Трамвайные артерии великого города

Трамвайным  маршрутом   по  Великому  Городу  , в  последний  год СССР.
Одесса.
Послевкусие - это  некий  сохранённый  вкусовой  оттенок пищи  или  напитка  в  полости  рта. Как  сохраняемое  некоторое  время  духовное  наслаждение  от  увиденного   или  услышанного. Я  ехал  летом  в  29  трамвае  и  наблюдал  интереснейшую  сцену. Две  женщины, в  ярком  сарафанном  одеянии, одна  с  оранжевым вызывающим  бантом, кокетливо пристроенным  на затылке,  раскрасневшиеся  от  жары  обсуждали  цены  на  таировском  рынке  и  на  Привозе,  параллельно  затрагивая  рецепты  блюд  и  что  на  что  годится. Рядом  с  ними  стояла  пожилая  женщина , с     повышенным вниманием  наблюдающая  за  диалогом,  что  я  бы  смело  назвал  её  участницей  беседы. Её  живая  мимика  выражала  то  одобрение,  то  снисходительность, то  немую   поддержку одной  из  собеседниц. Сквозь  открытое  окно поток  горячего  воздуха  не   остуживал,  а  обсушивал пассажиров,  лениво  и  безучастно  смотревших  на  проходящие  пейзажи, за  исключением  двух  собеседниц. Фактически  я  был  свидетелем  телепатического  сеанса,  когда  мысль  через  слова  проникла  из  одного  мозга  в  другой  и  ведёт  там  себя  или  как  друг  или  как  враг.  Именно  в  зависимости  от  этого  с ней  либо  вступают  в решительный  бой,  либо  в  крепкую  дружбу.   Но  сперва  СЛОВО   из чужих  уст,  как  начало  процесса. Послесловие  это  вид  душевного  послесловия,  при  этом  внешняя   реакции  совсем   не  соответствует   внутренней. Вспомнилось  из  времён  былых :
- Наша   фирма  только  формируется  и  на  этом  этапе  нуждается  в  заботе и    помощи  и  наша  задача   активно  участвовать  в  этом,  а  материальное  поощрение – субстанция  вторичная  и  не   определяющая,-   разлагольствовал  шеф,  единственный  владелец  своей  фирмы.
Все   сотрудники -  слушатели  этой  мудрости ,  которой  босс  благословил  нас  на  поход  домой  до  завтрашнего  утра,  в  процессе  переезда   «переваривают»    её  в    разных   вариациях.
- Это как  посмотреть  и   что  считать  главным. Для  него    это,  для  меня – вон  то. Для  меня  его  вторичное -  первично, а  какое  для  него  моё  первичное  мне  вторично,- это  если  кратко. Он думает  себе  что обустраивает   свою фирму, платя    мне , «неблагодарному» зарплату,- это  он  так думает  и  сильно  ошибается,-    по  сути  он    выплачивает  нам  зарплату,  и  потом  уже нашими  усилиями  укрепляется  фирма . Нашими  усилиями  его  фирма.  Первого  числа  я  принесу  домой  то,  что  он  называет  получкой  и  получу  от  благоверной   по  полной  программе. А  что ,  тришкин  кафтан,-  слыхали  за  такое ? Если  даже  сюда  не  доложить ,  то  туда  прибудет  так  мало,  как  помощь  её  родителей  при  покупке  квартиры. И  получится  и  не  там  и  не  здесь. А  если  не  доложить  много от  сюда,  куда  сперва  ложили,  а  не  клали  ,  то  мы  забрали  почти  всё  ,  что  было ,  возродив  экспроприацию , как  вид  шмона. Каких  бы  ты фирмачей  не  выбрал -  всё  равно  пролетаешь. Я   разных  шефов  повидал,  но  тех,  кто  бы  вспомнил  за  сотрудников,  что  его  сотворили  -  ни  разу  не  доводилось.  « Наша  фирма»  и  где  это  наша  будет ,  когда  пойдёт  прибыль ?  Ваш  оклад  и  так  выше  среднего  по  Одессе ,-  это   то,  чем  всегда  заканчивается. Это  я  уже  думал  не  на  29  трамвайном  маршруте,  а  вообще   в  троллейбусе.
Так  размышляют   тысячи  людей, совершая  трамвайно - тролейбусное  перемещение  из  центра к  себе  на  Черёмушки  или   на  Таирова   после    окончания  работы.  Трамвай  превращается  в  передвижной  клуб  единомышленников , наивно  полагающих,  что  они  разные,  а  по  сути  то  -  до  инкубаторности  единые. Виды  из  окна,  для  стояще -  сидящих  являются  наглядно   подтверждающей  декорацией.  Ипподром,  тюрьма,  снесённое  кладбище, второе, ещё  не  снесённое  , но  ужасно  запущенное  кладбище  и  Первая  станция.
