книга пророка Иеремии

Говорят, большое можно рассмотреть только с расстояния...
И сегодня, с Божьей помощью, мы постараемся разглядеть содержание книги пророка Иеремии, которая является второй по объему книгой Библии и по количеству слов уступает только книге Псалмов.

В Талмуде - книге религиозных, правовых и этических положений иудеев, книга Иеремии названа книгой угроз. Но для меня книга Иеремии - прежде всего свидетельство Божьей милости, которая превозносится над судом. Да, есть предостережения, но они исходят от любящего Бога, Который не хочет, чтобы, кто погиб, но, чтобы все пришли к покаянию. (2Петр.3:9)
 
Книга состоит из отдельных пророчеств, которые не всегда идут в хронологическом или даже строгом тематическом порядке. Но в общем, может быть разделена на несколько частей -

*возвещение грядущего суда над Иудой;
*противостояние пророка и народа;
*возвещение суда над языческими племенами;
*и свидетельство об исполнении слова Божьего над Израилем.

В какое время жил и действовал Иеремия?
После царя Давида на престол израильского народа взошел Соломон, но после него царство было разделено на Северное и Южное - Израиль и Иуду.
Примерно за 100 лет до начала служения Иеремии, Ассирия сломила Северное Израильское Царство. Его столица Самария пала. (722 днэ)
Для обеспечения безопасности ассирийский царь уводит в плен большую часть населения страны, где те расселились между различными племенами. А на их место в Палестину он переселил язычников жителей Вавилона и Сирии, из смеси с которыми образовалась смешанная народность, получившая впоследствии названия самарян (4 Цар. 17:24–41).

Спустя 9 лет после падения Самарии (713 днэ), при благочестивом иудейском царе Езекии, ассирийский царь Сеннахирим нападает на Иудею, но Господь избавляет Свой народ от его руки. Враг отступает, но территория южного царства уменьшилась до размеров Иерусалима и его окрестностей.
(4Цар.18:13)

И, согласно древним пророчествам, Иерусалиму сулило повторить судьбу Самарии.
Так, все написанное, и свершилось. За идолопоклонство, доходящее до человеческих жертвоприношений; нарушение святости субботы; коварство; и зло, которое проникло даже в сердца пастырей народа - царей, священников и пророков Божьих.

Иеремия был послан Богом за сорок лет до трагических событий, чтобы предотвратить беду, но поразительное упорство народа привело к катастрофе.
Одной из причин порочной стойкости людей была вера в то, что храм Божий не может быть предан в руки язычников. (Иер. 7:4)
И даже после того, как произошло невероятное и храм был сожжен дотла, горстка иудеев, бежавших в Египет, заявляла пророку, что будут продолжать служить богине неба. Ибо с тех пор, как они перестали это делать их преследуют несчастья. (Иер.44:17, 18)

Но к уведенным в плен Господь направил слово утешения их потомкам, что спустя семьдесят лет они вернутся в землю отцов.

Давайте же обратимся к тем пророчествам, которые задолго возвещали предостережения жителям Иудеи и Иерусалима.
Через пророка Исайю Бог говорил Езекии:
17. вот придут дни, и взято будет все, что в доме твоем, и что собрали отцы твои до сего дня, в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь.
18. Из сынов твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь, возьмут, и будут они евнухами во дворце царя Вавилонского.
(4Цар 20:17,18)

В другом месте Исаия пишет о восстановлении Иерусалима и храма:
26 Который говорит Иерусалиму: "ты будешь населен", и городам Иудиным: "вы будете построены, и развалины его Я восстановлю",
28 Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: "ты будешь построен!" и храму: "ты будешь основан!"
(Ис.44:26-28)

Также и в книге Псалмов, псалмопевец Асаф пророчески говорил то же за двести лет до Исайи:
3. Подвигни стопы Твои к вековым развалинам: все разрушил враг во святилище.
4. Рыкают враги Твои среди собраний Твоих; поставили знаки свои вместо знамений наших;
5. показывали себя подобными поднимающему вверх секиру на сплетшиеся ветви дерева;
6. и ныне все резьбы в нем в один раз разрушили секирами и бердышами;
7. предали огню святилище Твое; совсем осквернили жилище имени Твоего…
(Псалтирь 73:3-7)

