Тора - это само Небо

Священные тексты, включающие в себя Танах, многочисленные труды его толкователей, такие, как Талмуд, Кабала и многие другие, играют в иудаизме настолько своеобразную роль, что название всей этой литературы - Тора - непереводимо ни на один из других языков. Однажды кто-то удачно сказал, что книги, почитаемые священными у других народов, воспринимаются как нечто, данное Небом, но лишь иудаизм основан на том, что Тора - это само Небо. Иными словами, еврейская Тора - это сама суть Б-жественного откровения, которая не только служит основой для религиозной, общественной и политической жизни, но и обладает высшей ценностью сама по себе.

Такой подход к Торе основан на том, что она, во всех своих разнообразных формах, концентрирует в себе многочисленные проявления Б-жественной мудрости. Иными словами, Тора, как мы ее понимаем, является воплощением определенной стороны Б-жественной сущности, точно так же, как весь мир есть особый способ проявления Б-жественного. При этом Тора - более ясное и совершенное проявление Всевышнего, чем мир. Как говорили наши мудрецы, во время Творения Б-г смотрел в Тору и в соответствии с ней создавал мироздание. Отсюда следует, что Тора служит первоначальным планом мира; Тора и мир неотделимы друг от друга.

Поскольку Тора является выражением Б-жественной воли и указывает на характер и форму взаимоотношений между Творцом и миром, ее можно назвать духовной картой мироздания. Однако Тора - не застывшая картина неподвижного мира, но динамичный план постоянно меняющейся реальности, указывающий направление к единению со Всевышним. Тора в основе своей - это проявление Б-жественной мудрости в сотворенном Им мире; однако выражается она в нем в виде конечных форм, таких, как слова, и даже в виде материальной субстанции, переносящей слова, раскрывающие эту мудрость миру действия.

Интеллектуальное и эмоциональное постижение Торы означает для человека соприкосновение с сущностью всех миров на всех уровнях. Ибо Тора отражает волю и мудрость Всевышнего на уровне всех миров, в то время как в мире действия Б-жественная воля проявляется в создании материального, то есть только в виде окружающей нас реальности. В этом смысле наш мир, который представляется нам царством природных законов, крайне ограничен, и ограниченность эта может быть преодолена лишь человеком, наделенным свободой выбора. Связь между Торой и миром подобна связи между идеей и ее осуществлением, замыслом и его исполнением. И поэтому постижение Торы разумом и эмоциональное погружение в нее означают подчинение своего я Б-жественной воле, тому, что может быть определено как замысел Творца при создании Им мира и человека. Тот, кто погружен в Тору, является как бы партнером Всевышнего - в том смысле, что и Б-г, и человек участвуют в процессе осуществления этого замысла.

Итак, одним из факторов, связывающих Тору с миром, является эмоциональный и интеллектуальный контакт между Торой и человеком, который ее изучает. Но Тора - это еще и Закон, устанавливающий для еврея нормы поведения, в значительной мере определяющий его поступки и характер отношений между людьми, направляющий в верное русло его мысли и желания: к осуществлению замысла всего Творения, заложенного в Торе. В этом смысле Тора - путь жизни; она указывает человеку цель, к которой тот должен стремиться в своем духовном и физическом существовании в мире. Не случайно слово Тора происходит от того же корня, что и ѓораа - учение, указание: Тора указывает дорогу к Всевышнему.

Теоретически, человек, достигший совершенства, может прийти к Торе путем духовных исканий. Тот, кто освободился от всех иллюзий и эгоистических желаний и открылся Б-жественному свету, может стать инструментом в руках Высшей воли, и тогда каждое его действие будет частью самой Торы. Правда, таким путем, зависящим от способности человека добиться совершенства, приходят к Торе чрезвычайно редко, ибо для этого требуется контакт с Б-жественным на уровне, недоступном обычному человеку. И только о редчайших личностях в истории, таких, как праотцы Авраѓам, Ицхак и Яаков, можно сказать, что они поднялись на эти высоты; однако даже они достигли лишь того уровня Торы, который определяется как путь жизни, - каждый в пределах своей собственной судьбы и своих личностных качеств. Однако во время Б-жественного откровения на горе Синай Всевышний даровал нам не только указания, касающиеся образа жизни человека, и не только план мироздания, но и Самого Себя. Он раскрыл нам Свой замысел о совершенном человеке, способном сотрудничать с Ним на всех уровнях, - как в материальном мире, в окружающей нас реальности, так и в сферах, которые едва ощущаются нами, а также в мирах, находящихся полностью за пределами нашего восприятия.

Тора многогранна, и каждому человеку она может открыться любой из своих сторон: абстрактной философией и рациональной логикой, стороной эмоциональной и просто как кодекс законов поведения. При том, что значение Торы выходит далеко за границы физического мира, может показаться странным и неожиданным, что она в непропорционально большой, казалось бы, степени посвящена вопросам материального существования. Этот факт можно объяснить с двух точек зрения. Первое объяснение заключается в том, что Тора дана людям, живущим в этом мире, и потому должна считаться с реальностью, в которой они существуют, и их насущными потребностями. Если бы Тора была посвящена исключительно духовным вопросам, она была бы полностью оторвана от жизни человека с ее зависимостью от физического мира.

Установление связи с Б-жественной волей посредством физического действия предоставляет человеку возможность наиболее прямого, естественного и простого контакта со Всевышним. Но если объяснять это языком самой Торы, сосредоточенной не на вопросах абстрактного созерцания высших миров, а на отношениях в мире людей, и рассматривающей их глубоко и скрупулезно, - то можно сказать, что поведение человека - совершение им определенного поступка или, наоборот, отказ от него - имеет последствия, далеко выходящие за рамки его собственного существования. И это касается не только предписаний, определяющих отношения между людьми, но и заповедей, связывающих человека со Всевышним. Ибо когда человек воздействует на любой физический объект, он устанавливает тем самым цельную систему взаимоотношений, в которую вовлекается все, что связано с этим объектом во времени и пространстве. И в этом отношении поступок, совершенный в сфере материального, приобретает большую значимость, чем все, происходящее в интеллектуальной и духовной сферах человеческой личности, ибо служит частью тикуна - процесса, связанного не столько с областью духовного, сколько с окружающей нас физической реальностью, процесса, при котором посредством исполнения заповедей восстанавливается идеальный порядок мироздания. Происходящее в сфере духовного лишь косвенно воздействует на материальный мир, в то время как физическое действие влияет на него непосредственно. При этом не следует забывать, что физический мир неотделим от более высоких миров, от мироздания в целом, все уровни которого входят в общую систему тикуна - процесса очищения и совершенствования миров, необходимого для раскрытия в них Всевышнего.

