Бонда- раздетые и обритые богиней

В индийском штате Орисса, расположенном в восточ¬ной части полуострова Ин¬достан, проживает необычное племя бонда - одно из многочисленных племен абори¬генов, которых в этих местах называют еди-ным словом «адивази», на языке хинди означающем «старые жители». Среди них бонда особые люди. Как говорят, когда-то женщины этого племени оскорбили богиню, по¬тому приговорены ею ходить полуголыми |и обритыми наголо. Бонда - проклятая каста, считающаяся самой древней в Индии.
Женщины бонда носят на шее тяжелые металлические кольца.
Небольшой индийский городишко Мундагуда расположился вдоль единственной дороги, петляющей в самом сердце Орисса. Полицейский со строгим взглядом и пренебрежительно оттопыренной нижней губой, стоящий на посту при въезде в этот городок, спрашивает у четверки парней, не смеющих на него даже глаз поднять: «Ну, что там наверху у вас еще стряслось?» На плечах парней залатанная одежда. В густых шевелюрах красуются громадные яркие гребни из пластмассы.
Это - бонда, спустившиеся с высоких холмов, находящихся к востоку от города.
Парни толкали перед собой нечто, похожее на катафалк, в котором находилось тело мужчины, убитого, как они уверяли, при страшных обстоятельствах. На многочисленные, полные подозрения вопросы полицейского ответ у них был один: «Нам приказал шеф Мундлипада». Привлеченные этим шумным разговором, мы приблизились к месту «допроса» молодых бонда. Несколько дней назад мы спустились как раз из Мундлипада, пожив там некоторое время среди этого племени, потому нам и было любопытно узнать о последних событиях в этой деревушке. К тому же оттуда привезли покойника.
Это был воскресный день. Как обычно, на ма¬ленькой площади городка Мундагуда раскинулся кра¬сочный базар, куда приходили многочисленные пред¬ставители разных племен региона.
«С вами, адивази, всегда приключаются какие-то истории», - только и развел руками полицейский, уже больше не интересуясь «содержимым» самодельного катафалка. Считается, что адивази живут на индийской земле более 2500 лет и появились они здесь раньше самих индийцев. Адивази на сегодняшний день составляют семь процентов всего населения Индии, а это значит - более пятидесяти миллионов человек. Нынешние индийцы, находящиеся на разных ступенях иерархической лестницы, считают адивази дикими народами. Живут в этих местах и ссыльные индийцы, которые относятся к так называемой касте неприкасаемых. Правда, эта «неприкасаемая каста» была отменена индийской конституцией в 1947 году. Но это еще не означает, что реально она исчезла. Неприкасаемые до сих пор находятся на одной из самых нижних ступеней иерархической лестницы индийского общества. Из-за необходимости полноценно использовать плодородные земли или для усмирения «дикого населения» в неспокойных районах правительство Индии ссылало провинившихся в отдаленные районы страны, туда, где живут адивази. Управляя местной экономикой, бывшие неприкасаемые эксплуатируют адивази и наказывают их, так как по закону имеют на это право.
Из всех адивази самыми непокорными и опасными являются бонда. Мы смотрели на эту четверку парней, которые, понурив головы, стояли перед полицейским, и сомневались в том, что когда-нибудь законные власти узнают истинную причину смерти несчастного, лежавшего на катафалке. А что могло произойти? Скорее всего, или несчастный случай, или результат «разборок», или месть, или межплеменной конфликт... Такое случается часто, и это считается частью нормальной жизни бонда.
Полицейский сообщил нам, что, скорее всего, причиной смерти несчастного был  алкогольный напиток из пальмового сока, хотя и слабоватый - крепостью около десяти градусов, но очень любимый как мужчинами племени бон¬да, так и женщинами. Салап, тем не менее, является одним из бичей племени, приводящим к смертям и болезням. В результате злоупотребления им и происходят кровавые конфликты у бонда.
Местный проводник, который несколько недель назад вез нас на джипе по направлению в холмам, где живут бонда, первым делом показал на громадные пальмы с темно-зелеными листьями. При этом, как- то томно улыбаясь, он любовно произнес: «Салап, салап!» Мы вышли из машины и подошли к пальмам. К их стволам были привязаны маленькие и полые внутри тыквы, в которые капля за каплей стекал пальмовый сок из надрезов, сделанных на стволах деревьев. А сорт тыкв, прикрепленных к пальмам, назывался как нельзя кстати - «бутылочные тыквы».
Сок пальмы через несколько часов превращается в беловатую массу с тошнотворным запахом, которую сначала разбавляют водой, а затем варят, добавляя ароматические вещества. Так изготавливают салап. Пока  наш проводник «снимал пробу» из тыквы, появился мужчина в сопровождении двух женщин. Это были первые увиденные нами представительницы прекрасного пола племени бонда.
