Пролог

К МОЕМУ ЧИТАТЕЛЮ


          Более года я страдаю и всё никак не могу разродиться очередной (очень важной для меня) наболевшей темой, с которой давно собирался поделиться со своим читателем. Всё откладываю и приступаю, откладываю и вновь...
          Как правило, я как тот Страшила (из книги А.Волкова "Волшебник изумрудного города"), не испытываю затруднений с текстом: пишу начисто - что пришло в данный момент в голову, то и выкладываю. И очень часто, мне во многом везёт и соскакивает с рук, в плане стилистики, орфографии и прочих правил, касающихся изложения малых форм. Здесь же, я впервые для себя, столкнулся с такими понятиями как "план", "сюжет", "завязка", "структура", "цельность","кульминация" и "эпилог".
          "Уж, не на роман ли замахнулся наш дорогой, понимаете-ли, Вильям, так сказать, Шекспир?" - подумалось мне.
          Словом, не вдаваясь в дебри литературного процесса, к сегодняшнему дню я понял лишь одно: если я не начну (следуя своей привычке) делиться сразу, по горячим следам, хотя бы тем, чем на данный момент располагаю, то велика вероятность, что очень скоро охладею и заброшу всё к чертям собачьим. Ибо, как верно подмечено, "дорога ложка к обеду". То есть, пока я обдумываю и даю "настояться" своим отдельным мыслям (что настоятельно просились на бумагу именно в то конкретное время), то замечаю, что наступает момент, когда через полгода и более, они уже теряют свою актуальность, так как эти же самые мысли, кто-то другой (пусть, облекая в несколько иные формы), преподносит их уже в качестве своей точки зрения, в своей интерпретации. А знаете ли вы, как, порой обидно, по вине своей инертности мышления,  осознавать себя в роли "аутсайдера" (а в ряде случаев) и "плагиатора": ведь получается, что ты произносишь уже не своё, а чьи-то "чужие" мысли.
           А потому, я взял за правило, публиковать то, что уже вышло из под пера. Даже, если после этого, я уже ничего не смогу написать. По-моему, так будет правильнее и честнее, ибо - "Человек предполагает, а Бог - располагает". Так что, отдадимся и вверимся во всласть Всевышнего. А куда всё это вынесет - не наша забота.



ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ



          - Опять ты форточку открыла! - набрасываюсь я на супругу - Ну, сколько ж, можно?!
          - Нельзя жить как в закупоренной "консервной банке" - ответствует жена и терпеливо разъясняет: - Необходимо проветривать помещение хотя бы два раза в день. И вообще - свежий воздух, просто, необходим живому человеку...
          - Да к чёрту, этот самый "свежий воздух"! -  колочусь я в истерике,  впитавший, по-видимому, с самого своего рождения стойкое отвращение к холоду и зиме - Какой идиот смог додуматься до такого - "свежий воздух"?! Кх...
И в отчаянии выдаю:
          - В таком случае, возьми раскладушку и отправляйся спать во двор, на "свежий воздух"!
          В ответ, супруга обиженно отворачивается от меня.
          Наступает короткая драматическая пауза. Наконец, не выдержав, она лишь тихо произносит:
          - Люди собачек и кошечек даже выгуливают... Неужели, я не достойна того, чтобы хотя бы раз в месяц прогуляться по улочкам родного города?
          - Ладно, так уж и быть... - милостиво соглашается "восточный деспот", с ужасом представляя себе, что ещё один творческий день безвозвратно уходит насмарку, коту под хвост.
          Хотя (если уж быть до конца справедливым), от "востока" у меня только имя сохранилось... всё остальное, давным-давно слетело как луковая шелуха - "всё ушло, как с белых яблонь дым": дома хожу осторожно, на цыпочках, на домашних рычу исключительно шёпотом.
          - Прогуляемся... вокруг нашего дома. - милостиво соглашаюсь я. Но, тут же, "взяв себя в руки", трезво поправляюсь:
           - Только до набережной Мойки и - обратно, договорились?
           - Идиот... - едва слышно роняет моя "половинка" и спешно (пока я не передумал) убегает в спальню - переодеться.



