244-я Бомбардировочная дивизия

244-я бомбардировочная авиационная дивизия Резерва Ставки Верховного Главнокомандования сформирована на основании приказа № 00123 от 12 июня 1942 года НКО СССР
Первоначально в состав 244-й БАД входили 45-й, 201-й, 861-й и 453-й бомбардировочные, 153-й, 185-й истребительные авиационные полки. Их за короткий срок вооружили американскими бомбардировщиками «Бостон-3» и истребителями «Аэрокобра», поставленными в СССР по ленд-лизу союзниками. Лётный состав имел опыт боевых действий. Новые самолеты освоили по ускоренной программе. Каждый летчик налетал на американских самолетах по три - четыре часа, а экипажи бомбардировщиков выполнили только по одному практическому бомбометанию. Дивизия организационно входила во 2-ю воздушную армию, а по оперативному назначению составляла резерв Ставки Верховного Главнокомандования.

Возглавил дивизию опытнейший летчик – генерал-майор Леонид Антонович Горбацевич. А после его гибели 24 июля 1942 года командиром дивизии был назначен Герой Советского Союза генерал-майор Василий Ильич Клевцов.

Повествуя о частях дивизии, воевавших в воронежском небе, мы называем множество военных эпизодов, фамилий героев войны. К сожалению, многие летчики – уже на других фронтах – не вернулись с боевых заданий и не дожили до Победы. Пусть эта публикация станет еще одним шагом к увековечиванию памяти защитников нашей Родины. Ведь они живут среди нас, пока мы о них помним.
Бомбардировочные полки 244-й БАД
Под Воронежем полки авиадивизии выполняют задачи по непосредственному содействию сухопутным войскам на участках 6-й, 38-й 40-й и 60-й армий. Бомбардировщика наносят удары по врагу в населенных пунктах Губарево, Семилуки, Подклетное, Старое Село, Малышево, Петино, Трушкино, Устье, Подгорное, Покровское, Селявное, 1-е Солдатское, Песковатка, Мостище, Гремячье, Дивногорье, Оськино, Большая Орловка, Шилово, Северцово - Каверья, 1-е Сторожевое, Коротояк. Сбрасывают бомбы по фашистам, рвущимся к Воронежу. Бомбят летчики дивизии железнодорожные станции Касторная, Копанище, Россошь.

Их боевая работа неоднократно отмечается командованием. Военнослужащие получают телеграммы благодарности от наземных войск.

Проникновенные слова присылали пехотинцы. Приводим полный текст:

«Нашим боевым друзьям – сталинским соколам авиасоединения товарища Клевцова. Мы, бойцы, командиры и политработники энского стрелкового полкаЮ решили обратиться к вам с этим письмом, чтобы поблагодарить вас за огромную помощь, которую вы оказали нам в борьбе с проклятыми оккупантами. За последние пять дней нам пришлось драться в трудных условиях с превосходящими силами врага. Противник не жалеет ни техники, ни живой силы, чтобы выбить нас с Тихого Дона и захватить обратно населённые пункты на западном берегу Дона.

Наши пехотинцы, следуя приказу товарища Сталина: «Ни шагу назад», во взаимодействии с вами, с артиллерией, истребителями, танками дрались в эти дни особенно геройски. На подступах к населённому пункту сложили свои головы сотни и тысячи врагов. Нами уничтожено: 19 танков, взято до сотни пленных и захвачены большие трофеи: пушки, миномёты пулемёты, снаряды, машины и многое другое боевое имущество. Несмотря на огромные усилия и жертвы, противник не добился успеха. Мы отстояли населённый пункт, нанесли врагу серьёзное поражение. В этих боях мы многим обязаны вам, вашей мощной боевой помощью.

В эти дни мы с гордостью наблюдаем, как смело, искусно вы били врага на переднем крае и по скоплениям. Огонь ваших бомб и пулемётов заставили противника надолго умолкнуть на поле боя. От имени всего личного состава полка мы благодарим вас и желаем дальнейших успехов в нашем общем деле по разгрому немецких оккупантов. Бейте гадов крепче! А мы обещаем вам полностью использовать вашу мощную помощь и помогать вам самим, подавляя его зенитные средства, всеми способами, какие имеются в нашем распоряжении.

По поручению бойцов и командиров письмо подписали: политрук Погребняк, старший политрук Воробьёв, красноармеец Фуксов красноармеец Липый, сержант Старченко, красноармеец Казачанский».
Это письмо написано бойцами 508 го стрелкового полка 174-й стрелковой дивизии, которые сражались в городе Коротояк. Среди подписавших письмо – политруки тридцатидвухлетний Погребняк Дмитрий Евдокимович и двадцатипятилетний Воробьев Павел Евсеевич (19 августа 1942 года он погибнет в боях за этот город).

Благодарило летчиков за ратный труд и командование 2-й воздушной армии. Начальник штаба полковник Николай Леонтьевич Степанов отмечал в записке начальнику штаба авиадивизии Михаилу Васильевичу Комарову: «Наблюдением с земли задача выполнена хорошо».

Не забывал поблагодарить бомбардировщиков командующий Воронежским фронтом генерал-лейтенант Н.Ф.Ватутин. В телеграмме он сообщал: «Командиру 244-го бад. Весьма срочно. Довести до лётного состава, что работу 22 сентября 1942 г. на участке Чибисова оцениваю отлично».

В боях с врагом самолетами 244-й БАД уничтожено или повреждено: танков и бронемашин – до 300, автомашин с грузами и войсками – 450, орудий и миномётов – до 60, зенитных артиллерийских пулемётных точек с прислугой – до пяти, 12 переправ, 25 складов с боеприпасами и цистерны с горючим, сожжено и взорвано четыре железнодорожных эшелона, уничтожено до двух тысяч врагов.

