Язык он без костей

Экономики у нас в РФ нет, зато разговоров об экономике хоть отбавляй. Сложилась крайне анекдотическая ситуация, когда либералы, так и не понявшие страну, в которой живут, вместо экономики как науки занялись экономической пропагандой, типа той, что практиковалась в СССР. Ну, про которую говорилось, что «если хочешь молока, то повесь бидончик на репродуктор».

Сейчас для пропаганды вообще рай, телевизор убедит кого хочешь в чем хочешь, Сталин с Гитлером, небось, на том свете черной завистью завидуют, им бы такие средства, - их «социализму» сносу бы не было! Вот что значит вовремя родиться.

А так, говоря без политесов, с экономикой у нас в вечно «встающей с колен» давно нелады. Как запоролись чуть не на Северный полюс, так и закашляла родимая. Ну невыгодно у нас производить! Воровать и толкать за бугор выгодно, причем, всё что угодно: меха-пушнину, лес, хлеб отнятый у голодного народа, а еще рабами вот торговали, из песни слова не выкинешь. При «власти рабочих и крестьян» у рабочих и крестьян стали подворовывать невозобновляемые природные богатства, наиболее лакомыми из которых скоро стали нефть и газ. Та же структура экспорта сохранилась и при «криминал-демократии».

Если Европа торговала и торгует плодами труда, то мы подобны алкашу, выносящему из дома все, что плохо лежит. И это не только по причине испорченности русского характера, а по причине много более прозаической: наш мерзко-континентальный климат, при котором март зачастую сменяется сразу ноябрем, а среднегодовая температура равна -5,5°C, до такой степени обременяет любое материальное производство, что капитализм у нас так и не состоялся, сразу сменившись коммунистической тюрьмой с выходом через 70 лет «на свободу», которая от тюрьмы практически не отличается.

Нет, мы производить можем, только произведенное у нас получается дороже, чем у конкурентов на величину суммы за отопление, стоимости цехов со стенами метровой толщины и фундаментом глубиной три метра. Есть и еще составляющие этой отрицательной географической ренты, вроде наших «несметных богатств», которые приходится возить за тысячи километров, отчего они существенно возрастают в цене.

Андерсеновскую фразу «А король-то голый!» по этому поводу впервые сказал А.П.Паршев в «лихие 90-е», когда воочию стало видно, что капитализм у нас опять по усам тёк, а в рот не попало. Но официальная экономическая наука восприняла выкладки Андрея Петровича как папа Пий XII Евангелие от Иуды.

И начались нескончаемые нудные прения на тему «как это мы не так сидим», что вместо музыки у нас сплошная какофония. Как крыловская обезьяна очки, мы этот капитализм и на ногу напяливали, и на зад, и припарки ему прикладывали, - а он ни тпру ни ну.

Постепенно либеральные причитания сменились гениальной фразой, приписываемой Л.И.Брежневу: «Завесьте окна и раскачивайте вагон, - и считайте что мы едем!»

«На прошедшем экономическом форуме в Петербурге много говорилось об успехах российской экономики: санкции не сработали, началась новая фаза экономического роста, экономика России уходит от сырьевой зависимости и т.п. Эйфория… Но вот незадача, в эти же дни Росстат публикует данные, которые, мягко говоря, заставляют с некоторым сомнением относиться к  тому, что прозвучало на Форуме.

Итак, в апреле 2017 года по сравнению с апрелем 2016 года наблюдалось падение таких показателей, как:

- реальные располагаемые денежные доходы населения — 7,6%

- реальный размер назначенных пенсий -0,1%

- объем услуг в  сфере телекоммуникаций -3,7%

- оборот общественного питания -2,4%

- строительство  -0,4%

- объем платных услуг населению -0,8%

В том числе:

- бытовые услуги -5,4%

- транспортные  -3,5%

- почтовой связи, курьерские -28,4% (!)

- жилищные -1,8%

- культуры -9,0%

туристские (что там говорят про туристский бум по всем направлениям?) -16,2%

- медицинские  -2,1%

- санаторно-оздоровительные  -6,2%

Если возьмём отдельно бытовые услуги, то среди таковых падение было фронтальным, без исключений:

- ремонт, окраска и пошив обуви -5,3%

- ремонт, пошив швейных, меховых и т.п. изделий -4,2%

- ремонт радио— и  др. т.п. аппаратуры, ремонт и изготовление металлоизделий -0,7%

- ремонт транспортных средств -5,9%

- химчистка -21,5%

- ремонт и  строительство жилья -7,9%

- услуги фотоателье -4,9%

- услуги бань и  душевых -6,6%

- услуги парикмахерских  -2,0%

- ритуальные услуги -3,4%

и т.д.

О чём всё это говорит? – О том, как минимум, что далеко не всё так хорошо, как нам хотели это преподнести.

