51-й истребительный авиационный полк

51-й истребительный авиационный полк.

(вч пп ?????)

(краткая историческая справка)

51-й истребительный авиационный полк сформирован в апреле 1938 года.

Нахождение в строю:

С апреля 1938 года по ?

В составе действующей армии:

Не находился.

В составе Видов Вооружённых Сил:

С апреля 1938 года до окончания войны – в составе Военно-Воздушных Сил.

В составе объединений:

С апреля 1938 года по 15 сентября 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил Забайкальского Военного Округа.
С 15 сентября 1941 года по 15 августа 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил Забайкальского Фронта.
С 15 августа 1942 года по март 1945 года – в составе 12-й Воздушной Армии Забайкальского Фронта.
С марта 1945 года до окончания войны – в составе Военно-Воздушных Сил Киевского Военного Округа.

В составе дивизий и бригад:

С апреля 1938 года по октябрь 1938 года – в составе 109-й авиационной бригады.
С октября 1938 года по ? в составе 5-й тяжёлой бомбардировочной авиационной бригады.
С ? по ? – в составе 58-й смешанной авиационной дивизии.
С ? по ? – в составе 30-й истребительной авиационной дивизии.

Командир полка:

Капитан Волошенко Григорий Фомич – с апреля 1938 года по октябрь 1939 года. Направлен на курсы при ВВА имени Н.Е.Жуковского.
Майор Сухачёв Павел Петрович – с 28 августа 1941 года по 27 апреля 1942 года.

Заместитель командира полка по политической части

Капитан Лаврищев Иван Васильевич

Начальник штаба полка:

Майор Сухачёв Павел Петрович – с июня 1939 года по февраль 1941 года.

Участие в операциях и битвах:

Не участвовал:

Потери:

СПИСОК ПОТЕРЬ УТОЧНЯЕТСЯ.

Награждены орденами СССР:

СПИСОК НАГРАЖДЁННЫХ УТОЧНЯЕТСЯ.

Вооружение:

УТОЧНЯЕТСЯ

Дислокация:

Шилка

МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ УТОЧНЯЮТСЯ

Послевоенная история 51-го истребительного авиационного полка уточняется.

Дополнительная информация:

Герои Советского Союза проходившие службу в полку:

Гейбо Иосиф Иванович – с 1939 года по 1939 год.

Лётчики-ассы проходившие службу в полку:

Гейбо Иосиф Иванович – с 1939 года по 1939 год. Побед в составе полка не имеет.
Муравьёв Виктор Григорьевич – с марта 1943 года до окончания войны. Побед в составе полка не имеет.

Личный состав полка:

Венидиктов Фёдор Николаевич
Волошенко Григорий Фомич
Волынец Пётр Матвеевич
Гейбо Иосиф Иванович
Живаго Ростислав Константинович
Зыбнин Борис Григорьевич
Краснолуцкий Александр Михайлович
Лаврищев Иван Васильевич
Лиштвинов Василий Петрович
Маслюк Лаврентий Павлович
Мошин Александр Фёдорович
Муравьёв Виктор Григорьевич
Охотников Алексей Афанасьевич
Салмин Пётр Васильевич
Старостин Анатолий Иванович
Стояров Борис Афанасьевич
Ступаков Георгий Иванович
Сухачёв Павел Петрович
Сухачёв Павел Петрович
Ткаченко Николай Семёнович

СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА УТОЧНЯЕТСЯ.

Источники информации:

http://www.allaces.ru
http://www.warheroes.ru
http://airaces.narod.ru
Боевой состав Советской Армии.
«Все истребительные авиаполки Сталина». Владимир Анохин. Михаил Быков. Яуза-пресс. 2014.
«Командармы». Кучково поле. 2006.
«Комкоры» (том 2). Кучково поле. 2006.
«Комдивы» (том 2). Кучково поле. 2014.

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия от  9 июня 2017 года.