Второе объяснение связано с той точкой зрения, что материальный мир вовсе не является неполноценным, что сама по себе материя нисколько не ниже и не примитивней духа, а с некоторой точки зрения физический мир можно рассматривать даже как вершину Творения, ибо его происхождение - чудо, по той причине, что само существование материи невозможно без затемнения Б-жественного света и потому не может являться ни чем иным, как результатом исполнения особого замысла Всевышнего. Подобно чудесным образом застывшей волне, медлящей обрушиться вниз, материя - это завеса, скрывающая Б-жественное от людей. Иллюзия автономности нашего материального мира поддерживается непрерывным воздействием Бесконечного на каждую его частицу. И раскрытие Б-жественного в материальном имеет гораздо большее значение, чем нечто подобное в сферах духовных и еще выше. Более того, поскольку материальный мир - перекресток всех других миров, малейшее движение, едва заметное перемещение объектов в жестких рамках этого мира порождает последствия, не сравнимые с тем, что происходит в подобных случаях в сферах духовных. И поэтому заповеди Торы, уделяющие столько внимания материальному с целью оказать влияние на физический мир, освятить его, несмотря на то, что сама материя кажется столь ограниченной, предназначены для высвобождения духовной энергии, непрерывно поднимающейся из нашего мира к бесконечно высоким мирам. Именно это имеют в виду мудрецы, когда говорят, что истинно святое действие любого рода, совершенное в мире материи, может иметь гораздо большее значение, чем происходящее в промежуточных между материей и духом сферах интеллекта и эмоций. Поэтому Тора и заповеди связаны с этим миром материи так, как если бы он был величайшей тайной Творения, самим воплощением Б-жественного замысла.

Уделяя особое внимание материальному миру, Тора обладает поистине удивительным свойством: она не ограничивается какой-либо одной областью жизни, не останавливается лишь на вопросах сугубо религиозных или этических, но охватывает буквально все сферы бытия. Путь Торы нельзя назвать религиозным в ограниченном смысле, то есть затрагивающим один из аспектов человеческой жизни, касающийся взаимоотношений между человеком и Б-гом. Тора - это не узкая тропинка, по которой человек может идти, а может и сойти с нее по своему желанию, в то время как вся область повседневного существования остается нейтральной, не подверженной вмешательству Всевышнего и малосущественной для попыток общения с Ним.

В силу того, что Тора - проект мира, она управляет всем и не может быть сосредоточена на какой-то одной части существования. Конечно, указания ее в разной степени связаны с повседневностью, но, тем не менее, они ценны для любых обстоятельств жизни. Чем полней единение человека и Торы, тем шире распространяется ее значение за пределы конкретных ситуаций его судьбы. Не признавая идеалом монашескую жизнь - один из способов ухода от реальности, - Тора указывает человеку диаметрально противоположное направление, подчеркивая значение повседневных деталей обыденности.

В Торе можно найти указания, касающиеся общественной жизни, торговли, сельского хозяйства, промышленности, отношений между мужчиной и женщиной, любых подробностей быта - вплоть до самых мелких, таких, как завязывание шнурков на ботинках или отход ко сну. Поразительно, что при огромном количестве этих законов, определяющих, что следует и чего не следует делать в самых разных областях жизни, Тора, в принципе, не ограничивает человека в его устремлениях. Иначе говоря, нет таких сфер деятельности или мышления, которые она отвергала бы безоговорочно. Закон корректирует действия человека, определяет нормы его поведения, управляет самыми элементарными его поступками - начиная с момента пробуждения и кончая отходом ко сну. При этом предполагается, что указания Торы не меняют сущность человеческой деятельности, но придают ей дополнительную святость.

Если посмотреть с практической точки зрения на жизнь еврея, выполняющего заповеди Торы, то становится очевидным, что, в конечном счете, подчинение Торе не только предоставляет ему значительную свободу почти в любой области его устремлений, но придает каждому его действию высшую значимость, помогая установить прямую связь между ним и его Создателем. Это касается любого действия, определенного ритуалом или спонтанного, обращенного к Б-гу или к другим людям. И чем глубже человек проникает в Тору, тем с большей скрупулезностью он выполняет ее указания, кажущиеся поначалу слишком общими и расплывчатыми, - вплоть до того, что его манера двигаться, стоять, разговаривать, его жесты и мимика изменяются совершенно. В конце концов вырабатывается цельный стиль жизни, в котором дела неразрывно связаны с мыслями и словами; музыка, образно говоря, становится неотделимой от творящего ее композитора. В итоге разыгрывается некая мистерия космических масштабов, в которой человек участвует на всех уровнях мироздания, следуя замыслу Б-жественного сценария. И нетрудно понять, почему Тора если и не запретила окончательно внешние формы художественного самовыражения, то, во всяком случае, серьезно ограничила их. Чисто эстетические формы этого самовыражения не могут быть адекватными великому действу, исполненному истинного артистизма: жизненному пути еврея, живущего по Торе.

Сценарий жизни, который предлагает иудаизм человеку, настолько тесно связан с развитием личности, что в определенном смысле его можно рассматривать как пьесу для одного актера. Однако есть в этом и иной смысл: жизнь и поступки каждого еврея служат фрагментом общей картины народной жизни; это священное единство выражается в том, что каждый из сыновей народа Израиля, рассеянного по всему миру, влияет на всех остальных. И это влияние всех на каждого и каждого на всех определяет всю жизнь потомков Яакова, когда отдельные существования сливаются в единое целое, создавая рисунок танца общей мировой души, устремленной к Б-жественному. Общая мировая душа - или Кнесет Исраэль - это полное собрание душ еврейского народа; она коренится в Шхине - присутствии Б-жественного в мире. Иными словами, Кнесет Исраэль - это глубинная сущность святости мира в целом.

Определение иудаизмом еврейской избранности состоит в том, что Израиль был призван стать царством священнослужителей (Шмот, 19:6) и весь сценарий его жизни - от поступков каждого еврея до совместных действий целых общин, все его великие центры знания, его святой Храм, все, чем он обладает, - установлен для достижения этой цели.

Было бы неверным утверждать, что святость, в каком бы то ни было смысле, принадлежит исключительно одному народу и что приближение к Б-жественному недоступно всему человечеству в равной степени. Однако при этом на евреев ложится большее бремя ответственности; с принятием Торы в качестве плана своей жизни они взвалили себе на плечи обязанности священнослужения, не ограниченного определенным местом или временем, но выполняемого всегда и повсюду. В этом смысле весь мир подобен святому Храму, который постоянно нуждается в том, чтобы его заново очищали и освящали. И священнослужители, каждый раз входящие вместе в пределы этого святилища, подобны сердцебиению мира, ритму дыхания человечества. Особая ответственность этой миссии состоит в том, что деградация еврейского народа в целом и каждой личности в отдельности гибельна не только для них самих, но и для всего мира; на пути же духовного подъема еврейский народ совершенствует и все мироздание, возвращая его к Источнику - Шхине. И когда весь народ действует как единый организм, в котором бьется общее сердце, он совершенствует мир сообразно сценарию Творца, и замысел Торы осуществляется в мироздании.

