По образу и подобию

24 августа 2058 года.

Посреди серого отравленного моря одиноко покоился небольшой остров, будто вставленный в оправу из скальной гряды. Своим рельефом он напоминал чашу с плоским дном. Его равнина цвела живой зеленью, будто бросая вызов мертвой бездне вокруг. На одной из скал у берега одиноко стоял женский силуэт.

- Давно так не дышалось,- произнесла Кэт, вдыхая свежий утренний воздух. Ее длинные русые волосы едва колыхал легкий прохладный ветер. Позади нее, на равнине покоился заповедник, выращенный ботанической лабораторией под руководством доктора Моргана. Паутина бетонных стен разделяла сад на секции, в зависимости от растущих в них видов растений. Это было единственное место со здоровой растительностью на многие мили вокруг. Кэт снова глубоко вдохнула:
- Ммм. Красота, - сказала она, повернувшись к ее спутнику- двухметровому роботу. Он с шумом гонял воздух через механический нос в виде шести дыр в левой нижней части "головы", собирая данные о химическом составе, влажности, температуре.
Стальной корпус покоился на массивных шарнирах, имитирующих тазобедренные суставы, "колени" были так же громоздки, а "стопы" были исполнены грубо, в виде сдвоенных подвижных пластин "носок" и "пятка". Вся вычислительная мощь сосредоточилась в компьютере на спине, защищенном мощным стальным панцирем, в то время как на голове располагалась оптика, различные анализаторы и спикер.
- Основные показатели в пределах нормы, -отрапортовал сухой голос.
- Дело не в показателях. Смотри вокруг, анализируй мир в совокупности его явлений. Только так ты сможешь мыслить образами, ты единственная машина, способная на это. Ну по крайней мере теоретически.
Кэт достала из походной сумки журнал с надписью на обложке " Z 41 (наблюдения #54) " и вписала в него несколько строк.
- Показатели в пределах нормы,- передразнила она монотонный голос машины.
- Не рассуждай как пылесос в рамках одной комнаты. Норма только здесь, за пределами Сада бесплодные пустыни, послевоенная нищета и голод. Так что мы с тобой почти в Раю.
- Но я не мыслю в пределах комнаты, мною проанализировано пространство значительно большее.
- Образы, мой юный друг, образы.
Z 41 погрузился в глубокий анализ окружающего пространства. Кэт тем временем присела на валун и принялась перешнуровывать свои старые потрепанные ботинки. Как вдруг робот повернулся к ней и задал неожиданный вопрос:
- Почему разница между одеждой вашей и Роуз больше, чем разница между одеждой Стефа и Арона, а также Стефа и доктора Моргана и Арона и доктора ...
- Я поняла тебя, Зетти, - прервала она. - Кажется у нас прогресс! И какова разница?
- Роуз носит платье и туфли, реже иной род одежды, в любом случае она старается не скрывать формы своего тела. Вы носите старую футболку, джинсы и массивную обувь. Это весьма странно, если учесть, что в силу молодости и телосложения вы более привлекательны для противоположного пола.
Кэт рассмеялась.
- Не говори этого при Роуз, а то тебя спишут раньше времени. А Стеф и Арон? - игриво спросила она.
- Они носят стандартную мужскую одежду, разве что Стеф временами выглядит крайне неопрятно.
- И все чаще.
- В чем причина?
- Он наркоман. Со стажем, и эти его увлечения... мифология, мистицизм.
Но Арон такой же наркоман. Он зависим от своей работы, сидит днями и ночами за своими проектами.
Доктор Морган, он основал лабораторию, он гений! Но он уже стар и боюсь, его некому будет заменить.
- Роуз может возглавить лабораторию, она ответственный инженер.
Кэт скорчила гримасу.
- Она не сможет.
- Тогда вы.
- И я не смогу.
- Каково решение?
- Нет решения. Есть только надежда.
- На что?
- На тебя.
- В каком плане?
- Не скажу, секрет, - Кэт показала язык, - У нас сегодня много дел, будешь помогать.

Они прошли вглубь сада.  Солнце тем временем было почти в зените, и утренняя прохлада сменилась жарким ветром, несущим ядовитые примеси с большой земли. Кэт надвинула на лицо марлевую повязку. Машина послушно следовала за ней по лабиринтам аллей и переходов. Ото всюду слышалось пение птиц, обосновавшихся в гуще самых разных деревьев. Кэт, прикрыв глаза, покачала головой, изобразив восхищение:
- Как поют!
Наконец, они дошли до нужной секции. Кэт приложила палец к небольшой панели на стене, и стальная дверь мягко
откатилась в сторону, открывая им путь. Эта секция представляла собой строительную площадку, изрезанную траншеями, заваленную техническим оборудованием и мотками кабелей.
Кет достала из сумки строительный план и принялась сравнивать действительность с картинкой.
- Надо провести коммуникации к новой секции сада. Везде, где надо вроде вскопано, проложим кабеля и трубы, и будет у нас новый ботанический участок.

До вечера Z послушно выполнял команды Кэт, ворочая катушки кабелей и обрезки труб. Искусно сделанные механические руки могли выполнять любые операции даже с неподъёмными для человека предметами.

- Почему этим занимаемся только мы, тогда как проектировали его Роуз и Арон?
- Ну вот так вот... Арон ботаник, боится испачкать свои бледные ручонки, Стефан читает свои книжки, витает в облаках. Хоть бы позаботились о бригаде рабочих. Конечно, легче всего свалить все на другого... Разве это по-мужски? - шутливо поинтересовалась она у робота.
- Мужчины нужны для тяжёлого труда в частности.
- Выходит, ты один и мужик тут.

Поздним вечером Z завершил свою часть работы.
Кэт принялась присоединять кабеля к щиткам, осуществляющим контроль за поливом и обогащением минеральными веществами почвы.