И еще раньше, Господь при заключении завета с Израилем по выходу из египетского рабства предупреждал о последствиях отступления:
27. Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня,
28. то и Я в ярости пойду против вас и накажу вас всемеро за грехи ваши,
29. и будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть;
30. разорю высоты ваши и разрушу столбы ваши, и повергну трупы ваши на обломки идолов ваших, и возгнушается душа Моя вами;
31. города ваши сделаю пустынею, и опустошу святилища ваши, и не буду обонять приятного благоухания жертв ваших; 32. опустошу землю вашу, так что изумятся о ней враги ваши, поселившиеся на ней; 33. а вас рассею между народами и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены. (Книга Левит 26:27-33)

Так вот звучало пророческое эхо во дни Иеремии, предвещая разрушение Иерусалима, храма, смерть и плен. Но еще оставалась надежда и с этой вестью должен был выступить к народу Иеремия.

4. И было ко мне слово Господне:
5. прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.
(Иеремия 1:4,5)

Господь говорит о предопределенности Иеремии к пророческому служению еще до его рождения. Означает ли это, что у Иеремии не было другого пути?
Бывает, что ребенок выделяется своими талантами перед сверстниками. Но, чтобы стать мастером своего дела, ему потребуется помощь наставника и собственные усилия. Да, пока у него есть преимущество перед другими. Но эта разница быстро сокращается его преследователями за счет тренировок. И здесь, как раз, проявляется его собственная воля - готов ли он удерживать первенство, прикладывая собственные усилия или откажется от лидерства.

И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои.
Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать.
(Иер.1:9,10)

Господь предупреждает Иеремию, что его миссия весьма тяжела и, если он вдруг решит отказаться от своего призвания, то это может закончиться для него трагически:
17. А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их. (Иеремия 1:17)

Возможно, в начале Иеремия с воодушевлением воспринял Божью волю, но спустя время, когда пришлось прикладывать собственные усилия, ему стало невыносимо тяжело:

7. Ты влек меня, Господи, — и я увлечен; Ты сильнее меня — и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною.
8. Ибо лишь только начну говорить я, — кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние.
9. И подумал я: «не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог.
(Иеремия 20:7-9)

Если у спорсмена кончатся силы, ему ничто уже не поможет.
Но у Божьих посланников, есть источник небесной силы:

Сила моя! Тебя буду воспевать я, ибо Бог — заступник мой, Бог мой, милующий меня. (Пс 58:18)
Иеремия решил сдаться, но Бог возбуждает в его сердце нестерпимое желание проповедовать. И я уверен, что, потом он будет благодарить Бога за эту поддержку.

Мы помним, как Бог побуждал Иону исполнить Его желание - проповедовать покаяние Ниневии. И в этих примерах - Иеремии и Ионы я вижу, как в своих страданиях герои веры все - таки склоняются к воле Всевышнего.
Как и Христос говорил - если возможно, да минует Меня чаша сия, но да будет воля Твоя.
(Матфея 26:39)

А потом, после всех страданий Христос, написано - на подвиг души Своей смотрел с довольством (Ис.53:11).

А пока что Иеремии приходилось терпеть горькое отвержение от народа:

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
"Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!"

Стихотворение Лермонтова, пророк.

Вот, что Иеремия пишет о своих переживаниях по поводу покушения на него:
19. А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: «положим ядовитое дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось».
(Иеремия 11:19)

Мы видим здесь сходство со словами пророчества Исайи, возвещающего вдаль о Христе:
7. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
(Исаия 53:7)

Мы также видим, что несмотря на все старания врагов, имя Иеремии и Слово Божие, переданное через него, сохранились до настоящего времени.

