Учительнице биологии с любовью

 Вы не поверите, но все дети из 6-а класса уже точно знали, кем они будут, когда станут взрослыми. Лиза, например, собирался стать дрессировщицей в цирке – вот только ещё не решила, каких зверей будет укрощать. Артёмка точно знал, что станет ветеринаром и совсем не обижался, когда ребята называли его Айболитом. Самый умный в классе мальчик Сеня заявил, что станет учёным и посвятит всю свою жизнь изучению вымерших животных – динозавров.    Сёстры Аня и Таня были увлечены выращиванием овощей и фруктов прямо у себя в квартире – у них и лимон вырос из косточки,  а в горшке с пахучей зелёной рассадой на подоконнике красовался огромный красный синьор-помидор.  Его показывали всем гостям, и домашние ломали голову над тем, как продлить жизнь этому чуду. О том, чтобы съесть его, никто и не заикался.  Девочки твёрдо знали, что станут садоводами или учёными. Их в классе так и называли  - Мичуринки.
           Все  другие дети тоже мечтали о профессиях, связанных с фауной и флорой, а всё потому, что биологию в их классе преподавала Анастасия Павловна. Она просто обожала свой предмет, и эта любовь как-то незаметно передалась  её ученикам.
         -  Биология, -  проникновенно говорила учительница, - это   «храм природы», потому что она изучает всю живую  природу, все живые организмы, которые существуют на земле.
           А лес для неё  был не просто лесом,  а «лёгкими» нашей планеты. Почему?  Да потому, что именно лес очищает воздух и питает его кислородом, а ещё защищают землю от засухи.
         А какие восхитительные прогулки по солнечным, светлым берёзовым полянкам или по сказочному, таинственному ельнику Псковских лесов совершали они с Анастасией Павловной! К этим лесным экскурсиям охотно  присоединялись и родители детей.
     - Дети, мы сейчас с вами в гостях у лесных обитателей, - торжественно говорила учительница притихшим детям и их папам и мамам.  - Лес— это   дом зверей, птиц, насекомых. Все они прекрасно уживаются на одной территории, несмотря на то, что среди них есть безобидные звери, а есть и хищники.
       Гуляя по лесному дому, дети узнавали о том, какие животные обитают в псковских лесах и как они живут. Оказалось, что заяц-русак любит жить среди кустарников, а ещё на лугах и хлебных полях. А вот Заяц-беляк селится в смешанных лесных зарослях, чаще всего на опушках лесов, заросших молодым осинником.  А белки тоже бывают разные.  У белки-векши, например, дом  на деревьях, и встречается она часто. А  белку-летягу увидеть не так просто: обитает она в старых лесах, да и не так уж много их осталось.
     Вопросы градом сыпались на  Анастасию Павловну, и детям казалось, что она, если захочет, может отвести их к любому лесному зверьку, что она лично знакома с каждым.
     - А выдры у нас есть? – спросил как-то раз Дима, и все почему-то засмеялись.
    - Ещё как много! -  весело отвечала Анастасия Павловна, -  и  обосновались они в  болотистых и сырых лесах.
    А потом все стали угадывать, какие  хищные звери водятся в лесах Псковщины, и были сильно удивлены, узнав, что здесь можно встретить  медведя, барсука, хорька, ласку, горностая, куницу, волка, лисицу и даже рысь! 
       - А я в лес боюсь ходить, потому что боюсь змей! – призналась Катюша.
      -  И я, и я! – раздались голоса девочек.
       Анастасия Павловна сказала серьёзно, что к  пресмыкающимся нужно относиться  с большой осторожностью, особенно когда собираешь в лесу грибы или ягоды. Обязательно нужно знать о их повадках как можно больше. Не следует наступать на них, а собирая грибы и клюкву, желательно разгребать траву палкой – змеи уползут, услышав шум и движение травы. 
      - В лес лучше всего приходить в высокой обуви, таких, например, резиновых сапогах, как у нас с вами, - заметила  Анастасия Павловна, - поскольку в лесах Псковской области  водится змея, представляющая опасность для людей. Это -  гадюка обыкновенная.  Встретить её можно не только в лесу на сырых лесных полянах, но и в поле и  даже на собственном участке или крыльце дома в деревне.
       - У нас на даче прошлым летом гадюка грелась на солнышке прямо на крыльце! -  сообщил Н икитка. Прибежал Рекс, стал лаять на неё, и она быстренько уползла в сторону леса. А, может, это  вовсе и не гадюка была, а уж какой-нибудь…
       -  Все пресмыкающиеся любят иногда погреться на солнышке: на кочках, пеньках, грядках, - подтвердила  учительница.
      - А как выглядит гадюка? – поинтересовались дети.
