Яга

Вполне себе реальная история, где ничего мистического нет.
О времени, человеческих суевериях и свободе. Не глупо ли, что свобода и разум Яги отождествляются со злом?

Баба Яга приотворила дверь своей избы, высунув на воздух, пропитанный болотной сыростью, голову. Седые волосы выбивались из-под её косынки, выдавая возраст женщины, как и кожа лица, местами испещренная морщинами. В целом, она выглядела довольно молодо на свои 72, учитывая влияние свежего воздуха и целебных настоек собственного производства. На пороге Водяной – дедок невысокого роста, напоминающий пенёк. Его накидка из сплетений стеблей лилий прятала под собой горбатые обвисшие плечи и спину, а спереди красовалась неухоженная седая борода, которая тоже была неким элементом одежды; из нее торчали какие-то сучки и листики. Впрочем, такое отношение ко внешности человека, обитающего в почти безлюдном болотном лесу, мало кого могла удивить. Тем не менее, Яга про себя отметила, что собираясь в гости к ней, Водяной мог бы хоть немного привести себя в порядок. Ох уж эти отголоски из прошлого в цивилизации - она все никак не свыкнется со свободой от стереотипов красоты.

- А где Леший? - спросила своим мягким, с хрипотцой голосом Яга, пропуская друга в тесную хижину. В ней даже не было мебели - только печь, и то очень своеобразная, самодельная, из глины, которая была распространена в ближайших местах. В печи чернели угольки и ветки, на печи была настелена мягкая сухая трава, как место для сна, а под печью располагались кусочки коры, по которым были разложены травы. Их аромат заполнял хижину и сильно отличался от того, что витал на улице, - Я же вас обоих приглашала.

- Он сейчас исследует западную часть леса, - дело в том, что Леший появился в здешних лесах недавно, около трех месяцев назад; он выглядел, как обычный человек, он и был обычным человеком, как и все здесь, везде носил с собой тяжелую сумку, носил с собой перо, чернила и бумагу, а ночевал, привязывая себя к деревьям. Около месяца Водяной и Яга пытались заманить его к себе, чтобы насытиться питательным человеческим мясом, но у парня не было интереса к чему бы то ни было, кроме лесной растительности и животных. Поэтому лесным жителям - Яге и Водяному - пришлось признать его право на жизнь здесь, приняли в свой круг общения и прозвали Лешим.

- Заняться ему нечем что ли? - заворчала баба Яга, - Садись уже, чего стоишь? Узвар пить будем. С орехами.

Водяной с кряхтением уселся на трухлявый деревянный пол, даже не отшлифованный - еще бы, изба строилась самой жительницей без всяких приспособлений, выдуманных человеком, без рубанка и гвоздей, без схем и чертежей, на болоте, а потому на подпорках.

- Хотел бы я на время в деревне объявиться, - так начинался любой разговор с Водяным. Он постоянно говорил о своих планах и желаниях.

- Зачем тебе? – баба Яга налила из глиняного сосуда в два "блюдца" из коры узвар, приятно пахнущего травами и ягодами.

- Хм, скучаю я по жизни старой. Хочется глянуть, что изменилось, кто жив, кто умер, как там хата моя. Ты разве не хочешь вернуться?

Баба Яга вздохнула, раздался хруст её старой спины, когда она, наконец, решила присесть напротив Водяного.

- Ни за что. Но мне нравится вспоминать былое - себя до того, как я объявилась здесь; я была такой молодой, такой живой, такой симпатичной! Тогда я жила в деревне, что близко к юго-восточной части леса. И было у меня всегда полно работы, всегда я была всем нужна, а жизнь моя была слаще дикого мёда. Естественно, мне хотелось сохранить и красоту, и силу свою молодую навсегда, ведь мне казалось, что самое ценное - время, я обязана тратить с пользой, либо усиленно экономить, чтобы навсегда остаться такой, какой я тогда была. А в те годы по деревне бродил слух о царевне-лягушке, которая будто бы умела впадать в летаргический сон, который позволял времени идти своим чередом, а спящему оставаться в одном и том же состоянии на протяжении этого времени. Мне пришлось долгое время зарабатывать продажей яиц и молока односельчанам, чтобы накопить на дорогу в городскую библиотеку, где я и планировала найти нечто большее, чем просто слух...

