Я смотрю мир

Большую часть  своей сознательной жизни я прожил во времена существования Советского Союза, когда каждая поездка за границу была событием.  Но зато я немало посмотрел городов в СССР.  Еще школьником побывал в Москве и на Кавказе, в Ессентуках и Пятигорске вместе с родителями. Увидел издалека гору Казбек и поднимался на гору Машук.  Поразили улицы, над которыми аркой склонялись кроны деревьев. А так же дома, сплошь увитые виноградом, гроздья которого можно было сорвать и есть.   В Москве был на Красной площади и в Мавзолее Ленина-Сталина и видел намного лучше сохранившееся лицо Сталина.  А еще по пути в Москве из окна вагона видел многие города вдоль Транссибирской магистрали, панораму озера Байкал и барельеф Сталина, высеченный на скале на берегу  озера.

Потом студентом я ездил на соревнования в города Ленинград и Волгоград.  Но если Ленинград я толком и не  рассмотрел, очень мало времени было, только Невский проспект, Зимний Дворец и Аврору около Петропавловский крепости и запомнил.  Зато  в Волгограде был на Мамаевом кургане, видел  знаменитый  дом Павлова и рядом с ним полуразрушенное здание мельницы, которое так и осталось с войны.  Видел заново отстроенный город, искупался в реке. Поразили доброжелательные люди, готовые по первой просьбе показать что-то чуть ли не сопровождать нас, студентов.

В дальнейшем я побывал в городах Дальнего Востока, куда мы ездили на соревнования по волейболу – в Благовещенске и Иркутске.  Три года службы на подводной лодке помогли хорошо изучить город Владивосток.

А вот снова в западной части СССР я побывал только через 5 лет после демобилизации. Два месяца в Москве позволили познакомиться с этим городом намного лучше, но ноябрь и декабрь не лучшее время для пеших прогулок по городу. Правда, позже месячное пребывание в Москве в мае позволило восполнить пробел, я пешком прошел по всему Садовому Кольцу и посетил многие кварталы внутри его.  Во время этой поездки на учебу я был и в Зеленограде, действительно оправдывающем свое название тенистыми аллеями и парками внутри города.

Потом было еще несколько командировок на учебу в Ленинград, где я побывал во всех пригородах и полюбовался на красоты этого города и его знаменитых Петергофа, Павловска и других пригородов.  Были поездки в старинный русских город Смоленск в Йошкар-Олу на Пленумы Всесоюзного научного общества рентгенологов, а также в город Таллинн тогда еще союзной Эстонской ССР.  Вообще я подсчитал, что за всю жизнь побывал более чем в 200 населенных пунктах, начиная с районных центров и заканчивая столицей СССР, в также в 19 городах за границей  в 7 странах Европы, Азии и Америки. Сейчас хочу остановиться на своих поездках в развитые страны Запада.

Вначале я хотел рассказать о разных зарубежных странах в хронологическом порядке, но потом решил объединить рассказы о поездках в отдельные страны вместе.  Хотя у меня получится, что лишь в Китае и Японии я был по несколько раз, во всех остальных странах по одному разу. Кроме  этого, я не буду рассказывать, зачем я туда ездил, а 90% моих посещений были служебные командировки. Об этом желающие  могут прочитать  в отдельных разделах моих мемуаров «Воспоминания дальневосточника».  Сейчас я буду делиться своими впечатлениями о городах, где я бывал,  архитектуре их, о природе тех стран, которую я увидел.

Итак, первая зарубежная страна, в которой я был, Соединенные Штаты Америки. Вернее, лишь один из штатов этой страны, Аляска. Поэтому начну свой рассказ именно с США.

Аляска, бывшая заграничная колония России, проданная за бесценок, потому что из отдаленности не было возможности эту колонию защищать и обустраивать. И если сейчас сравнивать Чукотку и Аляску, расположенные на одной широте и в одних климатических условиях, то они отличаются как небо от земли. Пустынная, заброшенная окраина России, с нищим коренным населением и невзрачными поселками и двумя практически городами Анадырем и Бухтой Провидения, где самые высокие дома имеют пять этажей, такой представляется Чукотка. Всего на этой территории проживало в советские времена чуть больше 50 тысяч человек. И  экономически развитая Аляска, где численность населения штата составляла в те годы больше 400 тысяч человек, с рядом городов, самым крупным из которых является Анкоридж с населением свыше 200 тысяч человек, в котором есть свой Сити с небоскребами в 25 этажей, большим количеством автомобилей и хайвеем (автострадой) среди тундры. Что больше всего поразило, это нефтепровод, идущий по поверхности тундры и который делает  квадратные арки над путями миграции северных оленей (как в некоторых городах, в том числе в Тюмени, на паропроводах эстакады над дорогами). Американцы думали при строительстве нефтепроводов не только о сохранении природы тундры, но и о сохранении её обитателей, оленей. Есть много традиционных для эскимосов поселков, а также резерваций, куда уехавший с Аляски эскимос мог приехать и пожить как в добрые старые времена. Конечно, все это создавалось в последние годы, а не во времена освоения Аляски, но все равно, это же сделано!
Истины ради  хочу сказать, что наиболее развитая часть Аляски – это юго-запад, который отделяет от тундры горы, защищающие от северных ветров,  к которой подходит теплое течение Курасиво. От этого в этой части штата более теплый климат, чем в зоне тундры и на Чукотке.

Анкорижд, современный город, в центральной части с небоскребами, окруженный жилыми домами в виде пентхаусов, а затем разбросанными среди сосновых лесов коттеджами, насчитывал в 1990 году, когда я там был, 200 тысяч населения и 300 тысяч автомобилей. Т.е. в каждой семье на каждого члена (включая младенцев) приходилось больше 1 автомобиля. Конечно, были автомобили в организациях и предприятиях, но все равно такое количество автомобилей поражало. Бросилось в глаза и уважительное отношение водителей друг к другу, а так же к пешеходам. Хотя в те ноябрьские дни 1990 года людей на улицах городов было очень мало. Все передвигались в автомобилях.  Поразило и то, как в штате была организована уборка снега после снегопада. В силу особенностей северного климата и довольно частых снежных заносов, большинство американцев на Аляске передвигаются на джипах или пикапах со всеми ведущими колесами. По крайней мере, в каждой семье есть такой автомобиль.  И после снегопада многие жители города крепят к своим автомобилям специальные ножи, как у уборочных машин, и чистят дороги, сгребая снег на обочины.  За это муниципалитет платит им определенные деньги. И тем самым убивают двух, а то и трех зайцев. Во-первых, муниципалитету не требуется содержать штат людей и технику для уборки улиц, особенно в пригородах. Если он есть, то убирает центральные улицы. Потребность в таких уборочных средствах  сезонная, и лишь во время и после снегопадов. Во-вторых, если и бывают жалобы на неубранные дороги, то это уже не вина муниципалитета. И, в третьих, есть дополнительный доход отдельным категориям жителей. А деньги лишними не бывают.

