Мавзолей

10 июня 2017 г.

Вопрос существования бальзамирования как способа совершения похорон вообще и государственных деятелей в частности давно интересовал меня. Подробное описание процедуры бальзамирования, данное в романе Болеслава Пруса "Фараон" (который я прочёл ещё в начальной школе), навсегда закрепилось в моей памяти. Тот факт, что наиболее древние мавзолеи (египетские пирамиды, гробницы, а также усыпальница царя в древней Карии, которая и дала название слову "мавзолей") входили в число "семи чудес света", я также не забывал. На уроках истории в школе частой темой была личность Тамерлана, а следовательно, разговоры касались и темы великолепных зданий эпохи Тимуридов в Самарканде, одним из которых была усыпальница самого творца империи и его потомков...
Особые чувства вызывало существование мавзолея Ленина в Москве (в этом помещении, впрочем, как и в мои прежние годы - в постройках Самарканда, мне бывать не приходилось).
В этом году размышления сподвигли меня узнать получше, а как же общество относится к бальзамированию и к мавзолею Ленина в частности. Поэтому в мае я направил вопросы по этой теме в адреса (найденные через Интернет) администрации Президента России, а также различных религиозных конфессий, в том числе, в адрес Московской патриархии Русской православной церкви; Совета мусульман России; общины верующих иудеев в Москве; общины приверженцев учения Заратустры (которая обнаружилась в Санкт-Петербурге); общины буддистов; индуистов; конфуцианцев; родноверов, поклоняющихся Перуну; в адрес некого бурятского шамана (есть электронная почта и у него); и, конечно, в адрес Коммунистической партии - фанатизм этих людей столь высок и упорен, что я не могу относиться к ним иначе, как к верующим.

Сначала, днем 23 мая, я получил следующий ответ от иудеев:
"Добрый день! Начнем с того, что по еврейскому закону (закону Моисея) принято хоронить людей в землю. Другие способы захоронения категорически запрещены (кремирование, бальзамирование и т.д.).
Второе: т.к. по еврейской традиции, душа продолжает быть связанной с телом, поэтому любые воздействия на тело также влияют на осквернение души. Современная медицина взяла за правило после смерти с помощью хирургии выявлять причину смерти человека; так вот, евреи стараются всячески избегать этой процедуры с телами тех, кто ушел.
О том, что человека хоронят в земле - и никак иначе, напрямую говорится в священных писаниях:
1. "...есть будешь хлеб до возвращения твоего к земле, ибо от нее ты взят. Ибо прах ты и к праху возвратишься." (Берейшис/Бытие 3:19)
2. "... То не оставь на ночь трупа его на дереве, но погреби его в тот день." (Дварим/Второзаконие 21:23)
--
С уважением,
секретарь Раввинского Суда
www.ravvinat.ru"

Вторым, уже вечером 23 мая, мне ответил Константин, представитель общины зороастрийцев (из Петербурга). Вот наша переписка:
"Здравствуйте. У меня следующие вопросы: 1. Как, в соответствии с вашим учением, верующим следует относиться к существованию мавзолея Ленина и тому факту, что забальзамированное тело Ленина до сих пор находится в этом мавзолее? 2. Какова позиция вашей веры (просьба привести цитату из священных текстов с указанием книги/главы) относительно того, возможно ли для верующих бальзамировать тела умерших людей и поклоняться этим телам?
Спасибо.

http://zoroastrian.ru/contact

Приветствую, Дмитрий!
Отношение верующих к данному вопросу - нейтральное.
Для зороастрийцев главное, чтобы умершее тело не оскверняло благие стихии.
http://zoroastrian.ru/node/2012
про бальзамирование в Авесте нет цитат."
 
