Трамвайные артерии великого города
Одесса.
Послевкусие - это некий сохранённый вкусовой оттенок пищи или напитка в полости рта. Как сохраняемое некоторое время духовное наслаждение от увиденного или услышанного. Я ехал летом в 29 трамвае и наблюдал интереснейшую сцену. Две женщины, в ярком сарафанном одеянии, одна с оранжевым вызывающим бантом, кокетливо пристроенным на затылке, раскрасневшиеся от жары обсуждали цены на таировском рынке и на Привозе, параллельно затрагивая рецепты блюд и что на что годится. Рядом с ними стояла пожилая женщина , с повышенным вниманием наблюдающая за диалогом, что я бы смело назвал её участницей беседы. Её живая мимика выражала то одобрение, то снисходительность, то немую поддержку одной из собеседниц. Сквозь открытое окно поток горячего воздуха не остуживал, а обсушивал пассажиров, лениво и безучастно смотревших на проходящие пейзажи, за исключением двух собеседниц. Фактически я был свидетелем телепатического сеанса, когда мысль через слова проникла из одного мозга в другой и ведёт там себя или как друг или как враг. Именно в зависимости от этого с ней либо вступают в решительный бой, либо в крепкую дружбу. Но сперва СЛОВО из чужих уст, как начало процесса. Послесловие это вид душевного послесловия, при этом внешняя реакции совсем не соответствует внутренней. Вспомнилось из времён былых :
- Наша фирма только формируется и на этом этапе нуждается в заботе и помощи и наша задача активно участвовать в этом, а материальное поощрение – субстанция вторичная и не определяющая,- разлагольствовал шеф, единственный владелец своей фирмы.
Все сотрудники - слушатели этой мудрости , которой босс благословил нас на поход домой до завтрашнего утра, в процессе переезда «переваривают» её в разных вариациях.
- Это как посмотреть и что считать главным. Для него это, для меня – вон то. Для меня его вторичное - первично, а какое для него моё первичное мне вторично,- это если кратко. Он думает себе что обустраивает свою фирму, платя мне , «неблагодарному» зарплату,- это он так думает и сильно ошибается,- по сути он выплачивает нам зарплату, и потом уже нашими усилиями укрепляется фирма . Нашими усилиями его фирма. Первого числа я принесу домой то, что он называет получкой и получу от благоверной по полной программе. А что , тришкин кафтан,- слыхали за такое ? Если даже сюда не доложить , то туда прибудет так мало, как помощь её родителей при покупке квартиры. И получится и не там и не здесь. А если не доложить много от сюда, куда сперва ложили, а не клали , то мы забрали почти всё , что было , возродив экспроприацию , как вид шмона. Каких бы ты фирмачей не выбрал - всё равно пролетаешь. Я разных шефов повидал, но тех, кто бы вспомнил за сотрудников, что его сотворили - ни разу не доводилось. « Наша фирма» и где это наша будет , когда пойдёт прибыль ? Ваш оклад и так выше среднего по Одессе ,- это то, чем всегда заканчивается. Это я уже думал не на 29 трамвайном маршруте, а вообще в троллейбусе.
Так размышляют тысячи людей, совершая трамвайно - тролейбусное перемещение из центра к себе на Черёмушки или на Таирова после окончания работы. Трамвай превращается в передвижной клуб единомышленников , наивно полагающих, что они разные, а по сути то - до инкубаторности единые. Виды из окна, для стояще - сидящих являются наглядно подтверждающей декорацией. Ипподром, тюрьма, снесённое кладбище, второе, ещё не снесённое , но ужасно запущенное кладбище и Первая станция.
Первая станция чего ? Вот это и есть главный вопрос,- перехватив поручень в угоду выходящим , думает очередной пассажир.