Поразило рачительное отношение американцев к  энергоресурсам,  воде и т.д.
Деревянный трехэтажный коттедж, в котором мы жили, имел на первом этаже гараж на 2 или 3 машины, спортивный зал с сауной и джакузи, на 2-м этаже кухню, столовую и большую гостиную, где были развешены по стенам головы охотничьих трофеев хозяина. На 3-м этаже были 3 спальни – родителей и 3-х детей (одна для двух старших девочек и одна для мальчика). Отопление проходило по периметру комнат и представляло ребристые круглые батареи диаметром около 30-35 см. Температура регулировалась компьютером  - 18 градусов днем и 13 градусов ночью. Холодновато по нашим меркам. Коттедж стоил в то время 200 тысяч долларов. Радиаторы грелись электрическим током, как и горячая вода. Никаких труб горячего отопления к коттеджу не проведено, лишь электрокабель.  На каждый дом система автономного водоснабжения из скважины.

Очень много делается в Анкоридже для организации досуга людей. Разнообразные увеселительные центры, бары, рестораны в разных частях города. Недалеко от коттеджа, где мы жили в пригороде, была горнолыжная база, работающая, по-видимому, круглосуточно. По крайней мере, мы были на ней уже часов в 10 вечера, но она была вся прекрасно освещена, работали подъемники и  с гор катались люди.

Свозили  нашу делегацию в залив, в который спускается ледник. И мы наблюдали, как огромные глыбы льда обваливаются в воду, поднимая кучи брызг. Для того, чтобы лучше это увидеть, на смотровой площадке были установлены стереотрубы.  Потом мы побывали  на горнолыжном курорте «Америка», где  созданы все условия для занятий горнолыжным спортом – разнообразные подъемники и оборудованы трассы разной сложности. Там мне удалось впервые в жизни спуститься на горных лыжах в полной горнолыжной экипировке, правда, с самого нижнего уровня.

Конечно, первая поездка за границу, посещение богатых медицинским  оборудованием клиник, знакомство с новыми принципами оказания медицинской помощи, небоскребами, магазинами, набитыми всевозможными товарами, чистота в общественных местах (туалетах и прочих) произвели на меня огромное впечатление. Помню, я купил какой-то тест-контроль в виде набора разноцветных пленок. Этот тест несколько дней после приезда показывал у меня шоковое состояние.

Вторая поездка за границу у меня была на следующий год в Китайскую Народную Республику, в провинции Хейлудзян и Цзилин. После этого я несколько раз бывал в Китае, на моих глазах он превращался в высокоразвитое государство, с современными офисными и жилыми домами, по большей части небоскребами. Особенно изменился за те 10 лет, что я ездил в Китай, город Харбин.  Так что следующий рассказ будет о КИТАЕ.

В начале рассажу о Харбине, откуда в те годы начиналось все поездки в эту страну из России.  В 1991 году это был уже не захудалый, но еще и не современный город. Особенно убогими тогда были пригороды Харбина, где стояло много лачуг и деревянных общественных туалетов типа «сортир». Причудливое сочетание хороших красивых современных зданий и деревянных домишек. Но с каждым приездом таких деревянных зданий становилось все меньше и меньше, а современные многоэтажные дома росли как грибы после дождя.  Но в тоже время там сохранилась улица старого Харбина, где было только пешеходное движение, как на Арбате в Москве. На этой улице установлены многочисленные скульптурные композиции на бытовые темы.  Потом нечто подобное я увидел в городе Йошкар-Оле.

В провинции Цзилин мы жили в городе Гирин и посетили город Чанчунь, знаменитый своей кинофабрикой и металлургическим комбинатом. И то, и другое построили еще в 60-е годы строители из СССР, как тогда говорили, «старшие братья». В Гирине протекает река Сунгари, один из притоков Амура. Там она еще не очень широкая, имеет несколько мостов, так как город расположен на обоих берегах реки. Наша гостиница стояла недалеко от набережной и по вечерам мы выходили гулять на берег реки. Тогда, в свой первый приезд, мы не имели даже валюты на руках. Нас кормили-поили и давали деньги встретившие нас в Харбине руководители шести лечебно-профилактических учреждений из города Гирина, которых годом раньше уже мы также поили-кормили на свои деньги в Хабаровске. Для обмена на валюту мы везли в Китай какие-то металлические изделия, шинели, пальто с меховыми воротниками и еще какое-то барахло.  Там  в гостинице мы все это  продали  и  прибавили к  деньгам, которые наши гостеприимные хозяева дали на карманные расходы. И привезли домой большое количество всяких шмоток, которых у нас в стране был большой дефицит.

При первой поездке в Китай меня удивили некоторые явления. Ну, конечно, обилие людей вообще на улицах городов и обилие велосипедов. А вот автомашин было очень мало. Простой китаец не мог купить машину вообще, они были только у организаций. И водители автомобилей непрерывно нажимали на клаксон, лавируя между велосипедистами, которые совершенно не обращали внимание на машины.  Проехать по городу на автомобиле, особенно через перекресток,  была большая проблема. Со временем число автомобилей на дорогах увеличивалось, китайцам было разрешено покупать автомобили и сейчас, если верить статистики, в Китае продается больше всего легковых автомобилей и налажена собственная автомобильная промышленность. Китайские автомобили продается и в России. И автомобильные пробки, характерные для больших городов Запада, в Китае на каждом шагу.

Начало 90-х годов – это оживление связей между СССР и КНР. До этого, с середины 50-х годов в связи с критикой в СССР «культа личности Сталина» китайские коммунисты со своим вождем Мао Дзедуном порвали отношения с СССР. Были и военные действия на границе, и прекращение торговых отношений и многое другое, что оттолкнуло наши народы друг от друга. Поэтому наше появление в городе Цзилине,  находящемся далеко от границы, было удивительным для многих жителей этого города. Когда мы ходили по улицам или магазинам, нас окружала толпа зевак. Всем хотелось подойти поближе и чуть ли не потрогать руками. С целью охраны  нас окружала группа в 10-15 человек из принимавших нас больниц. И вот мы как тот диковинный слон из стихотворения Маршака «Слон и Моська», окруженные толпой, ходили по улицам города.

Третий удививший меня факт был в обилии блюд китайской кухни по время официальных приемов. Нас (а всего было 6 человек в делегации врачей)  усаживали за большой круглый стол с вертящейся столешницей и постепенно, друг на друга ставили не менее 50 различных блюд, которые надо было непременно попробовать. И мы пробовали. А так как обед плавно переходил в ужин, то мы сидели по 3-4 часа подряд. Правда, иногда мы в короткий перерыв успевали сходить в соседние магазины, но все равно обилие употребляемой пищи и её разнообразие было очень велико. За соседним столом обычно сидели все сопровождающие нас люди, и как мне однажды сказал переводчик, «мы хоть с вами наедимся». Обычно обед простого китайца состоит из 2-3 блюд с обязательной чашкой риса. Поэтому подавляющее число китайцев очень худые, и они очень уважают толстых людей. Наесть такое брюхо с китайской пищей непросто, и это признак богатства толстых людей.