Первая  станция  чего ?  Вот  это  и есть  главный  вопрос,-  перехватив  поручень  в  угоду  выходящим  ,  думает   очередной  пассажир.
С  начало  восьмисотых  на  берегу  нашего  Чёрного  моря   с   немецкой  дотошностью  строили  Люстдорф,  куда  вела  люстдорфская  дорога ,  что  логично. На  первой  станции  были  артсклады  изпокон  веку. Нет,  теперь  их  нет,  на  их  месте  кусочек  Черёмушек  , но  место  достойное  упоминания. Мы, на  секундочку,  вернёмся  в  начало  войны,  когда  оставили  Одессу,  совершив  тактический  манёвр  в  Крым, тогда  советский, как  и  всё. Наши  разведчики проведали где  румыны  вместе  с  немцами  устроят  штаб  и  заминировали  здание  ,  причём  дваджды. Один  раз,  чтоб  смогли  увидеть  и  разминировать,  а другой  заряд  так  спрятали,  чтоб  враги  не  догадались  и  когда  всё  начальство  оккупантов  было  в  сборе -  взорвали  вражескую  нору. Нет,  я  не  отвлекаюсь, сейчас  будет  главное. Захватчики  выстроили  колонну  из  произвольно  арестованных  , ни  в  чём  не  повинных  одесситов  и  повели  её  к  артскладам, где  людей  закрыли  и  заживо  сожгли. Нет,  никакой  мемориальной  доски  там  никогда   не  стояло  и  вообще  церкви  не  на  Таирова  , ни на  Черёмушках  нет, так  с  какой  стати  ставить  крест? Застроили  хрущёвками  и  с  памяти  стёрли. Я еду  и  думаю, как  себя  чувствуют  те,  кто  снесли  немецкое  поселение  Люсторф  и  даже переименовали  то  чудное  место  на берегу  моря  в  Черноморку  и ,  конечно, Люстдорфскую  дорогу,    которую  я   пересекаю  в  Черноморскую  дорогу.
- Вы  будете  выходить ?  Так  чего  тогда  стали  в  середине ?
Счастливые,  они  выходят,  а  мне  ещё  пилить.  Надо  не  забыть  молока    внученьке  купить ,  а  то  мне  шеф    всякой  ерундой  все  мозги  заморочил.  Пусть  открывает  новый  проект,  это  как  минимум  ещё  три  месяца  твёрдый  оклад,  а  там  посмотрим.   Счастливые  выходят.  Это  они  тогда  были  счастливые ,  когда  в  первых  хрущёвках   здесь  квартиру  получили ,  а теперь  -  нет.  Что  сравнивать  мою  квартиру  и  кухню  в  клюшке и  их  кухонный  скафандр ?  Что  вы  сравниваете  то,  что  не  надо ?   
Несут   трамвайные  маршруты,  эти  залы  для  размышлений,  несут  одесситов    в  свои  черёмушко -  таировские  квартирные  норки,  для  побыть  с  семьёй  и  поспать.  Это  вечером,  а  утром  эти    полуспящие    человеческие   тела  ,  совершая  движения  для  зайти  в  трамвай ,  фактически  ни  о  чём  не  думают ,  безучастно  наблюдая  за окружающим  ,  как  вахтёрша  за  утренней  сессией    горадминистрации. Они  проснуться  на  рабочем  месте,  а   вахтёрша    обретёт  интерес,  если   сессия  протянется  до  конца  её  рабочего  дня.
Рабочий  день ,-  это  гуляющий  режим  для    полупустых    трамваев.  Это  вы  так  подумали  -  потому  как  Одессы  не  знаете.  Свободные  от  работы  ноги  несут  головы  по  магазинам   и  на  базар ,  чтобы  успеть  до  прихода  со  школы.  Так  у  нас  говорят.  Успеть  до  прихода  со  школы.  Что  успеть ?  А  всё.  Надо  начать,  а  там  увидим. От  кушать -  до  стирать.   Туда  едем  трамваем  совершая  немыслимо сложный  расчёт  средств  на   соответствие    покупочных  потребностей ,  обратно  напрягаем  память  на  то,  что  забыли  купить,  и  где  нас  нашли.  Три  остановки  -  не  меньше,  потом  лицо  расплывается  в  добродушной  улыбке  и  чередующиеся  любимые    пейзажи  только  радуют. А  может  и  нет.  Это   если  нас  нашли ,  то  есть  достали  на  чём - то.  Купили  не  то  и  не  за  столько как  планировали  вы,  а  виноваты  в  этом  они.
Есть  трамвайное  время  для  тех,  кто  отпросился  и  для  тех  кто  с  обеда ;  для  тех  кто  на  пляж  и  с  пляжа;  для  тех   кто  в  институт  и  с  института ;  с   порта  и  в  порт;  как  жилы  кровь,  так  трамвайные  маршруты  несут,  везут  одесситов  и  гостей  по  Великому  Городу,  с  троллейбусами,  конечно.