С начало восьмисотых на берегу нашего Чёрного моря с немецкой дотошностью строили Люстдорф, куда вела люстдорфская дорога , что логично. На первой станции были артсклады изпокон веку. Нет, теперь их нет, на их месте кусочек Черёмушек , но место достойное упоминания. Мы, на секундочку, вернёмся в начало войны, когда оставили Одессу, совершив тактический манёвр в Крым, тогда советский, как и всё. Наши разведчики проведали где румыны вместе с немцами устроят штаб и заминировали здание , причём дваджды. Один раз, чтоб смогли увидеть и разминировать, а другой заряд так спрятали, чтоб враги не догадались и когда всё начальство оккупантов было в сборе - взорвали вражескую нору. Нет, я не отвлекаюсь, сейчас будет главное. Захватчики выстроили колонну из произвольно арестованных , ни в чём не повинных одесситов и повели её к артскладам, где людей закрыли и заживо сожгли. Нет, никакой мемориальной доски там никогда не стояло и вообще церкви не на Таирова , ни на Черёмушках нет, так с какой стати ставить крест? Застроили хрущёвками и с памяти стёрли. Я еду и думаю, как себя чувствуют те, кто снесли немецкое поселение Люсторф и даже переименовали то чудное место на берегу моря в Черноморку и , конечно, Люстдорфскую дорогу, которую я пересекаю в Черноморскую дорогу.
- Вы будете выходить ? Так чего тогда стали в середине ?
Счастливые, они выходят, а мне ещё пилить. Надо не забыть молока внученьке купить , а то мне шеф всякой ерундой все мозги заморочил. Пусть открывает новый проект, это как минимум ещё три месяца твёрдый оклад, а там посмотрим. Счастливые выходят. Это они тогда были счастливые , когда в первых хрущёвках здесь квартиру получили , а теперь - нет. Что сравнивать мою квартиру и кухню в клюшке и их кухонный скафандр ? Что вы сравниваете то, что не надо ?
Несут трамвайные маршруты, эти залы для размышлений, несут одесситов в свои черёмушко - таировские квартирные норки, для побыть с семьёй и поспать. Это вечером, а утром эти полуспящие человеческие тела , совершая движения для зайти в трамвай , фактически ни о чём не думают , безучастно наблюдая за окружающим , как вахтёрша за утренней сессией горадминистрации. Они проснуться на рабочем месте, а вахтёрша обретёт интерес, если сессия протянется до конца её рабочего дня.
Рабочий день ,- это гуляющий режим для полупустых трамваев. Это вы так подумали - потому как Одессы не знаете. Свободные от работы ноги несут головы по магазинам и на базар , чтобы успеть до прихода со школы. Так у нас говорят. Успеть до прихода со школы. Что успеть ? А всё. Надо начать, а там увидим. От кушать - до стирать. Туда едем трамваем совершая немыслимо сложный расчёт средств на соответствие покупочных потребностей , обратно напрягаем память на то, что забыли купить, и где нас нашли. Три остановки - не меньше, потом лицо расплывается в добродушной улыбке и чередующиеся любимые пейзажи только радуют. А может и нет. Это если нас нашли , то есть достали на чём - то. Купили не то и не за столько как планировали вы, а виноваты в этом они.
Есть трамвайное время для тех, кто отпросился и для тех кто с обеда ; для тех кто на пляж и с пляжа; для тех кто в институт и с института ; с порта и в порт; как жилы кровь, так трамвайные маршруты несут, везут одесситов и гостей по Великому Городу, с троллейбусами, конечно.
Ценят ли это одесситы ? Нет. Нет и ещё раз нет. Какой внук ценит заботу бабушки, для которой является и смыслом, и целью жизни ? Вы слышали за такого ? Он её безумно любит и при этом постоянно делает больно , как могут сделать больно только любящие друг друга. Это парадокс жизни. Есть и другой - как бы больно не сделали бабушке её обидчивость не долга , ибо любовь разбивает всё на своём пути и нет силы сильнее. Но периоды обидчивости бывают, не поспоришь . И стоит эта вереница трамваев не демонстрируя протест , а лишь желая унять боль и всё начать сначала с новой силой, силой нескончаемой любви к одесситам и гостям Великого Города.
Есть предчувствие, есть предвидение, а есть упрямство. Упрямство человека который исследуемый предмет не знает вообще или знает очень плохо, но желая показать, что он не хуже , горячо что то доказывает . Видели такое ? Напоминаю. Мы смотрим на Одессу из окна трамвая и его остановок, а не шлёндраемся, совершая пеший ход для уменьшения живота.
