Новороссия в моем сердце. Ополченец Роман

Ясиноватая. Конец августа, сентябрь 2014г.
 
В последней командировке 24 июля  на Саур – Могилу ополченца Романа сильно контузило миной. Он «рыгал кровью» и был направлен на лечение в госпиталь.
Я спросил Романа:
– А что было дальше после госпиталя?
Роман продолжил рассказ в ночной тишине подвала. Рядом стояли самоходные орудия Ноны :
– 29 августа я поехал на Ясиноватую. Штурмовали Ясиновку. Потом уже зимой Ласточкино гнездо брали.
Прибыл сначала к разведчикам. Батя Артур командовал ими. Стояли разведчики на заводе. 
Укроп подъехал на танках в Ясиноватая. Заехали на улицы. Ночью сильно забивали ополченцев. Даже на военкомате укропы установили флаг. Но мы их начали выбивать. И танки медленно отступили в сторону Авдеевки и Красному партизану. Погранец отличился  с ППШ новеньким, который получил от крымчан. Рядом с заводом, с Батей стоял взвод Сома Грачова и взвод Медведей Сотникова (позывной Сом). Слева, если смотреть с Ясиноватая на Авдеевку шла дорога на Макеевку по мосту через  водоканал. Там стоял на блок посту Беркут. Рядом были землянки. Около железно– дорожного вокзала стояли осетинцы Юга под командованием Заура. Справа от них размещался со своим взводом «комендант» Ясиноватая Погранец. У него флаг взвода был особый.Справа около Зорьки стоял Рич и зам ком роты Кота. Я был во взводе Медведей, которым командовал Назар.  Размещались мы в подвале. Справа от нас находилось здание Дома культуры (ДК).
А. Барков: Трагедия Ясиноватая.«Я приезжал в сентябре в Ясиноватая. В Доме культуры ДК было устроено бомбоубежище, в нем размещалось большое количество жителей города и дети, голодали. Ракеты градов били по улицам и по ДК. Одна градина вонзилась в стену ДК и не взорвалась. Водопровод не действовал. Одна старушка, вышла из бомбоубежища, ее убило миной, похоронили там же на месте, где погибла, в саду. Жилищный квартал Зорька находился на линии огня, сильно пострадал. В девятиэтажном доме на верхних этажах сложились бетонные перекрытия. Но многие жители остались и жили в подвале». 
 Солдаты ополчения отдавали еду и сухпайки жителям, которые сидели в подвалах. Рынок разбомбило. Назар раздавал продукты .
Водка и вино уничтожалась. Был введен «сухой закон».
Особым событием было то, что мы провели первый футбольный матч в ДНР на день машиностроителя.  Команды от Ясиноватая и Медведи ополченцы. Ясиноватовцы были профессионалами и выиграли.

 
Штурм Ясиновки. Ноябрь  2014 г.

Роман продолжал свой рассказ: «Назар забрал половину людей у  взвода Медведей и они поехали штурмовать Ясиновку. Сразу Погранец поехал со своим взводом, и Батя с разведкой, а мы поехали через пару дней после них. Приехали в Ясиновку. Бои шли три дня. Завладели укроповским БТР– 2, и  взяли двух пленных укр бойца. У нас потерь не было.
Заехали к нам тогда на двух Уралах парни в горках однотипных со славянским акцентом. Я стою в петушке– шапке, дубленке с пулеметом. Чайку с ними попил и полетел на Ясиновку.
Выбили укропов из Ясиновки.  Нарыли окопов. Люди приехали еще к нам.
 
Назар сманил к себе дружбой.
У Назара было семь человек бойцов команды. 
Назар сказал:
– Пойдешь ко мне, будешь на самом передке. Вот Кот сейчас на самом передке.
Ласточкино гнездо.   
Сидели на Ласточкином гнезде. Позиции были на Каналь…ской. Рядом Пантелеймоновка.
Трагедия горловчан
Произошла трагедия в то время в конце 2014 года. 7 человек горловчане погибли под железнодорожным мостом, который проходит через водоканал. 
Они сидели и ждали в засаде под мостом, чтобы отбить прорыв укропов.
Мост рухнул и они погибли.
Но я к тому времени ушел в батальон к Сомали к Гиви, на аэропорт».