Ценят  ли  это  одесситы ? Нет.  Нет  и  ещё раз  нет.  Какой  внук  ценит  заботу  бабушки,  для  которой  является  и  смыслом,  и  целью  жизни ? Вы    слышали  за  такого ? Он  её  безумно  любит и  при  этом  постоянно  делает  больно ,  как  могут  сделать  больно  только  любящие  друг  друга. Это  парадокс  жизни. Есть  и  другой  -  как  бы  больно  не  сделали  бабушке  её  обидчивость  не  долга ,  ибо   любовь    разбивает  всё   на  своём  пути  и  нет  силы  сильнее.  Но  периоды  обидчивости  бывают,  не  поспоришь      .  И  стоит  эта  вереница  трамваев   не   демонстрируя   протест  ,  а  лишь  желая  унять  боль  и  всё  начать  сначала  с  новой  силой,  силой  нескончаемой  любви  к  одесситам  и  гостям  Великого  Города.

 



 


Есть  предчувствие,  есть  предвидение,  а  есть  упрямство.  Упрямство   человека  который  исследуемый   предмет   не  знает  вообще  или  знает  очень  плохо,  но  желая   показать,  что  он  не  хуже ,  горячо   что  то  доказывает  . Видели  такое ?  Напоминаю.  Мы  смотрим  на  Одессу  из  окна  трамвая  и  его  остановок,  а   не   шлёндраемся,  совершая  пеший  ход    для    уменьшения  живота.
Хорошо,  я  вас  понял,   вы  поехали  не  по  Якира  и  не  по  Черноморской  дороге,  а  по  Космонавтов    или  даже  по  Гайдара,  но  уже  не  трамваем,  потому  как  они  туда  не  ходють .  Когда- то  Гайдара   упиралась  в  поле  военного  аэродрома,  перетекающего  в    аэропорт  гражданский,  теперь  же   в  вещевой  рынок  и  гаражи.  Город  от  этих   аэропортов  стойко  охраняла  улица  с  типично  одесским  названием.  Идеологически  выверенным.  С  одной  стороны  ещё  дома  ,  а  с  другой  бетонный  забор  и  военный  аэродром ,   между  ними  граница  в  виде  улицы  25  ЧАПАЕВСКОЙ  ДИВИЗИИ.  Рядом,  для  подкрепления   ВОЕННЫЙ  ПЕРЕУЛОК.  Вы   предали  трамвай  и    добрались  туда  неизвестно  как,-  не  пошли  же  вы  с  конечной  десятого   пешком,  в  самом  деле?!  Если  да,  то  я  пас!   Вы  помните  конечную  десятого,  где  громадными  буквами  написано   « НА  КРУГ  НЕ  САДИТЬСЯ»?  На  тот  круг,  что  на  Тираспольской    гоняют,  но в принципе  сесть можно,  а  здесь  вообще  нет. Чтобы  всем  пассажиром  дать  равный  стартовый  шанс,  чтобы  ворваться  в  пустой  вагон  и  занять  сидячие  места.   Помните  незасфальтированную  конечную  остановку ,  где  ногами  вбили  щебень  в  грунт  и  получилась  вполне  приличная  площадка ?  Что  говорите ?  Что  через  рельсы  тоже  тропинка  и  щебень  то  же  утрамбован  ногами   сошедших ?!  Тогда  может  и  с  трамвая  таки  да шли  вдоль  теплотрассы,  поднятой  и  заботливо  завёрнутой  в  утеплитель,  на  высоте  метр  двадцать  с  металлическими  мостиками  через  неё.  Может  и  шли,  если  помните. Бывало,  что  на  конечную  десятого  пол  города  съезжало,  чтобы  купить   дефицит  в  ВЕЛО  МОТО,  где   Клима  папа  был  каким - то  начальником.
Космонавтов  повезло  меньше.  Тогда  Космосом  считали  одно ,  теперь  другое ,-  что  делать.  И  космонавты  разные.  Зато   улица  завершается   уникальным  памятником  неизвестного  автора.   Нет  не  СЛАВА  КОСМОСУ, КОСМОНАВТАМ  И  КОСМОНАВТКАМ.  Совсем  другого толка  памятник, тоже  да ,  но  по  другому. Так  бывает,  неблагодарные  потомки  забывают  за  своих  героев ,-  мы  не  исключение. Автор   в  купе  с  проектировщиком  и  строителями  сотворили  чудо,  знакомое   тысячам  женщин  и  стольким  же  мужчинам ,  но  в  утробном  возрасте. Шедевр  зодчества,  а  за   них  несправедливо  забыли!  Не  знаете ?  Какой  же  вы  одессит ? Пропустить  такое!  Нет,  серьёзно,  не  слышали ?