Хорошо, я вас понял, вы поехали не по Якира и не по Черноморской дороге, а по Космонавтов или даже по Гайдара, но уже не трамваем, потому как они туда не ходють . Когда- то Гайдара упиралась в поле военного аэродрома, перетекающего в аэропорт гражданский, теперь же в вещевой рынок и гаражи. Город от этих аэропортов стойко охраняла улица с типично одесским названием. Идеологически выверенным. С одной стороны ещё дома , а с другой бетонный забор и военный аэродром , между ними граница в виде улицы 25 ЧАПАЕВСКОЙ ДИВИЗИИ. Рядом, для подкрепления ВОЕННЫЙ ПЕРЕУЛОК. Вы предали трамвай и добрались туда неизвестно как,- не пошли же вы с конечной десятого пешком, в самом деле?! Если да, то я пас! Вы помните конечную десятого, где громадными буквами написано « НА КРУГ НЕ САДИТЬСЯ»? На тот круг, что на Тираспольской гоняют, но в принципе сесть можно, а здесь вообще нет. Чтобы всем пассажиром дать равный стартовый шанс, чтобы ворваться в пустой вагон и занять сидячие места. Помните незасфальтированную конечную остановку , где ногами вбили щебень в грунт и получилась вполне приличная площадка ? Что говорите ? Что через рельсы тоже тропинка и щебень то же утрамбован ногами сошедших ?! Тогда может и с трамвая таки да шли вдоль теплотрассы, поднятой и заботливо завёрнутой в утеплитель, на высоте метр двадцать с металлическими мостиками через неё. Может и шли, если помните. Бывало, что на конечную десятого пол города съезжало, чтобы купить дефицит в ВЕЛО МОТО, где Клима папа был каким - то начальником.
Космонавтов повезло меньше. Тогда Космосом считали одно , теперь другое ,- что делать. И космонавты разные. Зато улица завершается уникальным памятником неизвестного автора. Нет не СЛАВА КОСМОСУ, КОСМОНАВТАМ И КОСМОНАВТКАМ. Совсем другого толка памятник, тоже да , но по другому. Так бывает, неблагодарные потомки забывают за своих героев ,- мы не исключение. Автор в купе с проектировщиком и строителями сотворили чудо, знакомое тысячам женщин и стольким же мужчинам , но в утробном возрасте. Шедевр зодчества, а за них несправедливо забыли! Не знаете ? Какой же вы одессит ? Пропустить такое! Нет, серьёзно, не слышали ?
В конце улицы уникальная ЖЕНСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ. Чем уникальная ? Путём к ней. Тернистой дорожкой я бы сказал. А что ? Женщина должна рожать в муках и мы всё для этого делаем.
Вы думаете это груда морального мусора из квартиры, что ведёт к пессимизму ? Что мне вам ответить, если вы хотите в транжире и пьянице зяте видеть приличного человека ? Может вы и правы. Читайте тех, кого нужно читать и думайте над тем, что они написали.
Пессимизм — это роскошь, которую евреи не могут себе позволить.
Наша Голда Меир, которая по ошибке природы жила не в Одессе.
Вы думаете легко смотреть с окон квартир и балкона на мучение женщин ? Страдают и те и другие. Как ? А вы что думаете беременным в их положении легко смотреть на фасад хрущёвки в котором ваши лица ? Вам жалко их , а им вас. Нет, это никак не относится к руководству города и одесситам , тут другая история и другие виды на море и порт. Сушите бельё на балконных верёвках и смотрите на мучения беременных карабкающихся через мостик , а не лезьте в политику, оно так здоровее будет. Мостик - то с умом сделан - и перильце в арматурину, и ступеньки, чтоб грязь и снег не застревали, а только каблуки модниц. Какие шпильки ? Ты беременна! Только тапочки , с прорезиненным основанием, чтоб не промокли и шерстяные носки. Если первая ступенька лесенки мостика чуть ниже, то последняя чуть выше, потому спускайся осторожно, опасно и из окон смотрят.
