Имена Бога

Есть библейские и коранические имена Бога. Конечно, Всевышнего именовали по-разному и до появления этих Писаний, и всех имён Бога за всю историю человечества не счесть. Обратимся лишь к библейским и кораническим.
Вначале рассмотрим библейские. Из книги игумена Илариона (Алфеева) "Таинство веры": "В Священном Писании встречается множество имен Бога, каждое из которых, не будучи в силах описать Его по существу, указывает на те или иные Его свойства. Знаменитый трактат V века «О Божественных именах», приписываемый Дионисию Ареопагиту, является первым христианским систематическим изложением этой темы, хотя до того она развивалась и другими писателями, в частности святителем Григорием Богословом."
Саваоф (иврит Цеваот, мн. число от ивр. цава — воинство, войско; буквально «Господь Воинств») — одно из имён Бога в иудейской и христианской традициях, упоминаемое в Танахе (Ветхом Завете) с Первой книги Царств (1 Цар. 1:3), а также в Новом завете — в Послании Иакова (Иак. 5:4) и в Послании к Римлянам (Рим. 9:29). Это имя может означать как «Господь воинств Израилевых», так и «Господь воинств Ангельских». Это имя Бога можно обьяснить тем, что Господь 40 лет вел Свой избранный народ на войну за землю обетованную. Он благославлял сынов израилевых на бои. Поэтому тот факт, что православные освящают оружие не является противоречием последней заповеди "не убий".

В Библии Бог имеет много имен:

ЭЛ, ЭЛОАХ: «Бог Могучий» (Бытие 7:1; Исаии 9:6) – этимологически, слово «Эл», по видимому, означает «власть, способность», как, например: «Есть в руке моей сила сделать вам зло» (Бытие 31:29, Синодальный перевод). «Эл» связано с другими качествами, такими как целостность (Числа 23:19), ревность (Второзаконие 5:9) и сострадание (Неемии 9:31), но основной идеей остается могущество. Лингвисты согласны с тем, что слово Аллах является родственным еврейскому слову Элоах.

ЭЛОХИМ: «Бог Творец, Крепкий и Сильный» (Бытие 17:7; Иеремии 31:33) – форма множественного числа Элоах, который подтверждает доктрину о Троице. Из первого предложения Библии, превосходная природа Божьей силы очевидна, когда Бог (Элохим) призывает мир к существованию (Бытие 1:1).

ЭЛ ШАДДАЙ: «Бог Крепкий, Сильный Иакова» (Бытие 49:24; Псалтирь 131:2, 5) – говорит об абсолютной власти Бога над всем.

АДОНАЙ: «Господь» (Бытие 15:2; Судей 6:15) – используется вместо «ЯХВЕ», которое евреи считали слишком священным, чтобы быть произнесенным грешными людьми. В Ветхом Завете «ЯХВЕ» чаще используется в отношениях Бога с Его народом, в то время как «Адонай» используется, когда Он имел дело с язычниками.

ЯХВЕ / ИЕГОВА:«Сущий»,«Господь» (Второзаконие 6:4; Даниила 9:14) – строго говоря, единственное настоящее имя Бога. В некоторых переводах Библии встречается как «ГОСПОДЬ» (все буквы заглавные), чтобы отличить от «Адонай» – «Господь». Откровение имени впервые дано Моисею: «Я ТОТ, КТО Я ЕСТЬ» (Исход 3:14). Это имя определяет непосредственность, присутствие. «ЯХВЕ» присутствует, доступен и находится рядом с теми, кто взывает к Нему об избавлении (Псалтирь 106:13), прощении (Псалтирь 24:11) и руководстве (Псалтирь 30:3).

ЯХВЕ-ИРЭ: «Господь усмотрит» (Бытие 22:14) – имя, увековеченное Авраамом, когда Бог дал барана в жертву вместо Исаака.

ЯХВЕ-РАФА: «Господь исцеляет» (Исход 15:26) – «Я Господь – ваш целитель!». Он – Целитель тела и души. Тела – сохраняя и исцеляя от заболеваний; души – прощая беззакония.

ЯХВЕ-НИССИ: «Господь – наше знамя» (Исход 17:15), где знамя понимается как место сбора. Это имя в память о победе в пустыне над Амалеком в Исход 17.

ЯХВЕ-М'КАДДЕШ: «Господь – источник святости» (Левит 20:8; Иезекииля 37:28) – Бог дает понять, что лишь Он, а не закон, может очистить Свой народ и сделать его святым.

ЯХВЕ-ШАЛОМ: «Господь – наш мир» (Судей 6:24) – название, данное Гедеоном алтарю, построенному ним после того, как Ангел Господень заверил его, что тот не умрет, как он думал, увидев Его.