Бомбардировочными ударами и прикрытием с воздуха дивизия непосредственно содействовала наземным войскам в обороне города Воронежа. Части дивизии в процессе выполнение боевых заданий провели 433 воздушных боя, в том числе 292 воздушных сражения с вражескими истребителями. В воронежском небе сбито 125 самолётов противника.

Потери бомбардировочных и истребительных полков авиадивизии составили 65 самолетов, в том числе три небоевых. Не вернулись с боевого задания 36 человек, погибли в бою – 44 человека. В битве за Воронеж потери составили 80 человек, в том числе 23 лётчика, 18 штурманов, 35 – стрелков-радистов и воздушных стрелков, четверо – техников и механикоа. К сожалению, всех погибших пофамильно выяснить не удалось.
453-й бомбардировочный авиаполк
Из бомбардировочных частей дивизии о боевых действиях на Воронежском фронте 453-го БАП нет опубликованных сведений. Полк начал боевые действия под Воронежем 4 июля 1942 года. В боевой характеристике дивизии, написанной в 1944 году, сказано, что он вместе с 201-м БАП и истребительными полками 8 августа 1942 года убыл в распоряжение 6-го запасного авиаполка, где формировались перегоночные полки для воздушной трассы «Аляска – Сибирь». Несколько летчиков полка перешли в 45й- БАП. Среди них – лейтенант Рогинец Владимир Владимирович, который с 4 июля по 8 августа в 453-м БАП совершил 17 боевых вылетов.
45-й бомбардировочный авиационный полк
45-й БАП воевал на Воронежском фронте до 10 ноября 1942 года. Его возглавляли опытные военные начальники: командир майор Кузнецов Михаил Федорович, полковой комиссар Богатиков Георгий Иванович, начальник штаба майор Кузнецов Петр Иванович, штурман полка капитан Рекунов Александр Никифорович.

Первую эскадрилью 45-го БАП водил в бой майор Бебчик Николай Савельевич (военком – батальонный комиссар И.Носов), участник советско-финляндской войны, награждённый медалью «За отвагу».

Второй эскадрильей командовал кавалер ордена Красного Знамени капитан Ковальчук Касьян Нестерович, а после его гибели – орденоносец старший лейтенант Василий Федорович Орловцев (батальонный комиссар Николаев).

Летчики, рискуя жизнью, ежедневно поднимались в воздух. Звено лейтенанта Кравченко Дмитрия Андреевича первого июля вывело из строя пять танков у села Гайворонка, а шестого июля тремя попаданиями разбомбило переправу фашистов через Дон у села Устье. Стрелок-радист сержант Тихонов Владимир Васильевич уничтожил пулемётным огнём два немецких стервятника.

Начальник связи эскадрильи лейтенант Пронин Петр Аристович, летающий воздушным стрелком-радистом, в десяти воздушных боях сбил два истребителя врага. 28 июля при бомбардировке танков и автомашин у Семилук его экипаж уничтожил три танка и взорвал склад горючего.

Лётчики отличились в августе 1942 года в боях за город Коротояк. Экипаж, где штурманом воевал сержант Ветров Василий Матвеевич, уничтожил до 20 танков и 30 автомобилей. Попавшие в цель бомбы, сброшенные с самолета младшего лейтенанта Евдокимова Сергея Фёдоровича, облегчили задачу нашим частям по захвату плацдарма в городе Коротояк. На возвращающееся с боевого задания звено наших бомбардировщиков напали семь немецких истребителей. Их атаки отбиты воздушными стрелками. Машину воздушного стрелка-радиста сержанта Шишкина Николая Ивановича западнее Воронежа атаковали немецкие истребители Хи-113. Шишкин отбил их атаки и спас жизнь экипажа.

Звено второй эскадрильи старшего лейтенанта Хныкина Василия Ильича, где штурманом воевал земляк воронежец лейтенант Крючков Леонид Давыдович, сбрасывало бомбы на головы врагов у Гологузовки. Командир звена Хныкин летал на именном самолете «Охотник». Члены его экипажа считались лучшими разведчиками в полку. Летчики всегда доставляли ценные сведения, возвратившись из разведки. На счету воздушного стрелка-радиста сержанта Сергея Павловича Чаплыгина значился сбитый «хенкель-113».

Четвёртого августа «Бостон-3» при бомбардировке переправы у Семилук попали под сильный зенитный огнь. Воздушные стрелки пулеметными очередями заставили замолчать зенитные точки, что позволило уничтожить переправу.

Штурман лейтенант Орлов Сергей Ефимович группой в шесть самолётов в районе Малышево уничтожил два танка, пятнадцать автомашин, а у Подклетного – три танка, одиннадцатьавтомашин и склад с горючим.

Бомбы, сброшенные лейтенантом Филоненко Иваном Моисеевичем, уничтожили под Воронежем до десяти танков и до восемнадцати автомашин.

Экипаж самолета пилота лейтенанта Дегтярёва Иван Дмитриевич разбомбил до семи танков и переправу у села Старые Семилуки.

Звено лейтенанта Лебедева Федора Григорьевича, который водил на боевые задания группу из пяти – семи самолётов, у Малышево уничтожило две автомашины, склад с боеприпасов и орудие, недалеко от Подгорного – одиннадцать автомашин, четыре цистерны с горючим и до взвода пехоты. Их смертоносный груз у города Семилук настиг восемь танков и семнадцать автомашин. У Старых Семилук летчиками взорваны переправа через Дон и склад с боеприпасами.