О том, как было трудно пророку совершать служение видно из следующего фрагмента, где он одновременно благословляет Бога и проклинает день своего рождения:
13. Пойте Господу, хвалите Господа, ибо Он спасает душу бедного от руки злодеев. —
14. Проклят день, в который я родился! день, в который родила меня мать моя, да не будет благословен!
15. Проклят человек, который принес весть отцу моему и сказал: «у тебя родился сын», и тем очень обрадовал его.
(Иеремия 20:13-15)
10. «Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится со всею землею! никому не давал я в рост, и мне никто не давал в рост, а все проклинают меня».
(Иеремия 15:10)

У меня был в жизни период, когда я понял, что Божий путь самый лучший, но у меня не было сил идти по нему. Я благословлял Бога за Его милость, справедливость, любовь, которая обращена ко всем без исключения и ведет ко спасению. Но я не был готов к испытаниям, борьбе. Я сожалел о том, что родился. Ведь теперь мне приходилось делать выбор, Но, когда я осознал, что третьего пути нет - только к Богу или от Него, я попросил у Всевышнего помощи, чтобы Он сопровождал меня, и через молитву пришел мир и уверенность в Его поддержке. Поэтому я выбрал идти к Свету.

18. Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби, и чтобы дни мои исчезали в бесславии?
(Иеремия 20:18)

Иеремия задается вопросом - к чему его дальнейшее служение, если оно не приносит славы Божьей? Народ его не то, что не слушает, его отвергают, злословят, пытаются убить.
Было ли тщетно служение Иеремии? Конечно же нет! Это было свидетельством для некоторых, чьи сердца еще не огрубели. Это послужит свидетельством для тех, кто из его народа останется в живых и будет угнан в плен, но, размышляя на чужбине, вразумится и обратится к Богу. И сегодня служение пророка - свидетельство для нас.

Бог услышал моление Иереми и сказал:
если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним.
20 И сделаю тебя для этого народа крепкою медною стеною; они будут ратовать против тебя, но не одолеют тебя, ибо Я с тобою, чтобы спасать и избавлять тебя, говорит Господь.
21 И спасу тебя от руки злых и избавлю тебя от руки притеснителей.
(Иер.15:15-21)
Господь сказал: конец твой будет хорош, и Я заставлю врага поступать с тобою хорошо во время бедствия и во время скорби. (Иер.15:11)

Если Иеремия обратится к Богу в минуты своей скорби, упадка сил и потери желания служить, то Он укрепит его и воодушевит его продолжать борьбу. И наградой пророку будет защита от врагов на время служения и слава человека предстоящего лицу Вседержителя в будущем.
Бог говорит, - если ты продолжишь служение, то извлечешь драгоценные сердца из среды ничтожных, кто - то да обратится. Эти люди очень нужны мне, они Мое сокровище, добудь их для Меня! Твоя задача сеять, а не ждать всходов. Да, тебе предстоит борьба, но знай, что все закончится хорошо, конец твой будет хорош! И Иеремия выбрал борьбу!

Давайте теперь посмотрим, каким было отношение Иеремии к своим гонителям?
15 О, Господи! Ты знаешь [все]; вспомни обо мне и посети меня, и отмсти за меня гонителям моим; не погуби меня по долготерпению Твоему; Ты знаешь, что ради Тебя несу я поругание.(Иер 15:15)
20 Должно ли воздавать злом за добро? а они роют яму душе моей. Вспомни, что я стою пред лицем Твоим, чтобы говорить за них доброе, чтобы отвратить от них гнев Твой.
21 Итак предай сыновей их голоду и подвергни их мечу; да будут жены их бездетными и вдовами, и мужья их да будут поражены смертью, и юноши их умерщвлены мечом на войне.
23 Но Ты, Господи, знаешь все замыслы их против меня, чтобы умертвить меня; не прости неправды их и греха их не изгладь пред лицем Твоим; да будут они низвержены пред Тобою; поступи с ними во время гнева Твоего.
(Иер.18:20-23)