Сколько же предостережений нам пришлось выслушать от цивилизо-ванных индийцев о женщинах бонда! Мол, и уродливы они, и грязны, и бесстыжи, и развратны... А вот один индийский офицер посоветовал не фотографировать их в обнаженном виде, сообщив о том, что же¬щины бонда очень стеснительны.
Эти же две молодые женщины были обнажены по пояс. На их груди красовались несколько рядов разноцветных бус, а сзади узкая полоска ткани, называемой ринга, лишь наполовину закрывала ягодицы. Конечно, та¬кой вид не мог не шокировать многих стыдливых индийцев. Головы женщин были полностью обриты и обмотаны тонкими веревочками, сплетенными из местной травы. Позже мы узнали, что этот своеобразный головной убор выполняет роль подушечки при переноске женщинами на голове тяжелой поклажи. Однако больше всего впечатляли громадные металлические белые коль¬ца на шеях женщин. Как выяснилось, чем бол-ше таких колец, тем старше женщина. Случается, что таких колец у женщин бонда на шее скапливается так много, что они покрывают всю шею,  доходя до рта. Оказалось, что кольца указывают не только на возраст женщины племени бонда. Двумя днями позже мы оказались в деревушке Бодапада. Человека, кото¬ый нас приютил, звали Мундра. Он жил в хижине, сделанной из веток и покры¬той соломой. Мундра объяснил нам, что количество колец на шее женщины бон¬да в первую очередь зависит от социального положения ее мужа. Чем богаче супруг, тем больше колец. У жены Мундры на шее было семнадцать металлических обручей.
Женщины адивази в своем большин¬стве сохранили свои традиционные ук-рашения, носят и платья, и платки, кото¬рые завязывают спереди большим узлом. Но почему сильно обнажены женщины бонда? Вместо прямого ответа Мундра поведал нам одну странную историю.
«Раньше и женщины бонда всегда носили одежду, такую же, как другие адивази. Но однажды, когда двенадцать братьев - родоначальников племени бонда - жили в соседней с Мундлипада деревне, жена старшего пошла к источнику за водой. Там она увидела очень красивую женщину, которая собралась купаться вместе со своими служанками. Жена старшего брата стала смеяться над ними и говорить, что обнаженными купаться не следует. Незнакомая женщина при этих словах вдруг гордо выпрямилась и указала на тонкую прозрачную вуаль, которой было укрыто ее тело. Она сообщила, что эту тончайшую ткань дало ей само Солнце, а она сама - богиня. «Ты посмела смеяться над Богиней, - сказала незнакомка, - потому пойдешь в лес голая. Твои волосы улетят, а одежда исчезнет». Туг же голова жены старшего брата облысела, а одежда исчезла. Плача от стыда, несчастная убежала в лес, где решила спрятаться от людей. Но, в конце концов, высший небесный Создатель Маха Праб ху пожалел ее. Он приказал этой женщине жить среди своих, но при условии, что ее сестры будут брить свои головы, а из одежды станут носить только рингу.
Шесть часов утра. Центральная площадь деревушки Мундлипада еще пуста. Из хижин раздается странный шуршащий звук. Это женщины бонда растирают камнями зерна ржи и ячменя, что¬бы выпечь из полученной муки маленькие лепешки. Из некоторых хижин до¬носится стук пестика, которым дробят рис. На другом конце деревни мужчины, сидя на корточках, беседуют и доедают остатки мяса буйвола, принесенного вчера в жертву богу плодородия.
За ними наблюдают, расположившись на деревянной скамейке, три шамана, колдуна-целителя. Это они вчера проводили ритуал жертвоприношения, на котором не было ни одной женщины племени бонда. Впрочем, женщины племени никогда не присутствуют и на соревнованиях мужчин и в других совместных мероприятиях, за исключением самого большого сбора членов этого клана, который проводится всего один раз в году.
Мы поднялись по зову Дхонго, сына одного из руководителей клана, в хижине которого и жили. Сегодня Дхонго с двумя братьями предстояла работа на рисовой плантации, и мы отправились туда вместе с братьями. Прошло вот уже несколько десятков лет, как под воздействием индийских чиновников бонда стали заниматься сельским хозяйством: выращивать рис, ячмень, лук, чеснок... Дхонго идет впереди всех с неизменным ярким гребнем в волосах, который прекрасно виден издалека. За ним несут соху его братья. Наконец мы пришли к подножию холма, где находилась притопленная водой рисовая плантация, обсаженная кустарником и укрепленная землей желтого цвета. Здесь нас уже ждали двое мужчин, которые вышли чуть раньше, приведя к плантации двух быков.
Не было еще и восьми часов утра, а солнце уже нещадно палило. Переговорив о чем- то, мужчины запрягли быков в соху.
