Урок Берегини

     Стоял на опушке дубок, а на том дубке жёлуди золотые. Прилетали птицы желудей поклевать. Поклюют-поклюют, дальше полетят, да другие прилетят. Поклюют-поклюют, дальше полетят, а тут первые возвернутся.  Птицы-то целый день прилетают, а желудей меньше не становится.  Как так?  Кабы знать, так рассказал бы, а пока то лишь присказка. Сама сказка впереди.




     Встало солнце ясное, за оконцами вёдро, петухи запели голосисто. Подхватились девушки в избах, рушники, с вечера приготовленные, взяли и бегом со двора.  День нынче особенный - Берегине-защитнице посвящённый.  Росу поутру рушниками надо собрать да обтереться, тогда здоровье и долгие лета богиня дарует.  Можно о сокровенном её попросить, ежели в лесу берёзоньке поклониться: всё исполнит, коли живёшь по совести.  Остановились ватагой на околице, Зорицу одну дожидаются.  Глядь, и она бежит, да не одна.  Только руками они всплеснули:
- Зачем Гранислава с нами позвала?
- Как мы Берегине кланяться будем? 
- Суженого твоего куда денем?
- Ой, не трещите, сороки.  Нужды нет мне с вами оставаться, я в лес пойду Берегиню искать, - парень в ответ смеётся. - Сам ей поклонюсь да счастья для нас с любимой попрошу.
   Взял он Зорицу за руку.  Она же очи долу опустила, зарделась, словно зоря ясная нежно ланит её коснулась. 
- Что с вами поделаешь? Где один, там и другой! 
- Пошли уже, покамест роса не высохла, - подолы подружки приподняли да двинулись гуськом по тропинке.

     Долго ли, коротко ли, вышли они на лесную полянку.  Девушки принялись рушники на траве раскладывать, а Гранислав в глубь леса пошёл да велел его не ждать.  А им того и надо: сарафаны да рубахи скинули, рушники свои разобрали и давай растираться - хвори прочь изгонять.  Насмеялись да раскраснелись, тут же рушники на ветвях берёзовых развесили - пусть теперича силой напитаются. Сами на траве улеглись разговоры говорить:
- Счастливая ты, Зорица.  Скоро свадьбу с Граниславом сыграете. 
- Он парень видный и ты красавица, любовь у вас.  Вот бы и нам так. 
- А что, девоньки, давайте и мы веток берёзовых наломаем да парням под порог положим.  Сегодня Берегиня всем поможет мужей приворожить, не одной же Зорице свадьбу играть. 
     Так и сделали да в обратную дорогу отправились.

     А тем временем Гранислав далеко от поляны ушёл.  Идёт он, на берёзки поглядывает да Берегиню высматривает.  Знамо дело, берёзой белоствольной в лесу она оборачивается. Днесь только можно её настоящую увидеть да о заветном попросить.  Можно-то, можно, да встречей такой никто пока не хвалился.   "А я смогу, - Гранислав думает. - Я других удачливей, потому и невеста у меня самая красивая.  Первым в роду Берегиню увижу.  Так и станут сказывать: Гранислав и здесь всех обошёл!"  Задумался парень, идёт, а куда и не смотрит.   Тут-то ему леший корень под ноги сунул ради смеха.  Упал Гранислав, только хотел заругаться, да так и замолчал на полуслове.  Смотрит по сторонам да дивится - сам того не ведая, вышел он на поляну укромную.  А поляна та не простая - по краю берёзки в хороводе стоят , как на подбор стройные да высокие.  А в центре ещё одна, красоты неописуемой - ствол белый ровный, на ветках птицы дивные сидят, а листья будто серебром покрыты.  И захотелось ему берёзы-красавицы непременно коснуться.  Поднялся молодец, только шаг успел сделать, как зашумел ветер в листве.  Глядь, а вместо берёзы дева на поляне стоит, платье на ней словно из воздуха соткано, коса светлая до земли, а на голове венок из цветущих трав лесных.  Сам не свой подошёл Гранислав к Берегине да в ноги ей поклонился.  Потом в глаза посмотрел и все слова забыл, что сказать хотел.  А она головой покачала и молвит:
- Эх, Гранислав, лучше бы нам не встречаться.  Вижу мысли твои, да не по нраву они мне.  Не счастья для себя и невесты шёл ты просить.  Лишь славы тебе хотелось, чтобы люди о тебе говорили да завидовали.  Потому возвращайся домой и никому о встрече нашей не рассказывай.  А Зорица, душа добрая, уже за вас обоих попросила.  Иди к невесте, что ждёт тебя.  Меня же не ищи боле!
- Зачем мне Зорица, - Гранислав отвечает, - когда я богиню повстречал?  Никто красотой с тобой не сравнится!  Позволь подле тебя остаться, не гони.
- Не в себе ты, молодец.  Облик мой тебе глаза застит, сердца своего не слышишь!  Не меня ты любишь, поверь.  Ступай домой, а меня забудь.   Зорица любит тебя, да и ты её любишь.  Я знаю.
- Не мила мне невеста, поверь.  Лишь тобой хочу любоваться.  Выгонишь, умру от тоски сердечной.
- Что с тобой поделать, неразумный! - ногой Берегиня топнула. - Будь по-твоему, но опосля не жалуйся!  Стой же на месте, пока не поймёшь, кто дорог тебе по-настоящему.
Дунула в лицо молодцу пыльцой серебряной, и вмиг на поляне вместо него дуб кроной зашумел. 
*****

