Испытание

Новый пацан во дворе – это событие. Правда, новичок этот вечно с книгой подмышкой, что вызывает обычно желание врезать по очкам… да очков у него не было. И вот книгочей этот сам появился на дворовом футбольном поле. Строго говоря, поле было не вполне дворовым, располагалось на поляне березовой рощи, но роща эта, примыкая одной стороной ко двору пятиэтажки, другой – к железнодорожному вокзалу, оценивалась ребятней собственностью. Появился  и протянул правую руку: «Шура!». Слева подмышкой у него по обыкновению была  книга, которую он тут же положил на траву, улыбнувшись обезоруживающе: «Только из библиотеки».  Низенький любопытный Толик склонился над книгой: название «Дольчино» было непонятным, зато уважение внушал закованный в латы рыцарь  с огромным двуручным мечом на обложке.

        Честно говоря, появление нового игрока на поле было как нельзя кстати – число игроков было нечетным. «За нас будешь играть, - пожал протянутую руку Жорик. – Нас меньше» Он был неизменным капитаном дворовой команды, и  решения его не обсуждались. «В нападении сможешь?» Шурик согласился на защиту. Худенький и нескладный, он самоотверженно бросался в ноги нападавшим, пытался быть в игре везде и всюду, а все ж по окончанию игры Жорик заявил: «Тебя надо было отдавать более сильной команде. Ты бы силы уравновесил»

Прошло несколько дней, и футбол во дворе отошел на второй план – Шурик фонтанировал идеями. Новая жизнь у пацанов началась с краткого знакомства с историей Италии четырнадцатого века. Несправедливость феодалов вынудила двор взяться за мечи. Точнее, за заостренные палки с пластмассовыми крышками в качестве  эфеса. Очень скоро эта игра едва не стоила самому младшему – Володьке – выбитого глаза, восстали родители, и от мечей пришлось отказаться. На смену им пришли луки, и наученный горьким опытом Шурик наконечники стрел велел делать из пластилина. Отягощенные таким образом стрелы летели целенаправленно, подстраховывали от увечий, к тому ж была надежда, что стрелы будут залипать на мишенях. Надежда не оправдалась, зато так интересно оказалось стрелять в небо, даже время засекали, чья стрела позднее вернется. Тем паче что луки совершенствовались раз от разу. Тему эту закрыл штангист Генка, сделавший лук, тетиву которого не мог толком натянуть никто из пацанов, и стрела от которого улетала ввысь, превращаясь в точку.

 Тогда Шурик, читавший к тому времени «Таинственный остров» Жюль Верна, предложил построить землянку в березовой роще. Предложение было воспринято с воодушевлением (как раньше не догадались?!), и никто не задался простым вопросом – зачем? Строить решили в укромном месте рощи, заросшем кустарником. Правда, неподалеку была изгородь частного дома, построенного прямо в роще. У калитки стоял толстый пацан и больными (как показалось Шуре) глазами смотрел на суету в кустах. «Ну, что уставился, Пашка? Вали отсюда!» - Жорик явно не метил в дипломаты. Толстый Пашка взялся рукой за калитку и с надеждой посмотрел на Шурика. Тот движением руки остановил обидчика: «Зачем ты так? Он ведь рядом живет, все равно будет в курсе… давай и его возьмем!» «Пашку?!!» - пацаны были ошеломлены. «Да он же снега зимой жидится!» «Ты попроси у него что-нибудь… для смеху… увидишь!»  У Пашки задергались губы, и Шурик нашелся: « Слушай: лопату принести сможешь?» Толстяк истово закивал и скрылся за калиткой. Появился через пару минут с лопатой в руке, нервно озираясь – видно, не согласовал с родителями.

