Сораспятие вместО или вместЕ? и может ли бог быть

Сораспятие: вместО или вместЕ?
(и может ли бог быть первосвященником?)


Греческий термин "сустаурон", переводимый на русский как "сораспятие", употребляется в НЗ 5 раз, причем первые три упоминания в евангелиях подразумевают вполне реальное "сораспятие" - т.е. совместное распятие одного человека вместе с другими (стихи Мтф. 27:44; Мк 15:32; Ин 19:32 говорят о людях, которые были распяты рядом с Иисусом, на соседних крестах).

В посланиях Павла, однако, этот термин приобретает совершенно иную, мистическую коннотацию:

рим. 6:6 "зная то, что ветхий наш человек сораспят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху";

гал. 2:19-20 "Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня".

Христиане утверждают, что Иисус является однократной "заместительной жертвой", искупающей прошлые, нынешние и будущие грехи. Т.е., он умер вместо людей. Так зачем тогда людям, веря в него, умирать вместе с ним, "сораспинаясь"? И как быть тем, которые жили и умирали задолго до Христа, и слухом не слыхивали ни о каком "сораспятии"? Выходит, мистическое "сораспятие" не является обязательным атрибутом "спасения"...

Зададимся вопросом: а нужны ли вообще Б-гу толпы обезличенных, сораспятых "христов", или, все же, Ему дорога каждая личность, и особенно та, которая искренне, усилием собственной воли преодолевает свои страсти, исправляет свой характер и послушно приближается к Нему?!

евр. 7:26-28 "Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного".

Павел заявляет: "такой должен быть у нас первосвященник". Мы (христиане) посовещались, и я решил! И точка!

А у Б-га спросить не забыли?

Выходит, что "слово клятвенное" (отсылка к Пс. 109:4 "Клялся Г-сподь и не раскается: ты священник вовеки, по слову Моему, Малкицэдэк") у Павла отменяет заповеди Торы относительно священства. В этой теме http://levit1144.ru/forum/20-11177-171190-16-1380910948 , и, в частности, здесь http://levit1144.ru/forum/20-11177-174283-16-1489162937 я уже писала о том, кто подразумевается в стихе. Иисус, в любом случае, не был ни царем, ни священником. Приписываемые ему эпитеты не являются доказательством того, что он действительно "занимал эти должности".

Всевышний сказал Израилю: Исх. 19:6 "Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым".

Б-г ждет от нас того, чтобы мы были царством священников, соблюдая Его заповеди. Это то, чего Он желает! Нелепо звучат утверждения о том, что богу пришлось "воплотиться" и самому стать первосвященником, приносящим единоразовую жертву самому себе, легализовывая для своих верноподданных христиан "отмену Торы"...

Христианам следует решить: кто Иисус - жертва или первосвященник, ее приносящий? Совместить эти вещи, апеллируя к Торе, просто невозможно.

И как сюда приплести "сораспятие"? "Сораспинаясь" со Христом, человек сам становится жертвой, "убивая себя" и освобождая место для того, чтобы "Христос жил в нем"... Но нужны ли Б-гу такие "христы"?.. И если человек способен "сам себя распять", зачем ему Иисус?

Вся суть "сораспятия": "я умер для Закона". Но ты (христианин) никогда и не жил в соответствии с ним. Умирая для Торы, ты становишься беззаконником, будучи неспособен победить свои страсти и угодить Б-гу.

Хотя, все эти "сораспятия" существуют исключительно в теории, поскольку неисполнимы в реальности, как бы христианам не хотелось утверждать обратное. Чего стоят христианские попытки "ментального сораспятия" по сравнению хотя бы с тем, как евреи реально были распинаемы на крестах за свою веру и служение Творцу?!

Б-г Авраама, Исаака и Иакова, давший Тору на Синае, не требует от нас никаких мистических "сораспятий" и "совоскресений". Он ожидает конкретных дел и праведной жизни. И это вовсе не непосильная задача.

Еще немного о первосвященнике: согласно иудейской традиции, первосвященником является тот, кто занимает наивысшую ступень в служении Б-гу. Т.е. это уровень-эталон, достичь которого могут немногие. Весь смысл нашей жизни состоит в том, чтобы подниматься по ступеням святости, по "лестнице, ведущей в Небеса", преодолевая свои страсти и приближаясь к Б-гу. Это не эфемерный, а вполне реальный духовный труд. Именно поэтому любое служение Творцу на Земле априори заповедано исключительно людям, а не "богочеловекам" или "богам".

Рав Арье Барац: "Согласно видению рава Кука, в эсхатологическую пору произойдет некоторое обновление природы, предполагающее всеобщее иерархическое “продвижение”, всеобщее повышение по рангу. Каждый уровень поднимается на ступеньку, занимая место вышестоящего и освобождая место для нижестоящего. Минералы оживут и станут как растения, растения обретут подвижность животных, животные обретут дар речи, народы станут Израилем, Израиль станет “царством священников”, а священники достигнут уровня Первосвященника".

