О роли активности в создании новой картины мира

 

Мало того, что Земля не оказалась центром мироздания и что Солнце – обычная звезда среди миллиардов себе подобных, но, оказывается, наши привычные причинно –следственные отношения, и, казалось бы, неостановимое, неумолимое движение из прошлого в будущее всего лишь частный момент, всего лишь 4% Вселенной! Самое шокирующее в том, что мы почти ничего не знаем об остальной Вселенной.
Чем являются эти 4%? Структура нашего мира – сгустки –тела, движущиеся в более разреженной ,чем они сами, среде. Движение – это как раз то, что обеспечивает сгусткам-телам существование: оно возможно только тогда, когда имеются сгустки –тела и что –то разреженное.Если воздействовать на ‘’разреженное’’, ‘’рыхлое’’сгутками-телами, то оно легко распадается на части, легко пропускает через себя более плотное.’’Разреженное’’,’’рыхлое’’- это большая степень однородного, одинакового и поэтому количественное, поддающееся счёту. Количественное в этом мире имеет большое значение.
Другой’’ плотный’’мир начинается с отражения. Если что –то начинает реагировать, не расступается, а пытается отвечать, отражать, то это говорит о начале какой –то организации, какой –то системе, о зачатках активности.
Следующей ступенью идёт усложнение системы защиты. Уже тело –твёрдость отвечает на воздействие со своей стороны. Т. е.,эхо, в данном случае, уже сильнее воздействия. Мы можем говорить об усилении активности, о зачатии живого, о появлении памяти и предвидения. И, наконец, всё это выливается в такое опережающее отражение, в понимание того, что надо не приспосабливаться,  а конструировать мир так, как это надо системе –активности. Так наряду с отражением, предвидением и памятью формируется ещё один атрибут активности – творчество.
Итак, ‘’плотный’’мир- это, прежде всего зарождение системности, это активность, которая наглядно показывает нам, что нет непроходимой границы между живым и неживым, между инстинктами и разумом. Всё это лишь разные этапы проявления активности.
В философском аспекте активность есть, прежде всего производное, опосредованное от бытийности феномена и отношения к нему:
онтология;аксиология;
логика;ценность;
истина;значимость;
фиксация;созидание
воспроизведение;уникальность;
Активность есть опосредованное звено, в котором снимается противоположность между истиной, фиксацией и созиданием, творчеством. Гегель писал, что «Всё дело в том, чтобы понять и выразить истинное не как субстанцию только, но равным образом и как субъект.» Например, с помощью активности можно понять то, что было камнем преткновения для многих: трансурановые элементы были открыты, как в своё время был открыт, зафиксирован водород, или эти элементы созданы, сотворены человеком.
Именно эта опосредованность, именно эта категориальная всеобщность позволяет активности проявлять себя в, казалось бы, далёких друг от друга областях. Это и проблемы творчества, это и проблемы квантовой физики. И в самом деле: пути творчества так же неисповедимы, как и поведение элементарных частиц, ибо поведение частиц так же системно, как и творчество. В системе – активности, в ‘’плотном’’ мире, причинно-следственные отношения снимаются, поэтому нельзя предсказать, , зафиксировать некоторые аспекты микромира, нельзя предсказать пути творчества. Снятие причинно –следственных отношений означает необязательность пространства – времени, необязательность движения.
Конечно, нам, так привыкшим к этому пространству – времени, к тому, что за определённой причиной идёт определённое следствие, очень непривычна такая картина мира: рушится, казалось бы незыблемое. А между тем, мы ежесекундно пребываем не только в нашем причинно –следственном мире, но и’’плотный’’мир системы –активности нам вовсе не чужд.