Гейбо Иосиф Иванович

Родился 25 апреля 1910 года в селе Валуйское Станично-Луганского района Луганской области. Окончил 7 классов. По комсомольской путёвке направлен на курсы по подготовке сельских учителей, затем работал преподавателем в сельской школе. В 1930 году поступил в Луганский железнодорожный техникум, после его окончания работал помощником машиниста на Донецкой железной дороге. В 1933 году по специальному набору направлен в военную авиационную школу лётчиков, которую окончил в декабре 1934 года и получил назначение в 35-ю эскадрилью (56-я ИАБ, Киевский ОВО). В 1939 году переведён на Дальний Восток, служил в 51-м ИАП.
Участник Советско-Японского конфликта на реке Халхин-Гол в 1939 года в должности заместителя командира, а позже и командира эскадрильи 70-го ИАП. Летал на И-15бис и И-153. В небе Монголии старший лейтенант И. И. Гейбо выполнил более 80 боевых вылетов, провёл 18 воздушных боёв, сбил 1 самолёт противника лично и 1 в составе группы.
Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг. в должности командира эскадрильи 7-го ИАП. Летал на И-153. В воздушных боях сбил лично 2 самолёта противника. Затем служил в 92-м ИАП (14-я САД, Киевский ОВО).
С июня 1941 года капитан И. И. Гейбо на фронтах Великой Отечественной войны в должности заместителя командира 46-го ИАП (14-я САД, ВВС Юго-Западного фронта), летал на И-16 и ЛаГГ-3. 18 августа 1941 года ранен, до декабря 1941 года лечился в госпитале. С 20 февраля по август 1942 года майор И. И. Гейбо командовал 20-м ИАП (ВВС 50-й Армии, Западный фронт), летал на Як-1. Затем служил в Управлении 203-й ИАД (на январь 1943 года - начальник учебного центра дивизии). С 18 февраля по 15 июля 1943 года подполковник И. И. Гейбо командовал 309-й ИАД, летал на Як-7. С 3 октября 1944 года полковник И. И. Гейбо командовал 6-й Гвардейской ИАД, летал на Як-9 и Як-3.
К апрелю 1945 года командир 6-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии (3-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт) Гвардии полковник И. И. Гейбо совершил 177 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 2 самолёта противника лично и 1 в группе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4927). Войну закончил 11 мая 1945 года недалеко от Праги.
Всего, за период 3-х войн, выполнил около 400 боевых вылетов, провёл около 45 воздушных боёв, в которых сбил лично 5 и в составе группы 2 самолёта противника (опубликованные в различной художественно-публицистической литературе данные о 12 воздушных победах лётчика не подтверждаются какими-либо оперативными и отчётными документами).
После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Военную академию Генерального штаба. В 1949-1955 гг. - начальник Армавирского высшего военного авиационного училища. С 1968 года Гвардии генерал-майор авиации И. И. Гейбо - в запасе. Жил в городе Куйбышев (ныне Самара). Умер 16 апреля 1992 года, похоронен на городском кладбище города Самары. Почётный гражданин города Братислава. 29 апреля 2008 года в Самаре на доме № 25 на улице Спортивной, в котором жил Герой, открыта мемориальная доска.
Награждён орденами: Ленина (07.04.1940, 28.04.1945), Красного Знамени (22.02.1941, 02.08.1941, ...), Кутузова 2-й степени (16.05.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Муравьёв Виктор Григорьевич