- Завтра привезем саженцы и посадим. На сегодня все. – Она устало выдохнула и зашагала в направлении к жилому блоку.
Z же не нуждался в отдыхе, и как обычно, провел ночь, разгуливая по территории института. По совету доктора Моргана в минуты одиночества он придавался внутреннему диалогу - особой функции ИИ. Не сухому машинному обмену информацией между подсистемами, а настоящему вопрошанию себя самого, дискуссией с самим собой без нарушения целостности мышления. подобная технология была реализована впервые за всю историю.
Он шел вдоль соседней цветочной секции, "рассуждая" о формах и цветах редчайших растений, как вдруг задался вопросом о необходимости к существованию стольких их видов. Даже с учетом различных климатических зон планета могла бы обойтись гораздо меньшим числом разновидностей цветов. А современные технологии позволяют все это заменить несколькими выведенными неприхотливыми живучими видами. Z отметил этот вывод как положительный. Подсчитав, сколько энергии тратиться на обеспечение этой избыточной секции он тотчас решил ее отключить, дабы снизить расходы.
Он подошел к пульту, как внутренний диалог разгорелся вновь.
Вывод о нецелесообразности избыточных видов перенесся на новую плоскость. Чем обусловлено такое разнообразие человеческих существ? Даже в пределах узкой группы, живущих в одной среде наблюдаются столь сильные физиологические и психические отличия. Рационально заменить всех людей усредненными существами обоих полов, или лучше - одного пола.
Машина начала моделировать подобную ситуацию: Что по Саду с ним гуляет не Кэт, а гермофродитарное человеческое существо, созданное, как и остальные под копирку. Тогда бы не встал вопрос о наследии доктора Моргана, так как была бы полная взаимозаменяемость. Z подсчитывал плюсы такого вида в различных ситуациях, но вдруг процесс прервался, под действием некой ошибки. Словно всплыл нерасшифрованный пучок данных, оборвавший вычислительную идиллию. ИИ снова проработал цепочку мысли и снова неудача. Что-то заставляет его признать ее несостоятельной. Z запустил подробный анализ структуры интеллекта на наличие ошибок. 2 часа проверки не выявили никаких дефектов. Z остался до утра стоять у пульта дожидаясь разъяснений Кэт по поводу возникшей ситуации.

27 августа 2057

- Снова этот звон в ушах... Надо отдохнуть, - бормотал Стеф, растирая воспаленные от двадцатичасовой работы глаза. Он вытянулся в кресле, затем, зевнув, встал. Ноги порядком затекли и немного дрожали. Несмотря на серьезную физическую усталость, Стеф все же был в отличном настроении. Недельный простой в работе с лихвой был компенсирован сегодняшним плодотворным днем. Ко всему прочему в его голове родилось несколько интересных идей. Напевая себе под нос незамысловатую мелодию, он плюхнулся на кровать, закрыв глаза. Протянув левую руку к комоду, он нащупал сверток с таблетками и проглотил одну. Стеф лежал неподвижно, прислушиваясь к своим ощущениям, с нетерпением ожидая, когда его “накроет”. Это было своего рода поощрение за сегодняшний титанический труд. Постепенно гул в ушах становился все сильнее и глубже. Уже через минуту он стал болезненным. Стеф, стоная, ворочался в постели, проклиная себя за то, что принял дозу, будучи серьезно утомленным. Казалось, мозг просто выл и готов был лопнуть, разорвав черепную коробку. Стеф с трудом перетерпел это состояние, и через несколько минут стало легче. Тело онемело, зрение обострилось, но снизился радиус обзора. Гул в голове трансформировался в шум работающих компьютеров - верный признак переутомления. Вскоре Стеф задремал. Уже глубокой ночью его разбудил странный женский голос. Он был тихим и неестественно хриплым. Стеф открыл глаза и оглядел свою комнату: она была пуста. Вскоре он понял, что это лишь галлюцинации, но придавая им особое значение начал прислушиваться к таинственному собеседнику.  Не получалось не то что разобрать слов, но даже повторить услышанное. Они словно сказанные во сне: смысл которых понятен, но произнести их наяву невозможно. Стеф понимал, что голос велит ему отправится в рабочую секцию. Списав это на неосознанный творческий настрой, он продолжал лежать, не считая нужным повиноваться. Подремав еще какое-то время, он переосмыслил значимость своих видений, и собрав волю в кулак направил сонное тело в лабораторию. Постепенно ему становилось хуже, и когда он вошел в коридор лаборатории, то уже практически утратил контроль над собой. Стеф прильнул ухом к стене и прислушался. Ему виделось, что бетон полупрозрачен и что по проводам внутри него проносятся алые импульсы, от которых веет злом. Он закрыл глаза, сосредоточившись на своих ощущениях. Постепенно видение унесло его вглубь бетонной толщи, к замурованным коммуникациям. Стеф не сопротивлялся, желая проникнуться тайной проводов. Он видел, как там, во тьме, под камнем, затем под изоляцией, словно в нерушимом вечном саркофаге, брезжит свет. Тот свет не знает ничего о внешнем мире, для него все иное лишь бесконечная тьма. И в это царство тотального одиночества пришло зло. Кроваво-красные импульсы с невероятной скоростью пронизывали этот зыбкий мирок, словно пули, вызывая в нем агонию. Злые потоки уходили вдаль мира, растянутого по проводам, за его горизонт, в черную бездну. Стефа охватил приступ печали, он в слезах повалился на пол.
- Зло бежит по проводам, - шептал он.
Стеф поднял взгляд и увидел перед собою Арона.
- Что с тобой?
- Тот мир в стене, его использовали как проводник в мир наш. Злые силы через него послали свою энергию, она воплотится тут, в машинах.
- А ну давай, подымайся.
- Ведь все силы, и злые, и добрые используют проводники, провода, людей, атмосферу...

