Руслан и Людмила дела давно минувших дней, предань

«Руслан и Людмила»: дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…
Оперы Глинки стали моими любимыми еще в детстве, особенно «Иван Сусанин». Но после посещения современной постановки «Жизни за царя» в Мариинке прошлой осенью, на которой хотелось плакать от обиды и разочарования, я хожу слушать только «Руслана и Людмилу».  Классическая версия, прекрасная музыка, замечательные, этнографически выверенные, костюмы и декорации, хорошая сценография, красивые балетные сцены – все это мне по душе. Меня не смущает, что спектакль длится четыре с половиной часа. Музыка оперы завораживает и затягивает в волшебную сказку. Самое важное для хорошего впечатления от оперы – это состав исполнителей. Княжну Людмилу должна петь солистка с серебряным колоратурным сопрано, легким, звонким, подвижным, блестящим. Лучшей в постановках Мариинского театра в последнее время была Оксана Шилова. Но без хороших вокалистов в мужских ролях никак не обойтись. Руслан, киевский витязь – баритон, хотя обычно его поет бас, Ратмир, хазарский князь – контральто,  но исполняют, как правило, меццо-сопрано, Фарлаф, варяжский  рыцарь  – бас. Это должны быть густые звучные голоса с ярко выраженным низким регистром, а этого, как правило, и не хватает. Редко удается услышать достойного Руслана, недавно его впечатляюще спел Михаил Петренко. Еще сложнее попасть на хорошего Фарлафа и насладиться его рондо. И Ратмир нечасто радует вокалом. Есть еще две теноровые партии – певца Баяна и доброго волшебника Финна. Тут тоже не всегда бывает все гладко. Особенно не везет с Баяном. Еще ни разу мне не удалось услышать в Мариинке песню Баяна во всей красе. Вот хороший Финн попадался в двух спектаклях – Леонид Захожаев. Выходит, что каждое исполнение великолепного творения создателя национальной русской оперы Михаила Ивановича Глинки, положившего в ее основу поэму Пушкина «Руслан и Людмила», это своеобразная лотерея! Иногда до последнего не знаешь, как «ляжет карта», кто будет петь главные партии, повезет ли с Людмилой, Русланом, Ратмиром и Фарлафом?
8 июня на исторической сцене Мариинского театра опера «Руслан и Людмила» обещала быть удачной. После всех замен состав исполнителей вселял надежду:  Людмилу пела прекрасное сопрано Лариса Юдина, Светозара, киевского великого князя,  – достойный бас Илья Банник. И в остальных ролях были заявлены хорошие певцы: Ратмир – меццо-сопрано Екатерина Крапивина, Фарлаф – бас Геннадий Беззубенков, Горислава – сопрано Татьяна Павловская, Наина –  меццо-сопрано Елена Витман. В роли Руслана дебютировал молодой бас Глеб Перязев, обучающийся в Международной академии музыки Елены Образцовой. Его я слышала в феврале в партии Фигаро в опере Моцарта «Свадьба Фигаро», и мне понравилось, как он пел. Вот я и подумала, что и Русланом он должен быть вполне достойным. Потому и пошла на спектакль, чтобы его послушать. И не ошиблась. Очень обнадеживающий дебют! Сильный бас, очень музыкальное исполнение партии! Было радостно слышать хорошо спетые арии Руслана, следить за их красивыми мелодиями, что далеко не всегда удается сделать в этой опере. «О, поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?» прозвучало, как и положено, скорбно и величаво. Руслан Глеба Перязева  и драматически был интересен: энергичный, уверенный, смелый. И Черномора победил впечатляюще, и Людмилу пробудил.  Конечно,  совершенно очевидно, что молодой певец еще имеет не реализованный потенциал в этой роли, ему и  вокально есть куда расти, усиливая мощь звучания арий, сочность и густоту нижнего регистра партии, тогда она в его исполнении может прозвучать просто блестяще. Хотя надо заметить, что далеко не все обладатели низкого голоса, каковым является бас, ярко звучат на низах. А у Глеба Перязева они есть. И вокальная выносливость явно налицо. Спектакль длинный, партия у Руслана немаленькая и непростая. Остается поздравить певца с успешным дебютом!
В целом опера «Руслан и Людмила» 8 июня мне понравилась. Мастерски спетая Ларисой Юдиной Людмила,  удачно прозвучавшие партии Ратмира (Екатерина Крапивина) и Гориславы (Татьяна Павловская), Светозара (Илья Банник). Порадовали и балетные сцены в волшебных садах Наины и в царстве Черномора. Но опять что-то не заладилось с рондо Фарлафа (Геннадий Беззубенков), с песнями Баяна и с откровениями Финна. А вот оркестр под управлением Бориса Грузина подарил возможность послушать прекрасно исполненную музыку Глинки. И это всегда большое удовольствие.


Рецензии