Родился 23 апреля 1922 года в деревне Волково Карачевского района Брянской области. В 1940 году окончил 9 классов средней школы города Орджоникидзеграда (ныне город Бежица) Брянской области. В августе 1940 года поступил в Олсуфьевскую авиационную школу пилотов первоначального обучения. В декабре 1940 года призван на военную службу в ряды Красной Армии и направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в ноябре 1941 года в звании сержанта. После этого был оставлен в школе лётчиком-инструктором, но в декабре 1942 года переведён в 13-й запасной истребительный авиационный полк, а в январе 1943 года - в 24-й запасной авиационный полк.
В марте 1943 года направлен в 51-й ИАП (30-я ИАД, 12-я Воздушная армия), в составе которого прослужил до конца Великой Отечественной войны. В феврале 1944 года ему было присвоено первое офицерское звание - "младший лейтенант", а в ноябре 1944 года он был уже командиром звена 51-го ИАП (43-я запасная авиационная бригада).
В марте 1947 года лейтенант В. Г. Муравьёв направлен для дальнейшего прохождения службы в 761-й ИАП (11-я Воздушная армия) на должность командира звена. В ноябре того же года был переведён в 49-й ИАП (309-я ИАД, 11-я Воздушная армия) на такую же должность. С октября 1950 года старший лейтенант В. Г. Муравьёв - заместитель командира эскадрильи 49-го ИАП (309-я ИАД Бакинского района ПВО).
В ноябре 1950 года, в составе 309-й ИАД, убыл в правительственную командировку в КНР, в которой находился до февраля 1952 года. В октябре 1951 года для дальнейшего прохождения службы и участия в боевых действиях в небе КНДР был переведён в 196-й ИАП (324-я ИАД, 64-й ИАК). С декабря 1951 года капитан В. Г. Муравьёв - заместитель командира 2-й эскадрильи 196-го ИАП по политической части. За время участия в боевых действиях с октября 1951 года по февраль 1952 года совершил более 50 боевых вылетов. Участвовал в нескольких десятках воздушных боёв, в которых лично сбил 5 самолётов противника.
После возвращения из Китая до 1958 года продолжал службу в составе 196-го ИАП (324-я ИАД, 52-я Воздушная армия) на должностях заместителя командира эскадрильи, командира эскадрильи и заместителя командира полка по лётной подготовке. В феврале 1958 года майор В. Г. Муравьёв назначен заместителем командира 178-го ИАП (52-я Воздушная армия).
С апреля 1961 года подполковник В. Г. Муравьёв - старший лётчик-инструктор отдела боевой подготовки и боевого применения авиации 30-го отдельного корпуса ПВО. С марта 1963 года - заместитель начальника отдела и лётчик-инструктор отдела боевой подготовки и боевого применения авиации 12-й Отдельной армии ПВО.

С апреля 1964 года подполковник В. Г. Муравьёв в запасе. Проживал в городе Хмельницкий (Украина). Умер 14 декабря 1982 года.
Награды: орден Красной Звезды (18.08.1945 г. - за подготовку лётных кадров), медаль "За боевые заслуги" (15.11.1950 г. - за выслугу лет), орден Красного Знамени (25.09.1952 г. - за бои в Корее), орден Красной Звезды (22.02.1955 г. - за бои в Корее), орден Красного Знамени (04.06.1955 г. - за налёт), орден Красной Звезды (30.12.1956 г. - за выслугу лет).