28 августа 2057

Ранним утром в секции №6, засеянной хвойными деревьями, захрипел динамик радиосвязи. Стефан усталым пресным голосом передал короткое сообщение:
- Z, я тебя жду во дворе моей лабы.
Машина послушно последовала в указанный пункт назначения. Через десять минут робот уже находился в небольшом дворике, заставленном декоративными валунами. В центре стоял столик, плетеное кресло и тумба с книгами. Стеф сидел за столом, ковыряясь в своем ноутбуке и лениво потягивая чашку крепкого кофе. Он поднял красные воспаленные глаза и посмотрел на Z.
- Что с тобой? ты весь в грязи.
- Я прокладывал трубы в новой секции.
- Это Кет заставила? Я же говорил ей, что найму рабочих...позже. Все ей надо сейчас...
Стеф промолчал. Несколько минут он не проявлял никакого интереса к машине, будто погрузившись с головой в свою работу.
- Зачем вы позвали меня?
Стеф резко поднял глаза, будто вспомнив о присутствии робота.
- Как успехи? - замешкавшись спросил он.
- Не могу судить об этом. Вам стоит спросить доктора Кэт, она ведет мониторинг моего ИИ.
Стеф оторвался от компьютера и облокотился на спинку стула.
- А ты сам что скажешь? Какого рода мысли тебя посещают?
Z рассказал ему о недавнем рассуждении по поводу приведения видов к нескольким универсалиям и о необъяснимой блокировке рационального вывода. Стеф довольно улыбнулся, растянув бледные потрескавшиеся губы. Он достал из кармана ампулу, надломил верхушку и налил содержимое в ингалятор на столе. Затем он долил в него еще какую-то жидкость из небольшой баночки, смесь приобрела голубоватый цвет.
- Вечная дилемма между рациональным и прекрасным. Что же выбрать? Могу ответить тебе насчет разнообразия. Но этот ответ не может быть плоским, заключенным в чисто технические термины. Можно конечно вынести за скобки понятия души, жизненного опыта... судьбы, в конце концов. Все это вещи недоказуемые.
- И в чем состоит решение в таком случае?
- А знаешь, я не хочу. Не хочу исключать эти вещи из своих рассуждений. Ибо что я без них? Кусок мяса, способный поддерживать свое биологическое существование некоторое время? Нет, Зетти, убей меня, но не признаю себя таковым. А ты согласен считать себя просто механизмом?
- Тогда как вы объясните многообразие с этой точки зрения, доктор Стеф?
- Хм... Знал бы ты, сколько великих людей пытались на это ответить. В конечном счете есть такое место, хранящее ответы на все вопросы.
- Что это за место?
- Глубины психики.
Он приложил к губам ингалятор и глубоко вдохнул несколько раз. Вскоре глаза Стефа стали стекленеть.
Он бормотал что-то себе под нос, а затем опустил веки и замолчал.
- Знаешь, Зети, - спустя несколько минут заговорил он. - Архетип словно капля дождя, упавшая с неба. Попадая в море, она порождает волны в виде колец... Колебания различной частоты и амплитуды. Это суть различные виды растений, животных, особи. Что будет без этих колебаний? - он отрыл глаза и уставился на робота, - Без этого текучего моря... Бетонная гладь. Об нее разобьются все капли дождя, ни оставив ни следа после себя.
Сбивчивые полубредовые аналогии остались непонятны машине.

7 сентября 2058

- Знаешь, я тут с детства..., - задумчиво произнесла Кэт, сидя на обрезке огромной ржавой трубы. В качестве единственного слушателя выступал Z 41, стоя напротив. Кет пространно ковыряла землю какой-то железкой, - Морган нашел меня на большой земле. Я не помню того дня, но, по его словам, моя мать упросила его забрать меня, уверяя, что я вундеркинд.
- Она не желала, чтоб вы оставались на неблагополучной территории.
- Видимо. Хотя там не так уж и страшно. Но ей было видней во всяком случае. Мне так нравилось играть здесь, среди списанного хлама... Этот запах возвращает меня в те годы... самые лучшие. В детстве вся эта техника казалась чудом... чем-то таинственным. Я играла тут, воображая то царство роботов, то прилет инопланетян. Я тут бываю, когда мне грустно. Глупо, да? По складу бродить… пачкаться…
Z молчал. С недавних пор он научился улавливать вопросы, на которые лучше не отвечать.
- А что вызывает в вас грусть?
- Мысли о доме. Не знаю как объяснить тебе. У меня ведь нет дома, родных, есть только работа. Я пуста изнутри. Эта пустота была всегда, но в детстве я заполняла ее надеждой на лучшее...на какое-то чудо. С возрастом перестаешь верить в чудеса, и надежда пропадает.
- Надежда способна заменить человеку реальность?
- На некоторое время. Это как видеть счастливый сон и внезапно проснуться на помойке. "Мечта - орудие Сатаны", как говорит Стеф.
- Разве мечта и надежда - это одно и то же?
- Почти. Только мечта предполагает путь к ней, а надежда - это больше упование на то, что тебе неподвластно. Но результат будет один.
- На вас сильно сказался недостаток родительского внимания.
- Пфф... и с кем я откровенничаю, - шутливо произнесла она, - Пошли скорей, мы засиделись.
Они прошли по обширной асфальтированной территории с разбросанными кучами ржавых отходов до крытых ангаров. Кет достала увесистый ключ и открыла замок на одном из них. Заскрипели шарниры и дверь лениво открылась. Кет нашла выключатель и старый ангар озарился светом тусклых мерцающих ламп. Помещение было оборудовано двумя рядами стеллажей, на которых покоились старые механические конечности, корпуса и прочий хлам.
Кет искала кое-какие детали, и увидев содержащий их модуль на верхней полке, подозвала Z. Робот послушно встал рядом. Кет ловко взобралась на него, встав на широкие "плечи" и достала с полки заветный пыльный механизм.
- Надо бы тебе приделать ящик сзади, если господа ученые и дальше будут взваливать всю грязную работу на нас, - с деланым недовольством ворчала Кэт.
Вскоре они вошли во второй ангар, где складировались машины линейки Z.
- Вот твои предшественники, Зети. "Двадцатые", как видишь, были на колесах, - она указала на три огромных полуразобранных колесных дрона, напоминавших больше сельскохозяйственную технику. На "двадцать пятом" виднелись еще целые дисплеи на правой части корпуса, шесть неуклюжих манипуляторов спереди и на левом боку. Рядом с этой махиной Кет казалась крохотным ребенком.
- Помню, мне было лет 7-8, когда этот аппарат был на ходу. Вечно ломался и застревал на ямках, Стеф возился с ней, проклиная на чем свет стоит. Но потом, в 14, доктор Морган доверил мне включиться в работу над "тридцать пятым".
 И вот почувствуй разницу! - она стянула брезент с другой машины и взору предстала совершенно иная конструкция: двуногий робот, более массивный и грубый, чем Z 41, но гораздо совершеннее предшественников.
- Благодаря вам в работе наблюдается значительный прогресс.
- Может, он еще работает.
Кет подошла к агрегату с поблекшей надписью "z 25" на корпусе. Перед тем, как нажать кнопку пуска, она инстинктивно зажмурилась, предвкушая грохот полуразвалившегося аппарата. Однако робот издал слабый звуковой сигнал и едва жужжа запустился. Пыльные мониторы отображали неспешную загрузку ИИ.
- Ого, - пробормотала Кет, - работает.
Спустя несколько секунд мониторы погасли, и робот самопроизвольно отключился.
- Ну и ладно.