11 сентября у села Оськино наших бомбардировщиков атаковали десять немецких истребителей. Лейтенант Пронин с товарищами отогнал стервятников и уничтожил на земле зенитную точку.

Только за два месяца боев на Воронежском фронте 45-й авиаполк произвел 422 боевых вылета. Летчиками сброшено 234 тонны бомб, 75000 пропагандистских листовок. Пилоты уничтожили и повредили 90 танков, 10 бронемашин, 239 автомашин, 12 цистерн с горючим, 8 батарей, 24 склада, 4 переправы. В воздушных боях экипажи сожгли четыре вражеских самолета.

Фашистам удалось сбить и подбить семь самолетов «Бостон-3». Полк потерял под Воронежем семь человек убитыми, три летчика пропали без вести, шесть – получили ранения.

Пятого июля 1942 года «Бостон-3» под управлением старшего лейтенанта Янсона Владимира Фомича (стрелок-радист младший сержант Константинов Борис Антонович, штурман Ильясов) разбился у села Ивановка Хохольского района Воронежской области. Местный житель Новиков Павел Федорович видел, что в возвращавшийся с боевого задания самолет ударила молния, и он упал. Новиков похоронил тела членов экипажа, сохранил документы летчиков в период оккупации, а после войны передал их в военкомат.

Торжественно летчиков перезахоронили на кладбище села 8 мая 1965 года. Скоро исполнится 75 лет этому трагическому событию, а могила, где покоится прах летчиков и одиннадцати неизвестных солдат Красной Армии не паспортизирована и не поставлена на учет местными властями.
На самолет командира эскадрильи капитана Ковальчука Касьяна Нестеровича напало сразу три самолета. Они настигли наш бомбардировщик над деревней Малиновкой Верхнехавского района.

Учитель истории МКОУ «Спасская СОШ» Алла Николаевна Мочалова со школьниками нашла очевидца трагедии, разыгравшейся в небе. Мария Тихоновна Юрканова рассказала: «Рано утром мы увидели воздушный бой нашего самолёта с тремя немецкими. Потом наш самолёт загорелся и упал в поле, в полкилометра от села. Мы заметили, что один лётчик выпрыгнул с парашютом. Когда мы подбежали туда, увидели, что самолёт горит, а боеприпасы ещё рвутся. Обнаружили, что от летчиков остались только части тел. А лётчик с парашютом отлетел метров за тридцать от самолёта и разбился. К вечеру мы их похоронили около самолёта»

Ребята и учителя Спасской школы собрали материал о погибшем экипаже 45-го БАП. Они установили, что командир эскадрильи капитан Ковальчук родился в 1908 году. В 1929 году женился. Жена Акулина Евстафьевна подарила ему сына Ивана и двух дочерей, Надю и Веру. Проживала семья в селе Белиловка Ружского района Житомирской области. Касьян Нестерович в Красной Армии – с 1930 года. Он закончил летное училище в 1934 году. Участвовал в боях с белофиннами в 1940 году. Награжден орденом Красной Звезды за отличное выполнение боевых задач на финском фронте. В войне с фашистской Германией Ковальчук совершил в 1941 году 31 боевой вылет, водя в бой девятку бомбардировщиков. Его эскадрилья выполнила 280 самолетовылетов. За успешное выполнение заданий командования капитан Ковальчук награжден орденом Красного Знамени.

Штурман эскадрильи капитан Боровков Василий Николаевич родился в 1907 году в деревне большая Вишня Луховского района Ивановской области. Его родители умерли рано, и воспитывался мальчик у тети. В 1933 году он окончил 1-е Московское краснознаменное артиллерийское училище имени Л. Б.Красина. Как отличника его послали в авиационную школу города Харькова, окончив которую, он стал летчиком-наблюдателем. Его дальнейшая служба прошла в разных авиационных частях. Война застала Василия Николаевича в Кировограде, где он служил в 45-м БАП. С первых дней войны капитан Боровков – на фронте. Его жена Александра Акимовна проживала в Ленинграде, в доме № 22-а по улице Каляева.

Воздушный стрелок-радист, начальник связи эскадрильи младший лейтенант Алексеев Александр Лукич родился 1913 году в селе Федоровка (ныне Чубаревка) Пологского района Запорожской области в многодетной семье. У него было пять сестер, Зоя, Мария, Лидия, Вера, Нина, и два брата – Василий и Александр. По комсомольскому призыву Саша пошел на строительство ДнепроГЭСа имени Ленина в Запорожье. Здесь он работал и учился. В 1935 году Алексеев был призван в ряды Красной армии. За участие в Финской войне его представили к ордену Красной Звезды.

С первых дней войны он бьет фашистов. Представляя летчика к ордену Красного Знамени, командир полка Кузнецов писал в наградном листе: «23 июля 1941 года при выполнении боевого задания экипаж был атакован 6-ю «мессершмиттами» Точным огнем Алексеев сбил одного, который объятый огнем упал на землю, второго подбил, а остальные удрали. За время боевых действий с 20.08.41 по 31.08 41 имеет 25 боевых вылетов. Штурмовыми действиями зажег до 30 автомашин с пехотой, горючим и боеприпасами. Бомбометанием и штурмовыми действиями он расстреливал скопление пехоты на переправах через реку Днепр. Тов. Алексеев личным наблюдением за воздухом первым обнаруживает врага и метким огнем не подпускает противника к своей девятке». Алексеева наградили орденом Красной Звезды.
Четвертый член экипажа пилот, мл. лейтенант  Морозов Григорий Степанович в списках захоронения не значится. Его имя есть только в списках личного состава полка не вернувшихся с боевого задания.

