про тепловизор

      Самая вкусная охота - весенняя. А самое вкусное на весенней охоте  это вальдшнепиная тяга. Ну и сам вальдшнеп, конечно. Правда, сначала должны сложиться несколько "если". Если полетит. Если добудешь. Если найдешь. С опытом, вроде, все "если" получаются как бы сами собой. Но, как говорится, есть и нюансы ...

      В прошлую весну, с появлением у меня нового ружья, стал я "полёвить" вальдшнепа на достаточно солидных растояниях. Настолько солидных, что точно засечь место падения было трудновато. Ну и потом, сами знаете, летит он в сумерки, окрас у него более, чем маскировочный, да и зрение у меня ... уже не орлиное. Короче, не всех подбитых птиц я нашёл. А это нехорошо.

      Призадумался я - что делать то? Ну и придумал ... попробовать тепловизор. А что? Земля ещё холодная, а подбитый вальдшнеп всё же не мгновенно остывает. Контраст должен быть.

      "Когда человек знает чего хочет, мир идёт ему навстречу". Не помню, кто это сказал, но подмечено верно, ибо на практике работает. Конечно же, в нужное время тепловизор для опытов у меня появился и на эту весеннюю охоту я отправился с ним ...

     Уже много лет ездит со мной на тягу мой старый товарищ. Нравится нам весенний лес. И побродить, и подышать, и птиц послушать, и закатами полюбоваться, и соку берёзового попить, и потолковать, о том, о сём, без суеты. В этот раз решил он побыть ещё и "оператором" тепловизора. Оперировать-то там нечем - всё устройство размером с пистолет и нажать, для включения, нужно всего одну кнопку, но одновременно искать подбитую дичь и ждать с заряженным ружьём в руках подлёта следующей, несколько неправильно. Поэтому "оператор" необходим.

      Сказано, сделано. Провёли мы с ним занятия по теории поиска добычи, посмотрели мы друг у друга тепловые силуэты и пошли охотиться. 

      А весна в этом году, сами знаете, какая. Вальдшнеп хоть и тянул, но не частил. Штучный был вальдшнеп в такую холодину. Подзаждались мы. Стемнело. Но первый же получился, как по заказу  - летел быстро и высоко, а, подбитый, упал в шагах сорока, сорока пяти от меня, прямо в березовый лесочек.

      Я побежал к месту падения, на бегу перезаряжая ружьё. Чисто битую птицу нужно искать, подранок же обычно выдает себя, важно только успеть до того, как он спрячется. Товарищ мой, Сергей, от выстрела очнулся от раздумий и, достав тепловизор из рюкзака, направился ко мне.

      - Вот на этом, примерно, участке посмотри, - сказал я ему, а сам пошёл назад на поляну. Если началась тяга, то следующий вальдшнеп может налететь в любой момент.

      - Что-то непонятно ничего, - крикнул мне вслед Сергей. - Может аккумуляторы сели, везде тепло показывает.

      Я вернулся с полпути и посмотрел на экран тепловизора, который он мне протянул. Индикатор показывал полную зарядку, да и проверяли мы перед охотой.

      - Наведи на деревья. - сказал Сергей. - Видишь?

      Я посмотрел. Действительно, всё, и берёзы, и кусты на экране светились, причем одним ярким пятном. Земля, как и положено, была темной. Для эксперимента я навел тепловизор на лежащие рядом спиленные толстые ветки. Результат был аналогичным - они светились, как теплые и живые. Солнце давно зашло, да днём его и не было, а был полудождь-полуснег, то есть, нагреться и отдавать тепло они явно не могли. Но светились.

      - Дааа ... - протянул я, - ну и который из них вальдшнеп?

      Мы потоптались на предполагаемом месте падения дичи вдвоём еще минут пять, а потом Сергей остался обшаривать кусты, а я вернулся на стрелковую позицию ...

      Тяга была совсем вялая. Уже полностью стемнело и только небо было ещё светлым, когда неожиданно низко, коротко "хоркая", почти прямо надо мной пролетел вальдшнеп. В доли секунды я успел вскинуть ружьё ... снять  с предохранителя ... вдогонку прицелиться чуть ниже птичьего силуэта ... подумать, что опять упадёт в кусты и может не нужно стрелять ... и выстрелить. Вальдшнеп упал буквально на кромке леса. Я точно засёк азимут и побежал к нему, крикнув Сергею: "Добыл! Тащи машинку!".

      Он ещё только поднялся с пенька, на котором сидел, а я уже нашёл добычу. Вальдшнепа было совсем не видно на тёмной земле, но от него исходило столько тепла, а руки у меня уже настолько подмёрзли, что я буквально почувствовал исходящий поток.

      Подошёл Сергей и включил тепловизор. Экран был полностью тёмным, а подбитый вальдшнеп светился на нём лишь крохотной неяркой точкой в месте попадания дроби. Перо и пух практически не пропускали тепло, точнее, излучение инфракрасного диапазона. Как индикатор тепла, я оказался чувствительнее тепловизора.

      - Всё так быстро произошло, - сказал Сергей. - Сижу, расслабился, слышу только "хор-хор" и сразу выстрел.

      - Всё, как в жизни. Только расслабишься,  тут же прилетит, - усмехнулся я.

      Всю обратную дорогу к машине мы молчали. Из-за облаков проглядывала мутная луна, под ногами хрустели замерзающие лужи, воздух стал остросвежим и немного пряным.

      - Завтра едем? - спросил я Сергея, уже разобрав ружьё, сняв сапоги и наливая чай из термоса.

      - Позвоню. Скорее, да. Как же ты один с тепловизором управишься? - ответил он насмешливо.

      В лесу наступила ночь. Впереди было два километра по ямам и грязи до асфальта и ещё сорок километров по ямам в асфальте до города. Позади был обычный вечер обычной весенней охоты, а они, как известно, в продолжительность жизни не включаются.


Рецензии