Потом я много раз был в Китае, и летом, и зимой. Кстати, в декабре в Харбине был 30-ти градусный мороз, но большинство китайцев ходили без шапок и в кедах (это у них традиционная обувь). У меня был даже служебный заграничный паспорт с постоянной визой для проезда в Китай. Тогда, в начале 90-х годов, Китай был практически единственной заграничной страной, куда можно было въехать без больших проблем. И многие чиновники здравоохранения и главные врачи крупных больниц  ринулись туда. Я не успевал встречать в Хабаровске и провожать в Харбин многих руководителей здравоохранения дальневосточных и сибирский краев и областей. Был бардак и при авиационных перевозках пассажиров. Люди летели на одном самолете, а их багаж везли на другом, часто грузовом, и много вещей терялось (крали, наверное, грузчики в аэропортах нашем и китайском).  Однажды   на   рейсе    Хабаровск - Харбин  я  летел  со стоящими в проходе пассажирами, для которых просто не хватило кресел в самолете. Вот ужас-то! И ничего, летели. Правда, это был один только рейс, потом все было как обычно, кроме разве того обстоятельства, что все вещи пассажиры вносили в салон и заставляли все проходы.

Была у меня еще одна поездка в Китай, на теплоходе в город Цзямусы на реке Сунгари, отличающаяся от других поездок. Получилось так, что появилась возможность съездить в Китай на теплоходе и привезти крупногабаритные вещи. Тогда в России не было угловых диванов, а они были очень популярны и хорошо раскупаемые. Привезти их на самолете невозможно. Вот и решили сплавать на теплоходе типа ОМ.   Я   сформировал    группу    из     своих   знакомых    руководителей  медицинских учреждений и их родственников. И поплыли.  Прибыли в Цзямусы, и хотя у нас были визы, китайцы не пропускали на свою территорию. Хоть уплывай обратно не солоно хлебавши. Решили дать взятку, скинувшись всей группой, после которой все границы были открыты. Цзямусы, в настоящее время город с числом жителей более 1 млн., в 1993 году, когда состоялась эта поездка, был на треть меньше. Около него находился химический комбинат, и когда ветер дул от него, в городе не было возможности дышать. Жили мы в каютах на теплоходе, утром после завтрака приставали к берегу и уходили в город за покупками. Обедали на теплоходе и опять уходили в город. А вечером теплоход отходил от берега и становился на якорь на рейде. По вечерам играли в карты, бывало чуть ли не до полночи, а утром опять в город. Там я купил 2 угловых дивана с кожаной обивкой, который в Хабаровске сдал в мебельный магазин и получил хороший навар. На обратном пути из Цзямусов на борт взяли 3-х китайцев с грузом, которые заплатили валютой, так что мы практически за их счет компенсировали аренду теплохода. Вырученные из этой поездки деньги помогли купить через 4 месяца автомобиль в Аоморри.

Последняя поездка за границу на Востоке у меня была в 2000 году, в мае. Меня повезла на отдых одна фармацевтическая компания. Отдых  провели на острове Хайнань, на юге Китайской Народной республики, южнее Гонконга. Остров расположен в Южно-китайском море, очень теплом в любое время года, так как  находится недалеко от экватора. Сейчас это уже раскрученное рекламой место отдыха, а в 2000 году лишь в феврале месяце первая группа туристов из России побывала на этом острове. И вот в мае настала моя очередь. Это было накануне сезона дождей, поэтому народа на острове было не так много, как обычно. И в основном туристами были американцы.  Летели мы с директором фирмы из Хабаровска до Харбина на самолете компании «Дальавиа», а потом на китайском рейсе через Шанхай до города Санья на самом юге острова.

Меня поразил своими размерами аэропорт в Шанхае, один из самых крупных в мире. Пока самолет заправлялся, нас вывели из самолета на летное поле и мы издалека могли наблюдать за работой взлетно-посадочного терминала. Несколько десятков входов в здание аэропорта, у которых стояли самолеты, выпуская из себя пассажиров не на летное поле, а по знакомым уже по многим аэропортам за границей переходам в виде гармошки сразу внутрь здания аэропорта. На обратном пути мы смогли походить  уже в самом аэропорту, познакомиться с его несколькими залами. Ну а пока наш путь продолжался до Хайнаня, до аэропорта города Санья  на юге этого не такого уж маленького острова.

Когда мы приземлились и вышли из самолета на трап, показалось, что мы зашли в сауну. Из воздуха самолета с работающими кондиционерами выйти на воздух с температурой около 30 градусов тепла и 100% влажностью, и не такое покажется. И это уже глубокой ночью. Но нас встречал специально нанятый для сопровождения китаец со  знанием   русского  языка,   который  на  такси довез нас до отеля на         
берегу живописной бухты. Но её мы увидели только утром, когда после размещения в номере на двоих и завтрака (шведский стол) вышли погулять по парку вокруг гостиницы. В самом парке было несколько бассейнов причудливой формы с теплой водой и разными приспособлениями для развлечений. Так, был баскетбольный щит, в который мы бросали мяч. Были еще какие-то развлечения, но я их не помню, потому что основное время мы проводили на пляже. До пляжа было буквально 50-60 метров. Вместо привычных для нас низеньких лежаков под зонтами стояли по берегу моря под навесами из какой-то травы высокие деревянные топчаны. Под навесом между ними стоял стол. Вот одно из таких мест мы и заняли с моим партнером. Он немного говорил на английском языке, поэтому в гостинице мы могли обходиться без сопровождающего. Вообще-то недельная поездка была очень насыщенной. Помимо плавания в море с чистейшей водой с маской и ластами, мы покатались на водном мотоцикле до ближайших островов, камни которых были сплошь покрыты кораллами. Там один катался на мотоцикле, а другой плавал с маской. Потом мы менялись и оба наслаждались и катанием, и плаванием между кораллов и многочисленных рыбок. На следующий день мы поехали в город, где купили специальный одноразовый фотоаппарат для подводных съемок.

Там же в городе мы нашли компанию, которая занималась организацией погружений с аквалангом. Мы поплавали и сфотографировались. Потом в один из дней мы поехали на велосипедах по дороге вдоль берега и обнаружили, что есть возможность погружаться с аквалангом на одном из островов. Нас с моим напарником включили в группу в составе 3 или 4 американцев и дали одного на всех сопровождающего китайца, который следил за соблюдением пловцами правил безопасности. На следующий день мы повторили поездку на это же место. Приехали мы довольно рано, других желающих понырять с аквалангом не было, а так как меня запомнили, то разрешили плавать одному. Одной зарядки акваланга хватало на 55 минут, были на руке и часы, и глубиномер, так что в этот день я смог поплавать под водой всласть. Там же я сделал еще несколько фотографий. Об этих своих впечатлениях я писал в воспоминаниях  об  увлечении подводным плаванием, поэтому не буду повторяться. Скажу лишь - всё было очень здорово!.

Потом на велосипедах мы еще не раз катались по отличным дорогам вдоль моря. Однажды нас в пути застал настоящий тропический ливень. Буквально в одну минуту мы промокли до нитки. Дорога покрылась слоем воды, которая не успевала стекать в канавы. Но мы сумели доехать до гостиницы, приняли душ и потом долго обсуждали, что это за ливень, как будто на тебя вылили ведро воды, и не одно. Была у нас еще одна поездка в один из санаториев, где были радоновые ванны. Там мы походили по парку, увидели водоем, буквально покрытый цветами лотосов. Потом погрузились в несколько больших бассейнов с водой, насыщенных радоном, но разной температуры. Там же нам с напарником сделали тайский массаж. Девушки, который его делали, не видели таких волосатых мужчин, как я, и попросились сфотографироваться со мной, что я и разрешил. А потом моя жена долго ревновала за то, что меня окружало около десятка молоденьких девушек с очень приятными физиономиями.