        - Окраска туловища  у гадюки бывает самой разной: от чёрного до розового и даже красного цвета, рисунок кожи -  зигзагообразный. Голова у гадюки крупная, треугольной формы,  зрачок глаз -  вертикальный. А яд её  поступает через два зуба,  которые находятся у змеи на верхней челюсти, – ответила Анастасия Павловна и пообещала сводить детей в Псковский экологический центр, где можно увидеть живых змей.
 
        Обращаясь к Никите, она предположила, что он мог видеть на крыльце ужа. Кожа у этого миролюбивого пресмыкающегося  серая, тёмно-серого, иногда черного цвета. Рисунок чешуи состоит из треугольников и чуть темнее основного окраса. А вот живот у него желто-белый. Главное его отличие  -  пара жёлтых или оранжевых пятнышек в области ушей.  При виде человека уж, как правило,  спасается бегством.  Если его поймать, то он будет сначала активно защищаться: шипеть и  выбрасывать вперёд свою маленькую круглую головку.  Если это не помогает, он пытается отпугнуть врага резким запахом или притворяется мёртвым.
    - Хитренький какой! – заметил  Дима, - это чтобы его отпустили: кому нужен мёртвый уж!
     - А зрачки у него тоже вертикальные? – поинтересовался Никитка, - я тогда на даче  не рассмотрел – боялся, что он меня укусит.
     - В отличие от гадюки, зрачки у него круглые, - ответила мальчику Анастасия Павловна, а потом добавила, что  ужи  кусаются очень-очень редко, и для человека их укус не представляет никакой опасности.
     - Лучше бы этих противных змей вообще не было, - заявила Катюша, зачем они только нужны!
    С ней сразу же не согласился Артёмка:
    -  Ты что, не знаешь, что из змеиного  яда лекарства делают?! Мой дедушка всегда мажет колено змеиным ядом, когда оно у него болит. Запах, правда, не очень…
     - Артём абсолютно прав, – продолжила защиту  рептилий Анастасия Павловна, - змеи в экосистеме просто незаменимы. Они - природные санитары. Гадюка, например, питается мышами — разносчиками туляремии, инфекционной желтухи и других опасных болезней. Но жить рядом с этой змеёй нельзя!
      -  Однако не стоит тревожиться, если у вас на дачном участке поселился уж. Во-первых,  ужи не ядовиты, во-вторых, они уничтожают насекомых, которые сильно вредят урожаям, а в-третьих, он  наверняка разорит на участке все гнёзда  мышей, крыс, да и других грызунов, -  заключила свой рассказ о змеях  учительница, и,  указав на пенёк, освещённый солнцем, радостно воскликнула:
       - Лёгок на помине! Посмотрите только, что за чудо-ужик греется на солнышке!
       Девочки завизжали так громко, что испуганный уж, сверкнув жёлтой головкой и белым животом,   мгновенно соскользнул вниз и исчез в кустах.
     - Ну вот, - расстроились мальчики, - даже рассмотреть не успели, какие у него зрачки… От такого визга все змеи в лесу разбегутся по кустам!
       Все представили бегущих сломя голову змей и развеселились.
       А  Анастасия Павловна, между тем,  уже  увлекательно рассказывала детям о пауке, терпеливо поджидавшем муху в паутине, огромным кружевом растянувшейся  между двумя деревьями.
      Каким-то образом рассказ о простом пауке смог превратится у неё  в захватывающую историю, которую  дети слушали, открыв рты. Егорка Куликов, узнав о необыкновенном мире паучьей жизни и сложных процессах, происходящих в его организме,  прямо  сказал:         
       -  Если бы Человек-паук  учился у нашей Анастасии Павловны, он был бы ещё круче!
         Не удивительно, что все ребята в классе стали настоящими друзьями животных.  Теперь  у каждого из них дома был свой питомец, за которым юный хозяин или хозяйка  не просто ухаживали, но и изучали его повадки и даже вели дневник наблюдений, фотографировали и снимали своего любимца на видео. А некоторые ребята даже доклад делали о своих подопечных: показывали  на уроке слайды, рассказывали  разные интересные и смешные истории из их жизни.
          Один раз Дима Зайцев вместо слайдов со снимками своего питомца, принёс его в класс живьём! Серый усатый кролик безмятежно грыз морковку и, через прутья клетки, без всякого страха, а, скорее с  любопытством, посматривал своими умными глазками на обступивших его и Диму ребят.
        - Познакомьтесь: мой новый «pet» - зовут Тигром! - обратился к ребятам Дима, и, довольный произведённым фурором, доверительно сообщил учительнице:
        - Не беспокойтесь, Анастасия Павловна, - он у меня спокойный и все мои команды выполняет. 
         - Ой, а потрогать его можно? – пропищала тоненьким голосом Лиза, потрясённая встречей с настоящим кроликом. У неё дома была черепаха Тортила, которую девочка просто обожала, но кролик был такой милый и восхитительно пушистый, что ей жутко захотелось погладить его.
     - Запросто! - отозвался Дима, польщённый вниманием самой красивой девочки в классе, в которую тайно были влюблены все мальчики.
