Авторство послания к Евреям

автор:"Галилеянка".

Лишь в V веке нашей эры христианское сообщество постановило что автором послания к Евреям является Шауль (Павел). И дальнейшие поколения христиан, вплоть до сего дня основываются на этом предании, хотя даже Ориген отвечал на вопрос об авторстве письма: "Это знает один Бог".

В послании к Евреям многое говорит против авторства Павла. В отличие от его посланий, это письмо не имеет обращения, в котором были бы указаны отправитель и адресаты. Оно с первого же стиха начинается торжественным догматическим введением. Язык послания, несомненно, не Павлов. Греческий язык Павла — неправильный. Его послания изобилуют невыдержанными оборотами. Греческий язык к Евреям — лучший в Новом Завете. Он приближается к совершенным образцам классической прозы. Тем самым, синтаксическое построение письма резко отличается от синтаксического строя семитических языков. Вопреки мнению Климента Александрийского, греческий текст к Евреям не может быть переводом с еврейского или арамейского подлинника. К тому же и наиболее важные Ветхозаветные цитаты приводятся в переводе Семидесяти, тогда как Павел читал ТаНаХ в еврейском подлиннике. И, наконец, в отличие от посланий Павла, носивших печать его яркой личности, в послании, до 13:18 включительно, совершенно отсутствует 1 лицо единственного числа. Оно отсутствует и в лучшем чтении 10:34 "узникам", а не "узам моим", а в 11:32 оно имеет значение риторической формулы, по существу безличной. Все послание написано в формах 1 лица множественного числа. Для Павла, у которого встречается и множественное число, отвечающее множественному числу отправителей, характерно именно единственное число (ср., например, 1 Фесс. 2:18). Но этим соображениям, которые говорят против авторства Павла, должны быть противопоставлены другие, которые говорят в пользу его авторства. Сюда относится, прежде всего, учение послания, как это было отмечено еще Оригеном; далее отдельные указания, вроде упоминания Тимофея в 13:23, и, наконец, и самое главное, формы 1-го лица единственного числа, неожиданно появляющиеся в 13:19 и повторяющиеся в стт. 22-23. "Я" гл. 13 может быть только "я" Павла. Но, обнаруживая присутствие апостола, поалсние к Евреям, тем не менее, написано не от его имени. Этою двойственностью, вне всякого сомнения, объясняется и колебание предания.

Отправителями послания были, надо думать, Италийские христиане. 13:24 показывает, к кому могут относиться формы 1 лица множественного числа, проходящие через все послание. Италийских христиан естественно искать в Риме. Наряду с влиятельною римскою церковью, нам известна в Италии в I веке одна только христианская община, в Путеолах, которая поддерживала тесную связь с Римом (ср. Деян. 28:13-15). В момент составления послания среди Италийских христиан находился Павел. Его присутствие вытекает и из Евр. 13:19 и слл. и из учения послания. Послание отражает мысли Павла (ср. еще 13:22 и толкование). К Павлу восходит и знание Писания, которое обнаруживают составители послания, и знакомство с иудейским религиозным строем. Но Италийские христиане происходили, в большинстве, из язычников, их культура была эллинистическая, и язык — греческий. Ветхий Завет им был доступен только в переводе Семидесяти. Этим объясняется форма послания.

Но для решения исторической проблемы послания к Евреям недостаточно ответить на вопрос о его отправителях. Не меньшую трудность представляет вопрос об адресатах. Заглавие "К Евреям", которое встречается в древнейших рукописях, вызывает естественное недоумение: кто были эти Евреи, в которым обращено послание? Еврей Павел не стал бы писать "послание к Евреям". Вероятнее всего оно было написано в Риме, едва ли позже 62 года, вскоре после освобождения Павла из первых уз.

Анализ послания показывает нам, что оно учит об "исполнении Ветхого Завета (или Закона, христиане часто путают эти понятия) во Христе, и прехождении Ветхозаветного домостроительства с которым связано окончание храмового строя". Особое ударение, с которым составители послания говорят о прехождении Ветхого, показывает, что язычники уже тогда стали внедрять уверовавшим из Евреев свои догмы. Иерусалимские верующие жили по иудейски, в то время как язычники пытались доказать им что Закон отменен. Это привело к трагедии и к практически полному вымиранию еврейской составляющей верующих в Йешуа. Им не нашлось места в новой, чуждой Писанию религии, а их письма и учения не сохранились церковью. До нас дошли только те послания, которые подтверждали христианские догматы, а что стало с еврейскими учениками Мессии и их близкими и последователями - нам не известно.


Рецензии