Лодки на амурских реках

Лодки, как транспорт на амурских реках

Рукопись (1999 г.)

    В ХIХ веке и в первой половине ХХ-го в Приамурье, как известно, главными дорогами были реки! По Зее и Селемдже, например, еще с 1870-х годов существовало регулярное пароходное судоходство, еженедельно вверх и вниз по рекам ходили грузопассажирские и буксирные пароходы, которые перевозили, в том числе и новопоселенцев и переселенцев, их скарб и скот… Активно работала и пароходная почта. Некоторые пароходы шли с баржами! Только на Зее в ХIХ веке работало более десятка пароходов разных судоходных кампаний и частных владельцев, при чем некоторые ходили по расписанию. В начальный период не меньше одного парохода в неделю проходило по Зее…. Так, что 1870-1890-е годы – это начало и расцвет регулярного пароходного судоходства по Зее. Всех первопоселенцев сел по реке Зее с 1870-х годов привозили уже из Благовещенска пароходы, в т.ч. с баржами. Зея многими воспринималась, словно Миссисипи или Амазонка – первооткрывательски!
    Пароходное судоходство в Амурской области ведет, как известно, свой отсчет с 1854 года, от первого  парохода «Аргунь». В тот год осуществлялся первый сплав по Амуру. Но помимо парохода в первом и последующем сплавах участвовало и большое число лодок самых разнообразных конструкций, от долбленок, до больших лодок под парусом.
     Но лодки появились, конечно же, впервые не в том памятном году. Еще в ХVII веке (1640-1680-е гг.), при первом заселении Приамурья русскими людьми, активно использовались лодки конструкций того периода, для продвижения по Амуру и его притокам. Так что амурская лодочная история имеет более старые корни.
      Основная масса селений, тем более, основывалась именно по берегам рек или близ них (из-за боязни наводнений), т.е. ближе к судоходным трассам. Кто уходил дальше вглубь от рек, те прокладывали к рекам удобные маршруты для конных и гужевых проходов.   
     По свидетельству моего отца и деда, да и вообще из истории, жившие у рек поселенцы, обязательно строили себе лодки или покупали их. Почти в каждом хозяйстве, расположенном по рекам, были свои лодки, большие или малые. Лодка тогда была, равносильно лошади – на них рыбачили, ездили по ближайшей округе, на удобные сенокосы, на ягодно-грибные сборы, в ближайшие поселения и т.п. С помощью лодок сплавляли небольшие плоты и плотики с лесосек для строительных нужд и т.д. и т.п. Проезжая мимо некоторых сел, стоящих по рекам, можно было увидеть большое скопление лодок местных жителей, стоящих на приколе. В некоторых селах сообща даже сооружали своеобразный лодочный причал, к которому приставали лодки.
   Лодко-строение тогда в Приамурье процветало! Многие мастеровые мужчины, сами изготавливали себе лодки, или как еще говорили, шили лодки. Лодку можно быть сшить за неделю, хотя по-хорошему мастера шили лодку около месяца, а то и более. Были мастера специализировавшиеся на постройке лодок, их называли лодочниками. Пара мастеров могли за весну сшить около 20 лодок, если был заранее подготовлен материал. Лодки хватало лет на 6-7. Ну а если ее ежегодно ремонтировали и смолили, то она могла прослужить и все 15 навигаций. Работа мастера-лодочника была кропотливой. Некоторые украшали свои лодки и резьбой, набивками.
    Главное в лодке, чтобы она была устойчивой на воде, получалась невертлявой. Когда лодки делались под заказ или для определенных целей, то это учитывалось мастерами. Здесь все имело значение и длина, и ширина лодки, и высота борта, и форма днища. Все еще зависело от самой реки, ориентировались и под нее. Лодки делались под заказ не только отдельных хозяев, но и предприятий, например, лесосплавщиков, золотоискательских артелей. Далеко не все притоки Зеи и Селемджи были доступны для пароходов, даже с малой осадкой, а плавать по разным нуждам приходилось и по ним.
    По реке Зея масса грузов перевозилась к золотым приискам, на Зейский Склад (будущий город Зею), по Селемдже, мелкосидящие пароходы доходили и до Норска, и даже при большой воде до Экимчана! Первые прииски там появились еще с начала 1870-х годов, тот же Лукачёк, например. Иногда, с разрешения капитана (за плату), лодки цеплялись к пароходам, поднимались вверх по течению, а оттуда уже сплавлялись вниз без особых проблем, но с каким-то грузом. Случалось, нередко, и «бурлачили» свои лодки вверх по течению.
   Ходили по Зее и Селемдже и под парусом. Эти реки как бы текли с севера на юг, и под северным или северо-восточным ветром, при установке паруса, лодка шла по реке очень быстро, только успевай управлять.
    Плавание по рекам не всегда было безопасным. Были такие места на реках, где можно было запросто перевернуться при неумелом управлении, или при неустойчивости лодки, ее перегрузки. Не было года, чтобы на реках с весны по осень, не произошло  какой-нибудь трагедии…
    На пароходах, ходивших по амурским рекам, конечно же, были шлюпки, как минимум одна, а то и больше – до четырех (на больших пассажирских пароходах). Постройка шлюпок для пароходов – это уже отдельная тема. Но, что интересно, периодически шлюпки с пароходов выставлялись на продажу, даже в старых амурских газетах были такие объявления: «Продается шлюпка».
      Ну, а когда в ноябре накрепко становился лед, тогда уже, конечно, использовали русла замерзших рек, санные пути по рекам были совершенно естественными маршрутами, по ним, подчас, шли даже целые караваны лошадей , запряженных в сани: везли грузы, товары для лавок, почту (!), пассажиров и т.п. Сани, как и телеги (и лодки), также были почти в каждом  крестьянском хозяйстве. («Готовь сани летом, а телегу зимой»). Сани , ходящие по рекам, по льду, иногда называли «зимними лодками». На них крепились особые полозья. Зимние перевозки по замершим рекам в ноябре-марте были целым бизнесом и для перевозчиков, и для тех, кто устраивал в деревнях постоялые дворы для ночлега путников и караванов.
    До войны еще появились лодки со стационарными моторами, такой мотор превращал лодку уже в небольшой катерок. Мотор размещался, как правило, по центру лодки. Рассказывали, что особые умельцы, еще до войны начали изготавливать самодельные подвесные моторы, устанавливаемые на корме. А после войны, с 1950-х годов на Зее и Селемдже стали появляться первые лодки с заводскими легкосъемными подвесными моторами. Тогда они только- только стали выпускаться в серийном производстве и поступать в продажу. Первые обладатели лодок с подвесными моторами были особо уважаемыми людьми. Среди подвесных моторов 1950-60-х годов можно вспомнить, например, моторы ЛМ-1, «Стрела», «Москва», «Ветерок», «Салют»,  «Вихрь»…  С 1970-х годов уже пошли другие модели подвесных моторов, более мощные и современные. Впрочем, лодки со стационарными и подвесными моторами – это уже другая история.
     Стоит в заключение сказать, что лодки – это целый еще не изученный пласт истории области, истории судоходства по ее рекам.


Рецензии