Ночи с Гюльнарой Андрея Дебабова

Книга с автографом
     В конце января 2017 года, в заключительной части литературного вечера, организованного подмосковным литературным объединением «Угреша» (г. Дзержинский) с успехом выступил лауреат премии имени Я.В. Смелякова поэт Андрей Дебабов, представивший свою новую книгу стихов «Ан Дехканин. Ночи с Гульнарой. 1001 песнь» (о прошлом и современности России в стиле восточной литературы). Этой же книге была посвящена презентация, состоявшаяся в Центральном Доме литераторов, на которой присутствовали читатели, ценители творчества поэта и представители поэтического бомонда столицы. Там я и получил экземпляр издания с дарственной надписью поэта, ставший поводом к продолжению  цикла «Книга с автографом».
     Андрей Сергеевич Дебабов родился 4 апреля 1947 года в Москве в семье военных разведчиков ГРУ. По матери поэт – потомок портретиста-акварелиста середины XIX века В. И. Гау, написавшего, среди портретов многих известных людей, нескольких изображений Н.Н. Гончаровой-Пушкиной-Ланской. В 1965 году вместе со школьным аттестатом, будущий известный поэт получил диплом программиста ЭВМ, тогда ещё весьма отдалённо напоминающих современные компьютеры.
    Поступив на физический факультет МГУ имени Ломоносова, Андрей выбрал специализацию геофизика, в душе оставаясь лириком. В институтах Академии наук молодой ученый занимался океанологией и космическими исследованиями, в том числе участвовал в запуске спутника с космодрома в Плесецке, участвовал в геофизических экспедициях на Камчатку, Сахалин. Работал на Курилах, в Якутии, Бурятии и в той части Атлантики, которая примыкает к загадочному Бермудскому треугольнику. В 1978 году Дебабов стал кандидатом физико-математических наук. В 1986 году учёный выполнял работу по моделированию твёрдого ледяного ядра кометы Галлея по фотографиям с советских аппаратов «Вега».
     Начало поэтического творчества Андрея Дебабова относится к 1963 году, а сам он по возрасту принадлежит к поколению шестидесятников, не желающих отрекаться от своих идеалов и в наши неоднозначные времена. Первый поэтический сборник поэта «Вступительный аккорд» увидел свет в издательстве «Прометей» в разгар горбачёвской перестройки, а до этого было несколько проб «самиздата». Подготовка первой книги принесла её автору опыт дизайна и позволила начинающему автору выступить в качестве частного издателя, создающего завершённые дизайнерские макеты книг с нуля. В это же время Андрей Дебабов участвует в писательском объединении «Апрель», а спустя десятилетие вступает в Союз писателей Москвы.
     В двухтысячные годы книги-билингвы творческой четы Уолтера Мэя и Людмилы Серостановой, изданные Андреем Дебабовым, были переданы авторами культурному центру имени Джавахарлала Неру в Москве, они нашли своего читателя  в России и в Индии. С этого времени Андрей Сергеевич принимал деятельное участие в деятельности Общества культурного и делового сотрудничества с Индией, а в апреле 2008 года с группой российских художников он побывал в Гималаях, посетил имение Рерихов в Наггаре и центры буддизма. Всё это способствовало формированию личностной системы миропонимания учёного и поэта Андрея Дебабова, не чуждой и православных канонов.
     К слову сказать, издание двуязычных книг московскими писателями в дальнейшем не ограничилось приведённым примером. Несколько книг в соавторстве с афганскими поэтами издал, в частности, известный московский поэт и переводчик Эдуард Хандюков.
      Итоги полувекового творчества Андрея Дебабова воплотились в его сборнике «Листы одного древа», куда вошли лучшие произведения, выдержавшие проверку временем. Главная идея этой книги – постижение мироустройства, участие в этом процессе лирического героя, рассуждения о предназначенье души человеческой, что особенно актуально в наше непростое время.
      И вот новая книга. С учётом вышесказанного, можно предположить, что её восточный колорит возник не на пустом месте. Правда, здесь он чаще только форма, призванная придать сентенциям, изрекаемым автором, весомость древних постулатов. Поэтической строкой разных размеров и стилей Андрей Дебабов доносит до читателя свои представления о различных личностях, событиях и периодах в истории страны.
     Конечно, эти оценки нельзя признать однозначными, да это и не нужно, ведь речь идёт о системе взглядов конкретной личности, пусть даже и наделённой поэтическим даром. Можно спорить или соглашаться с автором, но познакомиться с новой книгой Андрея Дебабова стоит. Критически относясь к явлениям и взглядам советского времени, поэт не забывает и события последних лет:
«Современная элита:
Своровал – и шито-крыто!
Под тюремные оковы
Не въезжают сурдюковы».
     Пока в первой книжке небольшого формата вышли 80 песен-ночей. Римская цифра «I» на обложке свидетельствует о том «разговор» с Гюльнарой продолжится. Книга вышла в издательстве «Серебро слов», г. Коломна.


Рецензии