"Сон длился столько, сколько нужно, и проснулась она ровно через 50 лет.

- Получилось! – возликовала девушка и помчалась к реке, дабы разглядеть свою сохранившуюся красу в зеркальной глади. Но вскоре она поняла, что бежать становится труднее, побаливает спина. И когда она посмотрела на своё отражение – увидела старую седую бабу. Всё оказалось ещё хуже, чем она могла представить. Народ стал поговаривать, что она ведьма, когда та вернулась в свою деревню из лесу, где она и спала, после такого большого срока, сохранив молодость, а после резко состарившись. Слухи всегда ползут быстро, подобно голодным змеям, так было и сейчас. Все невзлюбили Ягу, стали бояться ее, как и любой нечисти, которая, впрочем-то, не нечисть, а просто обычные люди, изуродованные слухами и мнениями. Сама Яга чувствовала себя ужасно. Ее пугала мысль: если она так быстро стареет, то вскоре может и умереть. Поэтому ей было просто необходимо обратиться к кому-то за советом. Первым в голову пришел Горыныч - ящер, которого Яга однажды встретила в лесу, греющимся на камнях.

"Если отрубить ящерице хвост, вырастет новый. Это равносильно новой жизни и воскрешению. Смогу ли я продлить себе жизнь навечно таким способом? Хм, рубить голову сразу - очень рискованно. Лучше попробую отрезать волосы. И если сразу вырастут новые"...

Страх перед скорым концом пугал Ягу, и потому затмевал здравый рассудок. Она очень надеялась, что хоть что-то удастся. Но когда седые локоны упали к ее ногам, ничего не случилось. Новые волосы так и не выросли. Она уже почти отчаялась, но внутренний голос посоветовал не падать духом, а наведаться к Кощею, ведь он в делах бессмертия кое-что смыслил.

- Кощей! - чуть ли не взмолилась Яга, обращаясь к седому тощему старичку, который все время только и делал, что читал книги на печи и играл в кости, будучи под опекой своей работящей супруги. Его прозвали бессмертным за иммунитет к болезням, которые косили людей, но не могли затронуть его, единственное, что его тревожило - излишняя худоба и отсутствие аппетита, - Я старею день ото дня. Боюсь, как бы не распрощаться с жизнью. Помоги сердешной, открой секрет бессмертия.

- Яга, ты ли это? - Кощей удивился, услышав ее слова, - Что с твоей красотой стало? Почему ты так... Выглядишь? Где ты была?

- Почему ты бессмертен?

- Ну, я не бессмертен, это все бредни суеверных людей. Но у меня есть кое-что интересное. Всё началось еще в детстве. Я был очень худым, почти скелетом, впрочем, я не особо изменился. И моя мать, которую тогда называли ведьмой из-за успешной жизни, достатка и плодовитости наших земель, побоялась за меня. Думала, что с такой худобой я долго не продержусь. Она прочла много книг об этом, а несколько написала сама, в народе пошел слух, что она заключила мою жизнь в тонкую иглу, которую надежно спрятала в яйце, а его, в свою очередь, в утке, та в зайце, та в собаке и так далее. Но на самом-то деле она просто кормила меня отваром для укрепления здоровья. Он не сделал меня упитаннее, но иммунитет дал отличный.

- Как именно она сделала его? - с интересом переспросила Яга.

- Рецепт есть где-то в книге, кажется, вон она, - не слезая с печи, Кощей указка костлявым бледным пальцев на нужную книгу.