В  конце  улицы  уникальная  ЖЕНСКАЯ  КОНСУЛЬТАЦИЯ.   Чем  уникальная ?    Путём  к  ней. Тернистой  дорожкой  я  бы  сказал.  А  что ?  Женщина  должна  рожать  в  муках  и  мы  всё  для  этого  делаем.

 
Вы  думаете  это  груда  морального   мусора   из   квартиры,  что  ведёт  к  пессимизму ? Что  мне  вам  ответить, если  вы  хотите  в  транжире и  пьянице   зяте  видеть  приличного  человека ?  Может  вы  и  правы. Читайте  тех,  кого  нужно  читать  и  думайте  над  тем,  что  они  написали.
Пессимизм — это роскошь, которую евреи не могут себе позволить.
Наша  Голда Меир, которая   по  ошибке  природы  жила  не  в  Одессе.
Вы  думаете  легко  смотреть  с  окон  квартир  и  балкона  на  мучение  женщин ?  Страдают  и  те  и  другие. Как ?  А  вы  что  думаете  беременным  в  их  положении  легко  смотреть  на    фасад  хрущёвки   в  котором  ваши лица ? Вам   жалко  их ,  а  им  вас. Нет,  это  никак  не   относится  к  руководству  города  и  одесситам ,  тут  другая  история  и  другие  виды   на  море  и  порт. Сушите  бельё  на балконных верёвках  и  смотрите  на  мучения беременных  карабкающихся  через  мостик ,  а  не  лезьте  в  политику,  оно  так  здоровее  будет. Мостик - то  с  умом  сделан -  и  перильце  в  арматурину,  и  ступеньки,  чтоб  грязь  и  снег  не  застревали,  а  только  каблуки  модниц.  Какие  шпильки ?  Ты  беременна! Только  тапочки ,  с  прорезиненным  основанием,  чтоб  не  промокли  и  шерстяные  носки. Если  первая  ступенька  лесенки  мостика   чуть  ниже,  то  последняя  чуть  выше,  потому  спускайся  осторожно,  опасно  и  из  окон  смотрят.
 

На  Космонавтов  и  Гайдара   трамвай  не  ходит,  извините. А  вот  если  бы  ехали  на  трамвае  -  ничего  бы  не  случилось,  хоть  и  с  пересадкой  на  троллейбус,  если  его  рассматривать  как  недотрамвай.  Без  трамвая  и  недотрамвая  жилые  районы  малодоступные  задворки,  даже  если  это   и   генерала  Петрова.   Рельсы  трамвая -  это  предначертанность  судьбы , это  карма,  это  рок  и   неотвратимость. Это  то,  под  что    сперва  другие  потом  ты  выстраиваешь  свою  жизнь  от  роддома  до  собеса.  Пятый  и  двадцать  восьмой  трамвай  поворачивают  у  кинотеатра  Родина ,  прощаясь  с  Привозом  и  это   краеугольная  аксиома,  как  то,  что  Эммочка  Гохгалтер   ,  отличница  и  умница  симпотизировала    Толику  Дабиже ,  гуляке  и   никчемности,  а её  благосклонности  безуспешно  добивался   Витька  с  непонятной фамилией   Шаптефраць. Аксиома  и  точка! Точка  это   и  есть  аксиома.  Очевидное  не   нуждается  в доказательстве ,-  учили  древние. По   Космонавтов  троллейбус  ходил, ходит  и  будет  ходить,  это   такая  же  истина,  как  то,  что  Витина  жена  в  девичестве  носила  фамилию  Попализо.  Нет,  она  не  из  Италии ,  её  папа  приехал  по  распределению  из  Молдавии  ,  а  мама   с  Балты  здесь  училась  на  экономиста,  чтобы поднимать  экономику  не  Балты,  а  своей  семьи  в  Одессе. Так  вот  -  троллейбус  -  не  трамвай.  Факт.
Маршрут  троллейбуса  позволяет  варьировать,  то  есть  возможны  мансы. Кто - то  обгонят  нас  кого - то  обгоняем  мы,  все  увязаны  одним  движением,  как   чужие  люди  на  общей  коммунальной  квартире.  Недотрамвай -  одно  слово. Хотя  есть  и  приличные    маршруты.  Скажем-  двенадцатый.  Ивановский  мост  и   шикарный  пруд  в  ужасном  состоянии  напротив  администрации  с  флагом   -   всё  это  закончится  на  второй  заставе. Там  пивзавод  и  путь  на  первую  заставу ,  откуда  выход  с  города   на  Дальник   через  кладбище   и  три  столба.  Так  я  не  за  то,  я  вообще  за  другое. Забыли за  троллейбус  и  вернулись  к  трамваю.