Так как мы на велосипедах довольно много ездили, то с удивлением узнали, что расположенное за забором нашего парка здание является резиденцией Председателя КНР (так у нас Президент). И за 1 тысячу долларов в день эту резиденцию можно снимать, пока там нет Председателя КНР. Но пляж-то и нашей гостиницы, и резиденции Председателя КНР один и тот же. Вот как!

Так же недалеко от нашей гостиницы был гольф-клуб с большим полем для этой игры. Мы покатались на специальном автобусе для перевозки игроков гольф-клуба. Жаль, что не удалось хотя бы раз ударить по мячу клюшкой для гольфа. Уж очень дорогое это удовольствие.

Вообще поездка на Хайнань была как сказка. Никаких забот. По вечерам мы после ужина ходили на концерт каких-то приезжих рок-музыкантов, много гуляли по парку гостиницы и вообще отдыхали на полную катушку. Так у меня редко бывало. Приехал я в Хабаровск в середине мая загорелый как индеец, что было очень удивительно.

На обратном пути в Харбин мы летели днем, и я увидел из окна самолета Желтое море. Оно действительно желтое из-за огромного количества песка, которое несет впадающая в это море река Янцзы.

Чтобы не возвращаться больше к теме поездок в Китай, добавлю, что поразило, как быстро развивается эта страна. Но если Китай как государство богатеет, и отдельные граждане его тоже, но подавляющее число населения никогда не будет богатыми. Никогда! У них для этого просто нет ресурсов и образования у большинства китайцев. Конечно, из 1,5 млрд. человек найдется несколько миллионов умных и образованных, ставших богатыми,  но это небольшой процент от общего числа китайцев.

Третья моя поездка за границу была в ЯПОНИЮ. Мы прилетели в город Ниигату на побережье Японского моря и потом на автобусе пересекли весь остров Хонсю с севера на юг, на побережье Тихого океана. По великолепным японским дорогам. Они лучше, чем в Европе. Может быть, климат не такой суровый, без больших перепадов температур, которые портят асфальт, может быть по другим причинам, не знаю. Но дороги лучше, чем в Европе и Америке.

Токио, один из самых больших по числу жителей городов мира, поразил в первую очередь своей чистотой. Там нет таких больших небоскребов, как в США (все же Япония подвержена землетрясениям), поэтому улицы не такие колодцы, как во многих американских городах. Хотя нас возили в деловой центр Токио, где находится несколько небоскребов по 60-70 этажей. Мы поднимались на смотровую площадку, оборудованную на 66 этаже одного здания (площадка под стеклом) и позволяющую через установленные стереотрубы смотреть на город с высоты птичьего полета. Поднимались на практически полностью застекленном лифте, который перемещается по стене здания. Это позволило мне прямо из лифта сделать пару снимков улицы, на которой стоит это здание. В Токио мы с утра до вечера занимались в институте РНР, где нас учили японскому менеджменту. А вечерами после ужина мы по хорошо освещенным улицам шли в район Гинзы, центра Токио, где самые богатые магазины и самая богатая реклама. Ходили пешком, так как от нашей гостиницы было около 30 минут хода. Возвращались часов в 12 ночи, усталые, но переполненные впечатлениями. И совершенно чистыми.

На улицах Токио отсутствует пыль, и белую рубашку можно было носить по 5 дней, а воротник оставался таким же чистым, как и в первый день. Конечно, впечатлений от Токио очень много. И эстакады улиц на 4-5 уровнях, поезда метро по крышам домов, разнообразные автомобили и многое-многое другое. Все сейчас и не вспомнишь. Но вот Токийский «Диснейлэнд» не забудешь. Мы провели там весь воскресный день, часов с 9 утра до 11 часов вечера. Прошли по многих павильонам и аттракционам (все за один день пройти физически невозможно), в том числе прокатились на знаменитых американских горках. Вечером присутствовали на завершающем воскресный день карнавале огромных макетов зверей с контурной их подсветкой и завершили день зрелищем фейерверка, на который японцы большие мастера. Вспомните фейерверки, которые устраивали они над гладью Амура в Хабаровске. Более разнообразный фейерверк я наблюдал в Токийском небе над «Диснейлэндом». Красотища!!! Нас специально оставили на вечер, чтобы мы полюбовались на эту красоту.

Нас свозили и на загородную резиденцию института РНР, где в уютных коттеджах живут и обучаются люди из многих стран японскому менеджменту, но уже не 2 недели, как мы, а 2 месяца. Эта резиденция находится недалеко от берега Тихого океана, куда мы не преминули  сходить во время перерыва в занятиях. Какой простор и чистейшая океанская вода!  Для меня увидеть океанскую ширь было не внове, все же три года служил на подводной лодке и был в Тихом океане, но там было несколько другое ощущение. Везде вода и волны. А здесь мы стояли на берегу, и на нас накатывал прибой, обдавая брызгами.

Мы были и на территории парка императорского дворца, в старинном японском храме, уцелевшем при бомбежках во время второй мировой войны. Японцы довольно религиозная нация и многие соблюдают все предписанные ритуалы их религии.

Обратно в Ниигату из Токио мы ехали на скоростном поезде «Сенсей» со скоростью под 300 км в час. Тоже потрясающие ощущения. Вернее, никаких ощущений огромной скорости. Сейчас такие поезда не редкость и в Европе, а тогда он был самым скоростным в мире и было очень здорово проехать на нем.

Вот таким запомнилось мне моё первое пребывание в Японии. Потом я был еще раз в Токио и нескольких городах по побережью Японского моря и в префектуре Аоморри. Мы были в этой префектуре первыми врачами из России за всю её историю. Поэтому наш визит был очень торжественно обставлен. Нас принимал сам губернатор префектуры. Учитывая субординацию в азиатских странах вообще и в Японию в частности, это очень большая честь. Я, как руководитель делегации, выступил с ответной речью на японском языке, которую мне написал русскими буквами наш переводчик, тоже врач по профессии. И это было отмечено в японских газетах, которые вышли с большими заголовками об этом приеме губернатора. Были еще приемы у нескольких руководителей департаментов и министерств правительства префектуры. Нашу делегацию в количестве 6 человек свозили в большой соседний город Хиросаки, где находится медицинский институт, познакомили с его клиниками. Потом наша делегация была разделена на 2 группы. Одна из них отправилась в Хиросаки, где более подробно знакомилась с организацией медицинского образования в институте, а вторая поехала знакомиться с организацией медицинской помощи в сельской местности и небольших городках префектуры на самой северной оконечности острова Хонсю.   

Как и в Токио, меня поражала обустроенность и чистота во всех японских городах и маленьких деревушках, мимо которых мы проезжали. На автотрассах возле населенных пунктов стояли высокие шумозащитные экраны, на закрытых перекрестках установлены большие зеркала, на которых видно, что творится за углом. Все очень продумано. Дороги все так же отличные, даже в глубине территории. В начале 90-х годов Япония была вторым государством в мире по объему выпускаемой продукции и имела очень высокий уровень жизни. Запомнилась одна встреча в одном из городков на берегу моря. Обратили на себя внимание несколько необычные лица многих людей, с которыми мы встречались здесь. Оказалось, что еще в конце  XIX века  недалеко от этого городка потерпело крушение  русское судно. Моряков выбросило на берег и местные жители оказывали им помощь. Многие моряки остались на постоянное местожительство и дали жизнь японцам, отличающимися большими глазами и почти европейскими чертами лица.

