Самокат. Санькины истории

               
               

       Если у пацана не было самоката, то какой же он пацан?! Прощалось отсутствие велосипеда (эта «игрушка» дорого стоила, и не всякая семья могла себе такое позволить), но самока-а-а-ат - это…
      Этот аппарат в домашних условиях мог смастерить любой мальчишка, ведь для его изготовления не требовалось большого ума. Стоило лишь один раз увидеть, вернее, подсмотреть как он устроен, а устроен он о-о-очень просто… Главное  было найти пару подходящих (пусть даже и старых) шарикоподшипников, а остальное  уже дело техники и небольшого усердия. При наличии необходимых материалов на изготовление этого чуда-аппарата уходило не более часа. Конструкция была несложная, а это значит, что…  В общем, эта история началась в один из жарких летних июльских дней.
      Папа с мамой  ушли на работу, а сестрёнку Зину Санька уже отвёл в садик. Чтобы как-то убить время, пока не пришёл дружок Вовка, наш Санька сел за стол и, высунув от усердия кончик языка (была у него такая привычка), стал старательно перерисовывать из газеты на тетрадный листок карикатуру пожарника. Эта фигура была так здорово нарисована, что у Саньки просто руки зачесались, а получится ли у него так же?!
     Аккуратно разлиновав с помощью линейки и карандаша карикатуру на квадраты и пронумеровав их, он точно такие же квадраты определил на развёрнутом тетрадном листе в клеточку, при этом увеличив их размер вдвое. Рисунок должен был получиться, как он и задумал,  в два раза больше. Этому способу переводить и увеличивать рисунки с оригинала Саньку научил их сосед художник-анималист дядя Вася. И вот через час усердного труда на тетрадном листе красовался пожарник, очень похожий на того, что был на газете, только в два раза больше. Наш герой уже заканчивал убирать стирательной резинкой остатки от карандашных квадратиков, как с улицы послышался непонятный вжикающий звук.
      - Са-а-аня, Са-а-ань! Ты дома?  Гулять-то выйдёшь? У меня вот самокат…
      - Ща-а-ас выйду, подожди, - прокричал в ответ Санька и, окинув оценивающим взглядом свою работу, удовлетворённо проговорил, но уже сам себе, - Получилось ведь, – а через минуту, хлопнув входной дверью, он уже выскочил на крыльцо.
      С другой стороны калитки, опёршись на прикалиточный  столбик, стоял дружок Вовка. Одной рукой держась за руль самоката, другую руку он козырьком приложил ко лбу и внимательно разглядывал что-то там, в конце улицы.
         - Покажи, - проговорил Санька и с интересом поглядел на новую Вовкину игрушку.
         - Чего показывать? Вот, смотри, - и он передал руль самоката Саньке, – Можешь даже  прокатиться, мне не жалко. Только смотри не шлёпнись. Это тебе не на велосипеде раскатывать, тут сноровка нужна, – и он, как бы с высоты опытного самокатчика, поглядел на нашего героя, хотя ростом был ниже Саньки на пол головы.
     Это был самый, что ни на есть, натуральный самокат, почти что магазинный, только вместо колёс стояли шарикоподшипники, и изготовлен он был руками Вовкиного папы в мехмастерской. Самым классным в этой самоделке, в отличие от самокатов, изготовленных руками детей, был руль – он непосредственно был связан с передним колесом. И чтобы повернуть самокат в ту или иную сторону, не надо было с него соскакивать, а ещё на заднем колесе-подшипнике приделан был тормоз.
       Ось же колеса детских самоделок, как переднее, так и заднее, были жёстко прикреплены к площадке, а так называемый руль представлял собой лишь опорную конструкцию для рук. За него можно было держаться во время езды, ну и при повороте переносить передок в нужном направлении. Покатавшись по очереди на Вовкином почти настоящем самокате, Санька для себя решил: «Хочу самокат, пусть даже примитивный, но… хо-очу!»
