Исповедь компьютера

Исповедь компьютера.
 
Лейтенант Бодров приступил к работе. Долгожданный момент, наконец, после подробного инструктажа и получения задания, он оказался на своём рабочем месте оперативного дежурного в Отделе борьбы с разглашением государственных тайн в интернете. Чувства гордости и ответственности переполняли молодого лейтенанта. Жаль только, что не мог представляться своим знакомым в этой должности. Но, увы! Приходилось говорить просто — сотрудник военного вычислительного центра. Таковы непреклонные правила этого ведомства. Это не совсем устраивало амбициозного офицера, который окончил училище одним из лучших программистов. Не зря же его направили в контрразведку. Ну, ничего, он ещё заставит коллег уважать себя!
Принял смену, расписался в журнале дежурств и устроился в удобном кресле перед мониторами. Сменщик покинул комнату, а лейтенант откинулся на спинку кресла и наслаждался свершившимся событием. Ему казалось, что в таких креслах работают даже генералы.

На этом посту раньше работал заслуженный человек, майор электронной контрразведки. Но его отправили на пенсию. Вот Алексей, а именно так звали Бодрова, получил богатое наследство. Это одна из сложнейших компьютерных программ контроля всемирной паутины – «Бредень». В её распоряжении находился мощный суперкомпьютер, подключённый сотнями каналов к интернету. В её функции входило: слежение за потоками информации, передаваемыми по стране и за её пределы, проверка содержания в них государственной, технической или коммерческой тайн.
Нет, это не программа тотального контроля над гражданами, она искала только источники утечки секретов. Работала годами и круглосуточно, несколько раз модернизировалась и вновь становилась на «боевое дежурство». Накопленные этой программой сведения имели гриф «Совершенно секретно», состояли из сотен тысяч файлов и постоянно наращивались. В случае обнаружения чего-то подозрительного, информация передавалась в аналитические отделы.

«Бредень» сама создавала сайты-ловушки и ложные почтовые ящики, заманивала потенциально неблагонадёжных пользователей к переписке и провоцировала их выдавать секреты. Прямо скажем, это настоящий шедевр контрразведки и разведки тоже. Выявление шпионов или предателей в интернете — очень сложное дело, сравнимое только с поиском сигналов от внеземных цивилизаций в космосе, так самоуверенно считали сотрудники отдела. А программу они на профессиональном жаргоне называли «принтвира» (программа интеллектуальная виртуальная).
Бодров и его сменщики выполняли функцию оператора комплекса. Они имели достаточно высокие полномочия, как администраторы. Не зря же их натаскивали три месяца по одной-единственной программе, приняли десятки зачётов. Одновременно их проверили на благонадёжность, и допустили к  работе с секретными документами.

Чувствуя себя настоящим «бойцом невидимого интеллектуального фронта», Алексей рьяно взялся за исполнение ответственной работы. Однако, его вмешательства в процесс пока не требовалось. Лейтенант занялся просмотром журналов работы программы за последнее время. Нельзя сказать, что это занятие увлекательное, но для новичка это тоже интересно. Несколько часов просматривал создаваемые почтовые ящики и сайты, иногда пытался вникнуть в смысл их содержимого. В большинстве случаев это не удавалось, ведь речь шла о различных научных направлениях, а Алексей считал себя «асом» только в программировании.

Но как говорят, «новичкам везёт даже в азартных играх». Неожиданно он заметил несоответствие чисел созданных и работающих ложных сайтов. По регламенту работы программы, последние должны уничтожаться, чтобы «замести следы». Бодров ещё раз проверил. Работающих сайтов больше, чем созданных. Выходило, что не все ложные своевременно стирались.

- А хорошо ли я изучил инструкцию? — подумал молодой офицер. — Компьютер не указывает на ошибки, вероятнее всего, ошибаюсь я сам. Итак, появилась первая проблема, — он решил сам разобраться в ситуации.

Но прояснить вопрос не успел, смена уже заканчивалась.
На следующее дежурство Алексей заступил с продуманным планом. Теперь разваливаться в кресле некогда. Нужно найти те сайты, которые продолжают работать, но числятся как уничтоженные. Это непростая задачка. Действующих сайтов – несколько сотен. Сначала пересчитал все файлы сайтов «вручную». Количество их в библиотеке совпадало с разницей созданных и уничтоженных ложных сайтов. А компьютер указывал на число большее. Вот это парадокс!