Но все же Иеремия не отделял себя от всего народа:
"Хотя беззакония наши свидетельствуют против нас, но Ты, Господи, твори с нами ради имени Твоего; отступничество наше велико, согрешили мы пред Тобою. (Иер.14:7)",

Как молился и пророк Даниил, угнанный с частью народа в Вавилон, употребляя - МЫ, вместо - ОНИ:
5. Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих…(Даниил 9:5)

Особенно видны переживания и сокрушения Иеремии за своих соотечественников в книге Плач Иеремии, написанной после разрушения столицы южного царства царем Навуходоносором. В ней оплакивается несчастная судьба Иерусалима, исповедуются грехи народа и возносятся молитвы к Богу о помощи, потому что в сердце пророка живет надежда на милость Всевышнего. И такими словами завершается последняя глава книги Плача:

Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле.
Неужели Ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно?
(Плач 5:21,22)

Как же реагировал Господь на молитвы пророка?
11:14 Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошений; ибо Я не услышу, когда они будут взывать ко Мне в бедствии своем.

Означало ли это безнадежность для грешного народа? Скорее неотвратимость наказания. Но для примирения с Богом дверь открыта до последнего. Можно вспомнить разбойника на кресте, который в разгар личной трагедии обратился к Господу и был спасен. И в книге Иеремии мы находим примеры, что Господь всегда спасает тех, кто к обращается к Нему.
Приведу несколько примеров.
Евнух Авдемелех, чтя Бога, спасает Иеремию от смерти и Господь говорит ему:
16. вот, Я исполню слова Мои о городе сем во зло, а не в добро ему, и они сбудутся в тот день перед глазами твоими;
17. но тебя Я избавлю в тот день, говорит Господь, и не будешь предан в руки людей, которых ты боишься.
18. Я избавлю тебя, и ты не падешь от меча, и душа твоя останется у тебя вместо добычи, потому что ты на Меня возложил упование, сказал Господь.
(Иеремия 39:16-18)

Второй пример.
Однажды Господь повелевает Иеремии привести в храм потомков Рехава, усадить их за стол и налить им вина, чтобы пили. Но они отказались, сказав, что послушны завещанию деда, говорившего - не пейте вина, не сажайте виноградников, не стройте домов, чтобы долгое время прожить на этой земле. (Иер.35:08). И только осадное положение заставило их нарушить волю отца и укрыться в городе.
Тогда пророк Иеремия изрек слово Божие жителям Иерусалима:
15. Я посылал к вам всех рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, и говорил: «обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте поведение ваше, и не ходите во след иных богов, чтобы служить им; и будете жить на этой земле, которую Я дал вам и отцам вашим»; но вы не приклонили уха своего и не послушались Меня.
16. Так как сыновья Ионадава, сына Рехавова, выполняют заповедь отца своего, которую он заповедал им, а народ сей не слушает Меня,
17. посему так говорит Господь Бог Саваоф, Бог Израилев: вот, Я наведу на Иудею и на всех жителей Иерусалима все то зло, которое Я изрек на них, потому что Я говорил им, а они не слушались, звал их, а они не отвечали.
18. А дому Рехавитов сказал Иеремия: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: за то, что вы послушались завещания Ионадава, отца вашего, и храните все заповеди его и во всем поступаете, как он завещал вам, —
19. за то, так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: не отнимется у Ионадава, сына Рехавова, муж, предстоящий пред лицем Моим во все дни.
(Иеремия 35:15-19)

И еще один пример милости Божьей к тем, в чьем сердце еще оставалось нечто доброе и кто мог вразумиться. Иерусалим уже был осажден врагом, когда Господь сказал: так говорит Господь: вот, Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти: кто останется в этом городе, тот умрет от меча, и голода, и моровой язвы; а кто выйдет и предастся Халдеям, осаждающим вас, тот будет жив, и душа его будет ему вместо добычи. (Иер. 21:8,9)
Да, предложение рискованное. Тебя могли заметить свои при попытке выйти из города и объявить предателем или враг, запросто, мог убить тебя. Страшный выбор. Особенно, если не доверять Богу. Но ведь эту ситуацию можно перенести и в наше время. Мы с вами находимся в мире греха и Господь предлагает нам выйти из мрака в чудный Свой свет. (1Петр.02:09) И сделать это раньше, чем смерть найдет нас. Этого мгновения никто не знает. Поэтому важно, что мы выбираем сегодня, сейчас. Бог не скрывает трудностей, связанных с переходом на Его сторону, но Он обещает нам жизнь. Чтобы с нами не случилось, Он сохранит нашу жизнь. Даже, если мы умрем, Он воскресит нас для Царства, в котором уже больше никогда не будет ничего плохого.

