Розы от губернатора

 
                Посвящается моему отцу

Вечером, когда совсем стемнело, в городе был салют. В комнате окна нараспашку, и орудийные залпы хорошо слышны. Папа лежал с открытыми глазами, прислушиваясь к салюту, и думал о чем-то своем. О чем думал он сейчас? Сегодня днем папу поздравил председатель областного Совета Ветеранов: 
          - Мы с вами, Николай Михайлович, прошли войну и знаем, что такое жизнь.
            Держитесь, товарищ лейтенант!         

В последние годы, приезжая домой в отпуск, я стала замечать перемены. У папы, я видела, немного дрожала рука. Это больно меня поразило, и я подумала, что вот незаметно приходила и к моим родителям старость. Эта простая мысль тронула меня до слез. И вот вчера папа уже не смог быть на приеме у губернатора. 
   
На письменном столе стоял великолепный букет из голландских  роз.  Цветы  подарил   папе губернатор астраханской области, ведь мой папа долгие годы был председателем Совета Ветеранов на заводе им.Карла Маркса. Вчера в торжественном зале областной администрации я от имени моего папы поздравляла ветеранов войны с Днем Победы. Мне предстояло еще рассказать о папиной книге, которая только что вышла в редакции газеты “Волга”. Волнуясь, я вышла на трибуну и вдруг поняла, что забыла все приготовленные слова. Спасительно сжимала я в руках папину книгу и смотрела в зал. Сколько глаз! Мужчины и женщины,  и все с наградами. Скоро мое волнение прошло. Для меня, как и для этих людей, день Победы – самый главный день.
       
         Было раннее утро 9 мая 1945 г., но город уже не спал. Мы с мамой вышли из парадного подъезда. Высокий военный  шагнул нам навстречу и высоко поднял меня на  руках. Он подбрасывал меня, смеялся и кричал:
                -  Победа!!! 
Мне было пять лет. Что я понимала тогда, что чувствовала? Мы ждали Победу, очень ждали. И я знала, я надеялась, что теперь мой папа, наконец, вернется домой. Определенно, это утро было необыкновенным. До этого я никогда не видела, как встает солнце. И в первых солнечных лучах наша улица Советская показалась мне совсем другой. Держась за руки, мы с мамой бежали на телеграф, бежали так быстро, что я едва поспевала за ней. Надо было подать телеграмму, поздравить папу с Победой. Папа воевал на III Белорусском фронте, и мы еще не скоро встретимся с ним. Улица, и это казалось удивительным, была безлюдной и тихой. Наши шаги гулко раздавались по мостовой. Но вскоре мы заметили  впереди у ворот Кремля какое-то движение, а на нашем пути стали встречаться спешащие туда люди. Почему-то многие плакали. Я не понимала, почему. А теперь мне иногда кажется, будто я сама прошла дорогами войны, и в день Победы каждый раз не могу сдержать слез…               
               
Чувства  переполняли меня,  и  говорила я больше отпущенного времени, но меня не останавливали. Мой рассказ о папиной книге вызвал интерес у журналистов. Замысел созревал давно. Дома у нас была хорошая библиотека. Папа увлекся литературой о войне, и некоторые наши  книги  обменивал на военные мемуары. Все чаще можно было видеть папу, читающего воспоминания о прошедшей войне.               
          
Я никогда не выступала с высокой трибуны и теперь  была очень взволнована. Конечно, я многое еще не сказала. Мне хотелось рассказать о моем папе, о его отношении к жизни, к людям. Ведь папа был человеком очень добрым и открытым, любил людей, и они отвечали ему тем же. Много товарищей было у него на родном заводе среди простых рабочих и инженеров. Завод для него стал судьбою. Я вспоминаю папины слова: 
             - Я так много времени отдаю общественной работе, чтобы жизнь
               становилась лучше.   
В этом  был весь мой папа! Папа мой прожил большую жизнь, не дожив до своего столетия несколько дней. Один из его друзей вспоминал:   
 
       Несмотря на большую разницу в возрасте, мы крепко дружили. Весной вместе выезжали на велосипедах в степь, когда Николаю Михайловичу было уже “за восемьдесят”, понимали друг друга, когда философствовали, когда говорили о книгах. Он умел слушать. Был он со мной откровенен, и вроде понятен для меня. Но его душа,  такая светлая... Душа осталась для меня загадкой. Я таких не встречал...”   
   
И вот мое выступление закончено. Навстречу мне шел губернатор с громадным букетом роз: 
        - Передайте, пожалуйста, эти цветы вашему папе. И спасибо Вам!

Торжественное заседание еще не закончилось, когда ко мне стали подходить журналисты. Чтобы не мешать другим выступлениям, говорили шепотом. Расспрашивали о папе. После торжественной части  нас пригласили на званный обед с губернатором. Вместе с седовласыми ветеранами войны я поднимала бокал за Победу, под гармонь пела с ними военные песни и глотала слезы от обиды, что мой папа не смог прийти на свой праздник. 
    
А на следующий день нас пригласили на возложение цветов к Вечному Огню. Старая женщина, опустившись на колени, припала к большому гранитному камню с именами погибших. Она  что-то шептала. Молилась?    
             - Родненькие мои, только бы не было войны! Только бы не было войны!   
   
Снова пришла весна, и в Астрахани цветет сирень. Сегодня 9 мая, и на параде Победы  в  Новгороде в большой колонне “Бессмертный полк” мои дети и внуки торжественно пронесут портреты своих дедов, наших отцов. Сегодня день Победы, и я не могу сдержать слез – такой уж это праздник!


Рецензии