Яга взяла с полки ветхую старинную книгу. На лицевой странице мелким шрифтом было написано "Отвары и их приготовление".

- Только смотри, если кто увидит тебя с этой книгой - потом пожалеешь. Нарекут ведьмой и сожгут. Как это случилось с моей матерью.

Яге пришлось тщательно изучить всю книгу - от переплета до переплета, уединившись в полом дубе на болотах, где никто не мог ее увидеть. И это занятие доставило ей немало удовольствия - что может быть лучше прочтения старинной книги при восковой свече в полном одиночестве? Старые страницы приятно хрустели и пахли древностью. Книга была написана неким И.Корнем, который точно не был магом, но зато разбирался в действии и целебных эффектах трав.

- Где же оно? - терпеливая старуха водила пальцем по длинным рядам страниц, пока не нашла нужный раздел - "Вечная молодость и здоровье". Она словно оживилась и стала внимательно вчитываться в каждую строку, искать нужный рецепт, который оказался в самом конце, после длительных философских рассуждений о скоротечности жизни и времени, и, вдобавок, написанным мелкими буковками. Вскоре ее зелье закипело, загудело, обдало жаром (она готовила его в лесу, на костре, в побитом казанчике, в надежде, что уж там никто точно не застанет ее). В нем перемешалось множество трав, а оттого и цвет зелья получился зеленым. Все было до отвращения просто, без единого намека на присутствие потустороннего, без мистической атмосферы. Просто старая женщина варила настойку для улучшения самочувствия. Следовало отведать зелья. Яга черпнула отвара из казанчика, подождала, пока он остынет и проглотила нужную порцию. Остальное нужно было сохранить на будущее и, как указано в книге, принимать раз в день, совмещая с прогулками по свежему воздуху.

Но стоило ей наглухо закрыть сосуд и обмотать его листьями и шмотьем для сокрытия тайны, и вернуться в поселок, раздался вопль.

- Ведьма! Колдунья! Она колдунья!

К сожалению, суеверный народ плохо относился к "ведьмам и нечисти", и за это полагалось тяжелое наказание. Почему люди стали верить в темную силу? Да потому что им было просто необходимо возлагать вину за все происходящее на кого-то. Им нужен изгой, чтобы было на ком вымещать свою агрессию. Естественно, Яге еще хотелось пожить, и она, даже не пытаясь доказать, что она никому не причиняла вреда, сбежала. Сбежала в лес, где ее никто не стал бы искать, захватив с собой только книгу и казанчик. Народ боялся его, как огня, и всегда бродили слухи, что он полон нечистой силы. Потому и приняли решение, что она ведьма, когда она вернулась целой и невредимой оттуда.

Яга обустроила свой дом в лесу, посреди болот на подпорках за три месяца. Благо, была весна, и при строительстве не мешала скверная погода. Издалека казалось, что эти подпорки - куриные ноги. Отсюда и пошли стереотипы об избушке на курьих ножках, которые распространились между храбрыми и безрассудными путниками, что очень редко блуждали по лесу в поисках нечисти, цвета папоротника или еще чего, а еще реже возвращались в поселок. Ища пищу, они травились грибами, и скромный заборчик из сухих веток казался им забором из человеческих костей с черепами, и чудилось многое другое. А Яга не могла себе отказать в лакомстве - все-таки человеческое мясо содержит куда больше питательных веществ для нее, чем ягоды, орехи, травы и лесная живность. Жилось ей, в целом, непросто, но это была ее свобода. А люди жили в плену своих страхов и законов, хоть и со всеми удобствами".

- Значит, мечтаешь о молодости? - переспросил Водяной. В его голову пришла отличная мысль, - А слыхала про яблочки молодильные?


Рецензии
Мне очень понравилось. Вроде бы речь идет о сказочных героях, а за ними стоит жизнь.

Ирина Федурина   09.06.2017 23:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.