Поэтому, книга Иеремии еще раз показывает, что Бог всегда, до последнего, побуждает человека избрать жизнь и верить в Его поддержку на тернистом пути.
Иеремия говорил об этом более сорока лет, но лишь малая часть прислушилась.

По слову Господа Иеремия идет в дом горшечника и наблюдает там за работою мастера. В руках умельца глина уже принимала очертания сосуда, но затем осела. Тогда тот человек начал все с начала и воспроизвел задуманное изделие. (Иер.18:04)
На примере глинянного сосуда, который символизировал Израиля, Господь показывает, что Он много раз пытался переделывать сосуд, придавая ему правильную форму. Пока, наконец, уже решил обжечь то, что вышло и сокрушить неподатливый материал, из которого не получилось задуманного:
10 И разбей кувшин пред глазами тех мужей, которые придут с тобою,
11 и скажи им: так говорит Господь Саваоф: так сокрушу Я народ сей и город сей, как сокрушен горшечников сосуд, который уже не может быть восстановлен (Иер.19:10,11)

И все - таки Господь наперед возвещал милость к потомкам тех, кому предстояло уйти в плен. Бог обещает, что они вернутся на землю их отцов в мире. 31:2-5 Так говорит Господь: народ, уцелевший от меча, нашел милость в пустыне; иду успокоить Израиля. Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение. Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться тимпанами твоими и выходить в хороводе веселящихся

10. Ибо так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие.
(Иер.29:10)
Господь желает, чтобы мы вернулись в рай. То место, откуда были изгнаны наши прародители. Он желает, чтобы уже сейчас мы обрели мир в сердце и приняли силу
побеждать грех. Он призывает нас стать воинами правды и найти людей, которые бы тоже захотели вернуться в рай, к любящему Богу. Он призывает нас сеять правду, извлечь свет из тьмы, драгоценное из ничтожного. И в этом будет слава Бога и наша слава в Нем; и в тех людей, которые с нашей помощью познают Его любовь. В этом наивысший смысл нашего пребывания здесь, в этом смысл нашей борьбы и нашей победы! 

11. Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду.
(Иеремия 29:10,11)

В чем же была причина поражения народа?

*Пророки не обличали:
2:14 Пророки твои провещали тебе пустое и ложное и не раскрывали твоего беззакония, чтобы отвратить твое пленение, и изрекали тебе откровения ложные и приведшие тебя к изгнанию.

*Идолослужение:
19. Вот, слышу вопль дщери народа Моего из дальней страны: разве нет Господа на Сионе? разве нет Царя его на нем? — Зачем они подвигли Меня на гнев своими идолами, чужеземными, ничтожными? (Иеремия 8:19)

*Нарушение святости субботы:
21 Так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими, 22 и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь никакою работою, но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим, (Иер.17)

*Коварство (Иер.09:03), человеческие жертвоприношения (Иер.07:31)

*Искажение характера Бога:
Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи... потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: "мы спасены", чтобы впредь делать все эти мерзости. (Иер.7:9,10)

*Доверие преданиям, а не заповедям Божьим:
9:14 И сказал Господь: за то, что они оставили закон Мой, который Я постановил для них, и не слушали гласа Моего и не поступали по нему; а ходили по упорству сердца своего и во след Ваалов, как научили их отцы их.