*     *     *

Виктор Григорьевич Муравьёв прибыл в состав 196-го ИАП в октябре 1951 года в качестве пополнения из состава 49-го ИАП (309-я ИАД), который базировалась в КНР и занимался переучиванием китайских лётчиков на реактивную технику.
"В октябре 1951 года - рассказывает бывший лётчик 49-го ИАП Александр Павлович Овчинников - к нам в Гунчжулин, в 309-ю дивизию приехал командир 324-й ИАД полковник И. Н. Кожедуб и начальник отдела кадров 324-й ИАД подполковник Фролов. Они обратились к нам за помощью, на собрании лётного состава. Вначале выявили добровольно всех желающих участвовать в боевых действиях, а затем уже приказами всех лётчиков и командиров звеньев, годных по состоянию здоровья, направили на пополнение в 323-ю ИАД. Из нашего 49-го ИАП добровольно пожелали повоевать лётчики И. М. Заплавнев, Н. А. Колпаков, Г. Ф. Капранов, В. Г. Муравьёв и я. Думали, что на этом остановятся, а на второй день зачитали приказ и на многих других лётчиков полка".
Всего в состав 196-го ИАП на пополнение прибыло 15 лётчиков из состава 309-й ИАД, в том числе 11 лётчиков из состава 49-го ИАП. В их числе и был заместитель 1-й АЭ 49-го полка по политической части старший лейтенант В. Г. Муравьёв. Хотя Виктор Григорьевич не имел до этого боевого опыта, он был опытным лётчиком, имел большой опыт инструкторской работы и имел большой налёт на различных типах самолётов, в том числе и на реактивной.
К моменту прибытия Муравьёва в состав 2-й АЭ 196-го ИАП, в составе эскадрильи капитана Бокача была свободная должность заместителя командира АЭ по политической части. Прежний замполит АЭ старший лейтенант Ларионов Иван Васильевич, погиб в бою 11 июля 1951 года. Вот на эту должность и был назначен вновь прибывший старший лейтенант Муравьёв (официально на эту должность он был утверждён 3 января 1952 года).
Свои первые боевые вылеты Виктор Муравьёв совершил в начале ноября 1951 года и в этом же месяце открыл счёт своим победам в корейском небе. Это произошло 24 ноября в бою с группой "Сейбров" из 4-го FIW, когда лётчики 196-го полка сбили одного F-86, который был записан на счёт Виктора Муравьёва.
Второй своей победы Виктор Муравьёв добился в первый день зимы - 1 декабря. В этот день группа "МиГов" 196-го полка, ведомая командиром полка Пепеляевым, недалеко от Пхеньяна перехватила группу истребителей-бомбардировщиков F-80 из состава 35-й FBS 8-го FBW. В короткой схватке, 2 "Шутинг Стара" были сбиты, а остальные рассеяны. Одну победу записал на свой счёт полковник Пепеляев, а второго "Шута" завалил Виктор Муравьёв. Его жертвой оказался F-80 №49-765, пилот которого 1-й лейтенант Уильям Уомак (William C. Womack) погиб в кабине своего самолёта.
Снова отличился в бою с американскими пилотами Виктор Муравьёв в конце декабря. К этому времени, он получил в начале декабря повышение по званию и стал капитаном. 29 декабря шестёрка "МиГов" под командованием подполковника Митусова перехватила группу из 30 F-84, которые действовали без прикрытия со стороны "Сейбров", за что и поплатились: наши лётчики сбили в этом бою по их заявлению 4 самолёта противника, в том числе одного "Тандерджета" сбил лидер группы подполковник Митусов и ещё одного F-84 сбил в этом бою его ведомый капитан Виктор Муравьёв. Самое интересное, что все сбитые в этом бою "Тандерджеты" почему-то затем трансформировались в мифические F-86, которые были записаны на счета нашим лётчикам. Однако по воспоминанию самих лётчиков, в этом бою они дрались исключительно с "Тандерджетами" и боёв с "Сейбрами" не вели. Американское командование признало потерю в этом бою только одного своего F-84 из состава 136-го FBW.
Свои две последние победы в корейском небе капитан Виктор Муравьёв одержал в январе 1952 года, в один день, но в разных сражениях. Это произошло 11 января: в первом вылете в 10:29 в районе города Кусон группа из 18 "МиГов" полка ведомая полковником Пепеляевым, вступила в бой с группой F-86, и в упорном бою добилась победы, записав на свой счёт 4 сбитых F-86, без своих потерь. Одного из них записал на свой счёт капитан Муравьёв. Следующий бой состоялся во второй половине дня, когда в 14:28 в районе Анджу, группа из 14 "МиГов" также ведомая командиром полка Пепеляевым, встретила группу из 16 F-86 и вступила с ними в бой. Этот поединок наши лётчики вновь выиграли, записав на свой счёт ещё 2-х "Сейбров", не понеся своих потерь. Вновь, как и в утреннем бою, отличился капитан Муравьёв сбивший ещё одного "Сейбра". Это была 5-я официально засчитанная капитану Муравьёву победа, и он стал очередным асом в составе 64-го ИАК с начала участия частей этого корпуса в боях в корейском небе.
Американская сторона подтверждает потерю в этот день только 2-х своих "Сейбров", но в этот день на них претендуют аж 6 наших лётчиков, причём двое заявили по 2 победы над F-86 - итого заявлено 8 побед на F-86. Однако лётчики 196-го полка, например, наблюдали, что пилот сбитого капитаном Бокачем "Сейбра" покинул подбитый самолёт на парашюте. То же самое было и с жертвой капитана Муравьёва, который покинул свой гибнувший самолёт на парашюте. Это наблюдал сам Муравьёв, а также его ведомый старший лейтенант Владимир Иштокин.
За участие в боевых действиях в небе Северной Кореи, капитан Виктор Григорьевич Муравьёв был награждён орденом Красной Звезды и орденом Красного Знамени. Всего лётчики 2-й АЭ 196-го ИАП уничтожили в небе Кореи по нашим данным, 24 американских самолёта, 16 из которых уничтожили асы этой эскадрильи капитаны Б. В. Бокач, Б. С. Абакумов и В. Г. Муравьёв, то есть более половины всех заявленных эскадрильей побед. Это ещё раз подтверждало факт того, что асы были ведущие лётчики своих подразделений, на плечи которых ложилась львиная доля выполнения всех боевых задач подразделений, и они в основном являлись ведущими звеньев или эскадрилий в своей части, то есть ведущими групп.


Рецензии