Вечерами в Аоморри нам не давали скучать. Свозили в океанариум, где представлены практически все виды рыб мирового океана. Разнообразные ванны с большими и маленькими рыбами, акулами, дельфинами были и вокруг, и над нами. Протекали какие-то ручейки, где тоже плавали и ползали какие-то морские обитатели. Японцы, живущие на острове, очень почтительно относятся к обитателям океана, поэтому таких океанариумов в японских городах много. Водили нас и в комплекс, где разнообразные развлекательные устройства, сауны финская, русская парная, бассейны и кафе. Можно голышом выйти на свежий воздух и посидеть на стульях, что мы и сделали после сауны. Кстати, в самой сауне за толстым стеклом стоит огромный телевизор, который можно смотреть, поддавая жару и обмахиваясь веником. Впрочем, веник лишь в русской парной, но и там есть телевизор.  В этом комплексе можно и развлечься, и поесть, и отдохнуть. Пришел утром и ушел вечером. Все для отдыха. Потом я нигде не встречал подобных комплексов.

В выходной день, а у нас за две недели он был лишь один, нас повезли на экскурсию на озеро  в жерле потухшего вулкана. Красивое озеро с высокими берегами. Чем-то напоминает озеро Байкал, где я был в 1990 году. И такая же чистая вода. По озеру ходит большой экскурсионный корабль, на котором было не так то много людей. В прочем, первая половина октября на этой широте если и не морозная, но по крайней мере и не жаркая, градусов 10-12 тепла, не больше. Полюбовавшись на красоты озера и берегов, мы поехали обратно. По пути мы останавливались на специально оборудованных смотровых площадках около многочисленных водопадов, стекающих с гор, окружающих бывший вулкан.

А потом нас привезли на минеральный источник, воду которого не пьют, а принимают ванны. Источнику много веков, и здания с ваннами тоже имеют историю давнишнюю. По крайней мере,  внешний вид зданий был довольно старый. Минеральные ванны принимались в больших неглубоких бассейнах. Было 3 или 4 таких бассейна в одном большом помещении. Наша делегация состояла из 4-х мужчин и 2-х женщин и  3-х сопровождающих нас японцев. Мы зашли в мужскую и женскую раздевалки, а потом, прикрывшись небольшим полотенцем, прошли  в помещение, где расположены бассейны. В самом помещении было не очень светло, а над водой стоял туман. Присмотревшись, я с удивлением узнал, что мужчины и женщины принимают ванны в одних и тех же бассейнах, которые отличаются температурой воды. С другой стороны в помещение вошли наши дамы. Нужно сказать, что обе они имели достаточно пышный бюст, 4 или 5 номер лифчика. На фоне плоскогрудых японских женщин они выглядели очень роскошно. Поэтому все сидящие в бассейнах люди, и мужчины и женщины, сразу повернулись к ним. Если мы, мужчины, могли прикрыть свои интимные места маленьким полотенцем, то для женщин этого было мало. Но они смело, прикрыв лишь нижнюю часть туловища, прошли в один из бассейнов и погрузились в воду. Нужно сказать, что не только наши сопровождающие японцы-мужчины, но,  по-моему,  и все принимавшие минеральные ванны японцы постарались перебраться в этот бассейн. Для них такая красота большая редкость. Ведь мы были на периферии острова Хонсю и там лица европейской расы, да с такими пышными формами, очень редко бывают.  Знай наших!  Потом наши сопровождающие японцы,  чуть смутившись, поглядывали на женщин. Все же в одежде не всегда можно оценить фигуру и формы, как у обнаженной женщины.

Еще одной запоминающийся случай произошел как-то вечером. Прогуливаясь по городу, мы зашли в небольшое кафе, которые есть на каждом шаге. Назвать это заведение кафе было слишком сильно. Большая барная стойка, пара столиков и диванчиков, караоке – вот и все, , что было в этом небольшом заведении. И когда мы там пили воду и ели мороженное, в эту забегаловку зашел довольно подвыпивший  солидный пожилой мужчина. Он заинтересовался нашими женщинами и спросил разрешения угостить их. Присел к нам за стол, и когда заиграла музыка, пригласил Любовь Останину потанцевать. Во время танца неловко навалился на партнершу и они вместе упали на столик. Посуда разбилась, содержимое вылилось. Но буквально через пару минут все было в полном порядке. И наше веселье продолжилось. Профессор Островский, тоже изрядно подвыпивший, бил себя  грудь и говорил «Толян», имея в виду свое имя. А наш японский друг бил себя в грудь и говорил «Сасаки».  Когда все закончилось, сопровождающий нас японец сказал, что этот господин большой чиновник в префектуре, министр какого-то ведомства.

На следующий день в распорядок нашего пребывания в городе были внесены неожиданные изменения. Нас пригласили к этому министру, с которым мы накануне так хорошо посидели в заведении.  Господин Сасаки поговорил с нами и в завершение подарим нам сувениры.

Перед отъездом нашей делегации из Аоморри в наше честь был дан прием со стороны губернатора префектуры.  На нем до последний минут присутствовал вице-губернатор префектуры.  Особо порадовало всех присутствующих  совместное исполнение популярной в Японии песни «Миллион алых роз», где с нашей стороны солировала заместитель главного врача краевой больницы Татьяна Полякова. Пели почти все присутствующие японские официальные лица.   И на следующий день в аэропорту вручили свежий номер журнала с нашими фотографиями.

Из Аоморри нас на самолете внутренних японских авиалиний повезли в Токио. Я впервые летел на Боинге-747, огромном аэробусе. В спинке впереди стоящего кресла был вмонтирован видеомагнитофон и можно было через наушники смотреть фильмы или концерт, не мешая соседям. В Токио нас принимала компания «Искра Индастри ЛТД», с которой у нашего края были хорошие деловые отношения. Это первая японская компания, которая поставляла в СССР эндоскопическое и ультразвуковое медицинское оборудование японского производства. Впервые я побывал в теперь уже знаменитом Токийском аэропорту, который построен на острове из отходов города. Эти отходы специально брикетировали, пропитывали каким-то раствором и из них сделали остров. Вообще, многое из того, что добились японцы на своих маленьких островах, впечатляет.   Нам была организована экскурсия по Токио, но, к сожалению, многое забылось. Да и вообще в Токио мы были всего 2 дня, что за такой короткий срок можно посмотреть.