 Работа спорилась, энтузиазма было хоть отбавляй, и, когда подошла очередь для наката крыши, за жердями к железной дороге отправили крутившегося без дела под  ногами маленького Толика. Тот вернулся неожиданно быстро, таща волоком за ручку большой коричневый чемодан: «В кустах лежал. Возле линии» Работа замерла, все сгрудились у чемодана, любопытство одолевало, да только тот был заперт на оба замка. «Я сейчас! – загорелись глаза у Пашки. – У нас есть такие ключики» Пока он бегал за ключами, жизнь не стояла на месте,  Жорик ржавым гвоздем умудрился открыть замки и поднял крышку… все ахнули – чемодан был битком набит продуктами. Да какими! Невиданная доселе тонкая колбаска, банки со сгущенными сливками, конфеты , и даже зефир в шоколаде! Народ громко сглотнул в унисон, Толик потянулся за зефиром, когда сзади кто-то громко кашлянул. Оглянувшись, увидели отца Пашки, такого же большого и толстого. Сам Пашка испуганно жался у изгороди. «И что мы тут делаем?» «Мы чемодан нашли в роще» - снизу вверх посмотрел Шурик. «И собираетесь его оприходовать? Ну-ка, давайте чемодан сюда – я верну его владельцу!» «Но…» «Никаких «но»!» - взяв чемодан подмышку, толстяк зашагал к дому.

На следующий день к вяло возившимся у объекта строителям прибежал запыхавшийся Жорик: «Пашка здесь?!» «Нет пока. А что?»  Праведный гнев клокотал у пришедшего в груди, пока он сбивчиво поведал следующее. Его отец работал в линейном отделе милиции, и, когда вечером Жорик поделился с ним пацанским горем, тот рассказал, что утром из проходящего поезда на вокзале сняли убитого, найденного в тамбуре без вещей и документов. «Ну-ка, веди меня на этот хутор, сынок» -  надел форму отец.  Дверь им открыл испуганный хозяин, и на расспросы ответил, что никаких документов в чемодане  не было, а на требование «предъявите!» вынес пустой  чемодан. «Та-ак, - задумчиво протянул милиционер, глядя на дно чемодана. – А содержимое?» «Съели»
 «Как – съели?!» - слеза зазвенела в голосе Толика. «Закопать гада!» - вынес приговор Жорик. «Кого? – поинтересовался Шурик. – Пашкиного отца?»  «Да нет, - споткнулся обвинитель. – Пашку…» «А, может, он ни при чем?» «Вот вечно ты всех защищаешь! Ведь ясно же…» « Пацаны, пацаны! – развел руки, как рефери на ринге, Толик. – Слушайте! А давайте его испытаем!»

Каждый день (видно, у них так было заведено) в двенадцать Пашка ходил в магазин за хлебом. Вот и на этот раз в урочное время он появился у калитки, впрочем, сильно нервничая – видно, не ожидал для себя ничего хорошего. Но пацаны увлеченно возились с землянкой, не глядя на тропу, Пашка осмелел… и вдруг застыл, подобравшись: в густой траве лежал туго набитый кошелек. Порывисто оглянувшись, схватил находку, когда впереди, как из-под земли, вырос Жорик. Пашка сделал шаг назад – там стояли Толик с Шуриком: «Поделишься?»  Он отступил и привалился спиной к березе, прижимая сокровище к груди. Жорик подошел вплотную и протянул руку. Шурик подался вперед – в их планы входило раскрыть кошелек и со смехом вытащить оттуда лист лопуха… но Пашка вдруг завизжал и укусил опешившего Жорика за руку. Чтобы поставить точку в жутком фарсе, Шурик попытался схватить и открыть кошелек, но  Пашка тяжело боднул его головой в грудь,  и куча мала пацанов покатилась в пыли тропинки…

 И не то чтобы случай этот подорвал прежние устои восторженно-книжного Шурика... просто жизни теперь он стал учиться не из книг.


Рецензии
Да, настоящая школа жизни для ботаника. В те времена именно на улице, вместе с ребятами и познавали правду, набирались житейского опыта.Землянка, футбол, как же весело было!!!)))

Виктория Романюк   11.02.2023 18:16     Заявить о нарушении
Наше детство на улице проходило, Вика

Александр Скрыпник   11.02.2023 20:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.