О четвёртом члене экипажа воздушном стрелке Хавалкине Василии Ивановиче в архиве не сохранилось никаких данных. Вероятнее всего это Завалкин Василий Иванович, 1915 года рождения. призванный 22.06.1941 Лево-Россошанским РВК, Воронежская обл., Лево-Россошанский р-н. Полк стоял у Левой Россоше. И при перелете взяли еще одного пассажира.

После войны прах героев был перенесен к зданию Спасской сельской администрации, где им поставили памятник. К сожалению, составляя новые паспорта захоронения, местная администрация не внесла полные данные о летчиках, собранные школьниками. В документе, отправленном в архив Минобороны, записаны только фамилии и инициалы героев.

В донесениях о потерях полка значится старший лейтенант Железняков Василий Павлович, родившийся в городе Омутнинск Кировской области. Он пропал без вести 28 июля 1942 года.

11 сентября в воздушном бою был убит свердловчанин штурман лейтенант Бажутин Михаил Александрович. Двадцатишестилетний летчик похоронен в поселке Колодезный, в братской могиле № 164.

Полк в дальнейшем вошёл в состав 221-й бомбардировочной дивизии и воевал на Южном фронте. Войну закончил 45-м истребительным авиаполком.
861-й бомбардировочный авиационный ордена Кутузова III степени полк
Переформированный в Азербайджане, в городе Кировобаде (сейчас – Гянджа), и переученный в короткие сроки на американские «Бостон-3», 861-й БАП прибыл под Воронеж 26 июня 1942 года, пролетев без происшествий 1800 километров. Летную воинскую часть возглавляли командир капитан Никифоров Николай Александрович. Батальонный комиссар – старший политрук Поликарпов Алексей Федорович, начальник штаба – майор Павлов Алексей Георгиевич. Все они имели опыт боевых действий. Командир и комиссар участвовали в Финской войне. Никифоров за бои с финнами награжден орденом Красного Знамени. Все руководство полка сражалось с немцами с первого дня войны.

Командование части не менялось в полку всю войну. 861-й БАП до победы постоянно находился в составе 244-й авиадивизии. Это было большой редкостью на войне.

Расположившись на аэродромах Воронежа и Левой Россоши, полк вступил в схватку с врагом. Командир полка Никифоров и старший политрук Поликарпов впервые в дивизии внедрили практику одновременного взлета девятками (эскадрильей). Взлетая одновременно, они экономили драгоценное время и бензин. Опыт распространился во всех полках дивизии.

Первую эскадрилью водил в бой старший лейтенант Пырков Михаил Михайлович. Второй эскадрильей командовал тридцатиоднолетний старший лейтенант Еркин Василий Михайлович. На груди комэсков сияли ордена Красного Знамени – за участие в борьбе с белофиннами.

В экипаже Еркина сражался штурман лейтенант Головенков Павел Петрович, который был старше командира на один год. Командир и штурман дополняли друг друга. Они в числе первых экипажей в дивизии решили проблему увеличения радиуса действия машин и продолжительности полёта. Мощные моторы позволяли варьировать скоростью самолёта, но это приводило к росту расхода горючего. Опытные летчики после упорных исканий подобрали наиболее выгодные скорости, достигнув одновременно большой экономии горюче-смазочных материалов. Их нововведения позволили машинам держаться в воздухе дольше установленной нормы, увеличивая боеспособность полка.

Отличниками боевой работы в полку считались экипажи капитана Еркина, командира звена старшего лейтенанта Золотарева Александра Семеновича, лейтенантов Харченко, Казачанского, сержанта Смирнова и старшего сержанта Сердюкова.
Первые потери
Второго июля 1942 года полк понес первую потерю. Во время боевого вылета на бомбежку танковой колонны западнее Воронежа на возвращающийся с боевого задания экипаж старшего сержанта Горбоконь (Горбаконь) Вячеслава Даниловича напали немецкие истребители. Летчик пошёл в лобовую атаку на врага, но силы были неравные. Немцам удалось зажечь самолет. Штурман Максимов Виктор Андреевич и стрелок Самарцев выпрыгнули на парашютах. А Горбоконь сгорел вместе с самолетом у села Вязноватка Нижнедевицкого района. Пилот родился в 1917 году на станции Славянск в семье железнодорожника. Он рано остался без родителей, воспитывался бабушкой, а затем старшей сестрой. Учился в школе, затем в ФЗУ. Работал слесарем на железной дороге и одновременно летал в местном аэроклубе. Призван Горбоконь в армию Балашовским РВК Саратовской области в местную школу пилотов. В ходе учебы его перевели в Ворошиловградскую школу, в 1940-м он окончил её. Перед войной Горбоконь служил в бомбардировочных полках.

Только в 2012 году удалось найти самолет и летчика. Пилота перезахоронили в селе, установив ему памятник. Лопасть винта и детали двигателя самолета хранится в воронежском музее-диораме.

Третьего июля самолет командира звена лейтенанта Александра Семеновича Золотарева во время второго боевого вылета за день атаковали пять немецких истребителей. Враги пробили колесо, повредили хвостовое оперение. Самолет почти лишился управления, но Золотарев продолжал бороться за дорогостоящую технику. Ему удалось дотянуть до своего аэродрома и посадить подбитую машину. Летчик спас самолет и раненого стрелка радиста.

Опытному Золотареву часто поручалось выполнение специальных заданий по перегонке подбитых, неисправных машин, совершивших вынужденную посадку. Золотарев не раз взлетал с неприспособленных площадок и даже пашни.