Старушку Европу я впервые увидел в 1995 году, когда поехал на Европейский конгресс, посвященный 100-летию со дня открытия рентгеновских лучей. Мог ли думать я, простой врач-рентгенолог Хабаровской городской больницы № 11, что через 20 лет, как впервые перешагнул порог рентгеновского кабинета, я увижу историю и корифеев специальности, которой я посвятил большую часть жизни и перед которой до сих преклоняюсь. Конечно же, нет! И все же я был там! Я не буду писать о конгрессе, хотя это тоже интересно. Увидеть своими глазами самые современные аппараты и перспективы развития лучевой диагностики! Слушать доклады ведущих специалистов мира. Это незабываемо. А Вена? Старушка Вена. Один из старейших и красивейших городов мира и Европы. Чтобы сохранить город, австрийские императоры всегда капитулировали перед захватчиками, не допуская уличных боев. Лишь Наполеон однажды подверг Вену артиллерийскому обстрелу. Поэтому в Вене много зданий постройки XIV-XV веков, особенно храмов. Конечно, Вена кажется довольно серым городом, так как многие здания, особенно вдоль реки Дунай выложены из серого камня или гранита. Но там много различных украшений – скульптур, колонн, барельефов. Много фонтанов, аллей, скверов. Порядок и чистота на улицах. Все зависит от воспитания людей. Европейцы в массе своей очень воспитанные и цивилизованные люди. Есть  и  приезжие  арабы,  африканцы, но они занимают свои районы и в  центре столиц Европы их немного и не они делают погоду. Такие вот венцы, т.е. немцы, привыкшие к порядку и чистоте. Но это все относится ко времени пребывания в Вене  еще в прошлом веке. 

В Вене у меня была очень интересная встреча с человеком-легендой. Конечно, это не императоры Габсбург или Наполеон, которые в свое время ходили по улицам Вены. Нет, это был Ники Лауда, герой автомобильной серии «Формула-1» Многократный чемпион мира, он попал в страшную аварию, обгорел, но остался жив и еще несколько лет выступал в гонках. Вот его я увидел в 5-6 метрах от себя в ресторане в центре Вены, куда меня пригласили представители фирмы «Филипс». Они-то и сказали, что это за человек с лицом в рубцах от ожогов. Я читал о нем, т.к. давно интересовался спортом, а в 1995 году уже и смотрел по телевизору некоторые гонки «Формулы-1». Увидеть рядом, за соседним столиком, легендарную личность очень большая удача.

В Вене я жил в гостинице за городом, куда нас привозили и отвозили на автобусе, поэтому время моих прогулок по Вене ограничивалось дневными часами. Я посетил многие исторические места, постоял у памятников знаменитых композиторов, сфотографировался. Был в католических храмах, катался на старинной карете с кучером. Посетил императорский дворец и многие другие исторические места.

А из номера гостиницы за городом я увидел интересную сценку.  Окна номера выходили на парковку автомобилей,   в эти вечерние часы которая  была забита машинами. Накануне прошел сильный снег в горах и вокруг парковки были сугробы. Многие приехали в ресторан отдохнуть, потому что я, приходя мимо, видел, что все столики в ресторане заняты. И вот я вижу, как весьма старенькая бабушка под руку с таким же старичком вышла из ресторана гостиницы и повела своего спутника к автомобилю Фольсваген  Жук.  Помните такой народный автомобиль, который выпускается в Германии лет 50? Маленький, с покатой крышей и двумя дверями в салоне. Бабушка с трудом запихнула своего подвыпившего спутника в автомобиль, сама села на водительское место и лихо ударила по газам.  Автомобиль на снегу занесло и он врезался в сугроб. Старушка вышла из автомобиля, обошла вокруг машины, потом села за руль и со скоростью улитки выехала с парковки.  Я подумал, что в Австрии и Германии дамы ездят на автомобиле до последних дней жизни.

Две вечера из пяти, что я провел в Вене, нас развлекали фирмы «Сименс» и «Филипс». Обе возили нас в старинные городки в пригородах Вены. Одна из них повезла в старинную, которой больше 300 лет, пивную с грубо сколоченными столами и лавками. Другая -  в самую современную пивную, под которой находился мини-пивзавод. Мы не только пили свежее пиво (и не только), но и были на экскурсии по пивзаводу, где познакомились с технологией приготовления пива. Кое-кто из присутствующих конспектировал полученную информацию. Именно там я впервые попробовал шнапс. Самогонка самогонкой, с таким же сивушным запахом. Мне не понравилось.

Гуляя по старинным улицам и площадям Вены, я мечтал побывать в Париже, который намного больше знаком по французским романам и фильмам, особенно про мушкетеров. И моя мечта сбылась, я побывал в Париже в 1999 году. Как и в Вене, я был в марте. Уже распустились цветы на городских клумбах, листочки на деревьях. Вовсю светило солнце. Но не было летней жары, которая мешает прогулкам на свежем воздухе. Фирма, которая пригласила несколько руководителей здравоохранения и фармацевтических работников из регионов, не очень досаждала нам  информацией о своей продукции, а организовала нам экскурсии по памятным местам Парижа и его пригородов, свозила в Версаль. Это была запоминающаяся поездка.

Накануне «Мундиаля», т.е. наступления нового века, на Эйфелевой башне горели цифры, сколько дней осталось до нового века. У меня есть фотография с видом на эти цифры. Что писать о Париже? Уже столько раз о нем написано. В год во Францию приезжает около 70 млн. туристов и большинство из них посещают Париж. И все делятся своими впечатлениями об этом. Ну как тут не повторить кем-то уже написанное? Мне не хочется. Я просто прикоснулся к Истории.

В Париже наша гостиница была рядом с Лувром, в историческом центре этого Великого Города. Вечерами я бродил по этим улочкам, кое-что фотографировал, но чаще просто вдыхал воздух, пропитанный Историей, теми персонажами, о которых читал или слышал. Кто-то из классиков сказал «Увидеть Париж и умереть». Т.е. ничего более интересного увидеть уже просто невозможно. Вот и я достиг вершины интереса к Великому.

Загородная резиденция французских королей Версаль напоминает Петергоф, только без каскада фонтанов.  Хотя разнообразных фонтанов и в Версале хватает. А так же всё тоже великолепие, обилие скульптур, небольших фонтанов, цветников, позолоты и величия. В день посещения Версаля была пасмурная погода, мне не удалось увидеть всех красок этого красивого исторического места, воспетого во многих произведениях. Но я убедился, что те слова, которыми воспевали Версаль, не расходятся с истиной.

В Париже мне были интересны не современные постройки, которых хватает на окраинах города, а именно исторические здания. Собор Норд-Дам, Тюильри, Лувр, Елисейские поля, Триумфальная арка. Нам показали место, где случилась авария с автомобилем принцессы Дианы, место, где стояла Бастилия. Видели вид на Париж со смотровой площадки Эйфелевой башни, покатали нас  вечером на теплоходе по Сене, где был организован банкет прямо на теплоходе.  Нас свозили на кладбище, где похоронены русские исторические личности и знаменитый танцор балета Нуриев. Но эти посещения, хоть и были интересны сами по себе, не так трогали, как старина, прикосновение к Истории.

Ну а последнее заграничное путешествие у меня состоялось в Италию, уже в 2004 году. Там я отдыхал в городе Римини, рядом с государством Сан-Марино. Город Римини расположен на северной стороне сапога под названием «Италия», на побережье Адриатического моря, и представляет сплошной 40 километровый песчаный пляж. Город насчитывает 200 тысяч жителей, а в летний сезон достигает 2 миллионов отдыхающих, в основном из Германии. Но я был во второй половине сентября, когда сезон уже подходил к концу и многие пляжи уже были закрыты. Но тот, где я купался и загорал, в одном квартале от гостиницы, еще функционировал. И хотя вода в море была соленой, но оно мне не понравилось. Вода была довольно мутной, так как волны поднимали песок со дна. И хотя я и накупался, и загорел, но сравнить отдых в Римини и на Хайнане нельзя. Поэтому я много гулял по городу, и с большой охотой поехал на экскурсию в Венецию.