Продажи автомобилей выросли в этом году? – Ну, да, по итогам первого квартала на 2,5% по сравнению с соответствующим периодом 2016 года. Но одновременно, замечу, продажи молочных продуктов упали в этот период на 3,7%. И это падение, кстати, в стоимостном выражении было больше, чем по  автомобилям (не поверите, но доля автомобилей легковых в общем объёме продаж была одинаковой с долей молочных продуктов – 4,7%, то есть автомобилей россияне накупили в апреле на такую же сумму, что и молочных продуктов). А ещё упали продажи рыбы (-3,3%), мяса животных (-0,9%), мяса домашней птицы (-3,2%), чая (-3,9%) и т.д.

Теперь о начавшейся новой фазе экономического роста и «уходе российской экономики от сырьевой зависимости». Структура того едва  различимого экономического роста, который сегодня отмечает Росстат, никоим образом не подтверждает подобные тезисы. Итак, в апреле 2017 года промышленное производство выросло на 2,3% по сравнению с апрелем 2016 года.  Но это в огромной степени благодаря тому, что добыча полезных ископаемых  в этот период выросла на 4,2%. Где здесь уход от сырьевой зависимости?

Возьмём в целом оценку по, вроде как, фиксируемому росту ВВП в апреле 2017 года на 1,4% по сравнению с апрелем 2016 года (внимание: это – чисто оценочный показатель от Минэкономразвития, официально такой показатель Росстатом не рассчитывается). Почему оказался таковым «оценочный» плюс? – В немалой степени потому, что грузооборот транспорта в  апреле 2017 года был выше аналогичного показателя 2016 года на 9,4%. И что предопределило столь высокий результат? – Ещё более высокий апрельский показатель по трубопроводному транспорту: плюс 11,5%(!) по сравнению с апрелем 2016 года. Это тоже свидетельство ухода нашей экономики от сырьевой зависимости? – Нет, это свидетельство обратного – статистика говорит об этом достаточно красноречиво.

Понятно, что экономика такая многоплановая штука, что всегда будут где-то плюсы, а где-то минусы. Но когда уж совсем явно выдаётся желаемое за действительное, это никуда не годится. Конечно, о том, насколько упал в России объём услуг бань и душевых, может, и не обязательно говорить иностранным инвесторам, но о нашем уходе от сырьевой экономики они, я уверен, хотели бы получать более достоверную информацию». «О чём не говорили на Питерском форуме» Игорь Николаев экономист. http://echo.msk.ru/blog/nikolaev_i/1994846-echo/

 Язык, он, конечно, без костей, мели Емеля, твоя неделя, - но, «счетчик щелкает, и все равно в конце пути придется рассчитаться». В смысле то, что можно было украсть, уже фактически все украдено. Конечно, кто спорит, иностранные «инвесторы» охотно вложатся в добычу углеводородов на Северном полюсе, для них возможность стибрить эти последние крохи дорогого стоит. И заводики построят. По сжижению газа и те, что позволяют обойти импортные пошлины, вроде знаменитых сборочных автозаводов. Но изготавливать здесь хотя бы сущую ерунду на экспорт не согласится никто.

Потому что в Китае выгоднее. Даже вон Трамп выборы выиграл потому, что американцев уже достало бегство промышленности из США в южные страны. В южные, в южные! В заполярье не бегут, хотя там зарплаты куда меньше, чем в Америке. Учитывают все составляющие себестоимости, а из них климатическая, а более обще говоря, географическая, в смысле карт географического районирования, - самая весомая.

Пройдет бездарно времечко, которого у нас осталось не так уж и много, чуда, как водится, не произойдет, - и обманутый фокусниками из Минэкономразвития народ опомнится, и начнется Майдан, который, в отличие от украинского, шастаньем с портретами исторических упырей не ограничится. Напрасно надеются господа хорошие здесь побольше своровать, и на это отсидеться в уютном дворце в Монте-Карло. Особенно это касается «экономистов» от КГБ, боюсь, к ним судьба будет особенно суровой.

Поэтому нужно искать настоящую, а не фальшивую, бутафорскую, панацею от многовековой русской беды, перестать надеяться на волшебное повышение нефтяных цен, - его не будет, и «нагота короля» будет становиться все очевидней.

Самый комфортный выход, создание нелинейно-замкнутой модели экономики с Западом, мы продрыхли, возможность такая в условиях полной блокады и военного психоза в мире равна нулю. Значит, остается одно, - северокорейский сценарий. Пусть несколько более цивилизованный, но отказ от глобализма и развитие самодостаточной экономики. Возможно, даже возврат к плановой экономике, как ни кощунственно это звучит, но не до жиру, быть бы живу. Логика жизни зимовья не зря породила совок. Вероятно, в этих суровых природных условиях другая экономическая модель – утопия.

Валентин Спицин


Рецензии