Четвертого июля подвиг совершил сержант Николай Кузьмич Луценко. На аэродроме «Б» в Воронеже, за который уже велся бой, оставался неисправный «бостон». Не желая оставлять его наступающим фашистам, он под обстрелом врага сумел поднять самолет и перегнать его в Мичуринск. Ранее, в бою, экипаж Луценко прямым попаданием уничтожил склады боеприпасов в районе Семилук, разбомбил колону танков.

Пилот второй эскадрильи старший сержант Смирнов Михаил Николаевич в составе звена пятого июля бомбил моточасти севернее Старого Оскола без сопровождения истребителей. При отходе от цели звено атаковали двенадцать «хенкелей-113». Самолет Смирнова был подожжен. Воздушный стрелок-радист сержант Черный Яков Иванович, отбивая атаки пытавшихся добить горящую машину, был ранен, но продолжал бой. Смирнов мужественно вёл горящий самолет, несмотря на ожоги. Экипаж покинул горящую машину на парашютах на своей территории.
Подвиг экипажа капитана Никифорова
На воронежской земле подвиг совершил командир полка. Об этом вспоминал ветеран полка Черниевский Владимир Карпович: «Над линией фронта противник открыл ураганный заградительный огонь. В самолет из первой эскадрильи, пилотируемый старшим сержантом Банниковым Виктором Васильевичем, попали осколки. Два мотора задымили, и машина начала падать. Экипаж выпрыгнул из горящего самолета, на парашютах на вражеской территории. Никифоров после сброса бомб по целям, передав командование командиру эскадрильи старшему лейтенанту Пыркову, под прикрытием двух истребителей, полетел спасать боевых друзей. Он сумел посадить свою машину на скошенное поле и подрулил к упавшему «Бостону». Экипаж сбитого самолета быстро залез в бомболюки самолета командира. В это время два Ме-109 пытались атаковать самолет командира при взлете, но наши истребители завязали бой с ними. Это позволило капитану Никифорову разогнать машину и взлететь.

Когда командир приземлился, к нему бросились летчики полка и стали качать. Банников благодарил: «Спасибо вам, батя! В совершили подвиг». Смущенный Никифоров ответил: «Каждый из нас в случае необходимости поможет товарищу».

Алексей Яковлевич Марков, полковой поэт написал об этом такие строки:

Иду в пике! Иду в пике!
Рванулся ас остервенело.
Уже земля невдалеке
Летит навстречу садом белым.
Взметнулись снегом лепестки,
В закат осыпались багряный
И сединою на виски
Упали летчику нежданно.
Я верю разуму машин,
Но больше - силам человека,
Никто иной, лишь он один –
Хозяин и вершитель века!
Об этом эпизоде в наградном листе командира Никифорова только одна строчка «сам лично вывез 4 летчиков».
Бой над станцией Касторная 6 августа 1942 года
Воздушная разведка обнаружила на станции Касторная скопление вражеских эшелонов с живой силой, техникой и боеприпасами. Уничтожение их командование 2-й воздушной армии поручило летчикам 50-го краснознаменного бомбардировочного полка (командир майор Миронов Иван Яковлевич) 223-й БАД (командир дивизии – подполковник Юзеев Леонид Николаевич) и 861-му бомбардировочному полку.

Вечером шестого августа 1942 года первыми нанесли удар летчики 50-го авиаполка. Пилоты из эскадрилий майора Златоверховникова Серафима Ивановича и капитана Шаронова Павла Степановича, несмотря на противодействие истребительной авиации и зенитной артиллерии противника, сбросили смертоносный груз на скопление железнодорожных эшелонов. От прямых попаданий бомб эшелоны горели и взрывались. На Пе-2 набросились «мессершмитты» с рядом находящегося немецкого аэродрома. Им удалось расстроить строй самолетов и атаковать их превосходящими силами. Фашисты набрасывались на подбитые «пешки», а они, горящие, пытались дотянуть на свою территорию. В этом налете, по немецким данным, им удалось сбить восемь ПеЕ-2, а по донесениям 50-го авиаполка – пять самолетов, в которых погибло четырнадцать летчиков.

Вторая волна бомбардировщиков «Бостон-3» 861-го БАП подошла к цели в девять часов вечера. Для многих летчиков это был второй вылет за день. В первом полете самолеты бомбили фашистов в районе Коротояк и Селявное. Фашистские летчики, предупрежденные заранее, поднялись на перехват. 36 «мессершмиттов» атаковали идущие боевым курсом самолеты.

Воздушные стрелки первой и второй эскадрилий вступили в работу. Старшина Пашковский Михаил Дмитриевич, старший сержант Захожий Владимир Кириллович, сержанты Медведев Семен Макарович, Пархимчик Игнатий Максимович, Торбеев Николай Васильевич и младший сержант Башков Николай Алексеевич отбивали атаки наседавших фашистов. Их точный и прицельный огонь позволил отбить три вражеские атаки и зажёг четыре немецких самолета.

Немцам удалось сбить машину пилота управления полка младшего лейтенанта Мальцева Андрея Александровича (штурман старший сержант Пушкин Александр Григорьевич, воздушный стрелок авиационный моторист сержант Кабаков Павел Степанович, стрелок- радист сержант Советников Василий Александрович). Экипаж погиб.

Бомбардировщик «Бостон-3» второй авиационной эскадрильи, где штурманом воевал старший сержант Кальченко Василий Андреевич, фашисты зажгли восточнее Касторной. Стрелок-радист сержант Бурдо Павел Петрович, отбиваясь от истребителей, получил тяжелое ранение. Летчики перетянули через линию фронта и посадили на своей территории горящую машину. Рискуя жизнью, Кальченко вынес из горящего самолета стрелка-радиста Бурдо.