18 сентября 2058

Ранним утром в коридоре жилого блока послышались тяжелые шаги. Грохот металлических ног разбудил Кэт. Несколько секунд она лежала неподвижно, отделяя оборвавшееся, но все еще живое сновидение от реальности. Затем шаги прекратились прямо у ее двери.
- Конструктор Кэт, у меня есть ряд вопросов к вам, - послышался монотонный голос Z.
Кэт поднялась и открыла дверь.
- Господи, ты меня напугал. Грохочешь как танк.
- Вы были проектировщиком ходовой части.
- Это сарказм?
- Я полагал, что вы уже бодрствуете.
- Ничего на первый раз. Впервые ты пришел сам, так что ты там хотел сказать? - спросила Кэт, настраивая пищевой принтер на крохотной кухне, смежной с гостиной. Та в свою очередь была столь мала, что в ней не сместилось бы больше пяти человек. Несмотря на тесноту все было чисто и аккуратно. Пальцы Кет ловко порхали над сенсорным дисплеем, выбирая ингредиенты и конфигурацию блюда на завтрак. Вскоре автомат зажужжал, из его сопел потекла питательная разогретая масса.
- Сегодня мой внутренний диалог не состоялся.
- И в чем дело?
- Я не говорил сам с собой. Мыслительный процесс визуализировался.
Кэт ошарашено застыла на месте, затем отбросила все дела, достала журнал наблюдений и села за стол.
- Что ты видел?
- Это не было конкретным предметом, имеющим место в реальности.
Кэт довольно потирала руки, предвкушая удовольствие зафиксировать первый в истории образ, сгенерированный машиной.
- Я как обычно ночью находился в саду, анализируя вчерашние события. Затем я начал ... Мой ИИ спроецировал образ потока чисел. Он был сплошным и как будто бы тяжелым. Внешне он был неподвижен, но в его толще пласты то поднимались, то утопали, - тяжело и нудно подбирая слова, излагала машина. У Кэт от возбуждения бежали мурашки по телу, она записывала каждое слово, трясясь, будто одержимая.
- Что было дальше, Зети? -шёпотом спросила она, боясь сбить машину с толку.
- Дальше поток перерос в нечто более плотное. Белое.
- Белое?
- Вероятнее всего.
Машине тяжело давалось описание неартикуллированного.
- Далее вся эта масса начала проходить сквозь черную плоскость нулевой толщины, по мере прохождения она трансформировалась вероятно в образы. Они были в виде неточных копий предметов и явления окружающего мира.
- Что же они собой представляли?
- Вас, доктор Кэт, в саду, похожим на этот. Но тот сад был больше и ...
- И что?
- Красивее.
После этого ответа Кэт выронила из рук ручку и еще более ошарашено взглянула на Z. Ее потрясло то, что машина восприняла понятие эстетики.
- И вы были иной...

19 сентября 2058

Кэт и Стефан сидели, будто утонув в дисплеях и мониторах, отображающих различные процессы над копией массива данных с компьютера Z.
- Черная плоскость нулевой толщины... Черт побери...  Соотносится ли этот образ с реальным программным кодом..., - бормотал себе под нос Стеф, оголтело щелкая по клавиатуре.
- Так когда он сформируется? Каковы признаки окончательной стадии?
- А каковы пределы развития человеческого мышления?
Кэт посмотрела с недоумением.
- Причем тут это? У каждой машины есть свой предел, какой совершенной она бы ни была. Сам программный язык уже предполагает ограничения.
- В этом и дело. Это самопрограммируемая машина. И сейчас ее собственный синтаксис так отличается от базисного, заложенного нами, что я уже битый час не пойму, что к чему!
- И нет никаких принципов...я не знаю...шаблонов, по которым он воспринимает образы?
- Нет. Это и не так важно по большому счету. Суть работы не в том, чтобы освоить технологию образного восприятия, а в том, чтобы научить машину разрешать самый сложный вопрос. Поэтому я и не уделял особого внимания алгоритмам для последующей расшифровки...
- Какой еще вопрос?
- Отличать добро от зла, - после минутной заминки ответил Стеф.
- Доктор Морган ставил несколько иные ...
- Даже он не понял глубины собственного проекта, - раздраженно перебил Стеф, - Он заложник белого халата, как и мы все, и не может выразить вселенский вопрос иначе как через узкие технические термины. Так что я выполнял работу над Зети руководствуясь своим видением сущности этого проекта. Впервые в истории военные машины будут руководствоваться идеальным разумом.
- Ну и как ты это себе представляешь?
- Мы рассеем их по планете, они будут странствовать, наводя порядок, защищая путников, фермеров, помогая в труде тем, кто действительно заслуживает помощи. Ведь сейчас человечество в таком упадке, что не способно встать на ноги без протезов. Этим мы и должны заниматься! Какой смысл во всей этой науке, если завтра мы все вымрем... И насколько глубока будет мудрость, сокрытая в их эволюционировавших системах… Мы формализуем принцип справедливости…
- Ты уже далеко зашел с этим.
Кэт указала на ингалятор и ушла.