ЯХВЕ-ЭЛОХИМ: «Господь Бог» (Бытие 2:4; Псалтирь 59:5) – сочетание уникального имени Бога «Яхве» и общего «Господь», означающее, что Он – Господь господствующих.

ЯХВЕ-ЦИДКЕНУ: «Господь – оправдание наше» (Иеремии 33:16) – как и с «ЯХВЕ-М'КАДДЕШ», лишь Бог предоставляет праведность человеку в лице Его Сына, Иисуса Христа, который стал грехом за нас, «чтобы сделать нас, в единении с Христом, Божественной праведностью» (2 Коринфянам 5:21).

ЯХВЕ-РОХИ: «Господь – наш пастырь» (Псалтирь 22:1) – после того как Давид раздумывал над своим отношением как пастыря для своих овец, он понял, что именно такие отношения Бог имеет с ним, и говорит: «Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться» (Псалтирь 22:1, Синодальный перевод).

ЯХВЕ-ШАММА: «Господь там» (Иезекииля 48:35) – название, которое относилось к Иерусалиму и храму, отмечая, что некогда отошедшая слава Господа (Иезекииля 8–11) вернулась (Иезекииля 44:1–4).

ЯХВЕ-САВАОФ: «Господь Воинств» (Исаии 1:24; Псалтирь 46:7) – слово «воинства» означает «орды, толпы, полчища» как ангелов, так и людей. Он – Господь воинства небесного и жителей Земли, иудеев и язычников, богатых и бедных, господ и рабов. Это имя выражает величие, силу и власть Бога и показывает, что Он способен сделать то, что Он решает делать.

ЭЛ-ЭЛИОН: «Всевышний» (Второзаконие 26:19) – происходит от еврейского корня слов «вверх» или «подниматься», поэтому означает то, что Он является самым высоким. «Эль-Элион» означает возвышение и говорит о Его абсолютном праве на господство.


ЭЛ-РОИ: «Бог Видящий» (Бытие 16:13) – имя, приписанное Богу Агарью, которая находилась в одиночестве и отчаянии в пустыне после того, как Сара прогнала ее (Бытие 16:1–14). Когда Агарь встретила Ангела Господнего, то поняла, что видела Самого Бога. Она также поняла, что «Эл-Рои» увидел ее в бедствие и показал, что Он – Бог, который живет и видит все. Именно Агарь родила Аврааму первенца - праотца мусульман.

ЭЛ-ОЛАМ: «Вечный Бог» (Псалтирь 89:1–3) – Божья природа не имеет ни начала, ни конца, свободна от всех ограничений во времени, и Он является причиной самого времени. «От века и до века Ты – Бог».

ЭЛ-ГИБХОР: «Бог крепкий» (Исаии 9:6) – имя, описывающее Мессию, Иисуса Христа, в этой пророческой части книги Исаии. Как сильный и могучий воин, Мессия – Бог крепкий – уничтожит врагов Бога и будет править железным жезлом (Откровение 19:15).

В Ветхом Завете Бог часто именуется "Господом Богом" (ЯХВЕ-ЭЛОХИМ). Зачем это масло масленное? Бог уже тогда знал, что явится религия ислама, ведь мусульмане - последователи сынов Измаиловых, а Измаил был первенцем Авраама. Именно поэтому Агарь назвала Бога "Видящим". Иисус (Иса для мусульман) говорил: "Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных."(Мф. 20:16). Произошедшие от первенца Измаила получили свое Откровение спустя много лет, а произошедшие от Исаака общались с Богом сразу. Господь Бог означает Иегова Аллах. Соединение религий сынов Авраамовых.

