Рыбалка

Сам не раз наблюдал, как дети, лет семи от роду, плетут из проволоки сети для донных ловушек. Ловушки эти примерно три с половиной метра в длину и около двух, в ширину. Сначала делается каркас из бамбука, - прямоугольное основание, к которыму перпендикулярно крепятся, согнутые аркой, тонкие  бамбуковые палки. Затем вся эта конструкция оплетается металлической сеткой с ячейкой не больше двух сантиметров шириной. Проволока сетки, калибром, напомнила мне оплетку пробок шампанского. Получается некий вольер, в котором, скажем, можно кур держать. Кстати, старые ловушки таким образом и используют. Внутри этой клетки  опять же из бамбуковых палок , оплетенных сеткой, делается конусообразный тоннель, по которому рыба попадает внутрь большой клетки. Тоннель сужается к центру. Рыба заходит внутрь, а обратно выбраться ей не хватает рыбьего ума. Такие ловушки ставят на дно, на глубине 10-20 метров. Периодически проверяют, не попался ли какой морской житель в тенета. Иногда, внутрь клетки кладут листья папайи. Некоторые чао ле считают, что это привлекает рыб. Я видел, какие огромные групперы попадаются порой в эти ловушки. Некоторые больше ста килограммов. Однажды, когда такую клетку поднимали на поверхность, две огромные рыбины начали метаться внутри. В результате, они вырвались на свободу, разнеся, уже у поверхности свою тюрьму в клочья.
Кроме этого, для ловли креветок и лангустов мастерят квадратные клетки, так же из бамбука, вместо  проволоки используют рыболовную сеть с мелкой ячеей. Но эти приспособления гораздо меньших размеров, примерно 50 на 40 сантиметров. Ракообразные, заползают внутрь и становятся желанной добычей рыбаков.
Сетями ловят так. Растягивают их параллельно берегу, метрах в двадцати. Иногда в полводы, в другой раз, ближе ко дну. В сеть попадается очень вкусная рыба, которую не поймать на спиннинг. По-тайски называется плакабок.
Стайных рыб, таких как тунец, ловят на спиннинг вот каким  манером. Верный признак, где рыба – это, кружащиеся над  морем чайки или буревестники. Тут же рыбацкий «длиннохвост», промышляющий в море, направляется к тому месту. На корме укреплен один спиннинг, на лесе много поводков, порой до 30, с крючками, на которые намотаны разноцветные нитки. Леса тянется за кормой метрах в пятидесяти. Если снасть попадает в стаю тунцов, те с аппетитом набрасываются на яркие крючки. Сработала трещотка, леса стремительно сматывается с катушки, подсекаем. Подкручиваем снасть, идет тяжело. Через минуту рядом с лодкой видим серебристые бока. Вытаскиваем лесу с поводками... Один, два, четыре... Семь штук за один раз! Каждая около килограмма весом. Филейным ножом аккуратно отрезаем самые аппетитные кусочки у брюшка и спинки. Немного соевого соуса, пару капель лайма... Пробуем.  Свежая рыбка тает во рту. Она неподражаемо ароматна и вкусна!  Достаем из переносного холодильника, запотевший бутыль... Но, это на любителя.
На троллинг охотятся за барракудой, каранксом и другими хищниками. Однако главный приз –парусник. Этот «подводный гонщик», развивает скорость более ста километров в час. Длинноносый, со спинным плавником, словно парус, он любит резвиться, выпригивая из воды на несколько метров и плашмя падая в воду, поднимая мириады брызг. Кстати, когда парусник ведет себя подобным образом, то клюет на приманки он неохотно. Возможно, отменно сыт и развлекается.
Мне довелось однажды поймать этого красавца, мечту многих рыбаков. Вот как это было. Мы с приятелем,  Джэком на его «длиннохвосте» полдня пытались рыбачить на воблера, троллингом. Объездили Аданг со всех сторон. Притомились, и решили бросить якорь, метрах в трехста от берега. Джэк закинул донную снасть, а я поступил вот как. Снял своего воблера со спиннига Джэка. Того самого воблера, что вместе с нами кружил вокруг Аданга без всякого результата. Надо сказать, мне этот воблер очень нравился, - алая спинка, желтое с красными точками брюшко. На тельце очень точно нарисованы плавники, глаза. Одним словом, - очень привлекательная рыбка. Металлическая лопатка, с гравировкой «Рапала», обеспечивающая погружение воблера, ярко сверкает на солнце в прозрачной морской воде. Под водой мой воблер шел на глубине 2-2,5 метра. Вообщем, прицепил я эту снасть на свой спиннинг и давай закидовать. Улетал он метров на двадцать, не больше. Закину, подкручиваю. Из трех забросов, один нормальный получается, потому что этот воблер не расчитан на такую рыбалку, а только на троллинг. Вот и выходило, что он постоянно путался, то в собственных тройниках, то со стальным поводком моей снасти. Короче, не рыбалка, мучение. Сам не пойму, как я не бросил это занятия сразу же, а несмотря ни на что, упрямо продолжал кидать наживку. Джэк смеялся надо мной, говорил, что это ерунда, так дескать ничего поймать невозможно. Я улыбался в ответ, но закидывать продолжал. Не помню сколько времени прошло, может пятнадцать минут, может полчаса, но в очередной раз подводя снасть к лодке, я ощутил как она внезапно потяжелела. Это произошло недалеко от борта, -  пять, шесть метров, не дальше. Помню, увидел большое, расплывчатое темное пятно под водой. Катушка крутится еле-еле. Кричу Джэку, что поймал кого-то. Он мне в ответ что-то, но я не разобрал, потому как мной овладел  азарт, дыхание перехватило. Когда я увидел черную, заостренную палку, поднимающуяся из воды, все стало ясно. Парусник с таким остервенением мотал головой, пытаясь освободиться, что казалось вода в море закипела. Его длинный нос метался неистово, как живая, сошедшая с ума, игла. Того и гляди, вонзится в тебя. Я продолжал скручивать лесу. Вот парусник целиком на поверхности, до него можно дотянуться рукой. А Джэк все кричит и кричит. Но до меня его слова доходят, как-будто через ватную стену, - глохнут и теряют смысл. Когда я мысленно уже праздновал победу над чудо-рыбой, вдруг он сорвался с крючков и ушел на глубину. Тогда я только услышал словы Джэка: «отпускай леску!». Все это время он кричал мне именно об этом. Нельзя так тащить парусника, создавая слишком большое сопротивление. 
- Но, все-таки, ты его поймал, а это главное, - сказал мне Джэк.
- Никогда еще не видел, чтобы парусника поймали таким образом.
Да, я поймал его, но как старик из рассказа Хэмингуэя, не смог довести до берега. Тем не менее, чувства, овладевшие мной в те секунды, запомнились навсегда. Возможно, в этом и есть главное, то к чему стремится настоящий рыбак, - борьба с достойным противником.


Рецензии