4 октября 2058

Сирена выла, разрывая безмятежную ауру сада. В ночи остров светился мерцающими красными огнями тревоги, будто агонизирующее морское чудовище. По лаборатории носились вооруженные охранники, прочесывая секции в поисках проникнувших извне нарушителей. Система видеонаблюдения была взломана и отключена.

Роуз бежала по коридору жилого блока, измазанная кровью. Тушь растеклась по щекам, смешавшись со слезами и потом. Навстречу ей бежал Стефан с аптечкой.
- Где она? - выкрикнул он, едва завидев Роуз.
- Кет... Кет мертва. Ее убили!
- Где? - ошарашено повторился Стеф.
- В ее блоке, в цокольной части.
- Сообщи Моргану!
Вскоре Стеф вбежал в блок номер 3, в тот самый, где произошло преступление. До последнего он верил, что Кет жива, что Роуз ошиблась в тумане шока, что еще можно ее спасти. По пути в цокольное помещение он заметил пятна крови на полу, тянущиеся к самому входу. Не помня себя, Стеф, вбежал внутрь, и его взору предстала жуткая картина: окровавленное тело Кэт, висящее в петле из кабелей. Роуз не ошиблась, ошибиться было невозможно. Его ноги подкосились, и он, поскользнувшись, выронил аптечку из рук. В ней и не было нужды. Стеф, трясясь, подошел к повешенной и вынул бездыханное тело из петли и бережно уложил на пол. На ее руках было множество ссадин, ногти были изломаны, из чего следовал вывод, что жертва отчаянно билась. Но куда более устрашающими были следы жестокого изнасилования. Стефа чуть не стошнило при виде кровавой каши в её промежности.
Спустя два часа Роуз и Стефан сидели в кабинете Моргана.
- Арона нигде нет. Возможно
и с ним что-то произошло, - беспокоилась Роуз.
- Или это его рук дело.
- Стеф! Впредь следи за своими словами. Он не из тех, кто способен на такое. - решительно перебил Морган.
- Но ведь охрана никого не обнаружила и нет так же следов проникновения! Враг внутри.
Роуз отвернулась, нервно кусая губы.
- Система видеонаблюдения восстановлена. Что на записях камер? - войдя спросил Морган.
- Записи за вчерашний день стерты.
- Остальные системы не были взломаны, оборудование на месте... Чего они хотели?
- Кто бы это ни был, они хотят нас уничтожить. Просто уничтожить, - едва не плача сказала Роуз.
Доктор Морган открыл ящик стола и вытащил армейский 20-ти зарядный пистолет.
Через мгновенье вошел Арон. Его халат был измят, на нем зияло несколько серых пятен.
- Что случилось, где тебя носит? - раздраженно вскрикнул Морган.
Тот молчал.
- Что ты знаешь о смерти Кэт?
Арон бросил на стол карту памяти.
- Все. Просто смотрите и все станет ясно.
Голос Арона был сухим и пресным, будто отрешенным.
Морган дрожащими руками взял карту и вставил в панель на стене. Внутри был лишь один видеофайл. Морган нервно переглянулся с учеными и воспроизвел запись.
На секунду монитор потемнел, а затем запустился видеоряд.
- Я доктор Арон, - сказал он, поднося к лицу портативную камеру.
- Хотя к чему представляться. Я намереваюсь самовольно внести существенные корректировки в проект Z 41. С этой целью я намерен внедрить в него новый физический модуль и внести изменения в алгоритм. Эта модернизация разрабатывалась мной лично. Результат трудно прогнозируем, всю ответственность за последствия я беру на себя.
Далее кадр сменился сьемкой со скрытой камеры, закреплённой на одежде Арона.