Венеция – это тоже История. Расположенный на воде город с многочисленными узкими улочками-каналами, с мостиками и мостами, с набережными и немногочисленными площадями, с лежащими на некоторых площадях и улицах невысокими деревянными  тротуарами, имеющий многовековую историю город поражает своей необычностью. Многочисленные туристы без труда могут найти, где посмотреть как выдувают из стекла бокалы, чашки и другие изделия. Можно покататься по каналам на гандолах, вкусно покушать в многочисленных кафе. По пути в Венецию в автобусе нам показали фильм об этом удивительном городе, поэтому мы были довольно неплохо подкованы  и с интересом слушали экскурсовода. Я успел покататься и на гандоле. Хочу сказать, что вода в каналах Венеции пахнет канализацией. Ведь все нечистоты идут прямо в воду. Но это не испортило впечатления о прогулке на гандоле. Периодически в Венеции бывают наводнения. Это когда сильный ветер нагоняет воды Адриатического моря на сушу. Наводнение небольшое, вода поднимается на 10-15 см выше уровня набережных и основных улиц.  И тогда люди ходят по городу по деревянным тротуарам. На обратном пути из Венеции нам показали уже художественный фильм о знаменитой венецианской куртизанке, которая спасла город от уничтожения мусульманскими захватчиками, соблазнив их султана. Что только не бывает в Истории.

В Сан-Марино я ездил на городском автобусе, буквально через 40 минут я был в государстве, расположенном на горе, площадью как Центральный район города Хабаровск и с населением 40 тысяч человек. Может быть потому, что я был один,  и некому было мне что-нибудь рассказать об этом мини-государстве, Сан-Марино не произвел на меня большого впечатления.

Но поездки в Венецию и Сан-Марино заняли лишь по одному дню из почти 10-ти дневного пребывания в Римини. Все остальное время я провел, пребывания в солнечные дни на пляже недалеко от гостиницы, а пасмурные прогуливаясь по историческим улочкам города.

В Римини удивило, что пляжи вдоль берега моря были не похожи один на другой и разнообразием предоставляемых услуг,  включая бассейны, различные бары и кафетерии, аттракционы и спортивные площадки, разнообразные лежаки и тенты над ними.  Все я это видел, проходя мимо.  С одной стороны дороги, идущей вдоль моря, был пляж, а с другой стороны многочисленные отели, каждый со своим декором на фасадах.  Большое количество пиццерий тоже удивляло. Правда, в это время сезона часть из них была уже закрыта.  А вот многочисленные бутики и магазины выставили свои товары на улицу, приглашая покупателей скидками в 50-60%.  Пришлось мне купить очень красивый галстук, коль есть такая серьезная скидка.  Так что я смог обзавестись из этой поездки не только красивым морским загаром, но и галстуком.

Конечно, не только поездки за границу оставили в моей жизни большое впечатление. Многочисленные поездки по нашей великой Родине, протянувшейся с востока на запад на 9 часовых поясов, так же остались в моей памяти. Поездка в Якутию, вид на карьер по добыче алмазов около города Мирный, где огромные самосвалы «БелАЗы» кажутся маленькими клопами. Или поездка на Камчатке в Паратунку, долину гейзеров, где из-под воды бьют горячие минеральные источники. Там же вид на вулканы с выходящими из кратеров клубами пара и дыма. Или огромные листы лопухов с большими, в рост человека, стеблями  на юге Сахалина. Помню исторические храмы Смоленска, всегда стоящего на пути всех захватчиков, идущих с запада на Россию.

Помню «Стар-город» Таллинна, бывшего Ревеля, древнего города в Эстонии. Когда я там был, это была столица союзной республики, а сейчас столицы недружественной нам Эстонии.  Но и тогда некоторые жители города делали вид, что не понимают русского языка, когда мы к ним обращались.

Остановлюсь на поездке в Таллинн более подробно.  Поехал я автобусом специально. Поезд из Ленинграда до Таллинна шел ночью и ничего увидеть за окном не удалось бы. А вот из окна автобуса я мог посмотреть на город Нарву, через который мы проезжали, на другие города Эстонии и многочисленные хутора вдоль дороги.  Мне очень понравилась ухоженная и чистая Эстония. Чувствовалось европейское воспитание местных жителей.  Но все же некоторые местные жители на мои вопросы на русском языке делали вид, что не понимают языка и отворачивались. Это не понравилось мне.

По приезду, придя в оргкомитет съезда, я узнал, что не все делегаты съезда могут быть заселены в гостиницу  VIRU. Часть предполагалась поселить за городом, в пансионате Совмина республики. Что там и как, никто не знал, тем более что хотелось бы увидеть сам город в свободное время. Поэтому организаторы усиленно обрабатывали делегатов с периферии. Я попал в число поддавшихся на уговоры и во главе с профессором Сипухиным из Владивостока нашу группу отвезли в этом пансионат.  И мы не пожалели, что приняли это предложение организаторов.

Номера, в которых нас поселили, были  по две кровати, два таких номера  имели один туалет и одну ванную комнату.  Вполне достаточно. Сам двухэтажный корпус, напоминающий чем-то санаторный, стоял в замечательном сосновом лесу недалеко от берега Финского залива, куда мы не преминули сходить и посидеть на огромных валунах, которые  были вдоль берега.  Кормили нас в очень уютной и удобной столовой по ценам, которые приняты для чиновников совмина, т.е. точно в 2 раза ниже, чем в ресторане при гостинице, где питались остальные. Привозили и увозили нас на комфортабельном автобусе.  Три рейса – утром, после окончания заседаний на съезде и потом еще в 10 часов вечера.

Я поселился со своим коллегой из пограничного госпиталя в Хабаровске. У него на бейджике было написано -  «Медслужба КГБ» и однажды  это помешало нам купить одну дефицитную вещь. В дальнейшем мы с ним все время проводили вместе.

На следующий день после заселения начался съезд. Было очень приятно увидеть корифеев отечественной рентгенологии.  Розенштраух Леонид Семенович,  Власов Павел Васильевич, Шотемор Шореншо Шореншоевич,  Портнов, Фейгин и другие известные в нашей среде люди, авторы многочисленных монографий, пользующиеся авторитетом и за рубежом.

Пленарные заседание и заседания по секциям были очень насыщенными и тематика сообщений была очень интересна.  Приходилось долго выбирать, на какую из секций пойти. То, что я услышал на съезде, было созвучно моим мыслям о путях развития рентгенологии.

В перерывах заседаний можно было познакомиться с современной рентгеновской техникой ведущих мировых производителей – Сименс, Филипс, Тошиба, Дженерал Электрик  и других.  Этот просмотр вызывал завись к тем врачам, которые могут работать на этом оборудовании.

Наконец, завершилось  последнее пленарное заседание в первой половине дня и нам была предоставлена возможность посмотреть город. Те, кто остановились в городской гостинице, делали это каждый вечер, а вот нам, живущим за городом, эта возможность была первой.  И мы с моим коллегой из пограничного госпиталя пошли в так называемый «Старгород», где  здания многовековой давности окружены стеной и где начинался город Ревель, который потом стал Таллинном.