А. Штейнзальц "Роза о тринадцати лепестках"


***
Почитающий ТОРУ сам почитаем людьми, а оскорбляющий ТОРУ сам оскорбляем людьми.
*
Ограничивай себя занятием делами и занимайся Учением, и будь смирен пред всяким человеком.Если уклонишся от изучения ТОРЫ то пред тобой будет много соблазнов, поводов уклонится, но если ты трудишься!!! над Учением (изучением ТОРЫ), то у Всесильного есть щедрое воздаяние для тебя.
*
Один час посвящённый молитве, покаянию, изучению ТОРЫ и свершению добрых дел в этом мире, лучше всей жизни мира грядущего, а один час духовного удовлетворения в мире грядущем лучше всей жизни в этом мире.
*
Тот кто занимается изучением ТОРЫ с ранего детства - это как то когда пишут несмываемыми чернилами по новой белой бумаге. А тот кто начал изучать ТОРУ в старости - это то-же, что писать по бумаге с которой стёрли всё ранее записанное.
*
В пять лет к Писанию, в девять к Мишне, в тринадцать к жизни пред Всесильным - исполнению заповедей, в пятнадцать к Талмуду, в восемнадцать - создание своей семьи, в двадцать - поиск материальных средств для семьи, в тридцать - сила, в сорок - постижение, в пятьдесят лет - к совету, в шестьдесят - к старости, в семьдесят лет- к сединам, в восемьдесят - признак особой силы, в девяносто - признаки старца, в сто лет - как если бы уже умер, ушёл, и исчез из этого мира.
*
Изучай ТОРУ неустанно, ибо всё в Ней, очень глубоко всматривайся в Неё, старься и сидей над Нею, и от Неё не отступай, ибо нет для тебя ничего лучшего ТОРЫ.
*
Всякий кто занимается ТОРОЙ ради любви к Всесильному удостаивается многого и более того он заслуживает чтобы весь мир был сотворён ради него одного. Такой человек называется другом, любимым, он любит Всевышнего - Вездесущего - Всесильного - Святого, любит Его творения, такой человек радует Всесильного, радует Его творения.
*
ТОРА облачает смирением и трепетом - любовью к Всемогущему, даёт силы быть праведным, благочестивым, прямодушным и верным, изучение ТОРЫ, из любви к Всесильному, отдаляет
от греха и приближает к заслугам.
*
Изучающий ТОРУ, с постоянством, полезен людям советом и мудростью, пониманием и силой, ведь сказано: "У Меня совет и мудрость, Я есть разум, у Меня сила".
*
Изучающий ТОРУ приобретает господство и власть в любви Всесильного, проницательность в суждениях, ему открываются тайны ТОРЫ и такой человек становится как источник непересыхающий и как поток всё пребывающий.
*
Изучающий ТОРУ становится скромным и долготерпеливым, прощает все обиды и ТОРА возвеличивает такого и возвышает над всеми созданиями.
***

Тора является источником современных принципов равенства. В свое время она, по сути, была революционной книгой, раскрывающей уникальные политические идеи. В древние времена очевидной была идея, согласно которой люди не рождаются равными. Человек получал свой статус при рождении и становился, соответственно, монархом, аристократом, ремесленником или рабом. В сословном обществе каждый человек знал свое место. Аристотель, живший в теоретически демократических Афинах, сказал, что правосудие работает по принципу «равным — равное, неравным — неравное».

Мы с удивлением наблюдаем за тем, как рассказы из Торы, а тем более ее законы, систематически перерабатывают древние нормы и обычаи, описывая социум, лишенный законов иерархии и сословий, наделяя силой гражданское общество.

Рассмотрим в качестве примера законы Торы, касающиеся материальных вопросов. На практике, в других культурах древности земля принадлежала государству или жрецам, а простолюдины были рабами. Согласно Торе, вся земля принадлежит Всевышнему, который передал ее народу Израиля. Любой еврей является владельцем земельного участка (Ваикра/Левит 25), следовательно, у него есть источник дохода — и это первый в истории человечества пример частного землевладения.

Рассмотрим вопрос о долговых обязательствах: в других культурах монарх мог отменить любые долги во время первого года своего царствования — главным образом для поддержания своего политического веса и завоевания народной любви. Вместе с тем, это сказывалось на благосостоянии ростовщиков, которые могли сместить царя с престола. Такая отмена долгов — греческая практика, известная в современном мире как амнистия и филантропия. Древнегреческий историк Плутарх писал, что когда спартанский царь Агис решил объявить об отмене долгов, его противники восприняли этот шаг примерно как поступок Робин Гуда: «Предлагая беднякам собственность богатых людей, раздавая земли и отменяя долги, он [купил] серьезную защиту для себя, но не для граждан Спарты».

Агис действовал по примеру всех правителей того времени. В Торе же схема отмены долгов была следующей: они аннулировались каждые семь лет, и этот закон был не политическим инструментом царя, но законным правом каждого гражданина (Дварим/Второзаконие 15).

Налогообложение по Торе тоже стало своего рода революционным. В иных государствах налоги (десятина) взимались на содержание царского двора и храмов. Но в Торе был приведен новый вид налога, который зажиточные земледельцы платили для того, чтобы поддержать неимущих, и он стал первым в истории человечества сбором, предназначенным для обеспечения социальных нужд (Дварим/Второзаконие 14).

Тем не менее основное отличие законов Торы от общепринятых в те времена норм касалось политической жизни. Вспомним парламентскую систему Великобритании — разделение на Палату лордов и Палату общин. Это было сделано для разделения законодательной власти: две палаты могли принимать решения, устраивающие все слои общества. Самым важным достижением стало то, что англичане поняли: лучший способ достичь разумного баланса — разделять в соответствии с существующей классовой системой. Идея правительства, власть в котором делилась между представителями разных сословий, не нова. В истории подобных примеров немало: правители государств определяли несколько противоборствующих классов и наделяли властными полномочиями каждый из них. Только после принятия Конституции США мы узнали о возможности альтернативной политической системы, в которой не было разделения на сословия, а все граждане государства обладали равными правами.