       И не успела Анастасия Павловна открыть рот, чтобы попросить его не делать этого, как он распахнул дверцу клетки и строго сказал Тигру: - Сидеть!
       Уже через секунду весь класс с визгом носился между столами и стульями, пытаясь поймать прыткого беглеца. Сделав несколько кругов и зигзагов по комнате, Тигр, как вкопанный, остановился перед Лизой, которая, единственная, не принимала участия в его поимке, и ловко прыгнул к ней в руки!   После этого случая Лизу в школе стали называть «укротительницей Тигра».  Девочка не имела ничего против этого прозвища, но сердце её было завоёвано не грозным зверем, а серым пушистым комочком.
     В тот день они с Димой Зайцевым вышли из школы вместе. Оказалось, что им было по пути. Он даже доверил Лизе понести клетку с кроликом, который доверчиво смотрел на девочку и всё пытался полизать  её руку.
      - Какой ты счастливый! – вздохнула Лиза. – Я тоже хотела бы кролика, но родители почему-то  считают, что черепаха нам больше подходит. А они могли бы подружиться, как ты думаешь?
     - Почему бы нет, -  поддержал девочку Дима, - вот мои мама с папой очень даже дружат с Тигром. Только из клетки не позволяют его почему-то выпускать.
    - Да я имела в виду черепаху и кролика, а не родителей! – засмеялась Лиза.
     Дима тоже рассмеялся и неожиданно для себя поделился с Лизой своей мечтой – стать укротителем тигров. Лиза восхищённо посмотрела на мальчика, а потом перевела взгляд на кролика.
    - Так вот почему ты назвал его таким именем!
    - Ну да. Я на нём тренируюсь. Мне даже кажется   иногда, что передо мной настоящий тигр. Хотел научить его рычать по-тигриному, но он оказался не очень способным к языкам, - пошутил Дима.
       Так, благодаря кролику с грозным  именем «Тигр»,  началась школьная дружба Лизы и Димы. А через пять лет, на выпускном вечере, юноша признался «укротительнице Тигра» в любви.
      Пошло ещё несколько лет.  Как и прежде, Анастасия Павловна каждый день входила в класс к ученикам. И уже другие дети, влюбляясь в таинственный и прекрасный мир живой природы, увлечённо рассказывали на уроках о своих питомцах, цветах и томатах. Улыбаясь, учительница смотрела на них, и невольно вспоминала о кролике Тигре, девочке Лизе и мальчике Диме. Ей очень хотелось рассказать своим новым ученикам об этой необычной троице, но что-то удерживало её: возможно, она ждала продолжения этой истории, и своим учительским сердцем чувствовала, что оно будет замечательным. Вот тогда-то она и расскажет своим нынешним питомцам, как всё было – от начала и до конца.
       В дверь класса заглянула девушка Катя из канцелярии. В руках у неё был огромный конверт.
      - Анастасия Павловна,  для  Вас  пакет пришёл. Из Москвы. Извините, что не дождалась перемены, но вдруг что-то важное!  - выпалила Катя, протягивая удивлённой учительнице таинственное послание.
        Рассматривая адрес на конверте, Анастасия Павловна задумчиво процитировала  строчки из стихотворения Эмилии Дикинсон, которое ей очень нравилось:
                Мир не писал мне писем, нет.
                Но я ему пишу.
                Природы-матушки привет 
                Я в свой конверт вложу…,
      Потом она взяла со стола ножницы и стала разрезать конверт. Весь класс, затаив дыхание, с любопытством наблюдал за этой процедурой – что же могло быть в таком большом конверте?!
       И вот в руках Анастасии Павловны, брызнув разноцветьем  красок, оказалась  цирковая афиша! Вскочив с мест, дети подбежали к учительнице и стали наперебой читать вслух: «Дмитрий и Елизавета Зайцевы! Новый аттракцион «Тигр  - друг кроликов!».
        Было ещё много чего написано, но ребят привлекло красочное изображение красивой молодой пары с лежащим у их ног тигром, на хребте которого уютно устроилось несколько серых пушистых кроликов.
    - Анастасия Павловна, а кто эти Дмитрий и Елизавета? Расскажите нам о них! – стали просить учительницу ребята.
    - Да, конечно, я вам всё расскажу о них, - говорила взволнованно Анастасия Павловна, стараясь скрыть от детей выступившие  на глазах слёзы.
     Она опять и опять перечитывала слова, которые не заметили дети: «Нашей любимой учительнице биологии  Анастасии Павловне посвящается». Буквы в них были не такими  крупными, как в названии аттракциона и именах дрессировщиков, но для неё эти слова сияли особым светом. И почему-то ей на ум снова пришли строчки из любимого стихотворения:
                Послание природы
                Вручу всем людям я.
                Любя её – я вас прошу
                Чуть-чуть любить меня.


Рецензии