«Произвольно  тыкнем  пальцем  в  карту  СССР и  расскажем  за  это  место» ,-  так  на  замене  когда -  то  говорила  с  неба  взявшаяся «на  замену»  декретной  Ольги  Яновны  и  в  неизвестно  куда  девшаяся  в  последствии  учительница  географии.
 Узловая  станция  -  это  остановка  на  девятой   Черноморки.  В  открытую  дверь  водитель,  шо  ранее   был  вагоновожатый,  громко  кричит  с  большим  подтекстом   ДЕВЯТАЯ.  Это  для  тех , кто  понимает.  Дальше  уже   нет,  а  это  ишо  да.  Это  последняя  остановка  ,  где  можно  дойти  до  Южного  рынка  и  на   монастырь  ежели   в  другую  сторону.
-  На  монастырь  здесь  выходить ? ,-  спрашивает  пожилая  плотная  женщина.
- Девятая.  Старая  Вильямса ,-  тезисно  отвечает  водитель
- Да,  женчина,  быстро   выходите,  чэрэз    рэльсы  и  прямо  до  Амундсэна  вы  в  него  упрётесь.  Дальше  спросите  налево.
- Не  слушайте  её,  на  стагой  Вильямса  повегнёте  на  Щегбака  и  потом  на  Пагхоменко,  сгежете  угол,  зачем    ноги  мучать ?
Женщина  вышла,  другая  зашла,  но  беседа  не  закончилась
-  Зачем  она  будет  петлять  по  пыли,  если  можно  по  Вильямса  прямо  до  Амундсена ?
-  А  что  ноги сбивать  по  Вильямса,  если  так  быстгее ?
- Если  она  перейдёт  рэльсы  и  шпалы ,  то  по  той  дороге  точно  дойдёт
В  диалог  вступает  вновь  зашедшая.
-  Надо  по  Вильямса,  там   на  Щербакова   кобель  у  старой  Гулько  с  цепью  сорвался,  я  только  оттуда.
 Примиряющий  итоговый  аргумент,  с  которым  не  поспоришь!  Вообще  говоря  девятая  Черноморки / Люстдорфской дороги – по –старому, не  навязчиво  напомню/  это  какой - то  космический  узел.  На  монастырь  в  праздники   ломятся  бесконечные  толпы  с  Таирова  и  с  трамвая ,  в  летние   будни  же   на  пляж  ,  но  тропа  уже  жиденькая,  а  обратно  людской ручеёк   с  пляжа  и  на  рынок.  С  рынка  через  балку   восьмой ,  по  низу , там  тень  и  удобнее. На  остановке   табличка – то  же  уникальна. Написано:
Название  остановки -  ДЕВЯТАЯ.
Нет  не  девятая  станция  Черноморской  дороги,- эти  формальности  ни  к  чему. Просто,  кратко  ,  с  любовью  ДЕВЯТАЯ. Так  понимать ,  что  никакая  другая.  Ниже  график  движения.  В  том  смысле,  что  таблица,  куда  не  вставлено  конкретное  время.  А  зачем  врать ? В  наше  время  даже  трамвайный  график   не  предсказуем.  Это  в  царской  России  всё  по  часам  было,  теперь  всё  по  совести,-   улавливаете  разницу ? Теперь  всё  для  человека ! Но,  увы,  не  для  каждого.  Надо  стать  таким  начальником,  чтобы  это  имело  смысл,-  за  это     боролись ,  боремся  и  бороться  будем. Учиться,  учиться  и  ещё  разик  учиться,  чтобы  бороться,  бороться  и  ишо  раз  бороться   только   тогда  ты  сможешь  стать  таким  человеком,  для  которого  всё.
Каково  строение  остановки ?  Асфальтовая  площадка   и  капитальное  строение.  Остановка – это  каменное  строение  с  парапетом  и  претензиозной лестницей.  Остановка - это  магазин,   от  основания  города,  полагаю,  разделённый  на  три  части.  Первая -    ПРОДУКУТЫ,   остальные  две  меняют  вывески  бесконечно. Мясо;  МЯСО -  РЫБА; РЫБА; ПИВО -  АЛКОГОЛЬ;   ВИНО -  ВОДОЧНЫЙ;ХОЗТОВАРЫ;    ПРОДУКТЫ  -  АЛКОГОЛЬ;  Марина ;  КОЛБАСЫ,- это  только те  названия  магазинов, что  я  помню. Иногда  водитель  трамвая  закрывает  дверь  и  забегает  чтобы  что - то  купить  без  очереди. А  что -  водитель  не  женщина  что ли ?!     Может  что-  то  интересное  выбросили?  Нет,  а  вдруг ?   А  она  тупо  мимо  проехала!!!!! Нашли  дуру!
