Часы

Утро для меня  наступает по-разному. Нормально, когда кошка Лиза будит меня своим призывом в шесть утра. Она спит с женой, но завтрак требует от меня. Она будет орать, пока я не дам ей из холодильника с вечера размороженного карасика, другую рыбу она не любит, и иду досыпать. Очень часто Лиза отгрызает рыбе хвост и бежит вместе со мной. Она устраивается поудобней, прижимаясь к моему боку, и я, задремав, просыпаюсь минут через сорок, а иногда часа через полтора. 

Вчера был мой день рождения. И я проснулся сегодня с приподнятым настроением. Пытался ещё дремать, но Лиза, ворочаясь, толкала меня в бок и я уже не заснул. Поднялся, размял мышцы небольшой зарядкой, приготовил завтрак, заварил кофе.
Вчера мы принимали гостей, и наши утренние разговоры с женой были об этом. Много лет подряд мы готовились к праздникам и дням рождения заранее. Писали для памяти, что надо приготовить, и что надо купить.  Гостей приглашали тоже заранее, чтобы у них было время выбрать подарок. В советское время по магазинам ходили систематически, надеясь, «вдруг что-то выбросят».  И эти вещи лежали под будущие события, предназначенные специально для кого-то, иногда до нескольких месяцев.
Теперь, когда мы стали уже пожилыми людьми, и многие родственники ушли в «мир иной», а друзья «рассосались», мы никого не приглашаем. С некоторых пор, когда подходит праздничная дата, мы готовим мясной пирог, несколько салатов  и ждём тех, кто придёт. Раньше мы переносили дни рождения на выходные, а теперь отмечаем день в день.

В нашей семье четверо детей и пятеро внуков. Поэтому, когда все собираются в одно время, получается большая, весёлая и шумная компания. Старшим внукам уже за двадцать, они работают. А младшие внук и внучка ещё только ползать научились.
Иногда дети не могут собраться в одно время. Тогда весь день у нас идёт приём и смена гостей.

Так было и вчера. Утром пришёл внук - пограничник с женой. Он только приехал в отпуск, и ему надо было решать дела в институте. Он учится заочно.
К обеду приехала дочь с мужем и внуком. У них во второй половине дня были неотложные дела. А сын с женой и внучкой приехали после его работы, к вечеру.
В этот день сын подарил мне наручные часы. Этот подарок меня удивил. Зачем мне часы? В телефоне - часы, в смартфоне – часы, в автомобиле – часы. А в квартире в каждой комнате, в коридоре и на кухне настенные часы – пять штук!  Из них только одни купили мы, остальные нам подарили. Я конечно об этом сыну не сказал. Только поблагодарил. Ведь он старался, подарил не абы какие, а фирменные, дорогие.
Часы крупные, как теперь модно, чтобы были заметны на руке. На белом циферблате обычные цифры и стрелки. И особенное стекло – сапфировое.

Вспомнилась фотография моего детства. Мне года два с половиной. Я согласился фотографироваться, когда мне надели на руку часы. Они тикали и казались живыми. Я был тогда блондином с кудряшками. Потом волосы потемнели, а потом «сбежали».
Вспомнились и первые подаренные мне дедом часы. Мне было тогда семь или восемь лет. Мы приехали в гости из Азербайджана, где тогда после Отечественной войны служил офицером отец, в Крым, в Симферополь.  Однажды, я увидел в ящике стола, где лежали всякие мелкие вещи, коробочку, а в ней большие наручные часы.
Помните фильм «Белое солнце пустыни»? Какие часы были у главного героя? Вот такие же лежали в ящике стола. Это были часы знаменитой фирмы «Павел Буре». Не «луковица», которую носили на цепочке в часовом кармашке брюк купцы и щёголи, а именно на ремешке.

Часы не ходили, и мне разрешили ими поиграть. Дед сначала возражал, но бабушка цыкнула на него, и он сдался. Пол дня я носил их на руке. Потом мне стало интересно, а что внутри?
Я взял небольшой ножичек и отколупал крышку часов. Колёсики восхитили меня. Я толкнул одно из них и часы пошли.  Я закрыл крышку и перевернул часы… Они остановились. Я покачал их и они снова пошли. Но стоило мне попытаться надеть их на руку, как они переставали ходить. Теперь я понимаю, что был сломан штифт маятника, и следовало его заменить. Но тогда мне было интересно узнать, как устроен механизм. И я развинтил и разобрал часы на детальки. Собрать я уже не смог потому, что развинчивать винтики кончиком ножа было сложно, но возможно, а вот завинчивать их уже не получалось. И я сложил все детальки в коробочку, чтобы не потерять.

На следующий день дед отнёс коробочку часовщику. Но починить их не удалось.
Надо сказать, что дед сильно не расстроился. За несколько дней до этого ему были подарены моим отцом новые часы «Победа». Это были лучшие часы того послевоенного времени.
Это была середина пятидесятых годов прошлого века. Страна за десять послевоенных лет начинала приходить в себя. Появилось много новых качественных фабричных товаров, одежда, обувь. И хотя еще шили костюмы и платья на заказ в ателье, и туфли в мастерских, но уже предпочитали фабричное в магазинах.
В то время первые часы были большим подарком к «Аттестату зрелости» после окончания школы, да и то, их получали единицы. Не все взрослые могли позволить себе такой дорогой подарок.