Посмотрев старинный город с его знаменитым на весь мир Томасом, показывающим направление ветра, старинными зданиями, включая  ратушу,   древнюю площадь, другие достопримечательности, мы пошли осматривать и новые постройки в Таллинне. Зайдя в какой-то магазин, мы с напарником уже почти уговорили продавщиц, явно эстонок, продать нам какой-то товар, который могли купить лишь ветераны войны, но потом они увидели на бейджике моего друга «Медслужба КГБ» и категорически нам отказали. А жаль, вещь, правда я уже не помню какая, была хорошая.

Вечером планировался банкет и мы с моим напарником не жалели ног, надеясь вечером посидеть за столиками в ресторане. И какое же было наше разочарование, когда там оказался фуршет.  Мой напарник, человек в этом отношении подготовленный, предложил взять с большого стола  в центре зала несколько блюд и поставить на маленький столик, вокруг которого и собралась вся наша делегация из Хабаровска. Так мы и сделали, не забыв прихватить и несколько бутылок с алкоголем.  И это было правильное решение.  Мы стояли у своего стола, накладывали на свои небольшие тарелки еду с больших блюд и с аппетитом ели и выпивали. Потом сдвинули все блюда в центр этого столика и уселись прямо на край стола по периметру. Ноги уже не держали.

Через некоторое время мы увидели, что на большом столе алкоголь закончился, а на нашем столике есть две не начатые бутылки.  Вдруг мы заметили, как какой  мужик, явно не нашей наружности, энергично подошел к нашему столу, схватил одну из бутылок и пошел к своей компании. Но далеко уйти ему не удалось.  Его за шею схватил ассистент кафедры рентгенологии  нашего института Грищук Василий Кузьмич и выхватил у него бутылку. Ну какой русский позволит, что у него таким беспардонным образом возьмут со стола спиртное? Тут же рядом появились «вежливые» люди. Инцидент не перерос в драку.  Чтобы загладить этот международный скандал,  к нашему столу были приглашены и этот мужчина, и его напарники. Это оказались представители фирмы Сименс.  За столом Василий Кузьмич на плохом немецком объяснил немцам, что вот если бы они попросили у нас «дринк»,  мы бы их угостили. Но брать со стола без разрешения бутылку у русских не принято. А мне пришлось пригласить даму из их компании на танец, который вскоре начался.  К счастью, она очень хорошо танцевала и мы пару танцев точно с ней станцевали.

Помню вершины хребта Джугджура на побережье Охотского моря вокруг Аяна. Или 300-летний Охотск, один из старейших населенных пунктов российских поселенцев на Дальнем Востоке. До сих пор ясно представляю поездку по берегу озера Байкал на поезде в 1955 году и купание в прозрачных холодных водах этого озера в 1990 году. Даже поездки в Приморье на отдых оставили в памяти разнообразные виды природы и населенных пунктов. Например, пятнистые олени и озеро лотосов на острове Путятин в 1991 году. Теперь уже этого не увидишь. Панорамы бухт Японского моря или выходящие из укрытий под скалами атомные подводные лодки в бухте Разбойник, которые мы видели с противоположного берега на острове Путятин. Теперь этого уже тоже не увидишь. Также как многочисленные «морские огурцы» - трепанги на дне бухт Японского моря практически исчезли в настоящее время. Остается это только в памяти нашего поколения. А вы, наши потомки, можете об этом только услышать или прочитать у нас. Много изменилось на Земле за те 69 лет, что я прожил на ней. Жаль, если и память об этом исчезнет вместе с нами.

Наше понимание достопримечательностей так устроено, что под эту категорию чаще всего попадают природные чудеса или создания рук человеческих много веков назад. Но разве не достопримечательностью  является город Комсомольск-на-Амуре, город, который ковал щит Родины на Дальнем Востоке. В этом городе создавались атомные ракетные и многоцелевые подводные лодки и лучшие в мире истребители СУ-27.

Мне не удалось побывать в цехах Амурского судостроительного завода, где создавались подводные лодки. Но вот на Комсомольском авиационном заводе я посмотрел всю технологическую цепочку создания современного многофункционального самолета. От огромного слитка алюминия, из которого путем фрезерования создавался каркас фюзеляжа, чтобы не уменьшить прочность самолета. Потом к этому каркасу прикреплялась обшивка, крылья, двигатели, шасси и все остальные составляющие сложного механизма, каким является современный самолет. Видел, как лазерные лучи выжигали тонкие отверстия в плите титана толщиной около 40 см. Это для того, чтобы вставить эту плиту в сопло самолета и туда не попадали посторонние предметы, чаще всего птицы. Территория авиационного завода очень большая, там размещены не только производственные цеха, но и современный взлетно-посадочный комплекс с диспетчерскими, ангарами, посадочными полосами, где базируется полк противовоздушной обороны с самолетами и ракетами. По территории комплекса ходят автобусы, как в городе. Есть дорожная разметка, автобусные остановки, даже расписания движения автобусов и разные маршруты. В начале 90-х годов, бывая в командировке в этом городе, я постоянно слышал, как взлетают и садятся реактивные самолеты. Вообще город Комсомольск-на-Амуре имеет многоуровневую защиту от ракет и самолетов вероятного противника. Я был в горах под Комсомольском в небольшом городке, который не обозначен ни на одной карте. Там размещается военная часть, обеспечивающая дальнюю космическую связь, в том числе с атомными подводными лодками. Сверхсекретная часть. А там школа, детский сад, магазины для обеспечения жен и детей офицеров, служащих в этой части. И таких частей, городков много на просторах России.

Я сидел в кабине самолета СУ-27, дивясь разнообразию и множеству различных лампочек, тумблеров, ручек. Полет на этом самолете сложнее, чем полет в космос. Там все делает автоматика, а в самолете ты должен и принимать решения в мгновенье ока и выполнять действия при огромных физических перегрузках и на скоростях в 2 раза выше скорости звука. Я много говорил с летчиками-испытателями этих супер-самолетов, поэтому представляю тяжесть их труда. И огромный риск.  Когда потом в такой же кабине посидел представитель немецкого концерна «Сименс», он не мог скрыть своего восторга, говорил, что ему не поверят в Германии, что он сидел в кабине самого лучшего истребителя в мире. И я его понимал. Совершенно недавно завеса сверхсекретности была снята с этого самолета, наша страна стала продавать эти самолеты за границу. И гражданский человек через 2-3 года сидит в кабине суперсовременного самолета. Невероятно!

Для меня, парня из поселка на севере Хабаровского края, уже краевая столица явилась чем-то новым и незнакомым. Побывав впервые в этом городе в далеком 1955 году и уехав оттуда в Сибирь в 2003 году, я сейчас удивляюсь, как здорово изменился город за последние 60 лет.  Но он по-прежнему является самым любимым городом,  только он приходит ко мне во сне,  и я брожу по его улицам.

Одно перечисление населенных пунктов, в которых я побывал за свою жизнь, заняло 2 листа машинописного текста. Не все они произвели на меня впечатление.  Но картина моего родного поселка, когда рассеивается утренний туман от мороза и вертикально вверх идет дым из печных труб,  я не забуду никогда. Я сожалею, что с детства не вел дневник, по которому можно было бы восстановить свои впечатления. Память уже подводит.  Поэтому, пока еще не всё забыл, хочу изложить это на бумаге.


Рецензии