И только один документ стал предшественником этой революционной политической системы — и это была Тора. Любой гражданин мог быть избран на роль судьи (Дварим/Второзаконие 16). По сути, в Торе не описан сам процесс избрания судей. Сказано лишь одно: вы (т.е. весь народ) должны выбрать судей среди самих себя. Особое значение такая система выборов играла в том случае, если кто-то решал, что царь действует не по закону. Старейшины и судьи, упоминания о которых мы встречаем в Торе (и позднее в Мишне), были самым настоящим народным парламентом, избранным самим народом. Фактически, все они происходили из народа и зарабатывали на жизнь тяжелым физическим трудом или ремеслом. Что касается самого царя, то в Торе сказано, что у народа должен быть правитель — но только в том случае, если народ сам этого хочет (Дварим/Второзаконие 17:14; ср. с Первой книгой пророка Шмуэля 8). До тех пор, пока Давид не был избран царем, на этот пост мог претендовать любой (Дварим/Второзаконие 17). И впоследствии наследование трона практиковалось только в том случае, если какой-либо царь был угоден Б-гу и народу. В Галахе закон действует таким образом и по сей день: будущий царь, потомок Давида, получит право занять престол только в том случае, если сможет сплотить вокруг себя народ (Маймонид, Законы о Царях 11:4-5). Более того, в Торе не указан конкретный орган, ответственный за избрание царя. Как и в случае с судьями, эта задача возлагается на весь народ Израиля. Общество само должно решить, кто достоин встать во главе народа. Всевышний также должен одобрить кандидатуру царя, сообщив об этом через пророка. Тем не менее, по сути, выбор должен сделать народ (как мы видим из истории пророка Шмуэля, помазавшего на царство Шауля).

Мы также наблюдаем эгалитарную революцию рассматривая, как Тора описывает коммуникативные процессы. Мы понимаем, насколько компьютерная грамотность важна для создания равных стартовых возможностей для всех членов общества. Прекрасно, что мы живем в обществе, поощряющем нашу тягу к знаниям. И мы понимаем, почему диктаторские и авторитарные режимы во всем мире препятствуют распространению такого рода грамотности в народе: неграмотным народом управлять проще.

Тора была известна миру задолго до появления Интернета, но у нее было явное преимущество, заключающееся в том, что в свое время она также дала миру нечто новое — алфавит. В других культурах системы письма (как, например, египетские иероглифы) были весьма сложными, требовались годы, чтобы изучить их. Но тот, кто преуспевал в учебе, гарантировал себе обеспеченную жизнь, поскольку его умение в те времена было большой редкостью. В древнеегипетской поэме описана история отца, который убеждает сына пойти в школу писцов, успешное окончание которой послужит пропуском в высшие слои населения. «Ты полюбишь эту учебу больше, чем родную мать», — обещает отец.

Тора же написана алфавитным письмом, выучить которое мог каждый. Она представляет собой первый в Древнем мире пример текста, который предлагался к свободному переписыванию и распространению в народе (Шмот/Исход 24 и Дварим/Второзаконие 31). Тора стремилась к распространению своих текстов среди народа потому, что таким образом евреи получали возможность построить грамотное и сильное общество. Несомненно, на нашу обязанность учить детей заповедям и Торе (Дварим/Второзаконие 6:7) повлиял тот факт, что Тора написана простым для изучения алфавитом. Тора вообще стала первым историческим документом, записанным с помощью алфавита и открытым для распространения в народе.

Тора раскрыла миру поистине революционный на тот момент взгляд на человека и особенно на женщину. В древних художественных произведениях Ближнего Востока женщина упоминается только в том случае, если речь идет об удовлетворении желаний мужчин. Но именно в Торе впервые появляются такие персонажи, как Сара, Ривка, Мириам и Йохевед. Более того, особо отмечены их личные качества: трудолюбие, проницательность, смелость и сильный характер. Впервые в истории восточной литературы женщина вдруг становится человеком.

А что насчет рабства? В Торе действительно существует понятие эвед иври, которое ошибочно переводится как «еврейский раб». В библейских текстах слово «эвед» используется для описания службы высокопоставленного министра царю, и даже службы Моше Рабейну перед Всесильным. Эти взаимоотношения, называемые Торой «эвед иври», — способ помощи должникам отработать свои долги в благоприятных условиях, которые позволили бы им поправить свое положение без того, чтобы запятнать репутацию.

Первосвященниками могли становиться только потомки Аарона. Однако из Торы мы узнаем, насколько статус первосвященника отличается от подобного в других культурах. На Ближнем Востоке ко всем представителям духовенства относились как к элите. В Торе же первосвященники и коэны не были экономически или политически доминирующим классом. У них не было ни привилегий, ни каких-либо поблажек перед общим законом.

По Торе, священники служили народу, а не наоборот. В других культурах священники были богатыми землевладельцами, контролировавшими государственное имущество (см. Берейшит/Бытие 48). Но по Торе коэнам запрещалось владеть землей и получать доход от плодов этой земли. В Торе детально описаны все законы Священного Храма, в церемониях на территории которого простые люди играли самую важную роль. В иных религиях священники считались непогрешимыми, но Тора принимала во внимание человеческую природу и тот факт, что первосвященники тоже могут ошибаться. По сути, Тора приводит только рассказы о том, как Аарон руководил сооружением золотого тельца (Шмот/Исход 23) и о том, как его сыновья Надав и Авиху вошли в ковчег, нарушив тем самым запрет (Ваикра/Левит 10). В этих историях Аарон отнюдь не овеян героическим ореолом.
Следовательно, ни для кого не является сюрпризом то, что, по сути своей, Тора не разделяет людей на классы, а является беспримерным источником идей равноправия.

Йешуа Берман


"Велика Тора, ибо она животворит исполняющих её"
Проповедь К.Свидерского
Первоначально у евреев был четырёхлетний цикл субботнего чтения Торы. Потом раввины по какой-то причине заменили четырёхлетний цикл годовым, и после этого день окончания годового цикла и начала нового, выпадающий ни восьмой день после праздника Суккот, назвали Симхат Тора. В Библии нет ничего об этом празднике, но это хороший праздник, т.к. посвящён изучению Торы.

Для начала откроем Второзаконие, 30:4-10: «Хотя бы ты был рассеян [от края неба] до края неба, и оттуда соберет тебя Господь Бог твой, и оттуда возьмет тебя, и [оттуда] приведет тебя Господь Бог твой в землю, которою владели отцы твои, и получишь ее во владение, и облагодетельствует тебя и размножит тебя более отцов твоих; и обрежет Господь Бог твой сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе; тогда Господь Бог твой все проклятия сии обратит на врагов твоих и ненавидящих тебя, которые гнали тебя, а ты обратишься и будешь слушать гласа Господа [Бога твоего] и исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня; с избытком даст тебе Господь Бог твой успех во всяком деле рук твоих, в плоде чрева твоего, в плоде скота твоего, в плоде земли твоей; ибо снова радоваться будет Господь [Бог твой] о тебе, благодетельствуя тебе, как Он радовался об отцах твоих, если будешь слушать гласа Господа Бога твоего, соблюдая [и исполняя все] заповеди Его и постановления Его [и законы Его], написанные в сей книге закона, и если обратишься к Господу Богу твоему всем сердцем твоим и всею душею твоею».

