Детская вера

       На похороны нашей бабушки Дарьи, папиной второй мамы, приехали многие родственники. Гроб с телом покойной внесли в православную церковь и поп начал отпевание умершей. Из всего его чтения ясно слышались лишь два слова «Аллилуйя! Аминь!», которые за ним высокими голосами скороговоркой повторяли две пожилые женщины. Все родственники стояли в благоговейном молчании и только мой пятилетний сынишка рассматривал иконы и росписи на потолке и стенах. Он впервые попал в церковь и все для него было удивительно. Ребёнок всё время дергал меня за руку и задавал вопросы.  Например, его интересовало, что это за деревянный ящик, в котором неподвижно лежит бабушка, которая всегда ласково разговаривала с ним, гладила его по головке и угощала сладостями. Я пыталась объяснить сыну, что надо стоять тихо, но он не мог устоять и несколько минут. На нас поглядывали и мне было неудобно за очередной громкий вопрос: «Мама, а кто эти дяди с крыльями?». «Это Ангелы. Они живут на небе», - тихонько отвечала я. И тут сын сказал: «Давай выйдем на улицу!».  Действительно, лучше выйти во двор, чем все время уговаривать ребёнка молчать.

      Сынок быстро сбежал по ступеням, встал посреди двора и поднял свою головку вверх очень внимательно рассматривая небо. «Ты сказала: «Ангелы на небе!», а почему я их не вижу?», - задал он мне очередной вопрос. Я улыбнулась и удивилась ДЕТСКОЙ ВЕРЕ, которая немедленно привела к действию. Пришлось объяснять, что Ангелы летают очень высоко, поэтому не все их видят.

      Потом мы пошли на кладбище, простились с телом бабушки, забили крышку гроба, опустили в глубокую яму и зарыли. После установления креста и возложения венков, возвратились в бабушкин двор и сели за столы.  Мы поминали усопшую, пили вино и кушали. Так как с некоторыми родственниками, я не виделась продолжительное время, то всё моё внимание было на разговоре с ними. И тут я заметила, что мой ребёнок сидит притихший и неестественно грустный.  «Что случилось, у тебя что-то болит?», - спросила я его. Он посмотрел на меня серьёзным взглядом и спросил: «А что вы сделали?  Как теперь бабушка будем жить под землёй?!». И я поняла, что у моего сыночка произошла душевная травма, которую я пропустила. Дитя своими глазами видело, как взрослые люди «живого» человека закопали в землю. Для него бабушка оставалась ЖИВОЙ! Ведь ребёнок никогда не видел и не слышал ещё о смерти. И осознать своим детским умом существования сего ЧУДОВИЩНОГО явления – МЁРТВЫЙ, ему было не под силу.
      
      Я была на одной свадьбе, где царило сплошное веселье. Но среди гостей сидела тетя жениха в чёрном платье с очень печальным лицом. На мой вопрос: «Почему она такая грустная?», -  мне ответили, что она похоронила единственного сына и с тех пор носит траур и почти никогда не улыбается. Я продолжала спрашивать: «А когда это случилось?».  Мне сказали, что прошло уже больше десяти лет. Смерть сына умертвила и мать. Она не позволяла себе радоваться жизни.
 
      А ведь многие могут признаться, что и они не знают - что такое смерть? Как в один миг ЖИВОЙ молодой, прекрасный, умный человек, столкнувшись в лобовой аварии превращается в уже изломанное тело, которое необходимо зарыть в землю? Куда он делся? Куда делись его знания, остроумие, любовь и все остальные умения. Был и нету?!

     Мой ребенок в день похорон бабушки ВПЕРВЫЕ встретился со смертью и, не в силах постичь её, опечалился и притих. Та тётя жениха, также впустила ПЕЧАЛЬ в своё сердце и перестала жить. Одно только сознание, что мы умрем, должно было бы убить нас.

     Мы познаём окружающий нас мир через свой опыт. Но все живые имеют ЕДИНСТВЕННЫЙ опыт – ЖИТЬ!

      Сам Творец Жизни убеждает людей в БЕССМЕРТИИ – ХРИСТОС ВОСКРЕС!

      Поэтому с ДЕТСКОЙ ВЕРОЙ примите эту ПРАВДУ и РАДУЙТЕСЬ ЖИЗНИ!      


Рецензии
«Брать ли ребенка на похороны?» — этот вопрос обычно возникает резко, неожиданно так же как и смерть приходит в семью. Ребенку важно видеть Наше горе в полном объеме, это поможет ему сформировать естественное отношение к горю. Каждый ребенок скорбит по-своему в зависимости от возраста, темперамента и опыта.

Наталья Скорнякова   15.04.2024 14:19     Заявить о нарушении
Верно, мы не можем оградить детей от ПРАВДЫ жизни. Возможно, моё откровение кому-то поможет не делать таких ошибок. Я увлеклась разговором с родственниками и упустила переживание своего ребенка.

Валентина Васильева 4   16.04.2024 21:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.