Машину, где воздушном стрелком служил Торбеев Николай Васильевич, охватило пламя. Сержант Торбеев выбросился на парашюте. Фашистский летчик пытался убить беззащитного, спускающегося на парашюте Торбеева. Воздушные стрелки сержанты Пархимчик и раненный в обе ноги старшина Алексей Денисович Малахов очередями пулеметов заставили МЕ-109 отвернуть и выйти из боя.

Звено лейтенанта Ильина Ивана Николаевича бомбометанием уничтожила эшелон с выгружающимися войсками и до десяти0 вагонов с грузом.

Бомбы, сброшенные экипажем Луценко на станции Касторная, разбили три эшелона противника с боеприпасами, артиллерией и живой силой. Возвращавшийся с задания их самолет атаковали немецкие истребители. В воздушном бою был выведен из строя мотор, а второй – подожжен. Луценко умелым маневром сорвал пламя и благополучно на одном моторе довел машину до аэродрома Мичуринск. Штурман старший лейтенант Ланченко Иван Прокопьевич, уроженец Николаевской области, получил в этом бою множественные раны и ожоги, 10 августа он умер в госпитале.

Возвратившиеся с бомбардировки станции Касторная экипажи получили благодарность командующего 2-й воздушной армии генерала Красовского. Среди них пилот старший сержант Ильинский Николай Александрович, штурманы младший лейтенант Шеремет Василий Степанович и старший лейтенант Баранцев Александр Иванович.
Таран экипажа Сердюкова?
С бомбардировки Касторной не вернулся самолет пилота 2-й эскадрильи старшего сержанта Сердюкова Владимира Дмитриевича (штурман старший сержант Кононенко Евгений Трофимович, стрелок -радист сержант Кудряев Александр Владимирович, воздушный стрелок, механик авиационный старший сержант Леонов Василий Николаевич), который при заходе на цель подбили фашисты.

Кандидат исторических наук В.В.Гагин в статье «Боевые действия 3-й ударной авиационной группы» приводит воспоминания очевидца и участника боя, в то время адъютанта эскадрильи лейтенанта Черниевского. Ветеран вспоминал: «Все четыре члена экипажа были тяжело ранены в воздушном бою, но не покинули самолет, не свернули с боевого курса. Я видел удар самолета Сердюкова в самую гущу немецкой колонны. Немецкие танки и автомашины остановились. Я видел большой столб огня и дыма высотой 500-600 метров, перевернутые автомашины».

Недавно в Интернете появился анонимный рассказ родственника Сердюкова. В нем говорится, что старший сержант Сердюков не совершал таран и не погиб, – он выбросился на парашюте.

Родственник приводит воспоминания Сердюкова, где говорится, что он сумел вернуться в часть, где его встретили как героя. Летчик товарищам не сказал правду, что тарана не было. Через время, пишет родственник, вернулся в часть воздушный стрелок Леонов, который бросился на Сердюкова с пистолетом и обвинил его в гибели других членов экипажа, которые не успели из-за него выпрыгнуть и спастись. Командир Никифоров отчислил летчика Сердюкова в истребительный полк.

Многое из приведенной выше информации опровергают открытые архивы.

Архив Минобороры Белоруси подтвердил нам, что, в живых остался сержант Кудряев Александр Владимирович, 1921 года рождения, но не Леонов. Ему Московским РВК города Минска был вручен орден Отечественной войны II степени №1791512 в 1985 году. После Великой Отечественной войны Кудряев проживал в городе Минске, работал на щетинно-щеточной фабрике. Александр Владимирович умер в 2003 году, на 84-м году жизни.

О судьбе Леонова рассказала немецкая карточка на военнопленного. В ней сказано, что Леонов – член экипажа бомбардировщика ВВС, сбит 6.8.42 в 20 часов (берлинское время) истребителем над Касторной. В тот же день он умер от черепно-мозговой травмы. Родился Леонов в 1923 году в Новосибирской области, в рабочем поселке Чик. Немцы записали, что похоронен воздушный стрелок в братской могиле. Почему немцы с уважением отнеслись к смертельно раненному летчику, записав даже данные о его захоронении? Может, и их потряс подвиг экипажа?

В самолетах «Бостон-3» было предусмотрено двойное управление. Машиной, если погибал летчик, мог управлять стрелок-радист. В его кабине предусмотрены вторые ручки управления. Возможно, бомбардировщик направил во врага Леонов. Смертельное ранение головы говорит о том, что при ударе о землю воздушный стрелок вылетел через верхнюю секцию заднего фонаря кабины. Запись сделанная, фашистами, не называет полк летчика, что свидетельствует о том, что смертельно раненный Леонов не назвал им даже своего полка.

Если верить родственнику, что два человека вернулись в часть в течение месяца, то почему похоронки командованием полка были отправлены на улицу Пролетарскую в город Верхний Лисичанского района Ворошиловградской области – матери Сердюкова, Надежде Владимировне, 9 октября 1943 года, а на Кудряева жене, Надежде Ивановне, – в Минск на улицу Ленинградская, дом, 3. кв.3, в 1944 году? Значит, в полку не знали о чудесном спасении Сердюкова и Кудряева. Ветераны полка считали их героями и после войны, отмечая, что они совершили огненный таран.

Нет данных о штурмане Кононенко Евгении Трофимовиче в архиве МО, кроме списка не вернувшихся с боевых заданий летчиков полка от 28 августа 1942 года. В опубликованных документах архива значится только пропавший без вести в июле 1942 года воентехник 585-го БАП Кононенко Евгений Николаевич из Ростовской области. Может, это один и тот же человек, и ошибка – только в отчестве?