     Много дней Гранислава искали, да потом отступились.  Так и лето прошло, осень наступила.  Зорица все глаза выплакала, но однажды ночью приснился ей сон, что зовёт её суженый из лесу.  "Помнишь ленту, что мне подарила?"- спрашивает.  - По ней и узнаешь меня.  Приходи, я ждать буду."
Проснулась она ни свет ни заря, собрала узелок со снедью и в лес ушла.  Долго меж дерев ходила, всё звала милого по имени, да только птичьи трели ответом ей были.  Отчаялась она, вот и просит у Берегини помощи:
- Помоги, Берегинюшка, жениха сыскать!  Нет мне жизни без него!  Не вернусь в избу к отцу да матушке, лучше сгину в чаще лесной.

     Глядь, на ветке берёзки горлица сидит, воркует.  Взмахнула крыльями, словно за собой девицу поманила.  А тут и тропинка кошкой домашней к ногам ластится.  Пошла Зорица по тропинке, а горлица впереди летит, одну не оставляет.  И так покойно на душе у девицы стало, как давно уже не было.  Привела тропинка её на поляну лесную.  Посреди поляны той дуб молодой стоит, а на дубе лента, что в знак любви она Граниславу подарила.  Поняла Зорица, кто перед ней, обняла ствол да заплакала-запричитала:
- Что же наделал ты, любимый мой?  Чем прогневал Берегиню, что такое с тобой сделала?  Никогда она напрасно ни зверя, ни человека не обидит, лишь защищает достойных.  Потому не стану я её корить да сетовать, что урок суров.  Но и тебя не брошу, любить не перестану.  Буду ходить к тебе часто да на милость защитницы людской уповать.

     Сдержала девица своё обещание.  До самых снегов да холодов лютых к милому ходила.  Родителей не слушала, что вразумить пытались.  Лишь улыбалась кротко да утешала их ласково:
- Не бойтесь за меня, не пропаду.  Нашла я Гранислава, только он покамест со мной из лесу вернуться не может.   Как отпустит его Берегиня, вернёмся и свадьбу сыграем.  Знаю я, что будет так рано или поздно.  Вот и вы мне поверьте да не кручиньтесь понапрасну.
Что родителям было делать - так и смирились.  Лучше пусть в лес кровинка родная ходит, чем слёзы у оконца льёт.
*****

     Не скоро, но уступила зима солнцу красному.  Весной запахло.  Хрусткий снег лужами сменился, зазвенела капель.  Насилу дождалась Зорица, пока снег в лесу подтаял.  Не утерпела, побежала к любимому.  С трудом добралась до поляны, прижалась к стволу дубовому, вдруг слышит треск в кустах.  То медведь из берлоги вылез да рыщет по лесу стылому.  Девица и дышать перестала от страха, авось не заметит её хозяин лесной да мимо пройдёт.  Только тут ветер подул, да почуял человека зверь голодный.  Заревел он, выбежал на поляну да встал пред дубом на задние лапы во весь свой рост огромный.   Попрощалась Зорица со светом белым, сомлела под деревом.
Тут дуб словно ожил - заслонил любимую ветвями от зверя лютого.  А когда тот вперёд ринулся, стал хлестать его по морде.  Заревел тогда медведь пуще прежнего, размахнулся и своротил ствол дубовый одним ударом лапы когтистой.  Вскрикнула красна девица от горя да чувств лишилась.
Быть беде, да пришла Берегиня им на помощь.  Глянула на медведя только - он в чаще лесной скрылся.  Подула на древо сломленное - появился пред ней Гранислав, живой и здоровый.  Стыдно ему в глаза Берегине смотреть, а она улыбнулась и молвит тихо:
- Вижу, что усвоил урок мой.  Жизнь свою за любимую отдал без раздумий, потому и вернула тебе человеческий облик.  Люби Зорицу крепко, и пусть даже смерть вас разлучить не сумеет.

     Сказала так и растаяла в воздухе, словно её и не было.  Тут и Зорица очнулась, бросилась к любимому в объятия.  То-то было радости, когда домой они вернулись.  Тут уж, долго не думая, им и свадьбу сыграли.  И я там был, мёд да пиво пил.  По усам текло, да в рот не попало. 


Рецензии
Очень интересная сказка. Любовь всегда побеждает! А что такое рушники?

Валентина Алиева   24.12.2021 19:01     Заявить о нарушении
На это произведение написана 41 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.