На Космонавтов и Гайдара трамвай не ходит, извините. А вот если бы ехали на трамвае - ничего бы не случилось, хоть и с пересадкой на троллейбус, если его рассматривать как недотрамвай. Без трамвая и недотрамвая жилые районы малодоступные задворки, даже если это и генерала Петрова. Рельсы трамвая - это предначертанность судьбы , это карма, это рок и неотвратимость. Это то, под что сперва другие потом ты выстраиваешь свою жизнь от роддома до собеса. Пятый и двадцать восьмой трамвай поворачивают у кинотеатра Родина , прощаясь с Привозом и это краеугольная аксиома, как то, что Эммочка Гохгалтер , отличница и умница симпотизировала Толику Дабиже , гуляке и никчемности, а её благосклонности безуспешно добивался Витька с непонятной фамилией Шаптефраць. Аксиома и точка! Точка это и есть аксиома. Очевидное не нуждается в доказательстве ,- учили древние. По Космонавтов троллейбус ходил, ходит и будет ходить, это такая же истина, как то, что Витина жена в девичестве носила фамилию Попализо. Нет, она не из Италии , её папа приехал по распределению из Молдавии , а мама с Балты здесь училась на экономиста, чтобы поднимать экономику не Балты, а своей семьи в Одессе. Так вот - троллейбус - не трамвай. Факт.
Маршрут троллейбуса позволяет варьировать, то есть возможны мансы. Кто - то обгонят нас кого - то обгоняем мы, все увязаны одним движением, как чужие люди на общей коммунальной квартире. Недотрамвай - одно слово. Хотя есть и приличные маршруты. Скажем- двенадцатый. Ивановский мост и шикарный пруд в ужасном состоянии напротив администрации с флагом - всё это закончится на второй заставе. Там пивзавод и путь на первую заставу , откуда выход с города на Дальник через кладбище и три столба. Так я не за то, я вообще за другое. Забыли за троллейбус и вернулись к трамваю.
«Произвольно тыкнем пальцем в карту СССР и расскажем за это место» ,- так на замене когда - то говорила с неба взявшаяся «на замену» декретной Ольги Яновны и в неизвестно куда девшаяся в последствии учительница географии.
Узловая станция - это остановка на девятой Черноморки. В открытую дверь водитель, шо ранее был вагоновожатый, громко кричит с большим подтекстом ДЕВЯТАЯ. Это для тех , кто понимает. Дальше уже нет, а это ишо да. Это последняя остановка , где можно дойти до Южного рынка и на монастырь ежели в другую сторону.
- На монастырь здесь выходить ? ,- спрашивает пожилая плотная женщина.
- Девятая. Старая Вильямса ,- тезисно отвечает водитель
- Да, женчина, быстро выходите, чэрэз рэльсы и прямо до Амундсэна вы в него упрётесь. Дальше спросите налево.
- Не слушайте её, на стагой Вильямса повегнёте на Щегбака и потом на Пагхоменко, сгежете угол, зачем ноги мучать ?
Женщина вышла, другая зашла, но беседа не закончилась
- Зачем она будет петлять по пыли, если можно по Вильямса прямо до Амундсена ?
- А что ноги сбивать по Вильямса, если так быстгее ?
- Если она перейдёт рэльсы и шпалы , то по той дороге точно дойдёт
В диалог вступает вновь зашедшая.
- Надо по Вильямса, там на Щербакова кобель у старой Гулько с цепью сорвался, я только оттуда.
Примиряющий итоговый аргумент, с которым не поспоришь! Вообще говоря девятая Черноморки / Люстдорфской дороги – по –старому, не навязчиво напомню/ это какой - то космический узел. На монастырь в праздники ломятся бесконечные толпы с Таирова и с трамвая , в летние будни же на пляж , но тропа уже жиденькая, а обратно людской ручеёк с пляжа и на рынок. С рынка через балку восьмой , по низу , там тень и удобнее. На остановке табличка – то же уникальна. Написано:
Название остановки - ДЕВЯТАЯ.