Эта история еще требует изучения. Но очевидно то, что таран был, на глазах у летчиков полка, летавших на задание.
Удары по врагу
11 августа командир полка Никифоров водил группу «Бостон-3» и «Пе-2» на бомбардировку немецких войск в городе Коротояк. Не успели самолеты приземлиться на аэродроме, как их уже ждала телеграмма от командования 6-й армии: «Командиру, комиссару 244-й бад. Сообщаю для доведения до лётного и технического состава оценка работы частей на участке Харитонова: «Спасибо соколом за хорошую работу от наших бойцов и командиров. Враг сегодня за свои попытки осквернить наш тихий Дон поплатился большой кровью. Выполняя приказ товарища Сталина, наши части стойки дерутся, не уступаю врагу наш тихий Дон. Сегодня вы били хорошо, а завтра нужно быть ещё лучше. Харитонов. Мехлис. Полынин. Степанов. 11 августа 1942г».

На следующий день пилоты бомбят скопление танков в Рабочем поселке (сейчас – Придонской) в районе Воронежа. На бомбардировщики напали тринадцать МЕ-109, они были отогнаны огнем воздушных стрелков старших сержантов Лямина Ивана Михайловича и Косенко Карпа Иванович, сбившего «мессершмитт». Машину воздушного стрелка Шишкова Александра Ивановича зажгли фашисты. А сам старший сержант Шишков, отражая атаки, был тяжело ранен. Экипаж, спасая ему жизнь, сумел дотянуть и посадить горящую машину на своей территории. Штурман старший сержант Аюпов Галимзян Рахимзянович, рискуя жизнью, вынес стрелка, но сам получил ожоги.

13 августа 1942 года шесть самолетов на юго-западной окраине Воронежа бомбили вражеские войска. На боевом курсе их атаковали десять истребителей. Воздушный стрелок радист Лямин вместе с другими летчиками отражает атаки немцев. Вражеские пули пробили стрелку правую руку, прострелили челюсть, но он продолжал защищать свой самолет, ведя непрерывный огонь из пулеметов. Не вернулся в этот день с боевого задания воздушный стрелок одессит Баршах Абрам Яковлевич.

Бомбардировщик старшего сержанта Луценко успешно сбросил бомбы на скопления танков, автомашин и живой силы врагов. Напавшие на «бостон» «мессершмитты» пушечными снарядами разрушили и подожгли оба мотора, перебили управление самолетом. Пользуясь одним триммером (небольшая отклоняющаяся поверхность в хвостовой части руля, служащая для уменьшения усилий в системе управления), он посадил горящий самолет и спас экипаж. Получивший смертельные раны и ожоги штурман младший лейтенант Морозов Терентий Петрович отправлен в госпиталь в село Хлебное Новоусманского района, где умер 20 августа 42-го. Двадцатишестилетний летчик, который родом был из Ворошиловградской области Покровского района, увековечен в селе Рождественская Хава.
Звено младшего лейтенанта Петухова
Почти ежедневно бомбардировщики водили в бой заместитель командира эскадрильи лейтенант Ильин, командиры звена первой эскадрильи младший лейтенант Петухов Иван Георгиевич (правильно Григорьевич) и лейтенант Золотарев.

Однажды на группу Петухова, возвращавшуюся после бомбардировки, в глубоком тылу врага напала пятерка немецких истребителей. Немцы заходили сбоку, снизу, сверху, одновременно атаковали с нескольких сторон, но стрелки старшие сержанты Поспелов Анатолий Григорьевич, Бычков Евгений Иванович, Кузнецов Борис Николаевич, раненный в бою сержант Лямин искусно парировали удары немцев. Атакующие самолеты фашистов неизменно попадали в струи трассирующего огня. Сбитый воздушными стрелками стервятник заставил атакующих врагов выйти из боя. Немцам не удалось разрушить строй бомбардировщиков. Петухов благополучно привёл всю группу на аэродром.

Звено младшего лейтенанта Петухова и штурмана лейтенанта Сомова Александра Павловича считалось в полку лучшим по бомбометанию переднего края противника. Всегда удар по переднему краю наносили опытные штурманы старшие лейтенанты Оленчук Трофим Леонтьевич, Баранцев Александр Иванович, младший лейтенант Рывлин Зиновий Соломонович, старший сержант Сироткин Николай Иванович.

Прежде чем направить группу самолётов на боевой курс, штурман должен мгновенно оценить окружающую обстановку, сличить с картой систему оборонительных сооружений противника, обычно – тщательно замаскированных, и уточнить опознавательные знаки своих войск. Ошибок в прицеливании быть не должно. Всего лишь сотни метров, а порой и меньше, отделяли наши позиции в Воронеже от позиций немцев. Бомбовый удар должен быть мощным, точным и своевременным.

Летчики-бомбардировщики любили этот вид работы. Они понимали, что за результатами бомбометания следят тысячи бойцов с переднего края. И от из работы, зависит исход наступления или обороны.
Трагедия над Потуданью
23 августа звено лейтенанта Василия Васильевича Харченко (штурман – младший лейтенант Гусев Константин Константинович, призывавшийся в 1939 году Воронежским ГВК), точно сбросило бомбы на фашистские танки, спрятанные в оврагах юго-западнее Коротояк. Экипаж пилота Ивана Ксенофонтьевича Якшина наблюдал три взрыва и шесть очагов пожара. Возвращающиеся с боевого задания «бостоны» пытались перелететь линию фронта использовав пойму реки Потудань, где не было немецких зенитных орудий. Этот прием фашисты знали, и потому ждали из в засаде, установив пушку, на правом высоком берегу реки.