Работа началась. Быки потащили соху, а Дхонго, идя следом, бросал в свежевспаханную землю, покрытую водой, зерна риса. В полдень, когда солнце стало палить просто невыносимо, бонда решили передохнуть. Особой еды с собой никто из них не взял. Мы предложили мужчинам фрукты и печенье, однако от угощения они отказались. Дхонго нам объяснил, что бонда настолько сильны и выносливы, что могут обходиться без еды целый день. Но, как оказалось, не без зеленого салата, который поднимает дух и настроение работников. На полях работают только мужчины племени. После скудной еды мужчины обычно курят сигары из настоящего табака! Взбодрившись, они принимаются за работу вновь и без отдыха работают до самой ночи.
Вот уже целую неделю бонда из деревушки Мундлипада ходят в лес на заготовку древесины для продажи ее индийским «купцам», проживающим в долине. После рубки леса остаются ветки, которыми девушки деревни топят печки. Уже шесть часов вечера, однако бонда-лесорубы продолжают валить могучие деревья. Техники, естественно, никакой нет. Все делается вручную. Единственный рабочий инструмент у бонда - это топор. Еще на лесных делянках можно заметить некие конструкции из досок и веток на деревьях - смотровые площадки, откуда бонда наблюдают за окрестностями, чтобы вовремя оповестить своих товарищей об опасности, будь то зверь или человек.
Смеркалось. Лесорубы решили на сегодня за¬вершить работу. Пятеро мужчин стали разжигать огонь. Точнее - добывать его, так как у племени спичек нет. Огонь добывается трением одной длин¬ной палки о другую, которую крепко держат, прижав ее к земле. В ней есть щель, в которую заранее положена солома. Ладонями очень быстро вращают первую палку, одним концом вставленную в щель, до тех пор, пока из щели не появится дымок в результате нагрева от трения. Как только показывается дымок, мужчины раздувают костерок.
Кишшипада - совсем крошечная деревушка на юго-востоке штата Орисса. Здесь бонда живут вме¬сте с другими адивази, принадлежащими к этничес-кой группе кондх, часть соплеменников которых являются христианами. Хотя христианство у них с анималистическим оттенком. Бонда и живут с
ними, однако считают этих адивази пре¬дателями веры, отказавшимися от тради ций предков, так как бонда видят и слышат только духов, где бы они ни находились - на земле, в воздухе, в воде. Бонда считают, что духи живут в деревьях и травах. По их мнению, духи не способны их защитить, но могут легко обмануть и соблазнить. Смерть, болезни, неурожай - все это происходит по воле злых  духов. В плохой защите от невидимых врагов тоже виноваты злые духи.
В этом нет ничего удивительного, ведь бонда - язычники. Они верят в загробную жизнь, верят в магию. Например,  чтобы отгонять злых духов, которые могут испортить урожай, от полей, бонда устанавливают около своих плантаций шесты с тряпичны¬ми куклами, которые не допустят злых духов на их поля. Большую роль в племени бонда играют шаманы: только они способны устанавливать незримую связь между живыми и мертвыми.
Бонда считают, что женщины по натуре предательницы. В доказательство нам рассказали об одной такой женщине, которая после смерти мужа и отъезда ее сына приняла решение  стать христианкой. Она, вопреки неписаному закону бонда, отпустила волосы и стала носить платье, несмотря на запрет всевышнего Маха Прабху. Потому и живет сейчас эта женщина на самом краю деревни в плохой хижине.
Мы решили навестить несчастную. Когда пришли, женщина дробила зерна и сначала сильно испугалась нашего прихода. Когда же мы стали расспрашивать ее о жизни, хозяйка хижины успокоилась. Свет в помещение проникал через худую крышу. У стен стояли два табурета, глиняный кувшин с водой и еще несколько емкостей с водой, в углу - хворост, на входной двери висели какие-то лохмотья, представляющие собой весь гардероб хозяйки это¬го дома. Волосы у нее были грязными. Грустные глаза смотрели очень пристально.
Снаружи дома громко смеялась ребятня. Смеялись над нами, решившими заговорить с неверной. А ситуация, в которую попала эта женщина, очень непростая: порвав отношения со своими, она не признается и всем индийским обществом.
Когда мы вышли из хижины, мальчишки, улюлюкая, бросились за нами. Тут же исчезла к нам симпатия и со стороны взрослых бонда.
...По деревне бегали женщины и громко разговаривали, собираясь на базар в городишко Мундагуда. Они были одеты сейчас в короткие голубоватые накидки, спускающиеся до половины ягодиц. Индийская администрация, шокированная «непотребным» видом женщин бонда, потребовала, чтобы в общественных местах за пределами своей деревни они появлялись в пристойной одежде. Мужчины, нагруженные тыквами с салапом, приготовились следовать на базар вместе со своими женщинами.
С нами больше уже никто не разговаривал. Мы не из их мира.
Галина ОСТЯКОВА, Вячеслав ОРЛОВ


Рецензии