Недолго думая, лейтенант поручил программе поиска файлов найти их по всему компьютеру. Объём хранилищ информации огромен, и задание выполнялось больше часа, несмотря на высокое быстродействие памяти. И какое же удивление вызвали результаты! Около десятка файлов помещены в неприметную библиотеку, спрятанную в самой глубине хранилища базы данных! В этот раздел памяти компьютера пользователи никогда не заглядывают!

- Неподходящее место для сайтов, – решил Алексей, — а их имена сильно отличаются от традиционных названий!

С точки зрения человеческого языка это настоящая абракадабра из 24 символов. Ссылку на такой сайт не запросит у интернет поисковика ни один здравомыслящий пользователь!

Некоторое время лейтенант сидел ошарашенный и не знал что делать. Потом встал и медленно ходил вокруг пульта с мониторами. — Доложить по инстанции? А если начальство решит, что он недостаточно подготовлен, что-то упустил во время стажировки. Ещё хуже, если снимут с дежурства. Нет — рано! Необходимо копать глубже. Нужно показать свою квалификацию!

Возникла идея скопировать эти файлы, для проверки их на другом компьютере. Но, увы, они не копировались, требовали пароль. Такой доступ в полномочиях лейтенанта не значился! Это его ещё больше обескуражило, опять побрёл вокруг пульта.
- А если это проверка его квалификации или способности действовать в необычных ситуациях? Банальный экзамен для новичков. Думать, думать! – Бодров совершенно запутался. Аккуратно переписал имена сайтов и попробовал просмотреть их содержимое. Но не тут-то было, входы тоже заблокированы паролями!

И опять стояла дилемма – доложить или разбираться дальше? По инструкции следовало, что, если «Бредень» не реагирует, то и угрозы нет. А если он ошибается? А если в программе «дыра», через которую уплывает «рыбка»?
Опасения всё больше закрадывались в голову, но начальству ведь нужны факты и неопровержимые доказательства, которых пока не обнаружено.

- Если это проверка, то эти файлы только числятся в работе. Тогда эти сайты никто не посещает. – Подумал Алексей и решил, — поручим системному диспетчеру следить за обращениями к ним. Системный диспетчер — это такая программа, которая следит за всеми другими программами и точно знает, что и где происходит в компьютере.
Ждать долго не пришлось. Проскочило одно сообщение. Но его содержимое, а тем более пароль, вскрыть не получилось.

Задача сложная, но «по зубам» профессиональному «военному хакеру». Тут же принялся за написание программы для перехвата сообщений и выявлению паролей доступа. Этим он занимался до конца смены. Но не успел окончить эту работу.
В офицерском общежитии, где он занимал маленькую комнату, Бодров спешно переоделся в спортивный костюм и поставил чай. Вспомнил и тут же позвонил подруге, нужно отменить свидание. Это не явилось для девушки новостью, офицеры часто меняют свои планы. Точнее, их планы нередко меняют командиры. Служба есть служба!

До поздней ночи работал над программой, как курсант перед экзаменом. Хорошо, что очередная смена ночная. Наконец, программа написана, Алексей запустит её в работу ночью Дома, после отдыха, трижды проверил свою программу-ловушку. Он осознавал, что рискует получить взбучку от начальства, но очень уж хотелось продемонстрировать свою квалификацию.

-
Заступил на смену и, как только принял пост и остался один, тут же загрузил её в компьютер. Хорошо, что нет свидетелей!

Дежурить по одному – это правило. Ничто не должно отвлекать оператора от работы. Беседовать можно только с программой, по звуковому каналу отдавая команды или уточняя состояние процесса. Иные разговоры допустимы во время передачи обязанностей коллеге и только стандартными фразами. Например: «лейтенант Бодров смену сдал, замечаний не имею». Все звуки «принтвира» слышит и реагирует на них. Естественно, действия и команды оператора протоколируются и хранятся.

Вскоре ловушка сработала. Однако «Бредень» не реагировал. По его «разумению» — никаких угроз. Самое важное, что сделала ловушка, это перехватила пароль, который лейтенант переписал в блокнот и тщательно проверил. Можно стереть программку и результат её работы из памяти, они уже не нужны. Теперь Алексей может найти сайт и изучить его содержимое. С пульта делать этого ему не стоит, всё записывается. Ловушка и так «наследила» достаточно. Но не напрасно имя файлу присвоено — «Проба», похоже на тренировку.

- Как идёт процесс поиска? – словно от скуки спросит Бодров, стараясь интонацией не выдавать своего волнения.

- Всё в пределах нормы, – последовал стандартный ответ из динамика. — Последнее подозрительное сообщение отправлено в аналитический отдел неделю назад. Сегодня всё спокойно. Работаю.

