Дети войны

Семьдесят лет тому назад закончилась Великая Отечественная война. А мы, дети войны, помним её до сих пор, и будем помнить всю жизнь. Те, кому в годы войны было по 12-14 лет, на фронте не воевали. Мы были тогда ребятишками, и война, пройдя через наше детство, разрубило его на «до войны» и «после войны». Мы долго говорили: «В первый класс я пошел еще до войны», или «А техникум я закончил уже после войны». Военное лихолетье оставило неизгладимые раны в наших сердцах.
Да, дети войны на фронте не были. Но они помогали взрослым ковать победу в тылу. Одни из них стояли на деревянных подставках у станков, другие пахали, сеяли, косили и собирали урожай. Подростки тех лет часто оставались за главу семьи, заменяли ушедших на фронт отцов, помогали матерям поднять младших братьев и сестер на наги. Многие из них за эти годы потеряли здоровье, возможность учиться, получать среднее и высшее образование, полноценно реализовать свои планы и мечты.
В первые же месяцы войны с западных областей нашей страны в глубокий тыл были эвакуированы сотни предприятий военной промышленности, которые снабжали фронт танками, самолетами, снарядами. Кто всё это выпускал? Дети, женщины, старики и подростки, которые сутками не отходили от станков, ночуя на рабочих местах, засыпая иногда под шум техники.
Картошка, грибы, ягоды, лебеда и крапива – вот чем питались дети войны. А где же был хлеб? А хлеб эшелонами отправлялся на фронт. Кто его выращивал? Женщины, старики и дети. При лучинах, керосиновых лампах, свечах дети вместе с взрослыми вечерами вязали теплые носки, варежки, рукавицы, и в посылках отправляли на фронт. Работали от зари до зари, приближая победу.
Вот как вспоминает о том времени один из ветеранов, Козлов Иван Степанович: «На всю жизнь в моей памяти остался город-порт Владивосток. Здесь в 1942 году на стапелях и доках «Дальзавода» начиналась моя, четырнадцатилетнего подростка, трудовая биография. Непомерно тяжелый и изнурительный труд, холод и голод, невыносимые тяготы и лишения пришлось испытать и пережить мне здесь в те огненные годы».
Работали в годы войны и дети нашего города и района. Вот что рассказывает о том времени Вера Филипповна Савицкая:
–Когда началась война, мне исполнилось 14 лет. Семья наша жила тогда на руднике. Зимой мы учились в школе, а летом, полуголодные и ослабленные, вместе с взрослыми добывали драгоценный металл и разгружали баржи с зерном. По хлебным карточкам на каждого выдавали по 400 грамм хлеба. Выручали картошка, грибы и ягоды. В 1944 году мне пришлось бросить школу и поступить на четырехмесячные курсы в пошивочную мастерскую, где я получила специальность мастера по пошиву женских платьев и мужских костюмов.
Начал свою трудовую деятельность в годы войны и житель Овсянки Владимир Васильевич Борецкий. Когда началась война, ему исполнилось 12 лет. Семья их в то время жила в селе, где был колхоз «Большевик». Зимой он учился, а летом, вместе с взрослыми и пахал, и сеял, и косил, и собирал урожай.
Когда моему старшему брату Михаилу в 1944 году исполнилось 14 лет, ему пришлось бросить учиться в школе, и пойти работать. Вначале его приняли учеником слесаря в механические мастерские нашего прииска Золотая Гора. А уже через три месяца он, освоив эту профессию, стал работать самостоятельно. А я с младшим братом Анатолием, вместе с родителями добывали драгоценный металл из шахтных отвалов, которых было на нашем прииске очень много, и которые содержали золото.
Очень рано начал трудиться и Скрипников Дмитрий. В 13 лет он уже вместе с взрослыми - старателями добывал драгоценный металл, рыл шурфы и канавы, а с 15-ти лет стал работать на шахте.
Военное лихолетье…. Хлебные и продуктовые карточки: работающим – 800 грамм хлеба, иждивенцам – 400. Обычно мать отоваривала и хлебные, и продуктовые карточки сама. Но случалось и так: вырежет, бывало, мать талончики из хлебных карточек и пошлет меня их отоваривать. Теперь передо мной была такая задача: купив хлеб, целиком донести его до дома. И, что греха таить: бывали случаи, когда не выдержишь, отломишь поджаренную корочку и съешь её по дороге от магазина до дома – уж очень велик был соблазн. А потом, за завтраком, обедом и ужином отец делил этот хлебушек между нами – едоками, которых у нас было девять.
У детей войны практически не было детства. Детство и юность многих их них прошли на колхозных полях, на фабриках и заводах, или с кайлом и лопатой на развалинах городов. Надо было, не считаясь с возрастом, полупустым желудком и ежедневной работой на износ, вначале помогать взрослым ковать Победу, а потом восстанавливать страну, находящуюся в руинах после нашествия врага.
Сегодня детям войны уже далеко за семьдесят, и все они уже давно пенсионеры.


Рецензии
Спасибо Вам за Победу и за рассказы. Очень интересно. Здорово описываете. Только почему-то не романы, а короткие истории. Хотя я и сама боюсь роман писать. Будут ли читатели? Успехов Вам!

Валентина Манойлова   13.06.2017 23:16     Заявить о нарушении