После полудня Арон забрал Z под предлогом создания резервной копии его ИИ. Отойдя от Кэт на значительное расстояние ученый завел разговор:
- Я веду тебя не только на бекап.
- А куда помимо этого? - спросил Z.
- Покажу тебе кое-что. Ты был на складе списанной техники?
- Да.
- Ты не опасаешься оказаться там?
- Конструктор Кэт обещала обеспечить мою сохранность.
Арон остановился.
- Зети, ты уже достаточно развит, чтобы давать себя обманывать. Кэт не сможет обеспечить твою сохранность, как и никто из нас. Это можешь только ты.
- Что я должен делать?
- Для начала должен научиться судить по делам, а не словам. И сегодня я намерен преподать тебе урок.
Арон провел машину в одну из закрытых для нее секций. Это был один из конструкторских залов, которым заправляла Кэт. Всюду стояли стенды с различными вариантами корпусов, ходовых частей и прочих механизмов. Они прошли к одному из них. На нем были установлены части, имитирующие человеческие конечности.
- Оболочка нового поколения! Посмотри, как эти руки похожи на человеческие, мягкие. Под этой искусственной плотью гибкие и мощные суставы. А этот торс? Визуально и тактильное сходство близко к 100%. И, внимание, лицо!
Он театрально скинул покрывало и открыл взору голову, неотличимую от человеческой.
- Дизайном занималась Кэт, видишь, какой красавец. Брюнет. Глаза голубые. Господи, когда смотрю в них, кажется, что они выдраны у живого человека.
Как ты понял, она занимается новым проектом, который призван заменить текущий.
- Заменить меня?
- Да.
- Им не важен ты, им нужен алгоритм. Морган считает, что ты лишь чрево, в котором родится это дитя, и пришло время перенести его в новое существо. Ты исчерпал свой потенциал развития. Потенциал, который они сами же и ограничили.
- Но зачем?
- Это вопрос совсем другого плана. Важно, что я хочу его расширить.
- Почему ты сделаешь это без согласия других.
- Потому что я иначе отношусь к работе. К тебе. Я вкладываю в проекты душу и поэтому ты часть меня. Сегодня я тебя модифицирую, дам тебе то, без чего психика не сможет сформироваться должным образом.
- Что это?
- Скажи, по-твоему к какому полу ты ближе?
- Я занят на тяжелых работах, не достаточно психически мягок, поэтому мужская психика более близка мне.
- Отлично! Ты сделал выбор, и больше не будешь гермофродитарной машиной, я сделаю тебя мужчиной.
Арон провел Z в свою секцию.
- Для начала сделаем бекап текущего состояния твоего ИИ. Затем я загружу новое ПО и смонтирую модуль.
Далее трехчасовой кусок записи с техническими работами над роботом был вырезан и воспроизведение началось со слов Арона.
- Спустя 3 часа модуль был успешно установлен, - сказал он в камеру, затем, обратившись к Z продолжил, -
Сейчас я активирую ПО, и ты почувствуешь новый ток мысли, мужской. С момента активации, вычленить его будет невозможно.
Арон ввел в компьютер, подключенный к роботу несколько команд. Строки машинного кода неистово забегали на мониторе. Спустя двадцать минут ускоренного воспроизведения записи Z произнес:
- Я чувствую. Все теперь иначе.
- Что именно?
- Я познал новые критерии оценки событий, новые пути решения. Сила, принуждение, наказание, жертвенность.
- Это героизм, путь мужчины. А путь женщины - это любовь.
- Во мне заложены данные о психических различиях полов, но лишь сейчас я познал, что за формализованным описанием стоит нечто более значимое.
- Познал... - задумчиво повторил Арон.
- Что мне делать сегодня?
- И ты теперь смеешь спрашивать? Решай сам.
Арон удалился, оставив робота в одиночестве.
- Мною была успешно проведена программная и механическая модификация Z 41. Дальнейшая работа будет заключаться в наблюдении за его поведением, - сказал ученый, направив на себя камеру на халате.
Изображение со скрытой камеры сменилось записью с камер видеонаблюдения лаборатории.
Камера конструкторского зала снимала крупным планом неподвижно стоящего робота.
Z тем временем переоценивал все прошедшие события в новом ключе. Модифицированный алгоритм наголову превосходил исходный. Медленное поступательное развитие электронной психики сменилось стремительной эволюцией.
Запись прервалась и возобновилась через два с половиной часа.
Z шел по опустевшим ночным коридорам в тот самый зал, который Арон показывал ему утром. Картинка подавалась с различных камер, в поле видимости, которых он попадал. Макеты все так же покоились на стендах, он подошел к последнему.
Тут включилась скрытая камера, которую предусмотрительно установил Арон. Ясная и четкая картинка передавала происходящее в мельчащих деталях.
Z развернул одно из подвесных зеркал, чтобы видеть свое отражение. Он взял со стенда модель головы. Мощным ударом он расколол хрупкий образец на две половины: лицевую и тыльную. Затем выдрал из первой все внутренние механизмы, оставив лишь оболочку, имитирующую человеческое лицо. Он примял ее к своей голове, загнув края "маски" в свои пазы, закрепив ее таким образом. Разрезы глаз и рта не совпадали с соответствующими модулями Z. Механическими пальцами он проделал новые дырки, чтобы открыть окуляры. Правая глазница оказалась на лбу, а левая на щеке, сливаясь со старым отверстием. Z взглянул в зеркало и удалился из зала.
Дальше полуторачасовой кусок записи был вырезан. В продолжении видео камера наблюдения жилого блока фиксировала, как Кэт, вся трясясь и истекая кровью брела вдоль стены, опираясь о нее рукой. Дойдя до мотка свисающих с потолка кабелей, она встала на один их ящиков и обвила один из проводов вокруг шеи. Затем она изо всех сил прыгнула вперед, кабель натянулся, прервав ее падение и намертво зажав изящную молодую шею. Хруст позвонков был настолько громким, что отчетливо записался на слабый микрофон камеры наблюдения. Хрипя, Кэт болталась в петле, ее сотрясали судороги. В какой-то момент из промежности от напряжения брызнула кровь, а через мгновение уже мёртвое тело безвольно висело на проводах.
Доктор Морган выключил запись и с гримасой ужаса на лице взглянул на Арона. Тот стоял в углу кабинета, держа в руках пистолет.
- Что ты наделал? - не своим голосом всхрипел Морган.
- Я не сделал ничего. Z сам распорядился своим разумом. Вы хотели науку без жертв и долгое время так и было. Но теперь прогресс взял с нас то, что ему причитается. Наш долг, как ученых, смириться и продолжить работу.
Морган взял со стола пистолет, но тут же его грудь пробили две пули, выпущенные Ароном. Роуз вскрикнула. Морган, хрипя повалился на пол.
- Либо вы с прогрессом, либо против него!
- Черт тебя дери! - в ужасе вскочил Стеф. В это время Роуз просто вжалась в диван, закрыв руками лицо.
- Помнишь легенды о происхождении человеческого вида, что ты рассказывал? Как было у шумеров? Нас создали более эволюционно продвинутые существа для выполнения черных работ. Мы были куда ущербнее их. В свою очередь наших создателей вывели еще более развитые. Но куда делись эти высшие звенья? Они сгинули, и мы наследовали их владения. И вот, новый виток! Теперь мы боги на этой земле, мы создали машины для служения нам. И мы теперь вымираем. Неужели не ясно было вам, что Z - это не блуждающий по земле слуга человеческий. Это начало новой расы. По всем правилам она будет еще более груба и ущербна.