Ответ мусульман, поступивший на адрес моей электронной почты 6 июня, был по-восточному обстоятелен и исполнен речевых украшений:
"Секретариат ЦДУМ России:
Хвала Аллаху, Господу миров, благословения Посланнику Аллаха, его семейству и сподвижникам.
Благодарим Вас за вопросы, которые вызвали у вас интерес.
В ответ на Ваш запрос сообщаем следующее. Всевышний Аллах сказал в Священном Кур'ане: «Из неё (земли) Мы вас сотворили, и в неё Мы вас вернём и выведем вас из неё в следующий раз» (сура «Таха», 55-й аят). В этом аяте имеется в виду Адам (мир ему) и его потомство, которого Всевышний сотворил из земли. Как доводится от Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждому новорождённому посыпается земля из могилы его» (приводится в сборнике Абу Наим).  Ата Аль-Харасани разъяснил: «Когда семя мужское попадает в чрево материнское, ангел, хранитель чрева, отправляется к могиле, где он будет захоронен, берёт из неё немного земли и посыпает на семя и Аллах создаёт человека из семени и земли». Исходя из этого человек после смерти должен быть обязательно предан земле.
Слова «... в следующий раз» означают, что будет воскрешение их (т.е., Адама и его потомства) из могил для суда. Приводится в «Мустадрак» Аль-Хаким и «Му'джам» Ат-Табарани от Убай (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда Адам умер, его омыли ангелы несчётное количество раз и вырыли ему могилу с подкопом и сказали: «Это сунна Адама для его потомков», то есть, таким образом следует хоронить людей. Поэтому в исламе нельзя сжигать тело покойного в крематории, бальзамировать, чтобы тело хранилось и тому подобное, а совершать полный похоронный обряд с омовением, саваном, погребальной молитвой и преданием земле.
В исламе запрещается поклоняться кому-либо, кроме Аллаха. По поводу этого Всевышний сказал: «И обратился Лукман к сыну своему, его увещевая: «Сынок! Не придавай сотоварища Аллаху, воистину многобожие тяжкий грех» (сура «Лукман», 13-й аят).
Что касается тела Владимира Ильича Ленина, то эти вопросы решает руководство страны, а священнослужитель может лишь объяснить как это должно быть согласно – Кур'ану, нормам и канонам религии.
Еще раз выражаем признательность в деле изучения традиций ислама и если мы сможем в дальнейшем быть Вам полезны, то будем рады предоставить Вам ее по вашей просьбе."
 
И, наконец, в тот же день 6 июня, я получил официальный ответ от Министерства культуры:
"Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России в рамках своей компетенции рассмотрел Ваше обращение, поступившее из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций о захоронении останков В.И. Ленина, и сообщает следующее.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. #1327 и ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 #73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Мавзолей В.И. Ленина (Ульянова) является объектом культурного наследия федерального значения и подлежит государственной охране. В силу этого обстоятельства ликвидация Мавзолея не представляется возможной. Вопросы перезахоронения в компетенцию Минкультуры не входят".

Обратите внимание, что в ответе Минкульта также употребляется термин "перезахоронение", то есть, современное состояние тела Ленина признаётся захоронением/погребением - иначе говоря, над телом в свое время были совершены соответствующие церемонии. В какой же существующей религии отыскать нам признание бальзамирования как допустимого способа погребения?..

Ответа в мой адрес от других общин верующих на данный момент не последовало. Впрочем, взгляд православных на данный вопрос - в связи с мощами святых - подробно изложен здесь:
http://lib.pravmir.ru/library/readbook/410
(ведь и Ленин похоронен таким образом с целью превратить его тело в нетленные мощи - пусть и искусственным образом).
Позиция КПРФ и без того понятна; в связи с этим, посмотрите статью, посвященную законопроекту от 20 апреля 2017 г. о перезахоронении тела Ленина (как видно, не одного меня беспокоит этот вопрос, особенно, в связи с колоссальными расходами, которые требуются на содержание тела):
http://www.interfax.ru/russia/559277

В связи с бальзамированием тела Ленина как вождя коммунистов интересен взгляд участников этой партии на процедуру захоронения их идейных врагов: как известно, тела Николая Второго и его семьи, а позже - попавшее в руки коммунистов тело Адольфа Гитлера, были "захоронены" совсем иначе. Попросту сожжены. С тем ли намерением, чтобы почитание их останков было невозможно?..


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.