Как стать соленым

Я считаю, что в 9-й главе Евангелия от Марка фрагмент с 33-го стиха и до 50-го – связный контекст. Об этом выразительно свидетельствуют грамматические признаки, обилие союзов, встречающихся в начале почти каждого стиха: «ибо» (40, 49), «а» (42), «и» (35, 36, 41, 43, 45, 47), «при сем» (38). Это не считая союзов, встречающихся внутри стихов.

Одна из распространенных ошибок при толковании – когда при объяснении смысла одного стиха берутся значения слова, употребляемые в других библейских книгах. Скажем, вот здесь в предпоследнем стихе главы есть что-то про огонь, ага, Петр тоже писал про огонь в связи с искушениями и испытаниями, значит, здесь у Марка про испытания. Или толкуют слова о соли, не замечая, что вместо формулировок Марка используют формулировки Матфея, а в этих двух Евангелиях высказывания о соли и контекстами разными обрамлены, и выражены по-разному.

Попробую пересказать изложенное Марком в 9:33-50, отслеживая связность мысли.

• Ученики гордятся (34) и производят разделение (38)
• Иисус осуждает такое поведение, говоря, что этим они соблазняют малых (42)
• Соблазняться самому и соблазнять других – опасно, попадешь в огонь геены (42-48)
• Всякий пройдет через огонь (49а) – либо сейчас через огонь жертвенника (49б), либо в будущем через огонь геены (42-48)
• Так лучше сейчас быть жертвой (а не агрессором/хищником, быть тем, кого обидят, но не тем, кто обидит)
• Поэтому «имейте мир между собой» (50), не спорьте, кто больше (34), и не производите разделения (38)

В этой цепочке есть натянутости и домысливания, но в целом ход мысли мне видится так.

Соль здесь упомянута не как вкусовая добавка (как в Иов.6:6) и не как средство, сохраняющее от разложения (как, возможно, в Лук.14:34), а как элемент жертвоприношения (как в Лев.2:13 и Иез.43:23-24). В этом конкретном контексте речь не о том, чтобы «быть солью» (как в Мф.5:13), а о том, чтобы «иметь соль в себе». А для этого (опять же, в этом конкретном контексте) надо быть жертвой на Божьем жертвеннике. Займешь правильное положение – будь спокоен, тебя посолят. Не будешь жертвой – останешься без соли.

Соль здесь даже не иллюстрация, а элемент иллюстрации, т.е. упомянута в связи с жертвой и огнем. А иллюстрация (жертва и огонь) упомянуты в связи с главной мыслью – о соблазне и мире. Проповедники же обычно увлекаются яркой деталью – малым элементом иллюстрации, оставляя без внимания контекст и главную мысль. Чего вам не желаю.

P.S. Дописываю заметку, а у жены схватки сильные пошли. Извините за сумбурность изложения, думаю, основную мысль ухватить можно. Поедем в роддом. Помолитесь, кто умеет, о рождении восьмого нашего ребенка.

10.06.2017


Рецензии