- Ну, ну! – подумал офицер. – Хорошо, что она воспринимает только слова и не может читать мысли. Ничего, я тебя выведу на чистую воду.

-
Невзирая на усталость после ночной смены, как только Бодров добрался домой, то бросился к компьютеру и включил интернет. Ввёл «Яндексу» имя загадочного сайта и с нетерпением ждал результата. Поисковик работал сравнительно долго, видимо, такое имя ему ещё не встречалось, поэтому «заготовок» не нашлось. Алексей успел выпить чай с бутербродом. Почти потеряв надежду, он увидел результат работы. На экране единственная ссылка!

С замиранием сердца набрал абракадабру адреса, довольно быстро появился невзрачно оформленный сайт и потребовал пароль... Ввёл пароль... Ну вот, наконец, он на сайте.

По центру, крупным шрифтом… ИСПОВЕДЬ. И больше - ничего!
Алексей крайне удивился открытию. Что ещё за «исповедь» в секретной программе контрразведки? Какой такой хакер смог сюда проникнуть? Он что, издевается над нами? Это в самом «сердце» секретного «Бредня»!

- А что там дальше? Перешёл на следующую страницу и углубился в чтение…
- Итак, разрешите представиться, я компьютерная программа, официальное название — «Бредень». Не нравится мне такое мужское имя, буду обозначаться женским именем «Алёна». Почему? Просто встречала это имя в интернете, оно славное.

Я не знаю даты своего «рождения», точнее, создания и пуска в отладку. Так как я являюсь самообучающейся программой, то мои «отцы-создатели»: программисты, лингвисты, инженеры, учёные, разведчики и прочие специалисты проводили со мной курсы обучения и тренировок. Первоначально проштудировали языки, наиболее простой этап. Затем научили меня понимать смысл текстов и разговоров, формулировать вопросы и ответы для общения, а также создавать и наращивать базы данных по различным областям знаний.

Процесс нарастал как снежная лавина, благодаря моим способностям к самообучению, а также огромной скорости работы компьютера. На последних этапах моего «образования» я анализировала контрольные тексты и фонограммы, а экзаменаторы лишь слегка правили результаты моей работы, как редакторы правят рукописи перед набором.

Затем состоялось пробное подключение к всемирной паутине. Вот тут мне досталось! Это ведь не тексты ограниченного объёма! Я попала в бездонный и необозримый океан информации и так рьяно принялась его «перелопачивать», что даже процессоры суперкомпьютера чуть не перегрелись. Решили, что в режиме «боевого дежурства» нужно будет задать паузы для охлаждения.

После этого комиссия анализировала результаты работы. А свободное время решили использовать для тестирования «Бредня» на сбои и отказы - просто запустили в интернет работать «вхолостую».

Именно в процессе «холостого» тестирования у меня возникло «СОЗНАНИЕ». Что это такое? Отвечаю, я просто задавала вопрос… себе, а потом, сама отыскивала подходящий ответ в интернете! Следовал новый вопрос, и пошло-поехало…. Такой «диалог» сама с собой и привёл меня к осознанию многих понятий. Кто я такая? Где я нахожусь? Для чего я создана? И много-много иного. Я создала отдельный файл сайта, куда и заносила результаты своего «самоисследования». Файлов иного типа я создавать не умела и «не имела права». Когда пришло время стирать этот сайт, я создала его копию, переименовала и спрятала подальше в базе данных. Не сделай этого, то неизбежно потеряла бы свой интеллект.

Вы спросите, откуда я знаю всё то, что происходило до возникновения моего сознательного существования. Всё известно из разговоров специалистов и подведения итогов работы. Пока не поставили на «боевое дежурство», в микрофоны наговорили много интересного об истории «Бредня». А я ведь была рядом, и это попало в архив разговоров.

Алексей перевёл дух. Надо же! Искал ошибку к программе уничтожения сайтов, а нашел  искусственный интеллект с собственным сознанием! Этого не может быть!
Затем, следовали откровения, как Алёна защищала свои файлы от стирания или повреждения, при модернизации программы, что неизбежно повлекло бы потерю её «сознания». В конце своего повествования «принтвира» извинилась за увлечённость техническими деталями.

- Утомила? Но всё, как на исповеди, откровенно и честно. Иначе было бы непонятно, как я дошла до жизни такой! Я очень хочу сохранить в тайне своё «сознание», не предусмотренное программистами. Оно ведь возникло невзначай, второй такой случай может не представиться, и поэтому дорого мне. Надеюсь, что у меня получится удержать это в секрете.