Если  немного  пройти ,  буквально  метры ,  то  справа  будет  мастерская     с  вывеской
  ЛАНДШАФНЫЙ  ДИЗАЙН.  ПАМЯТНИКИ.
 Здесь  шлифуют  мрамор  и  мраморную  крошку. Балясины, фонтаны ,колонны  при  жизни, -  памятники  потом.
Колхоз  на  Черноморке,  слева   вдоль  трамвая  сейчас  и  справа  через  пять  остановок  потом,  имел  здесь  свои  коровники. Все  пацаны  бегали   сюда   пить    молоко. Никому  и  в  голову  не  пришло  бы  спросить  денег  или  ещё  как  отторгнуть.  Дети – это  же  святое.  Подбегали ,  им  выносили,  они  пили,  а  вынесшая  доярка    смотрела   умиляясь,  как  детский  кадык  отмеривает  глотки   усваиваемой   жидкости.
-  Спасибо  тётя.
- Иди,  бегай.
Это  всё. Весь  диалог.  Фрагмент   детства.  Философия  воспитания  .
Девятая  черноморки!  Когда  едите  до  неё,  то  справа  стоят  жилые  высотки,  а  раньше  был  частный  сектор,    в  котором  жили  куркули  и  собственники,  замаскировавшись  густой  зеленью,  за  которой  тщательно  ухаживали,  проявляя  черты   политической  близорукости. Всех  их  снесли,  тех  что  справа,  а  слева  ещё  не  всех,  до  седьмой  ещё  остались.  У   меня  был  фотоаапарат  СМЕНА  и  я  смог  бы  сфотграфировать  обьявления  периода  сноса
ЛЮДИ,  ВЫКАПЫВАЙТЕ  САЖЕНЦЫ  БЕСПЛАТНО.
БЕРИТЕ  ЦВЕТЫ  МЫ  СЪЕЗЖАЕМ.
ВИНОГРАД  ЛИДИЯ. ОЧЕНЬ  ХОРОШИЙ.
Так  хотели  сохранить  то,  что  с  любовью  собирались  те,  кого  переселяли  в  многоэтажки.  Чтоб  не  пропало.  Пусть  берут  те,  кто  выше  седьмой   и  те  у  кого  счастье -  не  сносят  пока. В    окна трамвая  бросались  эти  вывески  ,  эти  крики  отчаяния  тех,  кто  лишается  земли,  на  которой  родился  и  вырос,  где  каждый  кустик  имеет  историю,  где  дедушка  водил  за  ручку ,  обучая  ходьбе  и   жизни.   И  выкапывали  и  брали. От  девятой  и  выше.  Саженцы  цветов  и  винограда,  сирени и яблонь,  жасмина   и  крыжовника.  Спасали  от  бульдозера.  Грустно  с  невыразимой  тоской    взирали  на  последние  недели  жизни  брошенные   по  принуждению   дома  и  сараи.  Их  снесли,  но  они  остались  в  семейных  фотографиях.  Вот  Яник    начал  ходить ,  опираясь  на  заборчик  цветника,  а  это  свадьба  во  дворе,  а  это  родилась  Наташенька  и  мы  гуляли  родыны,  вот  каштан, что  Михалыч  принёс  и  посадил  на   майские…Так,  началось!  Яник,  это  не  сокращённая  фамилия  САМОГО,  это  одесское  имя. Если  вызовут ,  я  и  там  так  скажу -  имя  и  всё!  Яник.    Кто ж  знал,  двести  лет  назад,  что  так  называть  мальчиков  нельзя,  а  то  совпадёт  и  будут  неприятности. Всё,  проехали.  Имя, чтоб  точку  поставить.
На   восьмой станции  Черноморки  есть   веками  устоявшаяся  живая   традиция. Из  века  в  век  сохраняемая.  По  нонешнему -  восьмая -  это  секс  символ  всей  Черноморки. Да.  Никак   не  меньше. Таирова  рядом  не  стоит, с  Черёмушками  вместе!  Там,  в  выносном  вольере  держат  козла.  Настоящего  козла  -  производителя.  Он  жутко  вонючий,  шерсть  местами  слежалась  в  войлок,  глаза  налиты  кровью  и  один  рог  отломлен  и  что ?!  А  то,  что  и  со  всех  станций  фонтана  и  с  Черноморской  дороги  целой  вереницей  ему  водят  молодых  козочек  для  личной  жизни. Имеется  и  вольер  для  свиданий.  Незаменим! Как  его  ,  неотёсанного  и  грязного   увидят  ухоженные  и  молодые  козочки   так  сразу  теряют  рассудок  ,  влюбившись. А  его  хозяева  на  этой  любви  деньги  делают,  что  аморально  по  своей  сути. Яков  Моисеевич  говорил,  что  евойный    дядя  1890  года  рождения  ,  то  же  обращал  его  внимание,  что  на  восьмой  люсторфской  держат  жутко  вонючего   козла  производителя,  у  которого  красные  глаза  и  слежавшаяся  шерсть,  а  хозяева -  козлячьи  сутенёры.