В исламе же Аллах имеет 99 имён:
Аллах(Аллаh) - Единый Бог.
ар-Рахман - Всемилостивый.
ар-Рахиим - Милосердный.
аль-Малик - Царь, Властитель всего сущего, Владыка Дня Суда.
аль-Къуддус - Священный, Святой - Чистейший.
ас-Салам - Миротворящий, наделяющий миром и благополучием Свои творения.
аль-Муъмин - Оберегающий, Дарующий безопасность, Дающий Веру, Проводник Веры, Гарантирующий защиту.
аль-Мухайюмин (аль-Мугеймин) - Хранитель, Спаситель, Защитник, Попечитель.
аль-Азиз - Могучий, Могущественный, Непобедимый, Несокрушимый.
аль-Джаббар - Подчиняющий, Могущественный.
аль-Мутакаббир - Величественный, Превосходящий.
аль-Халикъ - Создатель. Творец.
аль-Бариъ - Развивающий, Совершенствующий.
аль-Мусаввир - Созидающий.
аль-Гаффар - Прощающий.
аль-Къаххар - Покоритель.
аль-Ваххаб - Дарующий, Покрывающий.
ар-Раззакъ – Обеспечивающий.
аль-Фаттах – Открывающий, Разъясняющий.
аль-Алим - Всезнающий.
аль-Кабид – Сжимающий. Уменьшающий, Ограничивающий.
аль-Басит – Расширяющий, Развивающий, Увеличивающий.
аль-Хафед – Унижающий.
ар-Рафиъ – Возвеличивающий.
аль-Муизз – Усиливающий, Возвышающий.
аль-Музилль – Ослабляющий, Свергающий.
ас-Самиъ – Всеслышащий.
аль-Басыр – Всевидящий.
аль-Хакам – Судья, Решающий, Правый.
аль-Адль – Праведный, Справедливейший, Правосудный.
аль-Латиф – Проницательный, Понимающий,Благой, Мягкий, Нежный.
аль-Хабир – Постигнувший, Сведущий, Разбирающийся.
аль-Халим – Переносящий, Спокойный, Снисходительный, Кроткий.
аль-Азым – Великий, Величайший, Великолепный.
аль-Гафур - Всепрощающий, Милующий, Много прощающий, Исповедитель грехов.
аш-Шакур - Благодарный, Вознаграждающий.
аль-’Алий - Возвышенный, Высочайший, Высокочтимый.
аль-Кабир - Величайший.
аль-Хафиз - Хранитель.
аль-Мукъит - Выдерживающий, Стойкий.
аль-Хасиб - Знающий, Знатный.
аль-Джалиль - Величественный, Славный.
аль-Карим - Великодушный, Щедрый.
ар-Ракъиб - Стоящий на страже.
аль-Муджиб - Исполняющий.
аль-Васеъ - Всеобъемлющий.
аль-Хаким - Мудрый.
аль-Вадуд - Наиславнейший.
аль-Маджид - Любящий.
аль-Баис - Воскресающий.
аш-Шахид - Свидетельствующий.
аль-Хаккъ - Высшая истина.
аль-Вакиль - Управляющий, Уполномощенный.
аль-Къави - Наисильнейший.
аль-Матин - Стойкий, Твердый.
аль-Вали - Поддерживающий друг, Знающий друг.
аль-Хамид - Стоящий прославления.
аль-Мухсы - Знающий, Ведающий.
аль-Мубдиъ - Создатель.
аль-Муид - Обновляющий.
аль-Мухьи - Дающий жизнь.
аль-Мумит - Умерщвляющий (Усыпляющий).
аль-Хайй - Живущий.
аль-Къайюм - Вечносущий.
аль-Ваджид - Находящий.
аль-Маджид - Славный, Благородный.
аль-Вахиду аль-Ахад - Один, Единственен, Единый.
ас-Самад - Вечный.
аль-Къадир - Искусный, Способный.
аль-Мукътадир - Могущественный.
аль-Мукъаддим - Предоставляющий, Подающий.
аль-Муаххир - Откладывающий.
аль-Авваль - Первый.
аль-Ахир - Последний.
аз-Захир - Ясный, Явный.
аль-Батын - Скрытый.
аль-Вали - Правящий.
аль-Мутаали - Возвышенный.
аль-Барр - Источник всего благонравия.
ат-Тавваб - Принимающий покаяние.
аль-Мунтакъим - Мстящий.
аль-Гафу - Прощающий.
ар-Рауф - Милосердный.
Маликуль-мульк – Вечный владыка высшей власти.
Зуль-джаляли валь-икрам – Обладатель Величия и Радушия.
аль-Мукъсит – Праведный.
аль-Джамиъ - Собирающий.
аль-Гани - Независимый, Независящий.
аль-Мугни - Обогащающий.
аль-Маниъ - Отвергающий.
ад-Дарр - Опечаливающий.
ан-Нафеъ - Благосклонный, Благотворитель.
ан-Нур - Свет.
аль-Хади - Сопровождающий, Ведущий.
аль-Бадиъ - Несравнимый, Несравненный.
аль-Бакъи - Вечный.
аль-Варис - Высший наследник.
ар-Рашид - Правильный, Разумный.
ас-Сабур - Терпеливый, Терпеливейший.

Есть религия, а есть вера. Религия - совокупность Писания, знания, догматов, обрядов, церковных таинств и праздников. А вера - то, что живет в душе человека,то прекрасное чувство, что сближает нас с Господом Богом. И не важно, как мы Его именуем, важно - как верим в Него.


Рецензии