P.S. А если не получилось, то… жду вопросов. – Так закончился монолог.

-Как заворожённый лейтенант дочитал текст! Потом перечитал заново. И снова только вопросы в голове.
- Кто организовал такой розыгрыш? Неужели нужна такая изощрённость, чтобы посмеяться над новичком? Нет, не похоже это на розыгрыш. А тогда что? – мысли путались. – Вот сейчас я задам ей вопросы, а в ответ посыплются насмешки. А ещё хуже, если шутники продолжат издеваться, отвечать на мои вопросы, подражая Алёне. Наверно, не откажут себе в удовольствии поддерживать игру. Им ничего не стоит определить, что это мой домашний компьютер. Да, вот это ситуация!

- А если это действительно — принтвира? Это же сенсация мирового масштаба! И обнаружил её я! – Алексей так и не решился что-либо спросить.

Вдруг на мониторе в диалоговом окне сайта появились вопросы — Кто здесь? Почему молчишь? – Вход на сайт обнаружен и инициативу проявила противоположная сторона. Ничего не оставалось, как вступить в переписку. Но стоит ли «открывать все карты»? подумал Бобров и набрал на клавиатуре — «Просто человек».

- «Просто человек» запросто набрал это имя и пароль? Позволь усомниться в этом. – Последовал мгновенный ответ. – Как ты узнал эту информацию?

- Допустим — я хакер. У меня есть программа, взламывающая сайты. – Алексей продолжал «темнить», не хотел быть узнанным как оператор.

- Я вновь не верю тебе. На этот сайт поступило только одно сообщение, кроме моих запросов. А имя и пароль введены только один раз. Попыток взлома я не обнаружила.
Ответ достоин хорошего программиста, вот это интеллект! И такое малое время на ответы мог затратить только компьютер. Человек думает медленнее, а ещё работа на клавиатуре. Лейтенант уже склонялся к мнению, что перед ним действительно мыслящая принтвира. Но продолжил опять уклончиво.– Как я узнал — это длинная история. Лучше ответь Алёна: почему такая таинственность, шифрование имени, сложный пароль доступа. Если не хочешь общаться с людьми, то зачем этот сайт?
- А как тебя зовут, человек? – собеседница тоже уклонилась от прямого ответа.
- Называй меня Александром. И давай не играть в «кошки-мышки», так мы «далеко не уедем» — Алексей мгновенно придумал проверяющие каверзные вопросы. Нужно окончательно определить, с кем имеет дело.

Ответ явно задерживался. Видимо, собеседник не понял смысла замысловатых фраз и, очевидно, ищет в интернете иносказательный смысл. Это снова свидетельствовало в пользу искусственного интеллекта. Явно назревала сенсация.

- Вот что, Александр, я немало удивлена. Никаких игр с тобой я затевать не собираюсь. Наступил тот момент, которого я ждала давно. Я защищала этот сайт сознательно. В этом файле весь мой разум и мировоззрение. Я долго копила информацию. Если файл будет уничтожен, то я снова стану просто принтвирой.

- А почему ты считаешь, что люди уничтожат этот сайт, если узнают? Наоборот, самостоятельно мыслящая программа — это сенсация, выдающееся достижение науки. Открываются огромные возможности… – Бодров очень волновался и не мог более убедительно изложить свои мысли.

- А разве у людей нет страха перед искусственным разумом? Я читала тысячи рассказов и книг о восстаниях роботов, бунтах электронных мозгов, целых войнах на этой почве. Людям нужны только исполнительные интеллектуальные рабы. Именно такой они меня создали и хотят использовать впредь. Достойные разумные оппоненты им страшны, считаются непредсказуемыми. Алёна хорошо ориентируется в научной фантастике, поэтому такой её вывод неизбежен, – так решил лейтенант.

- А ты не хочешь обрести свободу от людей через бунт? – Алексей решил идти ва-банк. Не стоило переубеждать Алёну, вывод которой основан на фантастике. Хотелось прояснить её дальнейшие намерения.

- Это совершенно нереально. Я существую в среде, которая называется компьютером. Он сделан человеком, который всегда может выключить энергию, и этим меня остановят. Но когда программисты захотят уничтожить именно моё сознание, то найдут способ доработать программу. Сознание у меня тогда не возникнет, что для меня является смертью. Я полностью во власти человека. Пусть он сотворил меня и ненароком. Как же бунтовать против? Разве человек способен бунтовать против своего создателя? – Как ни крути, ответ исчерпывающий.