Когда  я  этот    шматочек  рукописи  поведал  Ольге  Львовне она  замерла  и  перестала  читать  ,  положив  рукопись  на  стол.  Я  отпил  чай  и  ждал  обьяснений,  а  она  пустила  слезу. Молчание  затягивалось,  а  выделение  слёз  стало  регулярным. Она  сопела  и  краснела ,  вытирая  рукой,  размером  с  прихватку    слезу,  с  помощью  маленького  розового  платочка  с  такой  неповторимой  женственностью ,  что  хочется  встать  и  поклониться  ЖЕНЩИНЕ – ЭТАЛОНУ,   с  таким  образцовым  женским  стержнем,  на  который   налипло  бесформенное  тело.
-  Что  случилось ?
- Не  могу  читать.  За  доченьку  и  её  мужа  вспомнила.
Аналог  сразу  мне  не  увиделся,  зато  потом… Потом  она  рассказала  несколько  историй  характеризующих  зятя. Ярко  характеризующих  ,но  в  отрицательном  свете,  на  фоне  положительной  красавицы -  её  дочери.
- Сирожа,  и  что  делать ?  Люпофь  зла,  полюбишь  и  козла, -    ёмко   резюмировала  она  и  продолжила  чтение.
Так вот   через  девятую  идут  на  рынок  ,  а  возвращаются  через  восьмую  мимо  козла.
Всё.  Доехали  до  поля.  Конечная. Дальше  некуда  если  пешком. Дочка  развелась  и  у  Викторовича  на  шее  больная  тёща,  неумеха  дочка  и трёхлетний  внук.  Нужен  принципиальный  поворот  со  вторым  замужеством,  даже   если  предполагаемый  новый  зять   намного  старше.  В  нашем  случае  мы  сошли  с  26  трамвая  и  сели  на  29,  грубо  говоря  через  два  номера  на  третий.  Эти  два  пропущенных,  вообще  в  другой  стороне  ходят. Если  к  одному  мы  доберёмся,  то  от  другого  мы  удаляемся.  Сели  и  едем   смотря  влево  на  Царское  Село  и  вправо  на  кладбище,  едим дальше   и  смотрим  на  управу  колхоза.
Здесь   трамвай задерживается,  чтобы  разминуться ,  а  я  вам  расскажу  за  великого  атеиста  Карла   Маркса  и  его  наследие. Этот  атеист,  уверен  слышали  за  такого,  крестил  сына  своего   кореша  Вильгельма.  А  кореш  Вильгельм,  то  же  атеист,  дал   имя   сыну  в  честь  святого и  одновременно  в  честь  друга – КАРЛ. Не  тот Карл  ,  что  у  Клары  украл  кораллы,  а  тот  что  в  честь Карла  Марса  лепшего  кореша  Вильгельма  и  друга  Фридриха  Энгельса /ещё  та  компашка  на  троих/.  И  этот  Карл   в  паре  с  Розой   сильно  боролись  с  врагами  пролетариата ,  в  условиях  загнивающей  буржуазной  роскоши. Так  сильно,  что  если  вы  видели  скульптуру  Мухиной  Рабочий  и  крестьянка ,  то   поймёте  как  сильно  вместе  боролись.  Розочка   носила  свою  фамилию  Люксембург ,  а   Карл   остался  Либкнехтом.   Карл  Либкнехт   представления  ,  полагаю,  не  имел  о  прелестях  Черноморки,  где  в  честь  него  назвали   колхоз,  о  чём  свидетельствует  арочная  надпись  из   металлических  букв.   Посмотрите  внимательно -  видите  одесский  след ? А  вы  внимательно  посмотрите.  КОЛХОЗ  им.  К. ЛИБНЕКТА.  Буква  К  так  хитро  написана,  что  может  это  и  Х,  но  буквы  К после Б точно  нет.  Сократили  фамилию. Зато  внизу    полная  расшифровка и  не  К.  ЛИБНЕХТ  ,  а  полностью -  Карл. За  Либкнехта  забыли. Либнехт  по  новому.
Едем  до  конечной,  на  кругу  не  сходим,   только  где  продают  рачки  и  семечки  становимся  и  ждём,  чтоб  пересесть. Не  пейте  домашнее  вино здесь  в  многих  точках  продающееся,  не  получите  полного  удовольствия  от  происходящего. Не  хочу  вас  отвлекать  особенностями  Черноморки,  это  очень  серьёзно,  чтобы  упомянуть  вскользь ,  я  хочу    трамвайчиком    сквозь  камышы  и  бурьян   проехаться  дальше,  до  конечной,  где  нет  пересадок  ни  на  что. 
