Аньоло Бронзино. Портрет Бии Медичи

      Аньоло Бронзино.  Портрет Бии Медичи 1545. Дерево, темпера. б4х48.Уффици.Флоренция.

       Биа Медичи родилась в 1536 году во Флоренции. Данные о том, кем была её мать, не сохранились: имя этой женщины было известно лишь отцу девочки, Козимо I Медичи, и его матери (её бабушке) Марии Сальвиати. Полное имя, данное девочке при рождении, выглядело как Бьянка, однако уменьшительная форма — Биа — использовалась гораздо чаще.

      В возрасте 5 лет Биа умерла от лихорадки. После её смерти отец заказал портрет девочки художнику Бронзино. На портрете Биа изображена сидящей в кресле, с медальоном на шее, на котором изображён профиль Козимо I. Знатоки живописи оценивают «Портрет Бии» как одну из лучших работ Бронзино.

   
      Работавший для герцога Козимо I Медичи Аньоло Бронзино, подобно многим придворным художникам, стремился передать в портретах не столько внутренний мир человека, сколько ощущение теми, кого он запечатлевал, их высокого положения. Отсюда - некоторая отстраненность изображенных им людей. Но на представленном портрете девочка, несмотря на всю торжественность ее позы и немного «закрытое» выражение лица, полна очарования, как всякий ребенок. В то же время от нее исходит какая-то грусть.
 
П.П.Муратов. «Образы Италии», т.1, М.,1994, с. 203-204./
    
         «В истории портрета Бронзино занимает важное место. С него начинается вторая эра портретной живописи, эра придворного портрета.  Бронзино был придворным портретистом даже в более строгом смысле слова, чем Веласкес. Веласкес иногда смешивался с толпой; живопись увлекала его иной раз на улицу. Бронзино как будто бы никогда не выходил из этих прохладных стен, в которых был замкнут вместе с государственными делами Уффици и глухими тайнами семейных трагедий.

        Если взглянуть на портреты Бронзино после бесчисленных портретных групп на фресках Беноццо Гоццоли и Гирландайо, то сделается почти страшно. Куда все это исчезло, где та знакомая и милая Флоренция? Где тот воздух, та близость неба, полей, деревни? Прежнее ушло безвозвратно, настали новые времена, Флоренция сделалась маленькой ревниво-подозрительной столицей. В ее старых стенах, никогда прежде не отделявших ее, в сущности, от деревни, в первый раз началась чисто городская жизнь. В ней родились новые характеры, люди чинквеченто». 


Рецензии