ВСТУПЛЕНИЕ


          Это со мной произошло совсем недавно: может быть, после того, как я перешагнул 50-летний рубеж. До этого, я как-то не придавал особого значения тому - где и в каком месте я живу. А тут, неожиданно вдруг задумался...
          "А ведь и вправду, - стал я размышлять про себя - если прикинуть историю Петербурга со дня его основания до наших дней, то получается смехотворно смешная цифра - 300 лет с небольшим. По сравнению с египетскими пирамидами, "Северная Пальмира" просто, ребёнок в колыбели. А если взять по  историческим меркам эволюции и развития человечества, то вообще - короткий миг! И это тем более выглядит удивительным, если исходить из того, ЧТО нам известно о "граде Петра" за всё время его существования. А известно нам очень многое: чуть ли не каждая улица, каждый дом, каждый камень..."
           В интернете сейчас можно найти чуть ли не всё! В том числе и про историю Петербурга. И в этом смысле отрадно, что мне удалось совершенно случайно, наткнуться на действительно уникальный сайт с названием  "Сitywalls - архитектурный сайт Санкт-Петербурга" - http://www.citywalls.ru/
           И прежде всего, он уже примечателен хотя бы тем, что в нем можно найти практически любую информацию не только о каждой улице (проспекте, площади, памятниках и пр.), но и о каждом доме! И в этом смысле, по всей вероятности, ничего подобного нет ни в одном городе мира. А история Питера, как известно, невероятно богата и интересна, с точки зрения краеведения и изучения архитектурных памятников России.
           Так уж сложилось, что впервые мне доведется очутиться в этом уникальном городе (тогда ещё - Ленинграде) лишь в 1982 году. Откровенно говоря, в ту пору, меня мало интересовали памятники архитектуры какой-то там "трехвековой" давности. Особенно если учесть, что я и сам родом из Бухары - города, который по историческим меркам даст фору своему северному собрату чуть ли в десять раз. А потому, "древними памятниками" удивить меня было сложно.
            Даже, перебравшись окончательно (в 1984 году) в "северную столицу", меня и тогда, особо не волновали ни памятники, ни мосты, ни сама история, поскольку, этот период времени совпал с известными социальными преобразованиями, которые вскоре последуют вслед за горбачёвской "гласностью" и "перестройкой", а чуть позже - с ельциновской "демократией" и "приватизацией". А также, был обусловлен моей женитьбой и потом,  все мои мысли были сконцентрированы на одном - как мне устроиться на работу с тем, чтобы прокормить семью. И в этом нет ничего удивительного: моё поколение, выросшее в эпоху так называемого "застоя", было уверено в незыблемости и непоколебимости существующего строя и положения дел, совершенно не предполагая, что через какие-то 10 лет от этой огромной страны не останется даже точки на политической карте мира.
           И вот, поселившись в 1988 году в самом центре Санкт-Петербурга (тогда ещё - Ленинграда) и прожив тут почти 30 лет, неожиданно поймал себя на мысли, что ни за что на свете я бы не променял свои "каменные джунгли" на экологически чистые "спальные районы"  города на Неве, потому как - оказывается - настолько проникаешься теплом и аурой, исходящих от древних улочек, переулков и самих зданий, что уже буквально срастаешься с ними в нечто единое целое и неразрывное: ведь, тут каждый дом имеет свой - совершенно неповторимый - облик, стиль и я бы даже сказал "характер". Здесь на каждом шагу явственно ощущается особый дух времени и событий, которые наложили неповторимый отпечаток на здания, улицы и мосты этого сравнительно молодого (по времени рождения), но и - одновременно -  самого почтенного и богатого (если исходить из истории) города.
           И как хорошо, что несмотря на все сложные перипетии истории, Петербург (в отличие от Москвы) сумел отстоять и сохранить для потомков архитектурный облик и своё "лицо". Особая благодарность и низкий поклон за это, конечно-же, тем немногим оставшимся питерцам - знатокам истории родного края и ревностным её хранителям - которые мужественно и отчаянно, всегда были готовы, вступить в неравную борьбу за защиту и сохранение памятников культуры против произвола властей и отдельных безответственных чиновников. Это особенно важно отметить в наше сегодняшнее непростое время, когда маятник истории качнулся в обратную сторону, подтолкнув новоявленных "нуворишей" всех мастей от так называемого бизнеса, рассматривать все проекты, исходя исключительно из коммерческой и личной выгоды, поставив тем самым под угрозу судьбы отдельных строений и домов северной столицы. Да, взять хотя бы недавнюю историю, связанную с передачей Исаакия РПЦ...
           Одной из целей, побудившей меня взяться за эту тему явилось страстное желание - заинтересовать и увлечь нынешнюю молодежь историей своего родного города. И если по прочтению этой книги таких молодых ребят и девчонок окажется на сотню-другую больше, то автор счёл бы свою задачу выполненной.


Рецензии
Как здорово, что Вы решили написать о том, где живете! Интересно почитать!!! Благодарю, автор!

Елена Чернышева   14.08.2017 22:28     Заявить о нарушении
Благодарю, Елена! Надеюсь, что понравится... :-)

Голиб Саидов   14.08.2017 22:45   Заявить о нарушении