Нет не девятая станция Черноморской дороги,- эти формальности ни к чему. Просто, кратко , с любовью ДЕВЯТАЯ. Так понимать , что никакая другая. Ниже график движения. В том смысле, что таблица, куда не вставлено конкретное время. А зачем врать ? В наше время даже трамвайный график не предсказуем. Это в царской России всё по часам было, теперь всё по совести,- улавливаете разницу ? Теперь всё для человека ! Но, увы, не для каждого. Надо стать таким начальником, чтобы это имело смысл,- за это боролись , боремся и бороться будем. Учиться, учиться и ещё разик учиться, чтобы бороться, бороться и ишо раз бороться только тогда ты сможешь стать таким человеком, для которого всё.
Каково строение остановки ? Асфальтовая площадка и капитальное строение. Остановка – это каменное строение с парапетом и претензиозной лестницей. Остановка - это магазин, от основания города, полагаю, разделённый на три части. Первая - ПРОДУКУТЫ, остальные две меняют вывески бесконечно. Мясо; МЯСО - РЫБА; РЫБА; ПИВО - АЛКОГОЛЬ; ВИНО - ВОДОЧНЫЙ;ХОЗТОВАРЫ; ПРОДУКТЫ - АЛКОГОЛЬ; Марина ; КОЛБАСЫ,- это только те названия магазинов, что я помню. Иногда водитель трамвая закрывает дверь и забегает чтобы что - то купить без очереди. А что - водитель не женщина что ли ?! Может что- то интересное выбросили? Нет, а вдруг ? А она тупо мимо проехала!!!!! Нашли дуру!
Если немного пройти , буквально метры , то справа будет мастерская с вывеской
ЛАНДШАФНЫЙ ДИЗАЙН. ПАМЯТНИКИ.
Здесь шлифуют мрамор и мраморную крошку. Балясины, фонтаны ,колонны при жизни, - памятники потом.
Колхоз на Черноморке, слева вдоль трамвая сейчас и справа через пять остановок потом, имел здесь свои коровники. Все пацаны бегали сюда пить молоко. Никому и в голову не пришло бы спросить денег или ещё как отторгнуть. Дети – это же святое. Подбегали , им выносили, они пили, а вынесшая доярка смотрела умиляясь, как детский кадык отмеривает глотки усваиваемой жидкости.
- Спасибо тётя.
- Иди, бегай.
Это всё. Весь диалог. Фрагмент детства. Философия воспитания .
Девятая черноморки! Когда едите до неё, то справа стоят жилые высотки, а раньше был частный сектор, в котором жили куркули и собственники, замаскировавшись густой зеленью, за которой тщательно ухаживали, проявляя черты политической близорукости. Всех их снесли, тех что справа, а слева ещё не всех, до седьмой ещё остались. У меня был фотоаапарат СМЕНА и я смог бы сфотграфировать обьявления периода сноса
ЛЮДИ, ВЫКАПЫВАЙТЕ САЖЕНЦЫ БЕСПЛАТНО.
БЕРИТЕ ЦВЕТЫ МЫ СЪЕЗЖАЕМ.
ВИНОГРАД ЛИДИЯ. ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ.
Так хотели сохранить то, что с любовью собирались те, кого переселяли в многоэтажки. Чтоб не пропало. Пусть берут те, кто выше седьмой и те у кого счастье - не сносят пока. В окна трамвая бросались эти вывески , эти крики отчаяния тех, кто лишается земли, на которой родился и вырос, где каждый кустик имеет историю, где дедушка водил за ручку , обучая ходьбе и жизни. И выкапывали и брали. От девятой и выше. Саженцы цветов и винограда, сирени и яблонь, жасмина и крыжовника. Спасали от бульдозера. Грустно с невыразимой тоской взирали на последние недели жизни брошенные по принуждению дома и сараи. Их снесли, но они остались в семейных фотографиях. Вот Яник начал ходить , опираясь на заборчик цветника, а это свадьба во дворе, а это родилась Наташенька и мы гуляли родыны, вот каштан, что Михалыч принёс и посадил на майские…Так, началось! Яник, это не сокращённая фамилия САМОГО, это одесское имя. Если вызовут , я и там так скажу - имя и всё! Яник. Кто ж знал, двести лет назад, что так называть мальчиков нельзя, а то совпадёт и будут неприятности. Всё, проехали. Имя, чтоб точку поставить.
