Числа и идентичность. Глава 32

1. Как я уже упоминал в предшествующих главах американский Юг с конца 1840х годов и до начала Граждансклй войны в 1861 г. переживал период рыночного бума, резко увеличился мировой спрос на хлопок, а три четверти мирового запаса хлопка, были продуктом южных плантаций. Юг был завален деньгами и товарами, цены на хлопок и рабов которые его собирали резко выросли, американское рабство получило второе дыхание.

2. В результате система домашнего проксимономного рабства, предполагавшая близкие неформальные отношения и взаимную лояльность между рабами и господами переживала глубокий кризис и во многих случаях фактически переставала существовать.

3. Альтернативой домашней проксимономике BHC являлись такие рыночные парадигмы,как хреономика BEH (от греческого хрейя нужда, потребность) и лукрономика EHD(от латинского lucrum прибыль, нажива), где рабов оценивали исключительно с точки зрения их рыночной стоимости, которая в свою очередь определялась рыночным спросом на продукты рабского труда (в нашей матрице это отношение передается супплементальной/снабжающей линией ЕH). Вот как описывает эту ситуацию Харриет Бичер Стоу, автор аболиционистского бестселлера 1850х годов Хижина дяди Тома (1852), в другой своей книге того же периода Ключ к хижине дяди Тома (1854), где она собирает подлинные документы и свидетельства, чтобы подтвердить достоверность своего изображения южного рабства.

4. Бичер Стоу указывает, что до периода роста внутренней работорговли (связанной с распространением крупного плантационного хозяйства и ростом мирового в особенности английского спроса на хлопок в 1830е годы) отмена рабовладения активно обсуждалась в самих южных штатах, где в это время вовсю критиковали рабство. Тогда значительная часть южной элиты рассматривала рабство как временно необходимое зло, от которого нужно постепенно избавиться:"Было время,когда никто не сомневался,  что эти штаты скоро будут свободными штатами, и в чем же причина того,что они такими не стали?…открытие обширного южного рабовладельческого рынка и организация большой внутренней работорговли, вот что остановило прогресс эмансипации…Плантатор, рабы которого выросли вместе с ним и  на которых он приучился смотреть почти как на мужчин и женщин, теперь видел на каждом смуглом лбу только рыночную стоимость. Этот человек стоил тысячу долларов, а этот восемьсот. Черный младенец в руках матери был стодолларовым  билетом и ничем больше. Все благородные черты ума и сердца, которые должны были делать раба братом превратились в печати на принадлежащем ему  товаре. Раб умен? Хорошо!Это повышает его цену на двести долларов.Он совестлив и верен? Прекрасно! Отметим это в его сертификате, он будет стоить еще на 200 долларов дороже." (Beecher Stowe 1854,Ch. 4, 279-280).

5. Здесь мы наблюдаем, как проксимономика постепенно заменяется хреономикой и другими рыночными парадигмами. В следующих главах мы сможем проследить этот процесс гораздо более детально и конкретно, на материалах документальных репортажей из южных штатов журналиста Фредерика Олмстеда, о которых я уже рассказывал своим читателям. Но при этом важно иметь что влияние рынка на общество было далеко не однозначным, поскольку рыночные отношения, как таковые отнюдь не сводились к работорговле и включали много других аспектов и ситуаций.

6.Наша матрица позволяет нам идентифицировать в документальных текстах и представить в виде специфических геометрических конфигураций не одну, а целый ряд различных,связанных с рынком парадигм идентичности (не только хреономика BEH, но и диaнoмика CDEG, эгономика CFD, хрематономика CFH, архономика FDH, морфономика BDH, лукрономика EDH, проприономика BHG, прециономика СЕН,аллономика HDA,, прагматономика CID, мерономика DIA, селектономика DIG, коннектономика CIE, фрагментономика GDE и др.). Мы увидим на конкретных примерах, как различно было действие и влияние многих из этих парадигм идентичности в специфических ситуациях. Нередко сходные по форме ситуации имели различное смысловое содержание в зависимости от той парадигмы идентичности, в которую они были в данном конкретном случае вписаны.

7. Помимо этого сами отдельные парадигмы идентичности обладают большой внутренней гибкостью и могут до известной степени менять свой смысл в зависимости от конкретных социальных обстоятельств и общей смысловой конфигурации (экзистенциала)в которую они в данном случае включены в качестве составляющих его элементов. Эти перемены внутри каждой отдельной парадигмы определяются сменой смысловых (контекстных) установок, то есть различных тематизаций, переносящей ударение и ключевую роль на те или иные линии (внешние и внутренние)и углы парадигмы.   

Ну а теперь от общих соображений нам пора перейти к конкретным историческим реальностям и посмотреть как эта типология смысловых парадигм идентичности позволяет нам понять тексты Олмстеда.


Рецензии