Роман продолжал:
«20 ноября 2014 года пришел в Сомали к Гиви. Забрал своих людей – 7 человек Яра(погиб), Маляр(вернулся из плена , комиссовали), Яша (командир танка Сомали–  до сих пор), Паштет(Паша)(сейчас налоговый инспектор, офицер ), Птица – (бухает дома после ранения, танк близко стрельнул в аэропорту в декабре 2014г.), Бутый (командир лейтенант в Сомали).
В аэропорту зимой 2015 г. при штурме вместе со спартанцами получил отравление газами..
  Воинское подразделение ДНР «Спарта», командир Моторола, Арсений Павлов, погиб  17 октября 2016 г.
Шел четвертый день штурма. Потерь не было. Четвертый этаж терминала зачистили. Я гранотометчиком тогда был. Наши заняли первый и четвертый этажи, а на втором и третьем укропы засели ВДВ– шники и Правый сектор. Не хотели сдаваться. Вели с ними переговоры. А они так и кричали :
–  "Ни ху…я.. не уйдем! Продолжаем!"
Я не спал сутки. Выбрал комнату на первом этаже у спартанцев. Запалил мебель для тепла. И заснул. Спартанцы в других комнатах были.
Спартанцы получили по рации приказ отойти и ..забыли про меня. И в это время прилетела капсула с газом.
Скрутило все мышцы. Пена изо рта пошла. Но выбрался из этой комнаты. Три дня отхаркивался.
Второй раз штурмовали вышку в аэропорту в  январе  2015 г. Заняли оборону. Я спускался по лестнице. В лестничный пролет попал танковый снаряд. Лестница сложилась. Потерял сознание. Рука сломана в двух местах. Выше кисти. Два ребра спереди и одно сзади на груди тоже сломаны.
Меня парни Хорват и Серб забрали. Погрузили в машину, везли в госпиталь. Но вместо госпиталя угодил на девятку, в особый отдел. Долго добивались …предлагали подписать бумаги.…
– А за что?
– Да, петушиное руководство! Не хочу вспоминать даже. Противно.
Но Ленка, моя молодая жена, познакомились в Ясиноватая  в августе 2014г., узнала,что нахожусь на 9– ке. Раненый.
Мой батя позвонил знакомым РФ– овцам и меня в госпиталь перевели…
– Давай перекурим».
Мы вышли с Евгением из полуподвального помещения огневой батареи. Звездная летняя ночь. Полярная звезда тускло мерцала. Верхушки деревьев чуть колыхались. Часовой нас окликнул.
Возвратились в каменную прохладу бетонных блоков. Евгений продолжил.

«На Брянке. Март –  август 2015г.
После госпиталя ехали с гуманитаркой, но попали на Брянку к казачкам.»
Брянка была под Дрёмовым.
«Казаки посадили нас в камеру, база отдыха "Стру.." Там есть скала и до войны она служила для тренировки спортсменов– скалолазов.
Рф– вец казачков расспросил обо мне и предложил остаться на Брянке. Тогда в марте 2015 я уже был не салага, а кое– что повидал в боях на Саур Могиле, в Ясиноватая , и в Аэропорту зимой. Почти был инструктор.
Так мне и сказал :
–  Выбирайте или на подвал пойдете, или защищать окраины Первомайска.
С Птицей, позывной такой у моего друга, согласились. Остались.
В шесть часов утра 15 августа 2015 г. привезли нас в Первомайское, к Дому культуры (ДК).
Вышли казаки Дрёмова в кубанках.
Спросили нас :
–  Из Брянки?
Поставили задачу.
Стояли там еще ЧВК– шники, командир Холод (Мороз), оливковый берет, и его компания.
Я был гранатометчиком с РПГ– 7.
Выдвинулись.
Такая там была обстановка.
Слева был террикон и в Золотом стояли укропы. До них был 1 километр. Слева направо наши позиции в селе Промка занимали у швейной фабрики "СССР Брянка", в центре железнодорожная станция ЖД, а справа стояли Призраки. За "СССР Брянкой" начиналось кладбище и располагался ДК Первомайск –  база казаков Дрёмова.
Я с Птицей и группой спецов Холода пошли улочками к ЖД (к железнодорожному вокзалу).
Помню бежали, выпала у меня запаска, магазин к АК.
Женщина жительница окрикивает меня:
– Эй, Вы потеряли магазин!
Возвратился, подобрал выпавший магазин, поблагодарил. Продолжаем путь.
Залегли в копанке.
Рядом стоял молодняк в автосервисе.
Молодняк – молодые солдаты.
Было нас 40– 45 вместе. Нас двое с Птицей, группа Холода и молодняк.
Была поставлена задача атаковать укропов. Начали вести бой.
Пошли!
На террикон слева залезли наши и начали корректировать артиллерию Дремова и 120– е минометы.
Артиллеристы отлично стали работать, бить по укропам, попали в склад, видимо БК, боекомплектов.
 Жахнуло здорово в поселке Золотое.
Мы закрепились в Промзоне.
Один из рф– цев, что взобрались на террикон, из корректировщиков погиб.
По террикону стали работать укроповские минометы и АГС.
(АГС– 17 «Пламя» — 30– мм автоматический гранатомёт станковый. Предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника, расположенных вне укрытий, в открытых окопах (траншеях) и за естественными складками местности (в лощинах, оврагах, на обратных скатах ).
Наших корректировщиков накрыло.
Я находился метров 200 от укр АГСников (А.Б. –гранатометчиков АГС). Вдарили по ним.
Я смеялся. Начали отходить назад к станице.
По рации Холод нашему командиру говорит
"Попробуйте прорваться!"
Заработал укроповский АГС по нам.
Разрыв рядом где– то.
Глаза у меня залило кровью.
"Смешно, и жалко тебя было тогда!"–  Птица потом вспоминал.
А меня "секануло" по лицу, кровь залила глаза, взрыв –  под ноги.
Я сделал сальто.
Контузия.
Птица мне потом рассказывал:
"Ты два раза сильно крутанул сальто и упал. Мы к тебе ночью подползли с командиром Холодом.
Подтянулись к тебе. Пролежали всю ночь. Перевязали голову. Обмыли морду твою.
Добрались до наших. Погрузили тебя в "девятку"(авто) и на Брянку в госпиталь, назывался "Утес".
 