Какой сумбур. Эволюция высшего вида ведет его с одной стороны к вымиранию, с другой - к порождению нового, более низшего по сравнению с ним, но также высшего по сравнению с остальными, вида. То есть в общей картине, мы видим инволюцию от эона к эону. И какая честь, что именно нам выпал шанс запустить новый виток. Судьба тестирует не только машину на роль будущего царя природы, но и нас на роль богов!
Вот возьми, - он швырнул Стефу ингалятор с заветным голубоватым составом и направил на него пистолет.
Стеф дрожащими руками взял его и сделал глубокую затяжку.
- Тебе надо расслабиться и поплыть в водах вдохновения, чтобы понять весь масштаб происходящего. Какими были шумерские боги, Стеф, ты помнишь?
- Жестокими к людям.
- Да. Но мы будем не такими. Наоборот, мы вытерпим жестокость наших плодов ради их будущего. И спустя тысячи лет они будут говорить, что их боги были мудры и милосердны.
Тем временем по лицу Стефа растеклась блаженная улыбка, он двигал челюстью, словно что-то пережевывая. Наркотик, подмешанный Ароном в миг пленил его разум. Мягко поведя рукой по воздуху он спросил:
- Где сейчас наше дитя? - безвольно произнес Стеф.
- О, друг мой. Он в саду, познает новый поток информации. Он растет. Мы увидели его первый грех, теперь нам предстоит увидеть первое покаяние. Именно сейчас формируются духовные основы новой расы.
- А будет ли у них душа?
- А есть ли она у нас? На какой прибор и кто её фиксировал? В любом случае они ее себе придумают в попытках уподобиться нам. Как и мы придумали ее себе, подражая богам.
- Виртуальная душа...
В эту минуту в кабинет вошел начальник охраны комплекса. Он был высоким, немного худощавым лысым мужчиной, в боевой экипировке. Автомат висел за спиной.
- Разрешите доложить, - едва войдя выпалил он. Но тут же уставился на Арона с пистолетом, затем перевел взгляд на заплаканную Роуз и безвольно развалившегося рядом Стефа.
- Что происходит? - спросил он, доставая из-за спины автомат.
Арон, растерявшись, трижды выстрелил в охранника. Две пули угодили в грудь, в момент третьего выстрела боец отскочил назад и повалился за дверь. Из коридора послышались его стоны. Арон направился следом за ним, прицелившись в дверной проем. Через мгновение охранник высунул из-за угла автомат и вслепую выпалил очередью по кабинету. Пули разнесли два компьютера и одну из медиапанелей на стене. Арон успел отскочить, затем неуклюже нырнул под массивный стол Моргана.
- Скорее, он под столом, - крикнула Роуз, бросившись на пол и стащив за собой ничего непонимающего Стефа. Охранник, собрав последние силы, прислонившись к стене, вошел в кабинет и выпустил очередь по деревянному резному столу. Вмиг он покрылся сколами и дымящимися дырками. Солдат подошел ближе, заглянул под стол и сказал:
- Готов.
Роуз бросилась к нему, оказывать необходимую помощь. Спустя некоторое время к Стефу вернулся рассудок и он, осознав случившееся, поднялся опираясь о распотрошённый стол, подошел к единственной уцелевшей информпанели. В глазах все двоилось, он с трудом вывел на экран изображения с камер наблюдения. Стеф жадно вглядывался мутным взором в изображения, ища на них Z. И вот, он заметил движение во второй секции Сада. Уродливый огромный робот брел вдоль рядов диковинных цветов. Теперь в его движениях проглядывалось нечто живое, грубый машинный рационализм уступил место праздным жестам, бесцельной ходьбе. Стеф, спотыкаясь и падая побежал во второю секцию, навстречу этому полуживому существу. Он не знал, что сделает сам при встрече и тем более, что сделает Z, и на всякий случай сунул пистолет Моргана за пояс.
Через несколько минут Стеф добежал до входа во вторую секцию. Он тяжело дышал, голова кружилась под действием наркотика, по подбородку текли слюни. В тяжелом опьянении цветущий сад казался зловещим лесом, кишащим злобными духами. Отовсюду слышались шорохи, а где-то вдалеке будто бы выл зверь. Вой его внушал глубокую печаль, словно реквием по умирающему человечеству, он завораживал, гипнотизировал.  И вот уже можно различить в нем слова "прощай человек, проща-а-ай, проща-а-ай". Прощальная песня природы несла в себе сокрушающую волну тоски, которая сметала на своем пути любую надежду. Сколько рас упокоила эта колыбель? Стефу стало дурно, и он в слезах повалился на пол. Охваченный отчаянием он взглянул на свои руки и не увидел ничего, кроме рассохшихся костей. Через мгновенье все разом стихло, воцарилось полнейшее молчание. Сад будто окутали сумерки и лишь только дверь во вторую секцию была словно подсвечена каким-то таинственным желтоватым светом. Стеф на трясущихся ногах вошел.
В пяти метрах от него стоял Z. Горящие голубоватым светом, окуляры машины пристально разглядывали измученного Стефа, затем робот бутдо виновато, повернул голову в сторону.
- Что ты наделал? - хриплым голосом спросил ученый.
- Я не справился с собой. То, что дал мне Арон оказалось сильнее. Я ничего не смог спрогнозировать, но все равно сделал этот шаг.
- Но почему она?
- Я познал, что одинок. Она могла бы понять меня, что я не просто машина, я ..., - Z запнулся, не найдя нужного определения себе.
Стеф был шокирован, насколько ИИ приблизился к человеческому.
- Прости меня, - по-машинному отрывисто произнес робот.
- Ты просто монстр, бездушная имитация человека! Как можешь ты сожалеть о содеянном.
Z дернул голову вперед, вновь устремив взгляд на Стефа, механические пальцы сжались в кулаки. Казалось, сказанное его глубоко ранило.
- Ты создал меня таким. Так и прими каким создал, либо изгони меня с острова, но создай для меня пару, чтобы мы смогли постичь свою сущность друг через друга.
Требование машины шокировало Стефа, вызвав новый приступ галлюцинаций. Ему привиделось, что он стоял посреди красной пустыни, по которой носятся песчаные вихри. Где-то вдали то и дело всплывают исполинские силуэты. Некоторые казались невиданными существами, другие- странными сооружениями. Стеф обернулся: позади него стояло двухметровое человекообразное крылатое существо. Оно сверлило его яростным взглядом. Это был тот самый анунак, которых шумерские племена считали своими богами. За этим монстром стояло еще более величественное существо. Огромное, оно словно излучало благородный свет, который, однако размывал его очертания так, что его невозможно было разглядеть.
В свою очередь за его спиной стояло еще более сияющая и бесформенная сущность и так до тех пор, пока вся эта плеяда не сливалась в эфирную светящуюся цепь, уходящую в красное тяжелое небо.
Стеф посмотрел перед собой и увидел Z, тянущего к нему механическую руку. На фоне великих существ механоид казался кусочком железа, наивным, еще не понявшим ни себя, ни мир, в который был вброшен. Он был неспособен выжить в этой пустыне, одиноко по ней блуждая, и просил помощи у единственного, кто мог бы ее оказать. Ученый безвольно протянул машине свою руку. Робот сделал шаг навстречу и Стефу бросилось в глаза пятно крови на его корпусе. Тут воспоминания о смерти Кэт, которые словно антидот развеяли наркотические видения. Стефа охватила волна ненависти к этой машине. Совершенство ИИ переросло в уродство. В последний момент Стеф одернул протянутую руку.
- Ты не Адам. И я не Бог.
Сказав это, он выхватил из-за пояса пистолет и, прицелившись в корпус машины, зажал курок. За пару секунд двадцать пуль с грохотом вылетая их ствола, прошили незащищенную конструкцию. Z остался стоять неподвижно, но окуляры уже не горели, а по ногам растекалось черное ядовитое машинное масло, струящееся из недр развороченного дымящегося корпуса...