Иными словами, Бог вознаградит нас, евреев в изгнании, если мы снова начнём соблюдать Тору. Но чтобы соблюдать Тору, очевидно, нужно её учить. А, как говорит Талмуд, учить Тору нужно всегда. Только похороны и свадьбы – веские причины для перерыва в её изучении.

Для чего нужно учить и исполнять Тору? В шестом стихе мы читали: «…дабы жить тебе…». Так или иначе, можно прожить без многих вещей, например без автомобиля, без знания немецкого языка (трудно, неприятно, но можно). Без социальной помощи, если есть работа, без работы, если есть социальная помощь. Писание учит: без Торы прожить нельзя.

Обратите внимание, пришедшие в Египет и жившие там четыреста лет евреи практически забыли Бога Авраама, Исаака и Иакова. Богу, воззвавшему из горящего куста к Моисею, пришлось долго уговаривать его идти к своему народу и говорить о том, что Всевышний хочет освободить их от египетского рабства. При этом Моисей сомневается, поверят ли ему. Выведя со всяческими чудесами народ из Египта, Бог подвёл его к горе Синай с одной единственной целью – дать народу Закон. Т. е. Бог, когда обещал Аврааму, что он будет родоначальником великого народа, уже тогда имел в виду дать этому народу Закон, Тору. При этом Бог выступает не в роли учителя, добивающегося от ученика подчас формального знания предмета, а в роли Отца, который за нерадивость в учении и исполнении может в конце концов и наказать. И таки наказывает. Вся история нашего народа свидетельствует об этом. Но Бог, наказывая, не оставляет нас. Он хочет, чтобы мы обратились и жили, причём жили хорошо.

Я же хочу задать вопрос: а что такое Тора? Это свод законов Божьих, 613 заповедей? Или, может быть, 10 заповедей? Или Пятикнижие Моисея? Мы можем уверенно сказать, что Тора – это история. Причём историческая информация, приведенная в Торе, во многом уникальна. О многих изложенных в ней вещах больше нигде и прочитать нельзя. Например, об истории человечества до потопа.

Но это только одна сторона ответа. История евреев так отвечает на этот вопрос: римляне издали указ, запрещающий чтение и изучение Торы. Известный и весьма уважаемый раби Акива не подчинился указу императора. В ответ на вопрос, не боится ли он наказания за нарушение указа, он рассказал притчу о том, как рыбы жаловались лисице, что в воде стало очень опасно жить, т. к. повсюду сети рыбаков. Лисица им говорит: «Выходите на сушу, там нет сетей». На это рыбы отвечают: «Лисица, хоть ты и умная, но неужели ты не понимаешь, что без воды мы вообще жить не можем?» Раби Акива за нарушение указа принимал мучительную казнь как раз во время чтения молитвы «Шма Исраэль» и благодарил Бога за то, что Бог дал ему возможность прославлять Его всю жизнь и даже в тот момент, когда Он отнимает у него душу.

Из этой истории можно сделать такой вывод: Тора – нечто, что принадлежит евреям; еврей и Тора – это понятия неразделимые. Обратите внимание: всегда, когда завоеватели приходили в Израиль или в Иудею, а впоследствии в еврейские поселения в диаспоре, евреям всегда запрещали читать Тору. И не только читать, но и, главное, исполнять. И, как следствие, евреям запрещали делать обрезание, приносить жертвы в Храме. Храм оскверняли, приносили в него свиней и т. д. Иешуа в этой связи говорит (см. Матф. 7:21): «Не всякий, говорящий Мне: `Господи! Господи!', войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного».

Другими словами, главное – это не говорить, читать или даже знать, а исполнять. И завоеватели прекрасно понимали, что евреев можно сломить и подчинить, только лишив их возможности изучать, а, значит, и исполнять Тору. Если еврей исполняет Тору, он благословен; если нет, - пусть пеняет на себя: с его еврейством будет покончено. Не в смысле национальности, она останется. А в смысле благословения.

Рассмотрим ещё одно место из Писания - книгу Притчей Соломоновых, 1:8 «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей». Интересно, что вместо написанного в русском переводе слова «завет» в оригинале стоит слово «Тора». В некоторых иностранных переводах это же слово переведено словами «учение» и «заповедь». Интересно, почему по-разному? Потому что речь идёт о «Торе матери». Вот если бы в Писаниях стояло «Тора отца», вот тогда всё стало бы на свои места. Словосочетания «завет матери», «учение матери», «заповедь матери» - это всё подходит, но в оригинале – «Тора матери». Может быть, Соломон имел в виду свою мать, знаменитую Вирсавию?

Давайте прочтём то же самое, но уже с седьмого по девятый стихи: «Начало мудрости - страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся Им; а благоговение к Богу - начало разумения]; глупцы только презирают мудрость и наставление. Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей».

Мне кажется, что «страх Господень» и «Тора матери» имеют что-то общее. А что такое «наставление отца»? На иврите понятия «наставление» и «наказание» обозначаются одним и тем же словом «мусар». Если открыть книгу Иов, 5:17 «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай», то здесь слово «наказание» при переводе заменило имеющееся в оригинале слово «мусар».

Вообще в Писании это слово встречается часто. В большинстве случаев слово «мусар» стоит рядом со словами, которыми обозначается понятие Бога, и у евреев это словосочетание, по-видимому, является устойчивым. Исходя из этих положений, попробуем прочитать восьмой стих несколько иначе: «Слушай, сын мой, наставления Отца - Бога твоего - и не отвергай завета Торы - матери твоей». Т. е. у тебя есть Бог - Отец, а мать твоя – Тора. Слушай Бога и не пренебрегай Торой.

Если мы заглянем в Талмуд, Трактат Авот, который интересен тем, что он является один из самых первых талмудических трактатов, то в мишне 7 мы прочтём: «Велика Тора, ибо она животворит исполняющих (заповеди) её – в мире этом и мире грядущем, как сказано: «Потому что они (заповеди Торы) - жизнь для обретших их и для всей его плоти исцеление». И сказано: «Исцелением будет она для живота твоего и мозгом для костей твоих». И сказано: «Древо жизни она для придерживающихся её, и опирающиеся на неё – счастливы». И сказано: «Потому что венок прекрасный они (её заповеди) для головы твоей и ожерелье драгоценное для шеи твоей»». А последнее – это почти прямая цитата из Притч, которую мы привели выше.