 
– В госпитале осмотрела меня фельдшер Оля, 37 лет, шебутная выпить любила и поговорить, сделала укол, лежал на нарах в комнате один.
Валидол, покушать, водку приносили. Две недели лежал.
– До сих пор лечусь.
Роман почесал голову и застегнул куртку. Свет от фонаря на столе в темном подвале освещал его угловатые черты лица.
– Лечусь, до сих пор, уколы делаю, с речью иногда плохо, головные боли.
Бывают сильные, если не проколюсь!
– Ну, а к серьезным врачам обращался?–  спрашиваю Евгения.
– Какие серьезные врачи, у меня денег нет.
Если обращусь к нашим врачам, меня комиссуют.
Две справки есть (А.Б.– о ранении)– не подтвержденные!
Вот приятель мой, позывной Маляр служил в Сомали (А.Б. – подразделение ополченцев ДНР, командир Гиви, погиб в 8 февраля 2017 г.). Маляр попал в плен к укропам, четыре месяца там находился. На него подавали документ, что был он в плену, но денег он так и не получил.
– Ну, а что дальше  было с тобой?
Полежал в госпитале на Брянке, далее отправился на передовую, до ноября 2015г., потом сново было перемирие.
В ноябре начали говорить мне:
– Оформите ранение.
Но потом сказали, что оформлять ничего не будем!
Получил зарплату, уехал в Макеевку, к отцу.
А 1 декабря 2015г. поступил в Корпус Вооруженных сил ДНР.
– Ну, и что собираешься делать?
– В Россию, быть может поеду, в Екатеринбург, Иркутск, турне по родственникам. Там их много.
– Не жалеешь, что пошел в воевать, ранило, контузия серьезная!?
– Нет!–  сказал Евгений затягиваясь и глядя в темноту и прислушиваясь к глухим недалеким "бухам" стодвадцаток.
– Не – не по нам стреляет укроп!
– Нет– не жалею! Власть ненавижу – ...– скую! Парни здесь дерутся, умирают, здесь голы и босы, хоть скули! А у них –  всей окей, в шоколаде!
– Уроком эта война будет для всех!.
Хорошо, что успел я жениться на этой войне.
Повстречал свою будущую жену, когда воевали в  сентябре 2014г. в Ясиноватая,.
Она рыжеволосая улыбается, набирает воду на колонке. Я подхожу к ней. А она спрашивает:
– А Вы кто? Террорист из Донецка?
– Красивая, девятнадцать лет ей тогда было».


Рецензии