Но самое печальное здесь то, что уроки быстро забываются и история повторяется.
Христос, спустя столетия обличает народ: хорошо ли, [что] вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? (Мар.7:9)

Оглянемся назад и сравним причины падения Израиля и Иуды и убедимся, что все повторяется: (4Цар. 17:12-18)

Опять перенесемся вперед, в 19 век, и читаем у Грибоедова в комедии ГореОтУма ту же мысль - дома новы, а предрасудки стары.

Но что же говорил Господь через пророка?
31. О, род! внемлите вы слову Господню: был ли Я пустынею для Израиля? был ли Я страною мрака? Зачем же народ Мой говорит: «мы сами себе господа; мы уже не придем к Тебе»?
(Иеремия 2:31)

Говорят: «если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?» А ты со многими любовниками блудодействовала, — и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь.
(Иеремия 3:1)

12. Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, — не вечно буду негодовать.
13. Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь.
(Иеремия 3:12-13)

Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем».
(Иеремия 6:16)
Вы слышите? Те же слова, что повторил Иисус -
28. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29. возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим…
(Св. Евангелие от Матфея 11:28,29)

Еще одна параллель:
7:11 Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь. (Иеремия)

А Христос, когда разгонял торговцев и менял в храме говорил:
 написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.
(Св. Евангелие от Матфея 21:12,13)

В другом месте:
Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
(Св. Евангелие от Матфея 23:37)

Между этими строками из Ветхого и Нового заветов, между словами и делами Иеремии и Христа пролегли шесть веков, но реакция народа Божьего не изменилась.
Спустя 40 лет после начала вразумления Иеремией народа, Иерусалим был разрушен и храм сожжен. Иудеи были переселены в плен в Вавилон.
Спустя шестьсот с лишним лет в Иерусалим приходит уже Сам Бог. Христа казнят позорной смертью и спустя 40 лет вновь отстроенный город и храм разрушаются Римским войском, а остатки народа рассеиваются по всему миру почти на два тысячелетия до 1948, когда евреи объявили о воссоздании государства Израиль.
Увы, история повторяется. Но слава Богу за Его великое долготерпение! За Его обращение с любовью к каждому очередному роду людей. За то, что и нам с вами дана жизнь... и дана возможность сделать выбор между смертью и вечностью.

В Ветхом Завете Бог взывал:
14. Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами
(Иеремия 3:12-14)

А в Новом:
Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. (1Ин 3:1)

Сегодня Божий народ многонационален, потому что Иисус возвестил усыновление и удочерение всякого человека через веру в Истинного Бога и Сына Его.
Вот как пророчески пишет об этом Иеремия:
Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет. (Иер.31:31)
Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. (Иер.31:33)
И заключу с ними вечный завет. (Иер.32:40)

Вечный завет был заключен между человеком и Богом посредством жертвы Христа.
21. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,
22. ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою…
(Послание к Колоссянам 1:21,22)

Сегодня Божий народ - духовный Израиль, церковь Христа.
Апостол Петр уточняет, что к Божьему народу относятся также и те, кто еще не слышал об Иисусе, говоря - во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
(Деяния св. Апостолов 10:35)

Сегодня из глубины веков Слово Божие вновь предостерегает нас, что грядет великая скорбь, какой не было от сотворения (Матфея 24:21)
На этот раз бедствие будет как потоп, пришедший на всю землю.
Господь предостерегает наше, а может и будущие поколения о восстании человека, возмечтавшем занять место Бога в сердцах:
9. того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,
10. и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
(Второе послание к Фессалоникийцам 2:8-10)

Вновь наступят времена, когда праведники будут страдать за нечестие других.
Как Моисею, Иисусу Навину и Халеву пришлось ходить еще 40 лет по пустыне с неповерившим Богу народом; как Иеремия терпел голод и страдал сердцем за неразумие своего народа, оплакивая их упорство.
Но это будет и время величайшей славы. Время героев веры. Потому что наступит война духовная. Как писал об этом времени пророк Даниил - И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда. (Дан 12:3)
И во время самой страшной тьмы греха засияют звезды правды, светила истины, и придет Господь... и наградит Своих героев!

Аминь!


Рецензии