На восьмой станции Черноморки есть веками устоявшаяся живая традиция. Из века в век сохраняемая. По нонешнему - восьмая - это секс символ всей Черноморки. Да. Никак не меньше. Таирова рядом не стоит, с Черёмушками вместе! Там, в выносном вольере держат козла. Настоящего козла - производителя. Он жутко вонючий, шерсть местами слежалась в войлок, глаза налиты кровью и один рог отломлен и что ?! А то, что и со всех станций фонтана и с Черноморской дороги целой вереницей ему водят молодых козочек для личной жизни. Имеется и вольер для свиданий. Незаменим! Как его , неотёсанного и грязного увидят ухоженные и молодые козочки так сразу теряют рассудок , влюбившись. А его хозяева на этой любви деньги делают, что аморально по своей сути. Яков Моисеевич говорил, что евойный дядя 1890 года рождения , то же обращал его внимание, что на восьмой люсторфской держат жутко вонючего козла производителя, у которого красные глаза и слежавшаяся шерсть, а хозяева - козлячьи сутенёры.
Когда я этот шматочек рукописи поведал Ольге Львовне она замерла и перестала читать , положив рукопись на стол. Я отпил чай и ждал обьяснений, а она пустила слезу. Молчание затягивалось, а выделение слёз стало регулярным. Она сопела и краснела , вытирая рукой, размером с прихватку слезу, с помощью маленького розового платочка с такой неповторимой женственностью , что хочется встать и поклониться ЖЕНЩИНЕ – ЭТАЛОНУ, с таким образцовым женским стержнем, на который налипло бесформенное тело.
- Что случилось ?
- Не могу читать. За доченьку и её мужа вспомнила.
Аналог сразу мне не увиделся, зато потом… Потом она рассказала несколько историй характеризующих зятя. Ярко характеризующих ,но в отрицательном свете, на фоне положительной красавицы - её дочери.
- Сирожа, и что делать ? Люпофь зла, полюбишь и козла, - ёмко резюмировала она и продолжила чтение.
Так вот через девятую идут на рынок , а возвращаются через восьмую мимо козла.
Всё. Доехали до поля. Конечная. Дальше некуда если пешком. Дочка развелась и у Викторовича на шее больная тёща, неумеха дочка и трёхлетний внук. Нужен принципиальный поворот со вторым замужеством, даже если предполагаемый новый зять намного старше. В нашем случае мы сошли с 26 трамвая и сели на 29, грубо говоря через два номера на третий. Эти два пропущенных, вообще в другой стороне ходят. Если к одному мы доберёмся, то от другого мы удаляемся. Сели и едем смотря влево на Царское Село и вправо на кладбище, едим дальше и смотрим на управу колхоза.
Здесь трамвай задерживается, чтобы разминуться , а я вам расскажу за великого атеиста Карла Маркса и его наследие. Этот атеист, уверен слышали за такого, крестил сына своего кореша Вильгельма. А кореш Вильгельм, то же атеист, дал имя сыну в честь святого и одновременно в честь друга – КАРЛ. Не тот Карл , что у Клары украл кораллы, а тот что в честь Карла Марса лепшего кореша Вильгельма и друга Фридриха Энгельса /ещё та компашка на троих/. И этот Карл в паре с Розой сильно боролись с врагами пролетариата , в условиях загнивающей буржуазной роскоши. Так сильно, что если вы видели скульптуру Мухиной Рабочий и крестьянка , то поймёте как сильно вместе боролись. Розочка носила свою фамилию Люксембург , а Карл остался Либкнехтом. Карл Либкнехт представления , полагаю, не имел о прелестях Черноморки, где в честь него назвали колхоз, о чём свидетельствует арочная надпись из металлических букв. Посмотрите внимательно - видите одесский след ? А вы внимательно посмотрите. КОЛХОЗ им. К. ЛИБНЕКТА. Буква К так хитро написана, что может это и Х, но буквы К после Б точно нет. Сократили фамилию. Зато внизу полная расшифровка и не К. ЛИБНЕХТ , а полностью - Карл. За Либкнехта забыли. Либнехт по новому.