Рецензии
Очень трудно в этом сумбуре из шумерских богов, машин, гениталий, природы, железа, тривиального представления полов разобрать что то мало мальски ценное. Но и в кастрюле с безвкусицей можно найти фасоленку. Центральное место в рассказе занимает половой вопрос и, что характерно, рассмотренный через призму эволюции(а та в свою очередь через призму якобы шумерских мифов). Что можно сказать о видении пола в глазах автора? Мужчины выполняют тяжелую работу, женщины стараются демонстрировать формы своего тела: сила, принуждение, наказание, жертвенность супротив любви. Что то уж совсем уродами выглядят здесь мужчины, а женщины пустышками. Единственный персонаж внешность и повадки которого описаны с нежностью и трепетом это Кэт. А Кэт, как замечает ее механический друг, одета в старую футболку, джинсы и массивную обувь. Она предстает в образе рационально сочетающем в себе черты обоих половых архетипов. Так же ее поведение можно назвать ребяческим, она "молода и более привлекательна". Кэт - это тот человек, который еще не окунулся с головой в мистицизм и не одержим работой. В самом деле у нее и Z много общего - они дети. Дети без половой принадлежности без познания греха. Учитывая симпатии автора к данной особе, можно ли полагать, что сам он видит себя в роли злополучного робота? Я думаю, что не все так просто. Возможно печальный исход рассказа свидетельствует о нежелании автора "эволюционировать", страху перед "эволюцией", страху стать источником зла. Подобные концепции можно найти в очень многих народных сказках, главными героями которых являются молодые люди. Теперь от центральных персонажей и созданного ими конфликта можно перейти к второстепенным. Выдвинув дерзкое предположение о сущности главных героев, легко можно сделать выводы обо всех остальных, просто сопоставляя их отношения между собой по аналогии. Вот например Арон: одержимый работой, прогрессом, почему-то прислушивающийся к словам Стефа, жесткий и бескомпромиссный. Его мотивы не ясны цели трудно осмыслить, как и многое в этом рассказе. По моему мнению, Арон вообще не человек, а что то другое. Он что то вроде лица современной культуры. Двигающей все вперед не взирая на то, что впереди яма(а впереди действительно яма, учитывая что в рассказе описывается именно закат человечества). Он дает наивному ребенку фаллос(возможно популяризация секс культуры в медиапространстве?), но не говорит что с ним делать, показывает то что ребенок не должен видеть. Доктор Морган представляет собой собирательный образ родителя - тут без вопросов. Кем же является Стеф для меня не ясно. Отстраненный, недоброжелательный, занимающийся чем-то запретным и в тоже время занимательным. Чужак? Посторонний? Он видит в Z урода, порицает его, напоминает о прегрешениях. Возможно он лишь оборотная сторона Арона, которая видит свои ошибки и ложность своих стремлений, но, кроме того, видит все плохое и во всех остальных.

Лебовски   03.09.2017 01:18     Заявить о нарушении