Итак, тот, кто служит Богу и читает Тору, имеет украшения для головы и для шеи. Что за украшения? Для женщин, что ли? Но здесь обращение к сыну – «Слушай, сын мой». К царственному сыну. Ведь Соломон был царём. В древнем Израиле шапки-украшения носили цари и священники, так же как и украшения на шее.

Таким образом, тот, кто посвящает себя Торе при условии выполнения её заповедей, благословен, он является священником и царём, а Иешуа добавляет, что всякий, «исполняющий волю Отца Моего Небесного», «войдет в Царство Небесное».

И теперь мы знаем, что исполненная воля Отца - это украшение для головы и для шеи. Читай Писания, исполняй написанное, и будешь царствовать, будешь священником и войдёшь в Царство Небесное. Теперь становится немного понятнее то, что написано в Книге Откровений (5:10) Иисус ещё в своей земной жизни полностью исполнил Тору и своей кровавой жертвой искупил нас, и благодаря этому «соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле». И мы можем, как древние раввины, танцевать с книгой «Священное Писание» в руках и радоваться тому, что она у нас есть, тому, что она является прекрасным украшением для головы и шеи каждого из нас.

Давайте ещё раз откроем Писание и обратимся к очередному смутному времени в истории Израиля, времени правления царя Иосии. Царь Иосия жил приблизительно с 640го по 609й годы до н.э. Чуть больше чем за 100 лет до его царствования увели в плен Северное Царство – Израиль - в Ассирию, и уже больше никогда это Северное Царство не вернулось обратно. Чтобы лучше понять, какой была в то время Иудея, давайте обратимся к двум царям – предшественникам Иосии. Откроем Четвертую книгу Царств, 21:1-7 «Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился, и пятьдесят лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хефциба. И делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых. И снова устроил высоты, которые уничтожил отец его Езекия, и поставил жертвенники Ваалу, и сделал дубраву, как сделал Ахав, царь Израильский; и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему. И соорудил жертвенники в доме Господнем, о котором сказал Господь: `в Иерусалиме положу имя Мое'. И соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня, и провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его. И поставил истукан Астарты, который сделал в доме, о котором говорил Господь Давиду и Соломону, сыну его: `в доме сем и в Иерусалиме, который Я избрал из всех колен Израилевых, Я полагаю имя Мое на век;» т. е. в Храме.

Представляете, какие мерзости делал этот человек!? Правление его характеризовалось войнами и страданиями еврейского народа. После него к власти приходит его сын Амон, и ситуация ещё более усугубляется. Он был настолько грешен и нетерпим своими соплеменниками, что слуги его составили заговор и умертвили его. Ситуация была настолько ужасной, что пророк Иезекиль чуть позже об этом скажет в своей Книге, 8:7-12 «И привел меня ко входу во двор, и я взглянул, и вот в стене скважина. И сказал мне: сын человеческий! прокопай стену; и я прокопал стену, и вот какая-то дверь. И сказал мне: войди и посмотри на отвратительные мерзости, какие они делают здесь. И вошел я, и вижу, и вот всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных и всякие идолы дома Израилева, написанные по стенам кругом. И семьдесят мужей из старейшин дома Израилева стоят перед ними, и Иезания, сын Сафанов, среди них; и у каждого в руке свое кадило, и густое облако курений возносится кверху. И сказал мне: видишь ли, сын человеческий, что делают старейшины дома Израилева в темноте, каждый в расписанной своей комнате? ибо говорят: `не видит нас Господь, оставил Господь землю сию». Вокруг были идолы и их изображения, люди и прежде всего старейшины дома Израилева поклонялись им, и в этом была проблема евреев того времени.

Но в этом же и наша проблема. Мы верим в Бога, это так и есть. Вот Библия, мы иногда в неё заглядываем, иногда. А всё остальное время посвящаем современным Астарте и Ваалу. Ведь, кроме Библии, у нас есть книги всяких целителей, прорицателей. И Библия отодвигается сначала на второй план, потом на третий, а потом вообще задвигается куда-нибудь подальше. «Отвратительные мерзости» - это проблема древних евреев перед вавилонским пленом. Но это и проблема большинства евреев, живущих сейчас в Германии. А если посмотреть шире, то это проблема 99% населения нашей планеты. Это наша с вами проблема, наша с вами ситуация.

Каков выход? Иешуа говорит, что нужно читать Тору и исполнять написанное. А исполнив, радоваться, потому что тогда мы обретаем Царство Небесное и в нём становимся царями и священниками у Бога живого, становимся тем народом, который Он себе избрал.

И снова откроем Четвертую книгу Царств, 22:1-10: «Восьми лет был Иосия, когда воцарился, и тридцать один год царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иедида, дочь Адаии, из Боцкафы. И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево. В восемнадцатый год царя Иосии, послал царь Шафана, сына Ацалии, сына Мешулламова, писца, в дом Господень, сказав: пойди к Хелкии первосвященнику, пусть он пересчитает серебро, принесенное в дом Господень, которое собрали от народа стоящие на страже у порога, и пусть отдадут его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню, а сии пусть раздают его работающим в доме Господнем, на исправление повреждений дома, плотникам и каменщикам, и делателям стен, и на покупку дерев и тесаных камней для исправления дома; впрочем не требовать у них отчета в серебре, переданном в руки их, потому что они поступают честно. И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашел в доме Господнем. И подал Хелкия книгу Шафану, и он читал ее. И пришел Шафан писец к царю, и принес царю ответ, и сказал: взяли рабы твои серебро, найденное в доме, и передали его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню. И донес Шафан писец царю, говоря: книгу дал мне Хелкия священник. И читал ее Шафан пред царем».

Восьмилетний мальчик воцаряется и делает угодное в очах Господних и ходит путём Давида. Чудо какое-то: большинство по старой привычке поклоняется идолам, статуи их стоят во дворе Храма. Храм в запустении, разрушается, а царь делает угодное в очах Господних.