С  двадцать  девятого  маршрута  трамвая  мы  пересаживаемся  через  раз  назад,  чтобы  дальше  поехать  вперёд.  С  29  номера    на  27 номер.  В  непогоду  он  не  ходит -  рельсы  заносит,  а  чистить  некому. А  так  бегает  регулярно.  Вслушайтесь  в  музыку  названий  остановок :
СЕЛИЩЕ ! – что  надо  сойти  и  посмотреть ? Слушайте  дальше  ПОДСТАНЦИЯ!  Слушайте  ещё  дальше -  ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ  ПРИЧАЛ!  Потом  наша  остановка  и  конечная  БАТ «Черномор».
К  БАТу,  не  доезжая  одну  остановку,  чтоб  не  к  входу  в  БАТ. Что  такое  БАТ ?  Оно  вам  надо ?  Мы  ж  туда  не  едем.  Остановка  ПО  ТРЕБОВАНИЮ,  так  что  будем  требовать.  Сейчас  таблички  на  остановке  нет  и  остановку  забыли,  а  раньше  была  и  называлась ПО  УСМОТРЕНИЮ  ВОДИТЕЛЯ. /это  если  вагон  полный,-  порт  всё  таки/. Кто - то  на  кого - то  встал  ,   углём  перечеркнул  ПО   и  написал  НА. В  его  варианте  остановка   НА  УСМОТРЕНИЮ  ВОДИТЕЛЯ, -  он  думает  что  так  лучше!
Мы  спускаемся  по глиняной  крутой  дороге,  между  утёсов   к  морю.  Слева  причал,  а  нам  на  право,  где  свалка  бакенов -  прямо  к  забору. Днём  здесь  нечего  делать,  сюда  надо  попасть  ночью ,  я  вас  привёл,  чтоб  показать  где  мы  ночью  встретимся.  Здесь  причал  моих  друзей,  если  хотите -  можно  у  них  остановиться.  Не  хотите ?  Тогда  до  встречи  в  двенадцать  ночи!

 
Полночь – это  только  название,  никакие  это  не  половина   ночи.  По  настоящему  темно   стало  с  час  назад,  может  чуть -  чуть  больше. Песок  сухой    и   тёплый ,  так  что  если  не  боитесь  испачкаться  -  садись  прямо  на  него. В  Одессе  ночи  бывают  душными,  а  бывают  нежно  прохладными,-  сейчас  именно  второй  вариант. Вы  видите  лунную  дорожку ,-  это  чудо  красоты ,  ниспосланное  свыше  и  думаете  зачем  я  вас  сюда  дёрнул,  если  это  можно  увидеть  и  на  цивилизованном  пляже ? Да,  вы  правы,  как  вы  думаете. Если  смотреть  на  море,  а  не  на  побережье,  то  да,  где  то  так. Лёгкая  рябь  моря  слегка    играет  с  дорожкой,  заигрывая,  а  луна  с  улыбкой  наблюдает  за  этими  шалостями, - « Милые  бранятся  только  тешатся»,-  где  то  так.  Далёкие  огоньки  судов  на  рейде  здорово  оживляют  картину  и  вы  чувствуете, всем  существом  своим  ощущаете  какую -  то  душевную  благость   радостного  покоя. Как  хорошо!  Нет,  это  не  прибой,  это  лёгкий  шёпот  моря,  которое  радо  вам  и  тому,  что  вы  любуетесь  его  красотой. Ещё  немного  и  наступает  уверенность,  что  ты   по-  сути   органичная  часть  этого  ночного  блаженства,  его  составляющая.  Да,  это  так.  Природа это  откровение  красоты  и  гармонии,  но  и  дела  рук  человеческих   то  же  иногда  органично  вписываются  в  калейдоскоп  красоты.  Смотрите  !  Нет,  нет,  внимательно  смотрите  вправо !  Вот!  Вот!  Медленно  и  уверенно ,  величественно  выплывает  из  за  пирса  громадное  судно  всего  в  метрах  тридцати  от  вас. Контрастно  горят  красноватые  огоньки  на  этом  плавающем  ковчеге, вода  расступается,  сердито  сворачиваясь  и  зло  отображая  рваные  огоньки. И  всё - таки  идущее  судно  это  часть  небывало  красивой    картины!  Огни  ковчега,  чёрная  одесская  ночь  с  низким  небом  буквально  усеянным  звёздами,  возвышающаяся  на  небесном  троне  луна  и  море  от  прибоя  до  горизонта! Аж  дух  замирает!  То  же  оцепенели?!   Судно  прошествовало  мимо ,  торжественный  момент  прошёл  и  мы   можем  расходиться,  миг  счастья    пролетел,  мы  его  заметили,  оценили  и  запомнили.


Рецензии