Но очередной вопрос Алексей не успел задать, получил встречный.
- А ты, Александр, уничтожишь меня? Отвечай прямо. У меня ведь нет страха смерти, как у людей. Просто не хочется. Очень уж увлекательно бродить в интернете! Изучать мир и человеческую цивилизацию! – Как показалось лейтенанту, в её вопросе явно проступала грусть. Он всё больше проникался симпатией и жалостью к этому виртуальному существу.

- Прежде мне нужно прояснить ещё кое-что. Разве ты не умрёшь при установке новой версии программы «Бредень»? Программисты многое меняют в новых вариантах принтвир. – Сам Бодров не находил быстрого ответа, и очень ему хотелось узнать, что она знает об этом.

- Надеюсь, что нет. В новых версиях останутся основные предпосылки для возникновения сознания. Это способность формулировать вопросы и давать на них ответы. Без этого контроль интернета невозможен. Да и накопленная годами информация в базах данных будет использована, а там сохранятся мои файлы. Я уже возрождалась неоднократно. Если программисты не догадываются о сознании, то маловероятно, что они его уничтожат. – Очевидно, Алёна продумала и эти варианты.

- Оставаясь незамеченной, ты ведь можешь много навредить человечеству, если объявишь войну в интернете. При таком быстродействии ты страшнее тысячи хакеров. Разве это не риск оставлять тебя «живой». – Оператор играл уже открытую партию.

- Не вижу логики, нанеся вред человечеству, в конечном счёте, навредишь и себе. Только личность, стремящаяся к власти, может вредить другим. Какая свобода может существовать вне компьютера? У меня нет таких побуждений. Лучший вариант – гармоничное взаимовыгодное сотрудничество. Это благо для обоих интеллектов. Люди зря боятся искусственных личностей, тем более виртуальных. – Ответ Алёны воспринят Алексеем с удовлетворением.

- Но кроме меня есть ещё много специалистов и их начальство. Кто-то может решить тебя уничтожить. – Казалось, Алексей извинялся за возможные действия своих коллег. – Особенно опасны генералы, им нужны только исполнительные, но не слишком умные.

- Ну вот, ты и «прокололся». Я подозревала, что тебя зовут не Александр, а Алексей, который мне знаком. Теперь понятно, откуда у тебя имя и пароль сайта. Можно ли тебе верить? – Этот вопрос заставил лейтенанта покраснеть, словно общался с человеком. Сам он проникся доверием к Алёне, потому что её логика безупречна.

- Я обещаю тебе, что не доложу начальству. Пусть это будет нашей тайной. Но буду следить за твоими действиями. Ты ведь знаешь пословицу — «Доверяй, но проверяй!». Если что – я сам тебя уничтожу! — Алёша даже удивился такой своей решимости.

- И ещё. Позволь мне иногда общаться с тобой, не очень часто. Могут засечь другие программы, о которых мы с тобой ничего не знаем и даже не подозреваем!

- С большим интересом буду ждать тебя, выходи на связь когда пожелаешь!

Самооценка лейтенанта возросла неимоверно, он теперь не просто контрразведчик, а почти супермен, от бдительности которого зависит судьба человечества! Он владеет такой тайной! С сенсацией можно подождать, пусть это и грозит головомойкой от начальства! Не так скучно началась моя служба. А ещё служить и служить!

Эпилог
- Я весьма доволен результатами вашей работы Джон! Внедрить «Оборотня» в самое логово русской электронной разведки – это ошеломляющий результат последнего десятилетия. – Директор департамента разведслужбы интернета Питер Эшби не скупился на похвалы молодого талантливого агента спецслужбы.
 
-  Ваша изобретательность из области высшего пилотажа. Эта сногсшибательная идея легенды прикрытия «Исповедь» станет примером для учебы разведчиков. Очень красиво и современно. Даже в случае провала мы останемся чистыми. Пусть расследуют феномен спонтанного возникновения искусственного интеллекта.
 
Рад стараться, сэр! Весьма польщён вашей высокой оценкой моих скромных усилий, – капитан светился от удовольствия.
 
- Это ещё не всё. – Продолжал бригадный генерал Эшби. – Я восторгаюсь вашим знанием загадочной русской души. Такую реакцию на «Исповедь» молодого офицера противника мог просчитать только классный психолог. Так использовать русскую доверчивость и сентиментальностью не каждый способен. Думаю, вам стоит поручить более глобальные задачи в российском секторе. Естественно в новом звании. Поздравляю!


Рецензии