Что же конкретно он делает? Откроем Вторую книгу Паралипоменон, 34:3-7: «В восьмой год царствования своего, будучи еще отроком, он начал прибегать к Богу Давида, отца своего, а в двенадцатый год начал очищать Иудею и Иерусалим от высот и посвященных дерев и от резных и литых кумиров». Отец Иосии - Амон. Но согласно еврейской традиции твой отец тот, заветам кого ты следуешь. Иосия следовал заветам Давида. И далее читаем: «И разрушили пред лицем его жертвенники Ваалов и статуи, возвышавшиеся над ними; и посвященные дерева он срубил, и резные и литые кумиры изломал и разбил в прах, и рассыпал на гробах тех, которые приносили им жертвы, и кости жрецов сжег на жертвенниках их, и очистил Иудею и Иерусалим, и в городах Манассии, и Ефрема, и Симеона, даже до колена Неффалимова, и в опустошенных окрестностях их он разрушил жертвенники и посвященные дерева, и кумиры разбил в прах, и все статуи сокрушил по всей земле Израильской, и возвратился в Иерусалим».

Царь повелевает собирать деньги на ремонт Храма и выполнить ремонтные работы. В процессе производства ремонтных работ первосвященнику на глаза попадается книга, Тора. Может быть, это было на Йом Кипур и он по старой памяти зашёл в Святая Святых, куда обычно религиозные евреи заходить опасались, и там её увидел. Наверное, он что-то слышал о хранящихся в Храме священных книгах, потому что он не прошёл мимо находки, а дал ей ход: книгу читали перед царём.

Проблема евреев того исторического периода была в том, что они хотели поклоняться Богу, но не хотели служить. Они не знали, что такое Царство Небесное, они забыли о нём. Царство Небесное перестало быть целью. И вот результат: обветшал и оказался в запустении Храм, где-то валялся свиток Торы, ну а раз Тора не читалась и не исполнялась, то имели место нарушения и просто игнорирование большинства, а возможно, всех её заповедей. Евреи потеряли связь с Богом, потеряли то, что отличало их от остальных народов.

Иосия, этот истинный потомок своего великого прапрапрадеда Давида, огнём и (нет, не мечём) топором прошёлся по Иудее и даже по всей территории бывшего Израиля и под корень вырубил и выжег символы идолопоклонства. Ещё совсем мальчик. Шестнадцати лет от роду.

Ну, а как обстоят дела с идолами в наше время? Мы с вами, как и Иосия, родились в семьях идолопоклонников. Идолы наших родителей, конечно же, не Астарта и Ваал, а, возможно, образование и карьера, когда они превращаются в самоцель и достигаются не за счёт труда и способностей от Бога, а за счёт активной работы локтями. Возможно, это деньги, богатство, роскошь, модные дорогие автомобили, шикарные квартиры, дома и пр. Но мы уверовали, покаялись, имеем Тору, да что там Тору - все Священное Писание. Изучай! Исполняй волю Бога! Ведь кроме этого Богу от нас не надо ничего. И что же? Мы продолжаем жить среди идолов, унаследованных от наших родителей, и даже приносим им жертвы, бросаем на их алтарь наших детей, говоря им: карьера, во что бы то ни стало. И вот уже запущен очередной виток идолопоклонства. Не только наши родные, друзья, знакомые, но и мы сами не можем понять, в чём мы лжём, где результат нашего покаяния, как он сказался в нашей жизни. Ведь идолы - это не только безудержный карьеризм и богатство, но и интерес ко всякого рода целителям, прорицателям, астрологам и прочим «занимательным» вещам.

При этом, однако, нужно понимать, что мы, верующие, живём в человеческом обществе. И наше хорошее воспитание, образование, научная или деловая карьера обязательно должны служить средством прославления Бога, свидетельствовать неверующим, что наши успехи в этой жизни – это плод Божьего благословения и что мы ясно отдаём себе отчёт в том, что только Ему мы всем этим обязаны. Причём такого рода свидетельства, а также свидетельства благополучия наших взаимоотношений с родными и близкими в семьях являются наилучшими для неверующих. Выше стоит уже только подвижничество во славу Божью.

Иосия, этот шестнадцатилетний мальчик, был радикалом, экстремистом, если хотите. Мы с вами боимся этих слов. Потому что современный мир - демагог. Современные модные слова – это: гуманизм, терпимость, душевность. Это нацисты - радикалы, это террористы сегодня радикалы и экстремисты. Мы, конечно же, не из их числа. И мы продолжаем жить среди идолов. Называем это «мнением, которое имеет право на существование». Но мы не понимаем главного. Того, что еврейское Писание - это радикальное Писание. Что еврейский Бог - это радикальный Бог. Он ничего не меняет наполовину, Он всё меняет радикально и полностью. И Он не желает, чтобы мы были рабами идолов, Он желает, чтобы мы были царями и священниками в Его Царстве. Он желает, чтобы мы выбросили, уничтожили, сожгли без остатка всех до одного идолов. Чтобы их больше не было в нашей жизни. Чтобы мы были светом, священством этому миру.

Для того чтобы обосновать некоторые выводы, обратимся снова к Писанию: «И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего. Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями [своими] разгневали Его: приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши» (Втор.32:15-17).

Именно эту картину с детства видел Иосия. И когда, читая Тору, он дошёл до этого места (там же - ст.22-25): «ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего, и поядает землю и произведения ее, и попаляет основания гор; соберу на них бедствия и истощу на них стрелы Мои: будут истощены голодом, истреблены горячкою и лютою заразою; и пошлю на них зубы зверей и яд ползающих по земле; извне будет губить их меч, а в домах ужас - и юношу, и девицу, и грудного младенца, и покрытого сединою старца».

Иосия осознал всю глубину пропасти, в которую низвергли сами себя евреи. Он уже знал судьбу израильского царства и опасался, что то же произойдёт и с Иудеей. В награду за праведность Бог обещал Иосии, что глаза его не увидят того бедствия, которое Он наведёт на Иудею.

И современный Израиль «утучнел, отолстел и разжирел»: дорогие курорты, роскошные машины с фигурками идолов…, но только не чтение, а тем более не исполнение слова Божьего.

После ассирийского пленения северного царства современники Иосии, наверное, говорили: «А куда смотрел Бог Израиля?» Шестьдесят лет назад не где-то там, а здесь, в Германии, в стране, где мы живём, произошла катастрофа. Погибло 6 миллионов евреев. Живы ещё те, кто случайно спасся. Мы интересуемся этим, читаем книги, смотрим фильмы. Но делаем ли мы выводы? Или опять: а куда смотрел Бог Израиля? А «Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен» (Втор.15:4). И во всех своих несчастьях за последние примерно 3,5 тысячи лет евреям следует винить только себя.

Из Писания мы уже знаем, и история многократно подтвердила, что Бог не говорит впустую. Но если ты покаялся, «разодрал одежды свои», избавился от всех своих идолов, абсолютно от всех, то можешь быть уверен: Бог помилует тебя. А Иешуа добавляет: и не только, Он ещё введёт тебя в Царство Небесное. А Иоанн в своих Откровениях, которые многим пока непонятны, ещё добавляет: посадит на трон царями и священниками. Глядя на тебя, твои родственники, друзья, знакомые тоже захотят быть царями и священниками и поэтому тоже вступят в завет с Богом.

