Мороженое

Мороженое
Рассказ

  Жаркий летний день. Август, середина месяца. Побережье Азовского моря, где-то километров тридцать западнее Приморска. Равнинное место, пляж ровной полосой тянется вдоль моря, сколько видит глаз.

  Море немного штормит, волны, обрамленные белой пеной, набегают на берег одна за одной. Море шумит, как огромный рабочий орган.

  Берег полон отдыхающих.

  В море их почти столько же, может , чуть-чуть поменьше. Все  с восторгом меряются  с волнами силой и хитростью то пытаясь противостоять волне, то ныряя под нее с криками   удовольствия . Это стоит попробовать сделать тем, кто еще не делал. Волны довольно приличной силы; иногда, пытаясь сделать хотя бы шаг  навстречу волне, просто топчешься на месте, а то и отлетаешь в белой пене волн, крича от избытка чувств , тут же схватываешься и начинаешь новое наступление на стихию. Это  захватывает и затягивает, как интересная, азартная игра. В конце концов, обессиленные, мы выходим на берег, то и дело падая от ударов набегающих со спины волн и получая при этом  не меньшее наслаждение.

  Все эти шумы  сливаются в один довольно мощный  шум, который синусоидально то набирает, то сбавляет силу  , становясь ритмичным, потому что  продолжается уже давно.

  Ухо привыкает к этому шуму, хотя он и  достаточно мощный по децибелам.
Чайки резко кричат, собираясь в небольшие стайки по какому то, одному им понятному сигналу, и  летят в  море, близко прижимаясь к волнам, высматривая себе добычу.

  На берегу свой шум – это крики и возгласы детей, взрослых , переговаривающихся между собой и пытающихся перекрыть общий шум. Всё  вплетается в общую шумовую картину. Никто не обращает на это внимания, никого это не раздражает, - это неизбежный шум и он принимается как данность.

  Но есть голоса, не услышать которые просто невозможно.

  Они довольно сильные по силе звука или слабые, но подкрепленные  небольшими мегафонами, их отчетливо слышно на фоне всеобщего гула.

-  Пахлава медовая, покупайте пахлаву! – смуглый, вернее, до  шоколадного цвета загоревший парень несет целую гору пахлавы, предлагая ее  отдыхающим.

-  Креветулечки морские! -  любовно взывает, рекламируя свой товар, другой парень, также  обугленный  на солнце, как и первый с прозрачными мешочками креветок в руках.

-  Покупайте кукурузу голландскую, сладкую, горячую! -  прозрачное ведро с желтой кукурузой в  воде и ведерко с солью составляют ношу  этого продавца вкусностей.

-  Пиво  холодное кеговое! -  парень несет за спиной рюкзак с пивом, трубочка выведена наружу, он готов обслужить  сию же секунду.

-  Пирожки  , пирожные,  тортики! -  смуглянка в белой одежде  озвучивает свой товар, внимательно наблюдая за реакцией потенциальных покупателей и готовая  даже в движении бровей узнать своего покупателя и редко ошибается.

-  Бычки белые, бычки красные, вяленые,  копченые,  свежие под заказ,- доносятся сразу два голоса : мальчишечий и девичий,  мама   и сын, мама, если бы не седина,  была бы похожа на сестру , - несут свою продукцию , демонстрируя ее по пути.

- Морожное, кому морожное, замороженный сок! – симпатичный  парень тащит за  плечом ящик, на котором большими цифрами написана стоимость его продукции.

  Я обращаю внимание на это неправильно произнесенное слово  «морожное», оно режет мне слух, но я сдерживаюсь, понимая, что этому парню не до правильного произношения.  Вся эта компания и много других с аналогичным товаром, все очень сильно загорелые ходят целый день по  пляжу, растянувшемуся на многие километры,  целыми днями взад – вперед, без устали повторяя свои тексты и мы, как ни странно, реагируем на них, фильтруя рекламу, прислушиваясь к той, которая больше по душе.

  Постепенно начинаю понимать, что это целая организация людей, они ходят на работу, они получают деньги за это. А что же делать, когда сезон закончится?  Ждать следующего?  Ребята и  девочки, женщины, в основном, молодые. Значит, не смогли устроиться на нормальную работу, да и есть ли она здесь, где все производства давно стоят, лишь сельское хозяйство, попавшее в частные руки, еще как-то функционирует, благодаря благоприятным климатическим условиям и каналам, прорытым для орошения еще во времена существования  нашей огромной страны.  Вот и ходят они, механически повторяя тексты своей рекламы, с надеждой всматриваясь в лица отдыхающих, чтобы не прозевать покупателя… .

  Один из продавцов выделяется из основной массы тем, что рифмует  свою рекламу, получается не очень правильно по размеру, но точно по содержанию, все смеются, он тоже,  кто- то покупает у него  чебуреки сочные  только из - за симпатии к продавцу с его стихами.

  На следующий день все повторяется, как по сценарию:  опять шторм, опять волны, мы выходим на бой  с ними , не в силах отказать себе в удовольствии, опять разносчики  приморских деликатесов  вышли на свою рутинную работу  и шум их голосов  вплетается в общий гул от всего, тем не менее, оставаясь различимым для слуха. Вся компания, растянувшись  по пляжу,  не торопясь , но и не  медлительно, прошла в  одну сторону.

  Посражавшись с волнами,  мы выходим на берег, вытираем мокрые волосы и  ложимся  под солнце. Солнце припекает нещадно, спина высыхает под свежим ветром с моря и  ощущать солнце становится очень приятно, не хочется даже шевелиться.

  -  Пахлава медовая, - опять доносится голос неутомимого продавца , - следом слышу ставшее привычным:

-  Морожное…

-  Нет уж, хватит, - мысленно произношу я и, кляня себя за занудливость, поднимаю голову и делаю знак  подойти  продавцу.

-  Вам что? -  он участливо заглядывает мне в лицо, начиная улыбаться.

-  Ты только не обижайся, - говорю я ему  тоже с  улыбкой, пытаясь смягчить, возможно обидное для него вступление,-  я не покупать хочу.

-  А что? -  парень удивлен и заинтересован, что за тема может быть у меня с ним, незнакомым.

-  Вот ты говоришь «морожное», а правильно сказать «мороженое», - я по возможности мягко и с участием произношу это. Мне совсем не хочется его обидеть, но и слышать постоянно это «морожное» я не в силах.

-  Да?! -  он искренне удивляется и говорит мне очень искренне «спасибо».

-  У тебя и  покупателей будет больше, если ты правильно будешь говорить… ,- сама понимаю, что говорю что-то не то, но, тем не менее, говорю,-  только не обижайся, хорошо?- еще раз повторяю первую фразу, пытаясь убедить парня, что обижаться не надо.

  Но он и не думает обижаться, - это видно по его улыбающемуся лицу.

-  Спасибо!-  он произнес это с чувством и пошел дальше, улыбнувшись на прощание.

-  Мо-ро –же- ное! -  слышу я  его голос. Не радость, а благодарность к нему ощущаю  при этом и тереблю плечо мужа, лежащего тут же:

-  Ты слышал?  Какой молодец!!

-  Конечно, слышал, - муж  улыбается, глядя на меня,-  я так и знал, что ты вмешаешься, не вытерпишь.

-  Нет, ну какой молодец!- теперь уже я  радуюсь тому, с какой готовностью этот парень выучился правильно произносить слово, - так ему, наверное, учиться хочется, а не ходить здесь по пляжу с этим коробком через плечо… .

-  Мо-ро-же-ное! – доносится уже издали, постепенно теряясь в общем гуле.
 
август,2013


Рецензии