Мы мыслим, а, следовательно, творим.Что же мы считаем творчеством? В привычное течение жизни, где причина переходит в определённое следствие, где время течёт из прошлого в будущее, вдруг врывается из ниоткуда нечто и исчезает в никуда, оставляя после себя новое. Разве эта сила подконтрольна причинно-следственным отношениям? Эта сила , эта активность сгибает прямую, идущую из прошлого в будущее, в бараний рог. Будущее начинает гоняться за прошлым, как собака за своим хвостом; при таком раскладе будущее зависит от прошлого в той же степени, как и прошлое, зависит от будущего. Сила активности воздействует на прошлое, преобразовывая его так, что оно становится неповторимым. В прошлое привносится будущее, делая прошлое новым, делая невозможность повтора; образуется разница, щель, при которой прошлое идёт не по кругу, а по спирали.
‘’Работа’’ творчества напоминает здесь анекдот о Василии Ивановиче. Когда его предупредили, что белые сзади, то Чапаев приказал: ’’Вперёд! Земля – круглая, обойдём с тылу!’’
Никто не оспаривает, что творчество есть мысль. Многие соглашаются с тем, что скорость мысли гораздо больше скорости света. Но это утверждение глубоко ошибочно: в отличие от ‘’рыхлого’’, пространственного мира в мире ‘’плотном’’, в мире системы –активности нет скоростей, потому что нет движения. Скорость – термин, используемый только для тел, перемещающихся в пространстве.
Одним из свойств ‘’плотности’’есть одновременность реагирования на воздействие. Это похоже на то, что, если бы мы вошли в реку в одном месте, то все другие части реки текли бы своим путём, никак не реагируя на вторжение. Но если мы сдвинем любое плотное тело, то все части его сдвинутся как единое, как целое. Все части реагируют одновременно и, что очень важно, одновременность этого реагирования не зависит ни от размеров , ни от формы. Мы можем сказать, что в целом, в ‘’плотном’’ мире , в системе –активности количество не имеет никакого значения. ‘’Все как один!’’- Вот лозунг системы –активности.
‘’Плотный’’мир – это мир апорий Зенона, это мир квантовых эффектов микромира. Квантовой нелокальностью называют свойство, характеризующее существование корреляций между состоянием запутанных подсистем исходной системы на каких бы расстояниях друг от друга они не находились. Поэтому появляется возможность мгновенного определения квантового состояния в одном месте на любом расстоянии путём измерения запутанного с ним состояния в другом месте.
Реальность ‘’плотного’’ мира служит предпосылкой для создания единой теории, объединяющей мега-,микро- и макромир.
Выяснение роли активности существенно корректирует наши знания о зарождении жизни. Зарождение жизни произошло не только потому, что набор молекул попал в благоприятные условия, но и благодаря развитию отражения , развитию активности, которая уже сама начинает диктовать условия окружающей среде.
  Именно благодаря активности Вселенная устроена именно так, а не иначе Активность с её атрибутами ,такими как отражение, предвидение, память, творчество есть тот фундамент, на котором может воздвигнут искусственный интеллект.
Одним из самых важных свойств’’плотного’’ мира является то, что этот мир не нуждается в подпитке извне.Он не только самодостаточен, но и изобилен: он щедро одаривает своим изобилием окружающее. Если ‘’разреженном’’, ‘’рыхлом’’мире гравитация есть сила, тянущая всё к себе, то силы
‘’плотного’’ мира , наоборот, устремлены от.
В чём же источник неиссякаемости ‘'плотного’’ мира? Мы уже упоминали, что в системе- активности, количество не имеет значения, а, следовательно, не действуют ‘’количественные’’законы, не действует закон сохранения энергии. Это способствует работе perpetuum mobile , который вырабатывает изобилие. Вечный двигатель есть то, что вырабатывает больше, чем потребляет. Если кому- то хочется взглянуть на вечный двигатель вблизи, то пусть посмотрит в зеркало: человек как личность, как человек общественный производит гораздо больше, чем ему нужно одному, потому что он вырабатывает ещё и для сплочения общества, для того, чтобы общество стало тем целым, той системой- активностью, которая уже не является суммой разрозненных количеств. Такая система подобна углероду, перешедшего из стадии графита в алмаз.
Активность есть то, что поможет нам окончательно похоронить те взгляды, что единые начала можно зафиксировать, подсмотреть у природы и потом написать куда следует. Не надо подсматривать какие блюда подадут к обеду: надо самому идти на кухню и приготовить эти блюда.


Рецензии