"Первосвященник-бог" - бессмыслен и на частном, и на трансцендентальном уровнях. Божество, которое по мановению волшебной палочки может стать кем угодно, не прилагая особых усилий - не имеет никакого значения в качестве священника. Тот, кто одновременно является и хозяином, и своим же слугой - всего лишь эгоцентричное существо, не более того. Всевышний в Торе раскрывает нам совершенно иные духовные законы и устройство миров. Священник - это человек, который служит Б-гу, но сам он по определению не бог.

Вообще непонятно, на каком основании Павел приписывает Иисусу святость, непричастность злу, непорочность, отделенность от грешников и превознесенность выше небес? Разве апостол - Б-г, чтобы выносить о ком-то такие суждения? Да и невозможно адекватно характеризовать "богочеловека", применяя к нему человеческие рамки. Если Иисус - бог, то, безусловно, он "святой, непричастный злу, и бла-бла-бла", и это неудивительно, но если он претендует на статус первосвященника, то это уровень, которого следует достигать упорным духовным трудом. Родившись "безгрешным", нетрудно слыть "святым".

Матф. 23:8 "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья…"

Всеобщее равенство и братство?! Нет, не бывает такого!

Янки Таубер пишет:

"Равенства, согласно Талмуду, не существует. Это означает, что если перед вами стоят «хороший парень» и «плохой парень», вы, следуя древнейшему источнику еврейской мудрости, должны распахнуть объятья навстречу «хорошему», а о «плохом» — забыть. То есть вообще забыть. И даже имени его вслух не произносить. Талмуд, и это мы подчеркнем особо, беспричинно ничего не посоветует. А вот саму причину следует искать уже в более древнем источнике — Книге Притчей царя Шломо, где сказано: «Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивого омерзеет» (Притчи, 10:3). Ссылаясь на это изречение, Талмуд говорит о том, что «запрещено давать ребенку имя злодея». У внимательного читателя тут же возникает вопрос: а с какой же тогда, простите, радости недельная глава Торы «Корах» названа по имени грешника, призывавшего народ восстать против Моше Рабейну и первосвященника Аарона? Ведь если Тора — против того, чтобы мы называли своих детей Адольфами и Иосифами Виссарионовичами, зачем же было целую главу Торы называть по имени нераскаявшегося грешника, действия которого поставили под угрозу само существование народа Израиля (как мы помним, по воле Всевышнего земля под Корахом разверзлась и поглотила его)?

Дорога в ад, как известно, вымощена благими намерениями. Вот и Корах, единственным из людей «официально» удостоившийся чести отправиться прямиком в ад, тоже действовал, исходя из самых добрых побуждений. Из комментариев к Торе известно о его страстном желании получить статус Первосвященника, занимающего наивысшую ступень в служении Б-гу. Но откуда мы знаем, что эта его мечта была доброй? Во-первых, по мнению мудрецов, во времена Машиаха такого духовного уровня будет удостоен каждый еврей. Корах же возжелал достичь этого уровня еще в этом мире. Во-вторых, нам известен еще один персонаж Пятикнижия, которого Всевышний лишил статуса Первосвященника, хотя тот и имел на это право по рождению. Это сам Моше Рабейну. Вот слова Моше, обращенные к Кораху: «Наш Б-г — Один, и Тора одна, и Первосвященник один, и Храм. Но ты… желаешь стать Первосвященником, и я с тобой!» (Мидраш Танхума. Комментарии Раши к главе «Корах», 16:10). «И я с тобой»… Похоже, Моше Рабейну шутит. Или спорит — из любви, так сказать, к искусству. А может, нам просто демонстрируется частичка великой его души, ведомой всепоглощающим желанием достичь высочайшего из уровней служения Всевышнему? Уровня настолько святого, что при жизни он недоступен даже для Моше. И потому порыв его сломлен, подавлен запретом Творца: «Остановись. Нет. Не сейчас».

Оба они, Корах и Моше Рабейну, возжелали запретного. Но желание Кораха навлекло беду и на него самого, и на его сторонников. А Моше, напротив, достиг величия. Дорога в ад вымощена благими намерениями. Дорога в рай — тоже. Разница, казалось бы, незначительная, но она есть. В одном случае человек действовал против воли Создателя; в другом — боролся со своим эго, буквально сломил себя, посвятил жизнь исполнению повелений Творца и направил всю энергию именно в это русло, поборов искушение. Любавичский ребе Менахем Мендл Шнеерсон, объясняет, что целая глава Торы названа в память о Корахе именно по этой самой причине. На самом деле, по Торе, существовало два Кораха: Корах-человек и Корах – глава Торы. Или, если угодно, тело Кораха и душа Кораха. Человек перешел границы дозволенного, сломал грань между добром и злом, пошел против Б-га — и был наказан. Добрые устремления, которыми была полна его душа, тоже снесли все преграды — на пути в рай. И за это он был вознагражден тем, что остался в памяти людей".

Автор "Галилеянка".


Рецензии