Я первые часы получил в седьмом классе, когда отец купил себе новые часы «Ракета», а мне отдал свои «Победа». Мне все одноклассники завидовали.
Часы были уже не новые, в потёртом корпусе. Но шли хоошо. Опаздывали в сутки не более чем на минуту. И были для меня не роскошью, а необходимостью. В школу ходить было далеко, и они помогали мне не опоздывать. И на вопрос одноклассников шептал, сколько осталось до конца урока.
 Прошло два года. Однажды я узнал, что есть часовая мастерская, где можно поменять корпус часов. Там оказалось, что механизм «Победы» прекрасно помещается в корпус «Ракеты». И я стал обладателем новых часов «Ракета» в анодированном (почти золотом) корпусе. Правда я лишился секундной стрелки, которая в «Победе» была сбоку, а механизм «Ракеты» имел центральную секундную стрелку. Но кто на это обращает внимание?

Прошло пять лет. Я окончил школу и уже учился в институте заочно, и работал в НИИ Автоматики, когда однажды мой друг похвастался, что поменял свои старые часы, на новые.  Так я снова оказался в часовой мастерской, которая осуществляла такую замену. Конечно, я понимал, что это будут не новые часы, а только новый корпус со старым часовым механизмом. Но я без сожаления поменял свои часы на предложенные, выбрав уже не круглые, а модные тогда с прямоугольными выпуклыми боками корпусом, центральной стрелкой и днями недели. Зелёный перламутр циферблата удивлял моих знакомых. Назывались они «Слава».
Шли они, к сожалению, не точнее прежних, но я не задумывался об этом. Эти часы долго служили мне, пока не появились в продаже советские часы «Электроника-5». Это были первые  не стрелочные, а цифровые часы. Стоили они по тем временам дорого, целых пятьдесят рублей. Но я не пожалел денег.
Это были мои первые новые часы. Они показывали время, дни недели и даже имели будильник.

Прекрасные и очень надёжные часы.
В 1985 году в честь сорокалетия Победы в Великой отечественной войне, моему отцу в военкомате, как ветерану войны, подарили юбилейные «Командирские» часы.  И он отдал мне свои «Электроника-53». Они были попроще моих, и я их не носил. Они лежали и ждали своего часа, который все же наступил. Я неосторожно стукнул свои часы и повредил край дисплея.
Оказалось, что замена дисплея сопоставима с покупкой новых часов. Вот тогда и пригодились часы отца.
Так завершилась моя «часовая эпопея». Больше я часов не покупал потому, что пришло время мобильных телефонов имеющих свои часы. И носить лишнюю вещь на руке уже не хотелось.

И вот тикают мои новые и дорогие часы. Они будут отсчитывать дни и недели, надеюсь и годы моей жизни…
Глядя на младших внуков, счастливых и звонких, начинаю понимать, почему с возрастом человек становится тише грустнее. С возрастом он отягощается памятью прожитого. Этот груз всё сильнее давит на плечи, и ещё сильнее на душу. Счастливы только единицы. Те, кто не утруждает свой мозг воспоминаниями о прошлом. Не страдает о потерях. Все мысли такого человека направлены на осуществление главной идеи его жизни, его творчества или его дела, которые подхватят и понесут его дети или внуки. Но он не думает об этом. Он творит, делает, трудится. И не важно, принесёт ли это пользу всему человечеству, или только будет радовать его одного…
А часы всё тикают…  … «счастливые часов не наблюдают» ;…


Рецензии
"Победа" - это, скорее всего, Завод им. Масленникова (Самара). Сейчас этого завода уже нет. Так же, как нет и завода "Ракета" (Петродворец). А производил он очень хорошие часы. За 15 лет эксплуатации они у меня побывали в ремонте буквально пару раз. А вот чистопольские "Командирские" поначалу ремонтировал практически ежегодно, пока они не попали к хорошему часовщику. Сейчас получше, но всё одно, по надежности и точности хода "Ракета" - лучше. А вот по заводу, который держится практически двое суток, среди моих часов нет равных часам Второго московского часового завода "Слава". Первые же часы мне подарили примерно в том же возрасте, что и Вам. Это были "Спортивные" Первого московского часового завода. О том, что это были за часы и как оказались моими, вот этот рассказ - http://www.proza.ru/2016/02/14/1373
И вообще, как-то не представляю себя без часов на руке. Не только потому, что удобнее: сразу видно время, не надо вытаскивать смартфон, выводить его из спящего режима... Мои часы - это часть жизни моих родных и моей собственной. И каждые из них много чего могли бы рассказать. Но они помалкивают. А что говорить попусту? Я ведь знаю все их истории. А кому-то другому они, вполне может быть, совсем неинтересны...

Константин Кучер   23.10.2017 17:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.