подвариант «А», -- муз. училище в городе Дзержинске.-- Его Серсаныч отмёл сразу. Просто-напросто надоело тягать баян уже за предыдущие пять лет…
   Подвариант «Б», -- химический техникум, в том же Дзержинске…

  … в школе Серсанычу нравились две вещи – решать задачи по геометрии и уроки химии. Особенно -- неорганическая химия, которую он полюбил ещё задолго до 7 класса, когда этот предмет появился в расписании уроков...

 … «основы химии» на Стахановском посёлке, знал каждый пацан. Они ездили на «авиационную» свалку за разбитыми колодками шасси «кукурузников», изготавливаемых из сплава магния (благо – жили рядом с аэропортом). Долго и упорно, при помощи рашпиля, превращали кусок магния в опилки. Затем смешивали всё это дело с «марганцовкой» (перманганатом калия), продаваемой в то время в любой аптеке за 4 копейки. Заворачивали в пакетик, тщательно обматывали изолентой. Дырка -- гвоздиком, «присирка» (запал) из спичек. Чиркаешь о коробок, молишься, чтобы не рвануло в руках (и такое бывало). Кидаешь. Ослепительная вспышка, – оглушительный хлопок, -- соседи в экстазе...
    Ну не было тогда китайских фейерверков, что ж поделаешь…). Свою первую «бомбочку» Серсаныч самостоятельно изготовил лет в одиннадцать…

  …однажды, перед самыми летними каникулами, когда «автозаводским раздолбаям» раздавали учебники для 7 класса, в аудиторию вошла завуч-химичка. Завуч Рычкова (имя и отчество её Серсаныч уже забыл, вследствие своего старческого склероза, к сожалению) была худощавой седовласой дамой, с изъеденными кислотами жёлтыми пальцами. Настоящий подвижник своего дела, -- Учитель с большой буквы и педагог от бога (это Серсаныч понял уже много позднее, опять же, – к сожалению). Она принесла с собой три ящика различных колб, реторт, пробирок, реактивов, и в течении часа показывала различные «химические фокусы». Что-то взрывала, сливала различные бесцветные жидкости, которые расцвечивались всеми цветами радуги, серебрила медные монеты, ну и т.д. Пыталась привить «детишечкам» интерес к своему предмету. Лично раздала каждому учебник по неорганической химии для 7-8 классов. Пожелала счастливого отдыха на каникулах…

    … учебник Серсаныч самостоятельно освоил за лето и постепенно перешёл на изучение «Практикума по химии» для ВУЗа, который нашёл у старшей сестры…

  … в сентябре записался в кружок, что-то вроде – «юный химик», чтобы иметь доступ к школьной химической лаборатории. Потихоньку «тискал» химическую посуду и реактивы. Собрал свою лабораторию – держал её в «тайном месте», -- под кроватью. Произвёл и испытал опытную партию «дымного» пороха. Перешёл к подготовке создания пороха – пироксилинового. Собрал почти все компоненты для получения нитроглицерина…
   Матушка, почуяв что-то неладное, и резковатый запах на кухне, -- нашла и обезвредила «тайную лабораторию», путём утопления её в речке-Срачке…)…

  … Серсаныч побеждал во всех местных олимпиадах по химии. Получил право выступить на городской олимпиаде. Завуч, -- «… понимаешь, Серсаныч, ты конечно большой молодец, но пусть на олимпиаду поедет Наташа…». Отличница Наташа Горбунова, дочка учительницы из другой школы, не решила на городской олимпиаде задачку, которую он решил в уме за несколько секунд…
  … страшная детская обида. Бойкот. Демонстративный сон на уроке химии. Расталкивает сосед по парте. – «…Серсаныч – к доске…», -- «………», -- «…садись – пять, не спи…».
   На лабораторных работах, -- скучно. Взрыв, запах сероводорода по аудитории. «…Серсаныч, -- вон из класса…».
   Так Серсаныч не стал Нобелевским лауреатом в области химии…).
   Судьба…
   Позднее, когда все обиды улеглись, он с теплотой и нежностью вспоминал эту суровую, но мудрую женщину, ибо та же судьба совершила в жизни Серсаныча новый, неожиданный поворот…

   Подвариант «В», -- строительный техникум…

  … по воскресеньям Серсаныч посещал сводные репетиции оркестра баянистов при ДК ГАЗ. Он пиликал в самом заднем ряду за партию баритонов. Рядом с ним, неизменно, сидел друг детства Валера, --  однокашник-бедолага по ДМШ N14.
   У Валеры же, другом детства, был сосед по комнате в бараке, -- Лёха, по кличке «Крэк» (тут необходимо пояснить, что кличка его никак не была связана с названием известного ныне дурманящего вещества, ибо в то золотое времечко самым страшным наркотиком был «Портвейн N72 красный»).
   Лёха Крэк был старше Серсаныча года на два, и учился на первом курсе строительного техникума, на только что открытом отделении -- «архитектура». В ДК ГАЗ, он по воскресеньям рисовал в студии изобразительного искусства, под руководством легендарного художника Михал Михалыча.
   Во время обеденного перерыва, баритонист Валера навещал своего друга. Ну а с ним конечно, как хвост -- Серсаныч  (куда ж его деть)…
  «… завязывайте вы, мужики, с этой хренью, айда к нам, -- в строительный…», -- солидно басил Лёха…

  …матушка Серсаныча трудилась в это время в роддоме N3, старшей акушеркой. Однажды к ней на приём пришла женщина, которая преподавала в строительном техникуме генплан и вертикальную планировку. Узнав, что матушкин «дитятко» закончил седьмой класс, предложила, в знак благодарности, записать его на полуподпольные подготовительные курсы по рисунку, для дальнейшей сдачи вступительных экзаменов в их учебное заведение…

                *    *    *

… знойным летним вечером, 72 года прошлого века, в коридоре четвёртого этажа Горьковского строительного техникума, Серсаныч познакомился с долговязым Борисычем, в модных вельветовых брюках…
                … судьба…


Рецензии
… знойным летним вечером, 72 года ПРОШЛОГО ВЕКА)))) да уж....
век нынешний и век минувший.

На мой вкус чем меньше текста тем лучше)))) выкинуть всё лишнее))))

Елена Попова 11   31.08.2017 15:24     Заявить о нарушении
...да и выкинем. Не вопрос...)

Поль Иванов   31.08.2017 15:48   Заявить о нарушении