      Как-то в сарае среди папиных инструментов он видел пару старых подшипников. Хоть они и были разных размеров (один немного больше другого), но вполне подходили для самодельного самоката. Вечером, получив добро от папы, он положил подшипники в консервную банку и  залил их керосином, дабы те за ночь отмокли от ржавчины. И этой же ночью ему приснился удивительный сон, в котором был его новый сияющий всеми цветами радуги самокат. К площадке, куда вставала нога, были приделаны крылья, а к рулю -  пропеллер, как у самолёта.  И Санька, разогнавшись на нём, полете-е-ел прямо в бездонное летнее небо… хотя никакого мотора не было…
     Всё утро следующего дня было посвящено изготовлению того самого чуда из сна, конечно, без пропеллера и крыльев, но… В общем, к приходу Вовки, а тот появился около одиннадцати, у крыльца дома стоял новенький самокат ручного изготовления. Он, конечно, был куда-а-а проще, чем Вовкин, но это был самокат, и даже опробованный в деле…
      В этот раз Вовка приехал на отцовском велосипеде. Из-за своего маленького роста ему приходилось ездить на нём, ловко просунув правую ногу под верхнюю раму, ведь сидя на сидушке, или даже стоя, Вовка совсем не доставал до педалей. А так, ловко изогнувшись, он лихо раскатывал на этом монстре.
      После испытаний Санькиного самоката дружок ещё раз осмотрел его и с видом бывалого знатока проговорил: «Пойдёт, жалко, что тормоза нет, а так…»  И тут в его глазах будто чёртики запрыгали.
- Сань, а давай я твой самокат возьму на прицеп?! Ты представляешь, как это будет здорово. Тебе даже толкаться ногой не надо. Встанешь на площадку и-и-и-и…  А чтобы без поворотов, так по прямой улице поедем, она же ровная, асфальтированная ?! – идея была шикарная, и главное - вполне осуществимая.
- Щас, я только верёвку принесу, – проговорил увлечённый новой идеей Санька, - У нас в сарае есть небольшой кусок.
      Привязать один конец верёвки к рулю самоката, а другой к багажнику велосипеда  большого труда не составило. Вовка тихонько тронулся с места, верёвка натянулась, и самокат, слегка дёрнувшись, вместе со стоящим на нём одной ногой Санькой, покатился следом. Через секунду-другую и вторая нога уже стояла на площадке.
      - Поехали-и-и, - заорал от восторга Санька, ну, прямо как космонавт Юрий Гагарин, когда стартовал в космос, и уже от себя добавил, - Быстрее! Вовка, давай быстрее!
Дружок, постоянно оглядываясь, чтобы чего не случилось, прибавил скорости. Ровный жужжащий звук подшипника просто опьянил нашего героя – он как бы оказался в том самом сне, вот только не летел.  Хорошо, что ехали они почти у самого края дороги, да и машин-то не было…
     Звук непонятного хруста в переднем подшипнике заставил нашего героя чуть наклониться вперёд и вправо, чтобы глянуть – что же там такое происходит… Это, как я думаю, и спасло его от… короче, спасло от больших неприятностей.          
      Подшипник, как-то недовольно рыкнув, выплюнул в разные стороны стальные шарики. Следом вылетела обойма, и самокат клюнул передком. А взбрыкнув задним колесом-подшипником, как лошадь задними ногами, он скинул нашего ездока прямо на газон, что разлёгся справа вдоль дороги… Самого момента полёта Санька не помнит – его сознание на тот момент как бы самопроизвольно отключилось напрочь.
        И включилось оно как-то само собой. На газоне вдоль дороги были посажены деревья под названием «карагач». Сидя под одним из них наш Санька и очнулся. Самое интересное, что и Вовка этого героического полёта не увидел. Буквально за секунду до этого он отвернулся глянуть на дорогу перед собой,  и  на тебе… Его остановил лишь шум сзади – это лежащий на боку пустой самокат с шумом волочился за велосипедом.
        Вот что значит свезло. Ни одной серьёзной царапины, только бок чуточку побаливал – видно, ударившись о карагач Санька-то и затормозил…
- Сань, ну ты как? – испуганный Вовка стоял рядышком, не зная что и предпринять.
- Как-как, да нормально, - пробормотал Санька, криво улыбаясь, -  Жаль вот самокат придётся переделывать, а у меня другого подшипника нет…
     Сон почти сбылся, Санька-то всё-таки полетел, хоть и без крыльев и не в самое небо...
    


Рецензии