Каша. история услышанная в поезде

Как всегда,после отхода поезда , в вагоне стояла суета и гвалт.Пока все расселись, угомонились,постепенно успокоились.Рядом , за столик, попросились покушать ,две  девушки с парнями. Рядом со мной сидела женщина.Мы с ней пересели на край сидений. Молодые кушали, смеялись.Потом сложили остатки от обеда в пакет и хотели выкинуть .Женщина не вытерпела-
Куда же вы хлеб бросили вместе с бумажками ?-
Разве можно выкидывать хлеб на помойку? -
Женщина забрала пакет, выбрала хлеб и остатки пищи.Сложила уже в свой пакетик-
Заберу собаке, зачем же такому добру пропадать.-
Эх, не научили вас ценить хлеб, не научили.
Наверное наше поколение, ваши бабушки , знают цену хлеба, да и каждой крошки , любого продукта.
Хотите я расскажу вам об одном случае.Молодёжь собирались уходить от нас, но посмеиваясь,остались для интереса.-
-Родилась я сразу  после войны.Отец прожил с нами  недолго  , видно у него была зазноба, ушёл из  семьи через 3 года, после моего рождения.Но вот ,что тяжело нам с мамой стало, это я помню хорошо.Я постоянно испытывала чувство голода. В коммунальной квартире, у нас была большая комната.Большая общая кухня и у каждого свой маленький стол.На кухне стояли примусы. У соседей , на примусе,стояли кастрюли с супом, с кашей или борщом.Наш примус, всегда стоял пустой.Я ,в комнате, целый день ждала маму с завода.На день, она мне  оставляла небольшой кусок хлеба. Если летом, иногда небольшой огурчик или редиску.Кушать я хотела всегда. Сердобольные соседи меня иногда подкармливали. Я , глотая слёзы, быстро ела и просила маме не рассказывать.
Тогда всем тяжело было.Я помню, как мама считала те копейки, что оставались от зарплаты.Мы бы не голодали, если бы не облигации. Но тогда людей не спрашивали, облигаций, могли выдать и на всю зарплату.
Постоянное недоедание, дало о себе знать.Я зашла на кухню, услышала запах каши и больше ничего не помню.Опомнилась я , когда уже сидела с пустой соседской кастрюлей на коленях.
Ох и вкусная была каша.Пшённая каша с картошкой, заправленная луком с растительным маслом.Я наконец то наелась и силы видно меня покинули.Я уснула прямо за столом, на кухне.
На моё несчастье, мама вернулась раньше соседей.Я проснулась от крика-
Ах ты воровка !
Она схватила меня за руку и потащила в комнату.
Намочила бельевую верёвку и стала бить.
Соседи отняли меня уже без сознания.Мне тогда было почти 5 лет. Какие моральные законы я могла знать. Я конечно знала, что воровать нельзя.Но разве голодный ребёнок понимает ту грань, которую переступать  нельзя.Я на всю жизнь запомнила вкус той каши.На всю жизнь запомнила, что чужого брать нельзя.Потом взрослой уже, я перебарывала себя, что бы вычеркнуть из памяти этот случай.Но мне вот 65 лет и я его никогда не забываю.Свою маму я похоронила по людски.Она ни в чём не нуждалась. Я её всю жизнь , называла на вы.После похорон, я разбирая её вещи, нашла квитанции своих алиментов от отца.Если она получала 60-70 руб, то алименты по тем деньгам были хорошие, от 300 до 400 руб.Так и осталось тайной, почему я голодала. Но что мать перестала меня любить, когда ушёл из семьи отец, это я чувствовала ещё маленькой.Я всю жизнь, чувствовала свою вину перед матерью.Только так и не могла понять , какую вину. Я всю жизнь старалась матери всем угодить.Я носила ей продукты, я каждый день бегала и помогала ей по дому.Хотя у меня было большое хозяйство. С внуками, она никогда не сидела.Детей мы сами растили.Хоть иногда  очень нужна была бабушка.А перед смертью, она сказала мне-
Мне нужно  у тебя попросить прощение, но просить не буду.
А я сказала-
А я прошу тебя, меня простить, если виновата.Я свой дочерний долг исполнила. Совесть моя чиста
Мама умерла от рака.Сгорела за 2 месяца.А я до сих пор плачу на её могилке. Так мне хотелось в детстве, что бы меня мама обняла и погладила по голове. Я теперь точно знаю, за это она и хотела попросить прощение.С соседних купе, люди сидела  и слушали. В вагоне стояла тишина, все молчали.Просто говорить было нечего.


Рецензии