Едем до конечной, на кругу не сходим, только где продают рачки и семечки становимся и ждём, чтоб пересесть. Не пейте домашнее вино здесь в многих точках продающееся, не получите полного удовольствия от происходящего. Не хочу вас отвлекать особенностями Черноморки, это очень серьёзно, чтобы упомянуть вскользь , я хочу трамвайчиком сквозь камышы и бурьян проехаться дальше, до конечной, где нет пересадок ни на что.
С двадцать девятого маршрута трамвая мы пересаживаемся через раз назад, чтобы дальше поехать вперёд. С 29 номера на 27 номер. В непогоду он не ходит - рельсы заносит, а чистить некому. А так бегает регулярно. Вслушайтесь в музыку названий остановок :
СЕЛИЩЕ ! – что надо сойти и посмотреть ? Слушайте дальше ПОДСТАНЦИЯ! Слушайте ещё дальше - ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ПРИЧАЛ! Потом наша остановка и конечная БАТ «Черномор».
К БАТу, не доезжая одну остановку, чтоб не к входу в БАТ. Что такое БАТ ? Оно вам надо ? Мы ж туда не едем. Остановка ПО ТРЕБОВАНИЮ, так что будем требовать. Сейчас таблички на остановке нет и остановку забыли, а раньше была и называлась ПО УСМОТРЕНИЮ ВОДИТЕЛЯ. /это если вагон полный,- порт всё таки/. Кто - то на кого - то встал , углём перечеркнул ПО и написал НА. В его варианте остановка НА УСМОТРЕНИЮ ВОДИТЕЛЯ, - он думает что так лучше!
Мы спускаемся по глиняной крутой дороге, между утёсов к морю. Слева причал, а нам на право, где свалка бакенов - прямо к забору. Днём здесь нечего делать, сюда надо попасть ночью , я вас привёл, чтоб показать где мы ночью встретимся. Здесь причал моих друзей, если хотите - можно у них остановиться. Не хотите ? Тогда до встречи в двенадцать ночи!
Полночь – это только название, никакие это не половина ночи. По настоящему темно стало с час назад, может чуть - чуть больше. Песок сухой и тёплый , так что если не боитесь испачкаться - садись прямо на него. В Одессе ночи бывают душными, а бывают нежно прохладными,- сейчас именно второй вариант. Вы видите лунную дорожку ,- это чудо красоты , ниспосланное свыше и думаете зачем я вас сюда дёрнул, если это можно увидеть и на цивилизованном пляже ? Да, вы правы, как вы думаете. Если смотреть на море, а не на побережье, то да, где то так. Лёгкая рябь моря слегка играет с дорожкой, заигрывая, а луна с улыбкой наблюдает за этими шалостями, - « Милые бранятся только тешатся»,- где то так. Далёкие огоньки судов на рейде здорово оживляют картину и вы чувствуете, всем существом своим ощущаете какую - то душевную благость радостного покоя. Как хорошо! Нет, это не прибой, это лёгкий шёпот моря, которое радо вам и тому, что вы любуетесь его красотой. Ещё немного и наступает уверенность, что ты по- сути органичная часть этого ночного блаженства, его составляющая. Да, это так. Природа это откровение красоты и гармонии, но и дела рук человеческих то же иногда органично вписываются в калейдоскоп красоты. Смотрите ! Нет, нет, внимательно смотрите вправо ! Вот! Вот! Медленно и уверенно , величественно выплывает из за пирса громадное судно всего в метрах тридцати от вас. Контрастно горят красноватые огоньки на этом плавающем ковчеге, вода расступается, сердито сворачиваясь и зло отображая рваные огоньки. И всё - таки идущее судно это часть небывало красивой картины! Огни ковчега, чёрная одесская ночь с низким небом буквально усеянным звёздами, возвышающаяся на небесном троне луна и море от прибоя до горизонта! Аж дух замирает! То же оцепенели?! Судно прошествовало мимо , торжественный момент прошёл и мы можем расходиться, миг счастья пролетел, мы его заметили, оценили и запомнили.
Свидетельство о публикации №217060900910