Многие считают особенностью евреев склонность к музыке, культуре, наукам, многие – гражданство государства Израиль. В действительности у евреев есть только одна отличительная черта: только у них есть мать-Тора. Она является прекрасным венком для головы еврея и драгоценным ожерельем для шеи его. Это царственное, священническое украшение. Может быть, ещё Сэсэр, который греки перевели как Библос, и в результате появилось слово Библия – слово Бога живого.

Однажды, примерно 2 тысячи лет назад, в последний великий день праздника Суккот, который уже тогда назывался Симхат Тора, посреди Храма стоял Иешуа и возглашал, говоря: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Это было в последний восьмой день великого праздника, который назывался Шемини Ацерет. Иисуса окружали люди весьма религиозные. Как раз в это время жертвенник поливали водой, и всем было понятно, о чём говорил Иисус.

"Иди ко Мне и пей" – очистись от идолов. Только Он мог взять в руки эту книгу и исполнить до конца всё, что в ней написано. До конца. Чтобы мы с вами могли стать царями и священниками. Пусть в этот праздничный день Бог вас обильно благословит. Аминь!

Источник

http://beithesed.org/neu/index.php?o...=159&Itemid=66


То;ра (ивр. ;;;;;;;— тора;, букв. «учение, закон»)

Определения термина
Как правило, Торой называют Пятикнижие Моисе;ево (греч. ;;;;;;;;;;;) или Кни;ги Моисе;евы — первые пять книг Библии (как еврейского Танаха, так и христианского Ветхого Завета), например, «Вот Закон (Тора), который предложил Моисей сынам Израилевым» (Втор.4:44), или «Закон (Тора) дал нам Моисей, наследие обществу Иакова» (Втор.33:4).

В самом Пятикнижии «Торой» часто называется отдельное предписание Бога (Исх.15:25), отдельные заповеди (Быт.26:5) или совокупность законов, относящихся к тому или иному предмету, например, «закон (Тора) всесожжения» (Лев.6:2), «закон (Тора) о жертве повинности» (Лев.7:1) и т. п.

Слово «Тора» встречается также в смысле поучения или родительского наставления (Прит.1:8 и др.).

Иногда Торой называют весь ТаНаХ.

Дальнейшее расширение значения произошло с различением Письменного Закона (Тора ше-би-хтав) и Устного Закона (Тора ше-бе-‘ал пе): встречающееся в Пятикнижии множественное число торот было интерпретировано как относящееся к этим двум сферам Божественного откровения, которые традиционно рассматриваются как данные Моисею на горе Синай.

В самом широком смысле Торой называют всю совокупность еврейского традиционного закона.

Термин тора означает также учение — философскую, научную и т. п. систему (например, торат Кант — `теория, учение, философия Канта`; торат а-яхасут — `Теория Относительности`).

Высказывания, посвящённые Торе

Существует ряд определений Торы, данных выдающимися еврейскими раввинами и комментаторами в разные времена.
Цитата
«Тора является выражением Божественной воли и указывает на характер и форму взаимоотношений между Творцом и миром, её можно назвать духовной картой мироздания. Однако Тора — не застывшая картина неподвижного мира, но динамичный план постоянно меняющейся реальности, указывающий направление к единению с Всевышним. Тора в основе своей — это проявление Божественной мудрости в сотворённом Им мире; однако выражается она в нём в виде конечных форм, таких, как слова, и даже в виде материальной субстанции, переносящей слова, раскрывающие эту мудрость миру действия.»

Роза о тринадцати лепестках. Глава V. Тора., р. Адин Штейнзальц, глава Института изучения иудаизма (Иерусалим), глава отделения иудаики Академии мировых цивилизаций в Москве
Цитата
«Тора — это ещё и Закон, устанавливающий для человека нормы поведения, в значительной мере определяющий его поступки и характер отношений между людьми, направляющий в верное русло человеческие мысли, мечты и желания — к осуществлению замысла всего Творения, заложенного в Торе. В этом смысле Тора — путь жизни; она указывает человеку цель, к которой тот должен стремиться в своём духовном и физическом существовании в мире. Не случайно слово „Тора“ происходит от того же корня, что и hораа — „учение“, „указание“, — Тора указывает дорогу к Всевышнему.»

Роза о тринадцати лепестках. Глава V. Тора., р. Адин Штейнзальц, глава Института изучения иудаизма (Иерусалим), глава отделения иудаики Академии мировых цивилизаций в Москве
Цитата
С точки зрения Каббалы, Тора: «… полное проявление действительности (Творца) человеку, ощущаемое как свет, называется «Тора». Есть ещё множество определений, но все они — суть одного и того же явления: то, чем наполняется душа, что ощущается человеком в себе. Потому что кроме души (или, сосуда ощущения и постижения действительности) и Творца (света, Торы) нет больше ничего…»
Цитата
«По какой же схеме был построен мир? Тора говорит: "Я была для Ашема генеральным планом по построению этого мира! Все шесть Дней Творения Ашем держал меня перед Собой. Он смотрел на стих (1:1) «В начале сотворил Бог небо и землю» и соответственно создавал небо и землю. Он смотрел на слова (1:3) «И сказал Бог: „Да будет свет“ и воплощал эти слова, создавая свет, и т. д. Таким образом, во всё время Творения следовал Он шаг за шагом словам Торы, придавая вселенной тот вид, который соответствует плану, содержащемуся в Торе.»

из книги «Мидраш рассказывает»

Пшат и драш
Пшат (ивр. ;;;;;;;) — буквальное толкование смысла библейского или талмудического текста. [4]
Драш (ивр. ;;;;;;;, также друш ивр. ;;;;;;;;) — толкование библейского или талмудического текста посредством совмещения логических и софистических построений.[5]

Еврейские комментаторы Торы выделяют в её тексте несколько слоёв. Первый и самый внешний называется пшат (букв. простой) — то есть простой, прямой смысл. Второй, более глубинный — драш (букв. смысл) и есть смысл. Есть ещё более глубинный — ремез (букв. намёк) — «смысл, извлекаемый с помощью намёков, содержащихся в тексте; соотнесение одного фрагмента с другими по аналогичным местам.»[6]

Самый сокровенный — сод (букв. тайна) — каббалистический смысл текста, доступный лишь избранным, познавшим все другие смыслы. Мы интуитивно узнаём еврейский текст потому, что там, так или иначе, присутствуют все перечисленные смыслы.[7]

Вся статья
http://ru.wikipedia.org/wiki/


Рецензии