Немцам удалось подбить несколько самолетов. В машину, где воздушным стрелком воевал младший сержант Божков Николай Алексеевич, попал снаряд. Взрывом разворотило колпак кабины стрелка-радиста Божкова, и он загорелся. Летчик перетянул горящий «Бостон-3» через линию фронта и посадил его. Двадцатилетний уроженец Новоческасска Божков сгорел вместе с машиной в районе села Давыдовка.

По свидетельству очевидцев с хутора Мостище, в реку Потудань упали два самолета. У одного «бостона» после попадания снаряда загорелся правый двигатель, после чего последовал взрыв, и он упал в заболоченную пойму реки Потудань. Вслед за ним, без видимых причин, рухнул и второй самолет. Местные жители видели, что взрыва в момент падения не было.

В этот день не вернулись на свой аэродром экипаж пилота 1-й эскадрильи старшего сержанта Лушакова Николая Васильевича (стрелок-бомбардир старший сержант Брусницин Павел Алексеевич, воздушный стрелок-радист старший сержант Гецев и летавший воздушным стрелком литератор дивизионной газеты из управления 244-й БАД старшина Ляшевский.

Во 2-й эскадрилье не досчитались машины сержанта Исакова Бориса Григорьевича (стрелок -бомбардир лейтенант Бобров Иван Емельянович, стрелок-радист старший сержант Макаров Алексей Васильевич, воздушный стрелок младший сержант Мордухаев Нисан Аккоевич).
Вот уже больше 30 лет члены поискового клуба подводного плавания «Риф» под руководством Виталия Николаевича Латарцева ищут упавшие самолеты. В 2003 году к ним присоединился поисковик из города Миас Александр Борисович Кабанов. Выезжая каждый год на реку Потудань, они метр за метром обследуют этот заболоченный участок. Есть у них мечта – достать самолеты, похоронить летчиков с почестями. А если удастся – восстановить один из «бостонов». Виталий Николаевич уверен, что у погибшего корреспондента старшины Ляшевского находился с собой фотоаппарат, и если удастся его найти и проявить пленку, то это поможет разгадать обстоятельства последнего боя летчиков.
Последние потери полка
17 сентября 1942 года начальник отдела кадров техник-интендант второго ранга Барановский доложил начальнику отдела кадров 244-й БАД капитану Чистякову: «Доношу, что при выполнении боевого задания на уничтожение переправы через реку Дон в районе Малышево наше звено было атаковано истребителями противника. На свой аэродром не вернулось два экипажа. 1-й экипаж пилот старший сержант Смирнов Михаил Николаевич, стрелок-бомбардир старший сержант Шашков Семен Сергеевич, стрелок-радист сержант Ашихмин Сергей Александрович, воздушный стрелок ефрейтор Егоров Михаил Егорович. 2-й экипаж: командир звена лейтенант Казачанский Михаил Сергеевич, стрелок-бомбардир старший сержант Филюхин Михаил Герасимович, стрелок-радист сержант Орлянский Иван Антонович, воздушный стрелок старший сержант Погребной Иван Терентьевич.

По имеющимся данным, экипаж пилота Смирнова приземлился на горящем самолете на своей территории и находится в Молотовском санбате, состояние экипажа неизвестно».

На возвращавшуюся на аэродром машину Смирнова напали «мессершмитты» в районе Усмани. Стрелок-радист сержант Ашихмин, получивший ранение, отбил шесть атак истребителей противника, но им удалось поджечь наш самолет. Экипаж выбросился на парашютах и остался в живых. От немецких истребителей спускающихся летчиков защищал меткой стрельбой воздушный стрелок другого самолета младший сержант Шарико Павел Абрамович.

Экипаж Казачанского погиб. О командире звена известно, что он родился в городе Ровеньки в 1917 году. Член ВЛКСМ с 1936 года. В Красную Армию вступил в 1939 году. О других членах экипажа сведений нет.

Последней потерей полка стал военный комиссар эскадрильи старший политрук Помогайбо Александр Сергеевич. Тридцатидевятилетний уроженец Кировской области умер от ран 3 октября 1943 года, похоронен в селе Бабяково Новоусманского района.
201-й бомбардировочный полк
После боев под Ленинградом и Псковом 201-й БАП переучивался на «бостоны» в 11-м запасном авиаполку в городе Кировабаде в Азербайджане. Под командованием полковника Недосекина Павла Владимировича (батальонный комиссар Харьков, начальник штаба майор Цейклин Бенициан Моисеевич) на Воронежском фронте за два месяца совершил 285 боевых вылета. Орденами и медалями отмечено командованием семь человек. За успешные бомбометания награждены пилот младший лейтенант Ивакин Владимир Иванович, штурман авиаэскадрильи старший лейтенант Бредихин Андрей Иванович, командир звена Сабуров Александр Александрович, штурманы лейтенанты Кузнецов Федор Петрович, Радионичев Николай Хрисанфович и воздушные стрелки-радисты Юрченко Виктор Алексеевич и Крестинин Владимир Александрович.

Восьмого августа полк убыл на переформирование. Донесений о потерях полка не найдено.

Впоследствии 244-й бомбардировочной авиационной дивизии за выполнение боевых заданий командования было присвоено почётное наименование «Лозовская». За героизм и мужество в боях с врагом она награждена орденами Красного Знамени и Богдана Хмельницкого II степени. Закончила войну дивизия в Австрии – в составе 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта.


Рецензии